Откуда крылья у крылатого выражения?. » Проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Первомайской средней общеобразовательной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Откуда крылья у крылатого выражения? Презентация учащегося 4 класса МОУ «Саскалинская СОШ» Ерофеева Владимира.
Advertisements

Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Почему мы так говорим ? Преснякова Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ « Малышевская средняя общеобразовательная школа» Преснякова Н.В., учитель.
Работу выполнили ученики 4 класса Б у х м и л л е р Ирина Р а й к о в с к и й Кирилл К у м е й к о Александра.
В большинстве своем, русские фразеологизмы пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рожденные в сказках, поговорках или пословицах,
Фразеология Из опыта работы Учителя начальных классов МБОУСОШ 13 имени А.Д.Знаменского Болкисевой Анны Алексеевны.
Путешествие в страну Фразеология Маршрут путешествия Знакомство с жителями страны. Каково происхождение фразеологизмов. В гостях у крылатых выражений.
Работу выполнил Шабанов Евгений, ученик 6 класса МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Руководитель: Жиркина Н.А., учитель русского.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Слова-паразиты в речи десятиклассников.. Часто ли мы обращаем внимание на неграмотную речь наших друзей? Почему мы привыкли к словам – паразитам и все.
П ОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК Россия в XVI – XVIII веках в XVI – XVIII веках.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
Почему фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями? Работу выполнила ученица 4 «В» класса гимназии 13 г. Красноярска Линник Марина.
В мире северной фразеологии. Цели исследовательской работы: 1) познакомиться с понятием фразеология; 2) узнать в чём особенности фразеологизмов Земли.
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
Когда так говорят? Когда так говорят? Урок развития речи в 3 классе. УМК «Школа России» Составитель: Архиреева Составитель: Архиреева Роза Гильфановна.
VIII общеобразовательная конференция учащихся гимназических классов «Учись учится!» В мире северной фразеологии Автор: Мещерякова Яна, ученица 5 «А» класса.
Филькина грамота. Урок развития речи в 4 классе. УМК «Школа 2100» Автор: Герасичкина Тамара Григорьевна (учитель начальных классов) МОУ сош 51 Г. Комсомольск-на.
Транксрипт:

Откуда крылья у крылатого выражения?

» Проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Первомайской средней общеобразовательной школы. »Узнать, как образовались некоторые фразеологизмы

Задачи : Определить понятие «фразеологизм»; Исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент; Проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм.

Что исследовали? Крылатые выражения фразеологизмы Фразеологический словарь Устная речь учащ-ся школы Словарь крылатых выражений

Фразеология- наука о значении и происхождении устойчивых выражений

Группа фразеологических оборотов, возникшая на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями ; Голова садовая Сколько лет, сколько зим Стоять как вкопанныйГде раки зимуют Семь пятниц на неделеПосле дождичка в четверг

Фразеологизмы, связанные с мифологией ; Гордиев узел Голубь мира Гвоздь программы Галопом по Европам Словно Мамай прошёл Всемирный потоп

Фразеологизмы, вышедшие из песен, сказок, загадок, литературных произведений. Василиса Премудрая Как с гуся вода Делу время -потехе час Илья Муромец Кузькина мать

Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы и для чего? Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов: голова садовая - (голова – «кочан капусты», садовая – «огородная») это рассеянный человек, невнимательный остаться с носом; - остаться без ничего. Быть кем-то обманутым на лбу написано; - о человеке понятно все без слов стоять как вкопанный; - не сходить с места. вешать лапшу на уши.- обманывать

10 класс 6 класс Уровень понимания значения фразеологических оборотов

Варианты ответов8 класс10 класс 1. Модно, современно26 2. Нужны в речи для связи слов39 3. Помогают точнее выразить свои мысли и чувства Делают речь ярче Вообще не употребляю25 : Вывод: основная цель употребления фразеологизмов в речи школьников: – нужны в речи для связи слов; – помогают точнее выразить свои мысли и чувства – делают речь ярче. «А для чего вы употребляете фразеологизмы?» ученики ответили так

Выяснили: Самое популярное выражение «Ни пуха, ни пера» Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Вывод такой, что в нашей школе учащиеся пусть не в большом количестве, но всё же используют в своей речи фразеологизмы, особенно старшеклассники.

Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Зарубить на носу В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Выводить на чистую воду Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду. А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном – пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

Всё трын-трава Таинственная «трын-трава» это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Всыпать по первое число Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

конец – делу венец Как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, если в него пристально вглядеться. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами.