Федеральная целевая программа «Модернизация системы повышения квалификации учителей в 2010-2012 гг.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Advertisements

«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
СЕМИНАР «О внедрении дистанционных технологий в деятельность образовательного учреждения» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в Приозерском районе МОУ ДОД.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Модернизация системы ДПО Основные характеристики, риски и результативность.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования.
Роль методической службы в обновлении содержания образования В.А. Евграфова Директор информационно- методического центра.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Транксрипт:

Федеральная целевая программа «Модернизация системы повышения квалификации учителей в гг.»

Система центров повышения квалификации учителей (ЦПК) Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач. Задачи повышения квалификации: развитие управленческих умений; изучение и анализ новых нормативно-правовых документов; содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя; оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.

Система центров повышения квалификации учителей (ЦПК) Программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических кадров проходят обязательную процедуру лицензирования. Нормативный срок обучения по всем программам повышения квалификации обычно составляет от 72 до 500 ч. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Статистика Сумма, выделяемая на повышение квалификации всех учителей в год, равна руб. Количество центров повышения квалификации в России 123 Суммарное число учителей общеобразовательных школ Среднее число учителей проходящих подготовку в год по России Среднее число учителей в год на один центр повышения квалификации Обязательное повышение квалификации1 раз в 5 лет Количество денег, выделяемых на одного учителя10 000

Цели повышения квалификации учителей в ЦПК, согласно опросу директоров школ Цели% 1Повышение уровня профессиональной компетентности, педагогического мастерства и профессионального роста учителя 48% 2Освоение учителями новых технологий и способов деятельности 27% 3 Изменение мировоззрения учителя, саморазвитие 9% 4Изменение практики образования6% 5Повышение качества образования5% 6Изменение содержания5%

Оценка обучения в ЦПК самими учителями Сами учителя оценивают переподготовку в ЦПК ниже, чем самостоятельную работу [1; 2]. Это объясняется тем, что большинство распространенных форм повышения квалификации ориентированы на рост научного уровня, а не педагогического мастерства. [1] Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Челябинск, [2] Панин Н. Нестандартная форма повышения квалификации // Высшее образование в России N 1.

Недостатки существующей системы ЦПК Не отвечает вызовам практики образования и личным потребностям учителей. Не ведет опережающую подготовку педагогических кадров к предстоящей деятельности. Существующая система повышения квалификации в основном действует как «сервисная» служба. Большинство учителей (более 70%), прошедших курсы повышения квалификации, ничего не меняют в своей практике.

Выделенные проблемы 1.Затратная, безальтернативная система без эффективного результата; 2.Отсутствие индивидуального подхода и учета потребностей учителей в обучении; 3.Несоответствие вызовам времени и неэффек- тивность имеющихся методов обучения в ЦПК; 4.Недостаточность спектра образовательных услуг в ЦПК; 5.Отсутствие эффективной системы оценки качества преподавания в ЦПК и оценки получаемых знаний.

Структура программы Цель Направление 1 Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.3. Направление 3

Цель программы Цель Направление 1 Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.3. Направление 3

Цель программы Разработать и внедрить эффективную систему повышения квалификации учителей на базе ЦПК с учетом: реальных потребностей российского образования, компетентностной модели учителя, современных активных форм обучения, индивидуального подхода в обучении, оценочной системы учителей и качества преподавания в ЦПК, с возможностью создания конкурентной среды в сфере повышения квалификации учителей. Срок реализации программы – гг.

Объект и предмет Объект управления – учителя. Предмет управления – центры повышения квалификации учителей.

Направления программы Цель Направление 1 Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.3. Направление 3

Направления программы 1.Отход от монополии и создание конкурентной среды в сфере повышения квалификации учителей; 2.Развитие спектра образовательных услуг с применением современных активных форм обучения и создание механизма индивидуального заказа учителя на основе компетентностной модели учителя; 3.Создание системы пред- и пост-оценки компетенций учителей,а также требований к качеству преподавания в ЦПК.

Направление 1 ЦельНаправление 1 Тактическая задача 1.1. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 1.2. Тактическая задача 1.3. Направление 2Направление 3

Направление 1 Отход от монополии и создание конкурентной среды в сфере повышения квалификации учителей

Тактическая задача 1.1. ЦельНаправление 1 Тактическая задача 1.1. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 1.2. Тактическая задача 1.3. Направление 2Направление 3

Тактическая задача 1.1. Внедрение и реализация системы грантов центрам повышения квалификации (возможность участия негосударственных учреждений, прошедших лицензирование, в конкурсе на получение гранта) Мероприятия: Подача заявки в Минобразование (включение программы 15 грантов в существующую систему); Создание нормативно – правовой базы программы 15 грантов (февраль – июль 2010); Разработка проекта минимума материально – технического обеспечения центров повышения квалификации за счет грантов (Ответственный информационно – ресурсный центр) (март 2010).

Тактическая задача 1.1. Индикаторы: % соотношение кол-ва заявок на получение грантов к общему количеству центров повышения квалификации

Тактическая задача 1.2. ЦельНаправление 1 Тактическая задача 1.1. Тактическая задача 1.2. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 1.3 Направление 2Направление 3

Тактическая задача 1.2. Изменение системы ваучеров на получение повышения квалификации Мероприятие: Инициация изменения порядка выдачи ваучеров (напрямую муниципальным образовательным учреждениям) Индикаторы: Вступление в силу новой системы выдачи ваучеров

Тактическая задача 1.3. ЦельНаправление 1 Тактическая задача 1.1. Тактическая задача 1.2. Тактическая задача 1.3. Мероприятие Мероприятие Направление 2Направление 3

Тактическая задача 1.3. Создание единого информационно – ресурсного центра (январь – март 2010) Функции центра: Информационно-содержательное обеспечение программы; Разработка проекта – минимума по материально – техническому обеспечению центров; Организация оценки эффективности, мониторинг текущей ситуации; Прохождение тренингов работниками центров повышения квалификации; Организация работы сайта; Координация региональных центров.

Тактическая задача 1.3. Мероприятия: Издание и утверждение законодательного акта, устанавливающего связи между информационно – ресурсным центром и региональными центрами; Регистрация и организация работы центра. Индикатор оценки: Кол-во работников образования, получивших информацию о данной системе (% соотношение информированных к не информированным) % соотношение к прошедших подготовку в альтернативных центрах к общему кол-ву центров Соблюдение сроков исполнения – 2 месяца % соотношение прошедших подготовку в дистанционных центрах к общему кол-ву

Результаты Направления 1 Реализация системы грантов центрам повышения квалификации; Изменение системы ваучеров на получение повышения квалификации; Создание единого информационно – ресурсного центра.

Направление 2 ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2 Тактическая задача 2.3 Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Направление 3

Направление 2 Развитие спектра образовательных услуг с применением современных активных форм обучения и создание механизма индивидуального заказа учителя на основе компетентностной модели учителя.

Тактическая задача 2.1. Цель Направление 1 Направление 2 Тактическая задача 2.1. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.2 Тактическая задача 2.3 Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Направление 3

Тактическая задача 2.1 Мониторинг потребностей учителей в образовательных услугах. Мероприятия: Экспертный опросы 12; Опросы учителей 200, 400; Профтестирование учителей до прохождения курсов повышения квалификации. Результаты: Выявление потребностей учителей в образовательных услугах позволит нам скорректировать курсы и программы обучения.

Тактическая задача 2.2. ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2 Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.3 Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Направление 3

Тактическая задача 2.2 Разработать и внедрить в систему обучения в ЦПК компетентностную модель учителя в соответствии с требованиями современной школы по 4 основным направлениям: 1.Предметное, 2.Психолого-педагогическое, 3.Информационное, 4.Управленческое. Результат: Компетентностная модель учителя будет выявлена по результатам комплексного исследования.

Тактическая задача 2.3. ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2. Тактическая задача 2.3. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Направление 3

Тактическая задача 2.3. Наполнение содержательной части образовательных программ в соответствии с потребностями учителей. Мероприятия: Оценка и доработка существующих программ, курсов, по которым проводится обучение в ЦПК Разработка новых программ, ориентированных на инновационные и активные формы преподавания. Результат: Качественные программы для повышения квалификации педагогов. Индикаторы: % учителей, удовлетворенных новыми программами.

Тактическая задача 2.4. ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2 Тактическая задача 2.3 Тактическая задача 2.4. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Направление 3

Тактическая задача 2.4. Совершенствование методик обучения с применением преимущественно инновационных технологий (активные формы преподавания, информационно-коммуникационные технологии) в ЦПК. Мероприятия: Разработать нормативный правовой акт, регламентирующий внедрение инновационных технологий в систему повышения квалификации педагогов Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в систему повышения квалификации педагогов Разработка программного обеспечения для внедрения дистанционных форм обучения.

