ГИА по русскому языку - 2013 Сжатое изложение. Сжатое изложение текста – это емкая передача особенностей его содержания с учётом стилистической принадлежности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Advertisements

Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему !
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Транксрипт:

ГИА по русскому языку Сжатое изложение

Сжатое изложение текста – это емкая передача особенностей его содержания с учётом стилистической принадлежности и ведущего типа речи текста (проблематики, событийной канвы, описательных элементов, стилистических особенностей). Объем сжатого изложения колеблется от 1/3 до 2/3 в зависимости от степени сокращения исходного текста

Действие организатора Действие экзаменуемых Пример ное время, в мин. 1Поставить первый раз аудиозапись Прослушивают исходный текст 3 2Дать время на осмысление текста Работают с черновиками 5-8 3Поставить второй раз аудиозапись Прослушивают исходный текст 3 4Выключить запись. Объявить о начале написания изложения и возможности пользоваться орфографическим словарем. 5Пишут сжатое изложение

Последовательность работы при восприятии текста на слух. Прослушайте исходный текст. Сформулируйте основную тему и идею текста (О чем текст? Что хотел сказать автор?) Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений. Составьте подробный план, выделяя микротемы каждой части текста. Выберите способы компрессии для каждой части. Сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. Проверьте связь между частями изложения. Проверьте наличие авторского замысла. Напишите сжатое изложение.

Приемы компрессии текста 1. Содержательные приемы: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации; 2) Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Приемы компрессии текста 2. Языковые приемы: 1) Исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких синонимов; 2) Замены однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным местоимением, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, сложноподчиненного предложения простым; 3) Слияния нескольких предложений в одно.

Языковые приемы компрессии текста Сокращение текста. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежит там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен быть прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

Трансформация словосочетаний Дать подтверждение Проводить исследования Совершать вращение Процесс реакции Месяц май Свойство упругости Выдвинуть предположение - подтвердить -исследовать - вращать - реакция- - май - упругость - предполагать

Трансформация предложений Для того чтобы осуществить Для того чтобы получить Чтобы этого достичь Для того чтобы распределить Чтобы нагреть - для осуществления - для получения - достичь цели - для распределения - для нагревания

Сжатое изложение Важно понять, к какому стилю речи относится исходный текст и каков ведущий тип речи в нем. Это позволит определить, что можно сократить в исходном тексте, а что следует обязательно оставить.

Сжатое изложение Если ведущий тип речи рассуждение, важно сохранить тезис автора, то есть его главную мысль, вокруг которой строится рассуждение и основные аргументы. При этом можно сокращать развернутые иллюстрации, примеры, дополнительные, попутно сообщаемые сведения, описания, элементы повествования.

Сжатое изложение Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час. (из текста М. Чулаки) 53 слова

Сжатое изложение Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что оно казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час. 33 слова (62%)

Сжатое изложение Переименование городов и улиц казалось легким и быстрым способом изменить жизнь, ведь сменить название можно в один час. 18 слов (33%)

Сжатое изложение Если ведущий тип речи описание, важно сохранить описательную часть, особенности авторских образов, приемы и средства выразительности; при этом сокращать можно дополнительную, попутно сообщаемую информацию, элементы повествования и рассуждения, прямые авторские оценки, не связанные с описанием.

Сжатое изложение Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти. Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь... Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни? ( по В. Ткаченко ) 113 слов

Сжатое изложение Давно затянуло рваные раны земли. распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски. – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Но, может, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти. Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь... Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни? 77 слов (68%)

Сжатое изложение Нет лучшего памятника погибшим, чем яблоневый сад. В его благоухании навсегда растворился смрад горящего железа и смерти. Спасибо человеку, который придумал насадить сады на этой горькой равнине! Весной над садами, облитыми бело- розовой пеной, гремят ликующие хоры соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный? чем гимн торжествующей жизни 47 слов (41%)

Сжатое изложение Если ведущий тип речи повествование, важно сохранить последовательность событий и динамику, которая выражается глаголами, односоставными предложениями, неполными предложениями; при этом сокращать можно попутно сообщаемые факты, иллюстрации, примеры, развернутые описания, элементы рассуждения, авторские оценки.

Сжатое изложение Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. - Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки. - Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот. Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал: - Спасибо за подарок! (п о В. Дроганову )172 слова

Сжатое изложение Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. - Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – но улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но Такое заступничество только усиливало наше презрительное -высокомерное отношение к Бабушкину. Увидев Бабушкина, все сурово умолкли. Когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался, с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно словно святыню, взял её в руки, - Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот. Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал: - Спасибо за подарок!116 слов (67 %)

Сжатое изложение Петька поблагодарил меня за книгу, пожал руку. В класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Его мать часто приходила в школу, чтобы разобраться с теми, кто обижал его и сестренку. Это усиливало наше презрительное отношение к Бабушкину. Когда он поздоровался, никто даже не взглянул на него. Бабушкин поставил портфель на стол и увидел книгу. Он взял её в руки, пролистал – и восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и сказал: - Спасибо за подарок!78 слов (45 %)