Основы административного права (АП) 1.Сущность, предмет и методы АП. 2.Субъекты, объекты и нормы АП. Взаимодейст- вие АП с другими отраслями права. 3.Административные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Advertisements

План урока 1. Сущность административного права. 2. Субъекты административного права. 3. Административное принуждение.
Административное право. Административное право (administratio – управление) считается одной из ведущих отраслей российского права.
Тема 10 Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. Понятие и виды земельных споров. Разрешение земельных споров. Юридическая.
А ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Выполнила: Семендеева Наталья, группа Пм-21.
Отрасли российского права Конституционное право; Экологическое право Административное право; Уголовное право; Гражданское право.; Трудовое право. Семейное.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Административное право. Административное производство. Малыхина Мария Николаевна, учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Правонарушение. Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Основы административного права. Предметом административного права являются общественные отношения в сфере исполнительной власти. Методом – совокупность.
Административное право Подготовил: Юрченков Влад.
Административное принуждение- этод еятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при.
Правонарушение. Правонарушение деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом. Деликтоспособность.
Правовая ответственность и ее виды. 9 класс. Правонарушение Правонарушение - это противоправное поведение ( деяние ) гражданина или учреждения, организации,
ПравоваяПравоваяПравонарушение Правонарушение - это противоправное поведение ( деяние ) гражданина или учреждения, организации, предприятия. Признаки правонарушения.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
Административные правонарушения. Административное правонарушение - виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на: Службы.
Тема г. 1. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами.
Транксрипт:

Основы административного права (АП) 1.Сущность, предмет и методы АП. 2.Субъекты, объекты и нормы АП. Взаимодейст- вие АП с другими отраслями права. 3.Административные правонарушения и административная ответственность. 1.Сущность, предмет и методы АП. 2.Субъекты, объекты и нормы АП. Взаимодейст- вие АП с другими отраслями права. 3.Административные правонарушения и административная ответственность.

Сущность АП АП – это совокупность правовых норм, регулирующих обществен- ные отношения, возникающие в процессе реализации исполни- тельной власти, т.е. государствен- ного (муниципального) управле- ния. АП регулирует отношения между личностью и государством, между гражданином и органами испол- нительной власти АП – это совокупность правовых норм, регулирующих обществен- ные отношения, возникающие в процессе реализации исполни- тельной власти, т.е. государствен- ного (муниципального) управле- ния. АП регулирует отношения между личностью и государством, между гражданином и органами испол- нительной власти

Роль АП права в современной РФ имеет конст- руктивную особенность - ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ отно- сит административное и административно-про- цессуальное законодательство, т.е. субъекты РФ вправе создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу. Ранее АП существовало в подзаконном формате. Роль АП права в современной РФ имеет конст- руктивную особенность - ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ отно- сит административное и административно-про- цессуальное законодательство, т.е. субъекты РФ вправе создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу. Ранее АП существовало в подзаконном формате. Сущность АП

Изменения сущности административного права в новой России 1.Изменение политической системы РФ деидео- логизировало законодательство. Гуманизация ин- ститутов государства и общества привели к перес- мотру концепции взаимоотношений государства и гражданина: - было - приоритет общественных, государст-венных интересов над личными; - стало - приоритет личных интересов, взаим-ной, равной ответственности государства и гражданина. 1.Изменение политической системы РФ деидео- логизировало законодательство. Гуманизация ин- ститутов государства и общества привели к перес- мотру концепции взаимоотношений государства и гражданина: - было - приоритет общественных, государст-венных интересов над личными; - стало - приоритет личных интересов, взаим-ной, равной ответственности государства и гражданина.

2.Организация государственной власти на основе тео- рии разделения властей привела к прекращению всевла- стия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятель- ности исполнительной власти и административного права, которое ранее обычно заменялось телефонным правом партийных чиновников. 3.Реорганизация федеративного устройства РФ закре- пила новые принципы федерации: - единство и суверенитет России в целом и одновреме- нно необходимый уровень самостоятельности ее субъек- тов, возможность решения вопросов развития террито- рии с учетом их национальных, экономических, конфес- сиональных и других интересов и особенностей. 2.Организация государственной власти на основе тео- рии разделения властей привела к прекращению всевла- стия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятель- ности исполнительной власти и административного права, которое ранее обычно заменялось телефонным правом партийных чиновников. 3.Реорганизация федеративного устройства РФ закре- пила новые принципы федерации: - единство и суверенитет России в целом и одновреме- нно необходимый уровень самостоятельности ее субъек- тов, возможность решения вопросов развития террито- рии с учетом их национальных, экономических, конфес- сиональных и других интересов и особенностей. Изменения сущности административного права в новой России