Тактическая задача 2.4. Результаты: Внедрение инновационных технологий в процесс обучения в ЦПК Индикаторы: % иннновационных технологий, внедренных в процесс обучения в ЦПК

Тактическая задача 2.5. ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2 Тактическая задача 2.3 Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 2.6. Направление 3

Тактическая задача 2.5 Разработать механизм индивидуального заказа учителя – предоставить учителю возможность выбора направления и формы обучения (дистанционная, инклюзивная): Выбор содержания обучения; Выбор форм обучения; Выбор сроков обучения. Результат: Возможность выбора учителем наиболее приемлемых ему форм, сроков и содержания обучения. Индикатор: % учителей, выбравших определенную форму обучения.

Тактическая задача 2.6. ЦельНаправление 1Направление 2 Тактическая задача 2.1. Тактическая задача 2.2 Тактическая задача 2.3 Тактическая задача 2.4. Тактическая задача 2.5. Тактическая задача 2.6. Мероприятие Мероприятие Направление 3

Тактическая задача 2.6 Повысить уровень подготовки преподавательского и управленческого составов действующих ЦПК Мероприятия: Диагностика компетенций преподавательского состава ЦПК Привлечение новых специалистов (психологов, тренеров) Обучение преподавательского состава новым формам и методам работы Периодическая аттестация и переподготовка кадров Результат: Повышение качества преподавания в ЦПК Индикаторы: Количество привлеченных компетентных специалистов.

Формы обучения В ЦПК предполагается использовать различные формы обучения: лекции; мастер-классы; тренинги (в том числе видео-тренинги); семинарские и практические занятия; кейсы; лабораторные работы; семинары по обмену опытом; круглые столы; конференции; выездные занятия; стажировки; консультации (в том числе с использованием сети Интернет); курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая дистанционное (телекоммуникационное) обучение, проектно-аналитические сессии.

Результаты Направления 2 Выявление потребностей учителей в образовательных услугах и определение приоритетных программ по повышению квалификации педагогов. Развитая сетевая коммуникация педагогов. Возможность получения обучающих программ и консультаций он-лайн (в первую очередь, сельскими учителями) и сокращение ресурсных затрат. Качественные программы подготовки учителей, отвечающие современным требованиям. Сформированные команды профессионалов, занимающихся организацией образовательного процесса для учителей в центрах повышения квалификации.

Направление 3 ЦельНаправление 1Направление 2Направление 3 Тактическая задача 3.1. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 3.2. Тактическая задача 3.3.

Направление 3 Создание системы пред- и пост-оценки компетенций учителей,а также требований к качеству преподавания в ЦПК.

Тактическая задача 3.1. ЦельНаправление 1Направление 2Направление 3 Тактическая задача 3.1. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 3.2. Тактическая задача 3.3.

Тактическая задача 3.1 Оценка уровня компетенций до и после прохождения обучения в ЦПК. Мероприятия: Диагностика уровня компетенций учителей до и после прохождения курсов Открытые уроки учителей после прохождения курсов (ежегодно); Создание методического сборника и его последующий выпуск с публикациями учителей, прошедших обучение в ЦПК; Оценка компетенций учителей через год после повышения квалификации в ЦПК.

Тактическая задача 3.1. Результат: Получение данных о качестве работы ЦПК и уровне преподавания учителей после повышения квалификации в ЦПК. Разработанная программа по усовершенствованию проблемных моментов. Индикаторы: Процентное соотношение уровня компетенций педагогов до и после прохождения курсов.

Тактическая задача 3.2. ЦельНаправление 1Направление 2Направление 3 Тактическая задача 3.1. Тактическая задача 3.2. Мероприятие Мероприятие Тактическая задача 3.3.

Тактическая задача 3.2. Организация взаимодействия с учителями для выявления влияния обучения в центрах на их квалификацию. Мероприятия: Анонимный социологический опрос учителей, прошедших курс обучения в центрах; Создание «горячей линии» в ЦПК. Результат: Налаженный механизм обратной связи, получение информации о качестве работы ЦПК. Индикаторы: % учителей, дающих положительные отзывы о ЦПК, Количество звонков, поступающих на «горячую линию».

Тактическая задача 3.3. ЦельНаправление 1Направление 2Направление 3 Тактическая задача 3.1. Тактическая задача 3.2. Тактическая задача 3.3. