НОУ СПО МУРМАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ Работу выполнил студент группы ю -42 Скидан Вадим Работу выполнил студент группы ю -42 Скидан Вадим Научный руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. Содержание 1. Понятие предмета гражданского процессуального права 2. Метод гражданского процессуального права.
Advertisements

Арбитражный суд выполнил ученик Лицея 1547 г. Москвы Лопатников Олег.
Выполнила: Сатыбалова З.М. Гр. ПНК-12. В Российской Федерации орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием.
Представительство в суде. 2 Представительство (англ. representation) – правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Процессуальное право : гражданский и арбитражный процесс 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 2. УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 3. ПРОХОЖДЕНИЕ ДЕЛА.
Физические лица как участники арбитражного процесса.
ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСКОМ РУз. Создано ТКБ как небольшая помощь
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс Обществознание, 11 класс Тайпуров Давуд Тайпурович. Учитель высшей категории МБОУ СОШ с. Беной.
Презентация по дисциплине семейное право:. В соответствии с Семейным кодексом РФ алименты уплачиваются по решению суда (судебный порядок уплаты алиментов)
Гражданский процесс. Гражданско-процессуальное право: понятие, объект, субъект, принципы. Гражданско-процессуальное право – отрасль права, регулирующая.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам Выполнила: Перевесинская Анастасия Т-092.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
МОСКВА Правосудие -форма государственной деятельности,которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел Признаки.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
Арбитражный процесс ТЕМА: Понятие и сущность искового производства ВЫПОЛНИЛ: студент группы 28 ЮЗ-302 Нигаматуллин И.Р. РУКОВОДИТЕЛЬ: к.ю.н. доцент Фабрика.
Правовые основы защиты прав несовершеннолетних. Выполнила студентка 4 курса 1 группы факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Крячко.
Транксрипт:

НОУ СПО МУРМАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ Работу выполнил студент группы ю -42 Скидан Вадим Работу выполнил студент группы ю -42 Скидан Вадим Научный руководитель : Голубенко Н.С Научный руководитель : Голубенко Н.С

Исполнительное производство. Основы арбитражного процесса. Нотариальная форма защиты и охраны права. Третейские суды.

Литература: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. – М., Комментарий к Конституции РФ. – М., Андреева Л. Куда пойти судиться // Бизнес-Шанс. - СПб., N марта. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 года. Виноградова Е. А. Третейский суд в России. Законодательство, практика, комментарии. - М., Виноградова Е. А. Обращение в биржевую арбитражную комиссию: право или обязанность? // Хозяйство и право Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N // Ведомости СНД РФ и ВС РФ Ст Гражданское законодательство России: Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, Гражданский кодекс РСФСР / Состав. О. Ю. Шилохвост - М., Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ Ст Попов А. Арбитражные и третейские суды // Хозяйство и право Проект Федерального Конституционного Закона «О судебной системе в Российской Федерации». // Российская газета февраля.

Исполнительное производство

Исполнительное производство - это установленный законом порядок принудительного исполнения постановлений судов и других юрисдикционных органов. Исполнительное производство не следует полностью отождествлять с исполнением судебных постановлений. Во- первых, не все постановления нуждаются в исполнении (например, решения об отказе в иске, а также большинство определений суда первой инстанции). Во-вторых, не для всех решений, которые должны исполняться, необходим принудительный порядок. В частности, решения о признании, не нуждаются в государственном принуждении. Так, решения о признании права собственности исполняются либо путем регистрации права в компетентном государственном органе, либо путем предъявления в качестве документа, подтверждающего право (о признании права на долю в наследстве). В третьих, среди судебных постановлений, для которых нужно государственное принуждение, одна часть исполняется добровольно, другая - хотя и принудительно, но без использования механизма судебного исполнения. Так, в ст. 5 Закона "Об исполнительном производстве" говорится, что требования актов суда и других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Однако эти организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ Исполнительное производство регулируется Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997г., Федеральным законом РФ "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. и иными федеральными законами, установившими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, постановлениями Правительства РФ по вопросам исполнительного производства.

К иным федеральным законам относится, например Семейный кодекс РФ, в котором определен порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей, а также порядок уплаты и взыскания алиментов. Исполнение наказания в виде штрафа и приговора суда о конфискации имущества определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

УЧАСТНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Участниками исполнительного производства являются стороны, орган судебного исполнения, суд, прокурор, представители сторон, а также некоторые другие лица, либо принимающие участие при исполнении отдельных видов правоприменительных актов (органы опеки и попечительства), либо содействующие процессу принудительного исполнения (переводчик, понятые, специалисты, хранители арестованного имущества). В соответствии со ст. 29 Закона сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Взыскатель - гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия (передать денежные средства, имущество и др.) или воздержаться от их совершения

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки и снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Важнейшей обязанностью сторон является исполнение требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 31 Закона).