4. Переход к рыночным отношениям в экономике изменил сущность административного права. Го- сударство с помощью административного права усиливает свое воздействие на экономику, обле- кая экономические механизмы (цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д.) в админи- стративно-правовую форму. 5.Ранее административное право было совокуп- ностью подзаконных актов правительства, мини- стерств и ведомств, теперь это законы и акты Президента РФ, глав регионов. 4. Переход к рыночным отношениям в экономике изменил сущность административного права. Го- сударство с помощью административного права усиливает свое воздействие на экономику, обле- кая экономические механизмы (цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д.) в админи- стративно-правовую форму. 5.Ранее административное право было совокуп- ностью подзаконных актов правительства, мини- стерств и ведомств, теперь это законы и акты Президента РФ, глав регионов. Изменения сущности административного права в новой России

Предмет АП Предмет АП – это система общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет АП включает в себя пять составляющих его частей: 1. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления на всех уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. 2. Внутриорганизационные отношения всех государственных органов (имеет вспомогательный, обеспечивающий характер и регулируется нормами административного права). 3. Общегосударственный контроль на всей территории РФ от имени государства (имеет характер государственно-властных полномочий федерального уровня – контрольное управление Президента РФ: законость и целесообразность). Предмет АП – это система общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет АП включает в себя пять составляющих его частей: 1. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления на всех уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. 2. Внутриорганизационные отношения всех государственных органов (имеет вспомогательный, обеспечивающий характер и регулируется нормами административного права). 3. Общегосударственный контроль на всей территории РФ от имени государства (имеет характер государственно-властных полномочий федерального уровня – контрольное управление Президента РФ: законость и целесообразность).

Предмет АП 4. Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. 5. Общественные отношения, возникающие в деятельности обществен- ных объединений, кото- рым государство передало некоторые свои государст- венно-властные полномо- чия. 4. Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. 5. Общественные отношения, возникающие в деятельности обществен- ных объединений, кото- рым государство передало некоторые свои государст- венно-властные полномо- чия.

Метод АП – власть и подчинение Административно-правовой ме- тод предполагает неравенство сторон: воля одной из них главен- ствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотно- шениях органов исполнительной власти и учреждений, организаци- ций, органов исполнительной вла- сти и граждан. Метод предполагает состояние подчиненности воли одной сторо- ны по отношению к воле другой, т.е. одностороннее властвование (принуждение). Административно-правовой ме- тод предполагает неравенство сторон: воля одной из них главен- ствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотно- шениях органов исполнительной власти и учреждений, организаци- ций, органов исполнительной вла- сти и граждан. Метод предполагает состояние подчиненности воли одной сторо- ны по отношению к воле другой, т.е. одностороннее властвование (принуждение).

Нормы АП (НАП) НАП - определяют порядок создания, реорганизации и упра- зднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны право- вого статуса этих органов, структуру и процедуру деятельности. -устанавливают порядок создания, реорганизации и упразд- нения управляемых объектов (объектов АП) предприятий, уч- реждений и организаций; -регулируют деятельность объектов АП независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государствен- ной администрации; -определяют порядок прогнозирования, планирования и цено- образования, распределения материальных ресурсов, регули- рования заработной платы; -определяют права и обязанности граждан, механизм их реа- лизации и защиты от нарушений;

-устанавливают правовой статус обществен- ных объединений и органов общественности; -регулируют государственную и муниципальную службу -определяют, какие деяния (действие или без- действие) являются административными право- нарушениями, устанавливают виды и меры адми- нистративной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о правонаруше- ниях; -не регулируют внутреннее управление в част- ных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. -устанавливают правовой статус обществен- ных объединений и органов общественности; -регулируют государственную и муниципальную службу -определяют, какие деяния (действие или без- действие) являются административными право- нарушениями, устанавливают виды и меры адми- нистративной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о правонаруше- ниях; -не регулируют внутреннее управление в част- ных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Нормы АП (НАП)

НАП делятся на общефедеральные и региональные, материальные и процессуальные НАП делятся на общефедеральные и региональные, материальные и процессуальные Материальные НАП юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируе- мых АП управленчес- ких отношений, т.е. фактически их административно- правовой статус. Процессуальные административно- правовые нормы регламентируют динамику государственного (муниципального) управления и связанных с ним управленческих отношений. Процессуальные административно- правовые нормы регламентируют динамику государственного (муниципального) управления и связанных с ним управленческих отношений.