ПРАВОПРЕЕМСТВО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, перевод долга и др.) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, для которого все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую он заменил.

УЧАСТИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, учредительными документами, либо через представителей этих органов и должностных лиц, обязанных иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия (ст. 33 Закона). Права и охраняемые законом интересы как недееспособных граждан, так и ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают их законные представители.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ Представитель имеет право на совершение всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако имеется ряд действий, на совершение которых он получает право, только если это прямо оговаривается в доверенности. В ней должны быть специально перечислены его полномочия на предъявление и отзыв исполнительного документа; передачу полномочий другому лицу (передоверие); обжалование действий судебного пристава- исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денег) (ст. 35 Закона).

ЛИЦА, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ Закон определяет круг лиц, которые не могут быть представителями в исполнительном производстве. К ним относятся граждане, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или попечительством, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда. Однако судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда могут участвовать в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как их законные представители.

ОРГАН СУДЕБНОГО ИСПОЛНЕНИЯ Принудительное исполнение как актов судебных органов, так и других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов-исполнителей, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ. Ее возглавляет Главный судебный пристав Российской федерации. Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют Главные судебные приставы данных субъектов. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются Законом "Об исполнительном производстве" и Законом "О судебных приставах".

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ

Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнении, если он является родственником одной из сторон, их представителя или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, если он заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. При наличии оснований для отвода судебный пристав обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судебному приставу могут заявить взыскатель и должник. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала их совершения. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом.

Действия судебного пристава-исполнителя оформляются в порядке, установленном Законом "Об исполнительном производстве". Если решения судебного пристава- исполнителя, принимаемые при совершении исполнения (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительного сбора, наложение штрафа и другие), затрагивают интересы сторон и иных лиц, он выносит соответствующее постановление.

ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению актов судебных и других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения данных требований он вправе применить меры, предусмотренные Законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении возложенных на него функций влечет ответственность, предусмотренную законом Российской Федерации. Если судебному приставу-исполнителю препятствуют в совершении исполнительных действий или его жизни или здоровью угрожает опасность, он вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые обязаны оказывать ему такое содействие (ст. 42 Закона).

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СУДЕБНОМУ ПРИСТАВУ- ИСПОЛНИТЕЛЮ Судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, имеет право на получение вознаграждения в размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по документу неимущественного характера - пяти минимальных размеров оплаты труда. Если исполнительный документ исполняется частично по независящим от него причинам, то вознаграждение выплачивается ему пропорционально взысканной суммы из внебюджетного фонда развития исполнительного производства (ст. 89 Закона).

КОНТРОЛЬ ЗА СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕМ Суд вправе отменить действия судебного пристава-исполнителя в случае их обжалования. Кроме того, функции оперативного контроля и утверждения отдельных исполнительных действий с принятием Закона "0б исполнительном производстве" возложены на старших судебных приставов.

Только суду принадлежат следующие права: дача разъяснений по вынесенным решениям и другим судебным актам, подлежащим принудительному исполнению (ст. 17 Закона); отсрочка, рассрочка исполнения решения, а также изменение способа и порядка его постановления (ст. 18); приостановление и прекращение исполнительного производства (ст ); обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48); взыскание о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74); рассмотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 90)*; рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства (ст ).

ПРАВИЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В нормативных актах, регулирующих исполнительное производство, следует выделять правила, относящиеся к исполнению всех или большинства юрисдикционных актов, и правила определяющие особенности исполнения отдельных видов решений, постановлений. Общими для всего исполнительного производства являются нормы, устанавливающие круг участников исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности, порядок возбуждения исполнительного производства и способы исполнения, совершения исполнительных действий и движения исполнительного производства, его окончания, защиты интересов его участников, распределения сумм между взыскателями и др.

К особенным правилам относятся нормы, определяющие порядок обращения взыскания на имущество должника, на заработную плату и иные виды его доходов, особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, исполнения по спорам неимущественного характера и другие. Все они подразделяются обстоятельствами на три группы. Одна из них выражает специфику исполняемого акта. Так, все судебные постановления о присуждении делятся на акты - о взыскании денежных сумм; об изъятии предметов и передаче их изыскателю; об отобрании детей; о конфискации; о понуждении к совершению определенных действий (воспрещении действий). В исполнении каждого из этих видов судебных актов имеются свои, одному ему присущие особенности.