Субъекты АП (САП) САП - это участники общественных отношений, обладающие определен- ными правами и обязанно- стями: - физические лица (индивидуальные САП); -юр. лица (коллективные САП, организации и учреждения); САП - это участники общественных отношений, обладающие определен- ными правами и обязанно- стями: - физические лица (индивидуальные САП); -юр. лица (коллективные САП, организации и учреждения);

Административно-правовой статус граждан РФ АПСГ включает 4 элемента: правовой статус личности Человек – самый важный субъект адм. права! правовой статус личности Человек – самый важный субъект адм. права! статус гражданина РФ (права и обязанности) статус гражданина РФ (права и обязанности) социальный статус (студент, пенсионер, служащий, рабочий…) социальный статус (студент, пенсионер, служащий, рабочий…) особый статус (права и обязанности по желанию: охотник, рыболов, спортсмен… любители!) особый статус (права и обязанности по желанию: охотник, рыболов, спортсмен… любители!) Ego

Связь АП с другими отраслями права Административное право Гражданское право Трудовое право Конституц. право -исходное начало (правовой принцип); -конкретизирует, детализирует КП; -механизм реализации; -подведомственность и порядок подачи (рассмотрения) жалоб -исходное начало (правовой принцип); -конкретизирует, детализирует КП; -механизм реализации; -подведомственность и порядок подачи (рассмотрения) жалоб -издание актов АП (приказ о приеме на работу, зачислении в вуз…) -формирование гражданско- правовых отношений; -регулирование отношений между организациями; орган власти м.б. юрлицом -формирование гражданско- правовых отношений; -регулирование отношений между организациями; орган власти м.б. юрлицом Финансовое право Адм.-прав. регулир-е финанс-х отношений

Административное правонарушение (АП). 1. АП это прежде всего волевое деяние, имеющее выраженное вовне действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение)

Крайняя необходимость Крайней необходимостью признается действие, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или другим лицам, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Важно чтобы причиненный вред был менее значительным, чем вред предотвращенный. Например, водитель в случае затора на дороге выезжает на встречную полосу, чтобы скорее доставить тяжелобольного.

Административное - АдПр правонарушение Понятие административного правонарушения (АП) содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность»

Признаки АдПр 1. АдПр это противоправное деяние, нару- шающее JJ, причем не только администра- тивного, но и любой другой отрасли права, за нарушение которой предусмотрена админист- ративная ответственность!

Признаки АдПр 2. АдПр – это антисоциальное деяние. АдПр отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетель- вует постоянный обмен составами между администра- тивным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. 2. АдПр – это антисоциальное деяние. АдПр отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетель- вует постоянный обмен составами между администра- тивным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. 3. Административное правонарушение это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

Признаки АдПр Антисоциальность АдПр в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности, т.е. антиобщественности АдПр определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуальности наказания. Антисоциальность АдПр в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности, т.е. антиобщественности АдПр определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуальности наказания.

Состав административного правонарушения АдПр Административное правонарушение (АдПр) Объект Объектив ная сторона Субъект Субъектив ная сторона

Объект АдПр - это: общественные отношения (ОО), общественные отношения (ОО), урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба ОО возможно путем: причинения вреда субъекту общественных отношений (продажа спиртного несовершеннолетним) воздействия на вещь, по поводу которой возникло ОО (порча автобусной остановки) устранения себя из ОО, что влечет неисполнение обязанностей (нарушение сроков оплаты обучения, жкх, штрафа и т.д.).

Объективная сторона АдПр это действие или бездействие, которое запре- щено нормами административного или иных от- раслей права и за которое установлена админис- тративная ответственность по КоАП

Формы преступного деяния Действие Действие предполагает активное и сознательное поведение – физическое или вербальное. Бездействие Бездействие это пассивное и сознательное пове- дение, в основе которого лежит неисполнение ка- кой-либо обязанности, вытекающей из нормативно- правового акта. КоАП предусмотрен ряд правонарушений, основан- ных на неисполнении обязательных правил. Действие (активное поведение) Бездействие (пассивное поведение)

Субъекты административного правонарушения Меры административной ответственности применяются к граж- данам РФ, иностранцам и лицам без гражданства (апатридам). Административная ответственность наступает с 16 лет. -граждане РФ, иностранцы, апатриды; -должностные лица; -иностранные юридические лица; -военнослужащие; -владельцы транспортных средств -граждане РФ, иностранцы, апатриды; -должностные лица; -иностранные юридические лица; -военнослужащие; -владельцы транспортных средств

Субъективная сторона АП Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. В КоАП умысел и неосторожность не дифференцируются, на практике при назначении административного наказания это учитывается. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. В КоАП умысел и неосторожность не дифференцируются, на практике при назначении административного наказания это учитывается.

Прямой умысел. Косвенный умысел.

Формы вины в АП Неосторожность в форме самонадеянности (легкомыслие) присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить (например, проезд перекрестка на красный сигнал светофора). В том же случае, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности (например, распитие пива, курение, сквернословие в общественном транспорте). Если же лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, то вины в его деянии нет, следовательно, нет административного правонарушения.

Административная ответственность (АО) АО это самостоятельный вид юридической ответственности, в основе которой правомочие органа управления или должностного лица применить к совершившему административное правонарушение, меры административного наказания. Основанием АО является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность (АО) Административная ответст- венность устанавливается за- коном и подзаконными акта- ми. Некоторые общие поло- жения содержит Конституция РФ. Важнейшим актом, уста- навливающим администра- тивную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Ко- декс РФ об административ- ных правонарушениях (КоАП), состоящий из Об- щей, Особенной и Процес- суальной частей.

Административная ответственность (АО) В Общей части КоАП закрепляется юридический институт административной ответственности, административные взыскания и правила их назначения. В Особенной части дан перечень административных правонарушений, за которые устанавливаются определенные административные взыскания. Этот перечень открыт, т.к. правом принимать решения, предусматривающие административную ответственность, обладают, кроме федеральных органов государственной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями).

Административная ответственность (АО) В Процессуальной части установлены органы и порядок рассмотрения дел об административных правонаруше- ниях, а также исполнение административных санкций

Виды административных наказаний (АдНак) – ст. 3.2 КоАП За совершение административных правонарушений мо- гут применяться следующие административные наказания: - предупреждени - официально выносимое порицание управо-моченным органом в письменной форме, установленной зако-ном; - административный штраф - денежное взыскание, размер ко- торого определяется статьей, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение ; За совершение административных правонарушений мо- гут применяться следующие административные наказания: - предупреждени - официально выносимое порицание управо-моченным органом в письменной форме, установленной зако-ном; - административный штраф - денежное взыскание, размер ко- торого определяется статьей, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение ;

Виды административных взысканий - возмездное изъятие орудия совершения или пред- мета административного правонарушения. Принудительно изъятая вещь продается, а бывшему соб- ственнику вещи выплачиваются деньги, за ее продажу за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; - конфискация орудия совершения или предмета ад- министративного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации; - возмездное изъятие орудия совершения или пред- мета административного правонарушения. Принудительно изъятая вещь продается, а бывшему соб- ственнику вещи выплачиваются деньги, за ее продажу за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; - конфискация орудия совершения или предмета ад- министративного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

Виды административных взысканий - лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспор- тным средством и т. п.); - административный арест - содержание нарушителя в ус-ловиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за на-рушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30; - административное выдворение за пределы РФ ино- странного гражданина или лица без гражданства; - дисквалификация - лишение физического лица пра-ва занимать руководящие должности; -административное приостановление деятельности; -обязательные работы - лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспор- тным средством и т. п.); - административный арест - содержание нарушителя в ус-ловиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за на-рушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30; - административное выдворение за пределы РФ ино- странного гражданина или лица без гражданства; - дисквалификация - лишение физического лица пра-ва занимать руководящие должности; -административное приостановление деятельности; -обязательные работы

Задание на СРС 1. Прочитать ст.1.3 и гл.1 КоАП и составить таблицу разгра- ничения предметов ведения РФ и Субъектов РФ в административ- ном праве. 2. Разъясните суть основных и дополнительных мер администра- тивного наказания. Порядок применения. 3. Административный арест: содержание и порядок назначения. 4. Прокомментируйте гл.6 КоАП. 5. Дайте толкование терминам и определениям: - авторские, смежные, изобретательские и патентные права; - мелкое хищение; - хулиганство; воровство, хищение, грабеж; - законные представители юридического лица; - свидетель, обвинитель, понятой, потерпевший, подозрева- емый,подсудимый. Задания 1-4 сдать преподавателю до Можно по