Вторая группа связана с личностью должника. Исполнение одной и той же разновидности решения будет отличаться в зависимости от того, кто выступает в качестве должника - физическое лицо либо юридическое. Наконец, третья группа особенностей касается только решений о взыскании денежных сумм и связана с особенностями правового режима объекта взыскания (недвижимое имущество, счет в банке, заработная плата и т.д.).

ОСНОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ По правилам исполнительного производства исполняются акты судов общей юрисдикции и правоприменительные акты других органов, для исполнения которых используются правила исполнительного производства. В Законе "Об исполнительном производстве" нет специальной статьи, посвященной основаниям исполнения.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Исполнительные документы - это документы, в которых выражается содержание основания исполнения и необходимость предъявления его до начала исполнительного производства. При этом исполнительный документ может иметь самостоятельное значение, составляться отдельно от документа, фиксирующего основание исполнения, В то же время документ, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполнительным документом.

Исполнительными документами являются: исполнительный лист (он выдается судами и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека) судебные приказы нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом

НАЧАЛО СРОКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

Закон определяет момент, с которого начинается течение сроков предъявления к исполнению документов: для исполнительных листов - со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления документа, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня его вынесения для судебных приказов - по истечении 10-дневного срока со дня их выдачи для требований контрольных органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств - со дня возвращения их банком или иной организацией взыскателю или направления судебному приставу- исполнителю для постановлений органов и должностных лиц по делам о наложении административных взысканий - со дня вынесения постановления По другим исполнительным документам срок предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом

ОКОНЧАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Окончание исполненительного производства означает не только исполнение основных обязанностей должника, подтвержденных этим документом, но и взысканием с него расходов по исполнению, исполнительский сбор, а также расходы по совершению исполнительных действий.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР Исполнительский сбор - денежная сумма, взыскиваемая с должника после начала принудительного исполнения. В соответствии со ст. 81 Закона в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор. Размер сбора составляет семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, а при неисполнении исполнительного документа неимущественного характера - пять минимальных размеров оплаты труда.

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В соответствии со ст. 90 Закона на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или на отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, изыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказ в совершении действия). Во всех остальных случаях жалоба подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава- исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения (отказа в совершении действия).

1.Основы арбитражного процесса.

Можно выделить следующие черты арбитражной процессуальной формы: 1) арбитражный суд и участники арбитражного процесса в своей деятельности связаны нормами арбитражного процессуального права; 2) участники арбитражного процесса вправе совершать только те действия, которые предусмотрены процессуальными нормами; 3) последовательность, форма и содержание процессуальных действий арбитражного суда и участников процесса имеют нормативное регулирование; 4) сторонам предоставлены равные возможности защищать свои права и законные интересы, использовать все установленные правовыми нормами процессуальные права для достижения цели процесса при неукоснительном выполнении процессуальных обязанностей.

Арбитражные процессуальные отношения возникают между арбитражным судом и другими участниками процесса по конкретному делу. При этом в качестве юридических фактов, служащих возникновению, изменению или прекращению этих отношений, выступают процессуальные действия, совершенные в пределах установленных законом или назначенных арбитражным судом сроков. Субъектами арбитражных процессуальных отношений выступает арбитражный суд, с одной стороны, стороны и другие участники процесса, с другой стороны. Между участниками процесса процессуальных отношений не возникает.

В отличие от материальных правоотношений (где подразумевается равенство субъектов) в процессуальных отношениях положение участников процесса и суда различное. В соответствии со ст. 1 АПК РФ арбитражный суд осуществляет правосудие, поэтому его полномочия носят властный характер. Однако при этом арбитражный суд несет обязанность перед сторонами и государством правильно и в соответствии с законом рассматривать и разрешать подведомственные ему дела при строгом соблюдении и уважении прав всех участников процесса. Объектом арбитражных процессуальных отношений выступают экономические споры хозяйствующих субъектов, отнесенные к подведомственности арбитражных судов ст. 22 АПК РФ.

Арбитражный процесс как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина

Арбитражный процесс как учебная дисциплина ставит своей целью изучение арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленный правовой опыт.

Источники арбитражного процессуального права

Источники арбитражного процессуального права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие арбитражное судопроизводство. Первым по значимости источником арбитражного процессуального права является Конституция РФ. В ней содержатся нормы, определяющие положение арбитражных судов в судебной системе РФ, закладываются основы деятельности арбитражных судов как органов, рассматривающих и разрешающих споры. Конституция является универсальным правовым источником для всех отраслей права, и арбитражное процессуальное право не исключение. Все иные источники арбитражного процессуального права можно классифицировать по двум основаниям: по юридической значимости и по предметной направленности

По юридической значимости выделяются следующие источники арбитражного процессуального права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции органов государственного управления и иных органов. Предметная направленность нормативных актов подразделяет их на следующие группы: специализированные акты - нормативные акты, регулирующие арбитражное судопроизводство; - другие акты - нормативные акты, регулирующие отношения в иной сфере, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие вопросы арбитражного судопроизводства или определяющие особенности рассмотрения некоторых категорий споров.

В Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определены задачи арбитражных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи арбитражного суда, полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержатся нормы, регулирующие другие отношения. АПК РФ подробно регламентирует все правоотношения в судопроизводстве, которые определяют состав арбитражного суда, подведомственность и подсудность споров, состав лиц, участвующих в деле, порядок судебного доказывания, предъявления иска, разрешения споров, пересмотра решений. Не является законом, но относится к специализированным источникам арбитражного процессуального права Регламент арбитражного суда РФ, в котором закрепляется порядок ведения заседаний, распределения работы между коллегиями и судьями, работа Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ

Стадии арбитражного процесса

Арбитражный процесс представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, объединенных в соответствующие группы.

Стадия арбитражного процесса - это совокупность процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и направленных к одной близлежащей процессуальной цели. Арбитражный процесс содержит восемь стадий. На стадии возбуждения производства по делу судья арбитражного суда единолично решает вопрос принятия искового заявления, определения подведомственности и подсудности дела, изучает иные вопросы, необходимые для принятия дела к производству. Стадия завершается вынесением определения о принятии дела к производству (ст. 106 АПК РФ). Однако при наличии оснований судья может отказать в приеме заявления или возвратить исковое заявление (ст. 108 АПК РФ). Стадия подготовки материалов к судебному заседанию преследует цель обеспечить правильное и своевременное разрешение дела арбитражным судом. Совокупность и содержание процессуальных действий на этой стадии предусмотрены ст. 112 АПК РФ.

Судебное разбирательство по праву считается основной стадией арбитражного процесса, так как на этой стадии споры рассматриваются и разрешаются по существу, дается окончательный ответ на все заявленные требования. Формой разбирательства дела является судебное заседание, которое, как правило, завершается принятием решения. Целый ряд стадий посвящен проверке законности и обоснованности принятых решений (определений) арбитражных судов. Это такие стадии, как: - производство в апелляционной инстанции; - кассационное производство; - производство в порядке надзора; - пересмотр вступивших в законную силу актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам

Завершаться арбитражный процесс по делу должен исполнением вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Исполнительное производство осуществляется по правилам, установленным АПК РФ, а также специальными законами, регулирующими отношения между взыскателем и должником и определяющими права и обязанности исполнительных органов

Нотариальная форма защиты и охраны права

Нотариат сегодня это система органов, на которые возло­жено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое за­ крепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Соответственно, правовым ак­том, регламентирующим его деятельность, являются Основы за­ конодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Кроме того, нормы, регулирующие организацию и деятель­ность нотариата, самым тесным образом связаны со многими от­раслями цивилистического законодательства (гражданским, се­мейным, жилищным и др.).

Руководствуясь указанными нормативными правовыми акта­ми, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нота­риусами предусмотренных законодательными актами нотариаль­ных действий от имени РФ.

Нотариальные действия юридически значимые действия, со­вершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных кон­ торах, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), а так­же уполномоченными должностными лицами консульских учреж­дений РФ. Из этого следует, что в состав нотариата входят: нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица, наделенные правом выполнять нотари­альные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.).

Именно эти органы и их должностные лица, занимающиеся нотариальными действиями на профессиональной основе, и рас­сматриваются как нотариат. Нотариальная деятельность не является предпринимательст­вом и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус, занимающий­ся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

Организация нотариата. Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его по­ручению министерствами юстиции республик в составе РФ, орга­нами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт- Петербурга.

Нотариальные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах в каждом районе города. Все нотариусы (но­тариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, яв­ляются государственными служащими и получают свою заработ­ную плату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции присваиваются классные чины. Минюст России ведет единую систему учета (реестр) государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ я устанавливается в соответствии с административным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Последние осуществляют и руководство нотариусами, занимающимися частной практикой. Они определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами

Полномочия нотариальной палаты определяются законода­тельством, а также ее уставом. Нотариаль­ная палата представляет и защищает интересы нотариусов, ока­зывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальное деятельности; совместно с органами юстиции организует стажи­ровку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты не экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятель­ности. Законодательством республик в составе РФ могут быть преду­смотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Федеральная нотариальная палата это также самоуправ­ляющаяся организация, высшим органом которой является со­брание представителей местных палат. Собрание утверждает Устав Федеральной палаты, избирает ее правление и президента, выполняющих текущую организационную работу.

1.Третейские суды.

Третейские суды для разрешения экономических споров, наряду с арбитражными судами - являются одной из альтернативных процессуальных форм защиты прав предпринимателей, различных организаций и предприятий. Но в отличие от судов арбитражных, третейские суды - это не осуществляющий правосудие государственный орган, а общественное образование, созданное на основе соглашения сторон.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений, когда все большее число хозяйствующих субъектов свободно заключает договоры и вступает в сделки, к помощи третейского разбирательства экономических споров стали прибегать гораздо чаще, чем это было в период плановой социалистической экономики. Появился новый вид постоянно действующих третейских судов - биржевые арбитражные комиссии. В последние годы принят ряд новых нормативных актов, обеспечивающих правовую основу для создания и развития системы третейских судов в России.

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами при взаимном соглашении (ст. 5 Положения), причем вопрос о том, действительно ли соглашение о передаче спора третейскому суду третейский суд решает самостоятельно (ст. 8 Положения). Если третейский суд признает отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда

Соглашение сторон - главное, но не единственное условие, обеспечивающее возможность третейского разбирательства. В соответствии с законодательством, на разрешение третейского суда может быть передан только экономический спор, подведомственный арбитражному суду. Иными словами, третейский суд не вправе рассматривать споры, возникающие в сфере управления и экономические споры, не подведомственные арбитражному суду. Наконец, третье условие передачи спора на разрешение третейского суда, предусмотренное законодательством, заключается в том, что такая передача возможна лишь до принятия дела к производству арбитражным судом. После возбуждения дела арбитражным судом обращение в третейский суд не допускается.

Третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. В Положении специально оговаривается, что третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи (ст. 5 Положения). Других ограничений для назначения судьи третейского суда - например, связанных с гражданством, возрастом или уровнем образования - Положение не предусматривает.

Третейский суд при разрешении споров руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории РФ, законами и иным законодательством республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами (ст. 18 Положения). В случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон, третейский суд может также применять нормы права других государств.

Интерес к деятельности третейских судов сегодня достаточно велик, так как разбирательство дел в третейских судах для их участников является, как правило, процедурой более простой и более экономичной, чем решение споров при посредничестве других судебных органов. Объясняется это несколькими обстоятельствами. Прежде всего, сторонам (истцу и ответчику) самим предоставляется право избирать себе судью или нескольких судей и определять (хотя и не полностью) порядок ведения дела (ст. 10 Положения). Кроме того, третейский суд оказывается значительно дешевле государственного: истец уплачивает третейский сбор, размер которого, по крайней мере на данный момент, значительно ниже государственной пошлины, взимаемой при обращении в арбитражный суд.

Таким образом, можно сделать вывод, что целью деятельности третейских судов является, прежде всего, охрана имущественных прав и защита законных имущественных интересов предприятий всех форм собственности или граждан, участвующих в предпринимательской деятельности.

Правовое положение третейского суда по законодательству Российской Федерации.

С 1992 г. система третейских судов действует на территории Российской Федерации на основании Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 г., «Закона о международном коммерческом арбитраже» и «Временного положения о третейских судах РФ», а также с учетом иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность арбитражных судов и гражданские правоотношения в РФ. В данном случае следует упомянуть Положение о третейском суде, утвержденное как Приложение к Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР от 11 июня 1964 г. Арбитражный процессуальный кодекс регулирует порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с Законом «Об арбитражном суде».

. В решении третейского суда должны быть указаны: 1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора; 2) наименования участников спора, фамилии и должности их представителей с указанием полномочий; 3) сущность спора, заявления и объяснения участвующих в рассмотрении спора лиц; 4) обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при принятии решения; 5) содержание принятого решения, распределение сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела; 6) срок и порядок исполнения принятого решения.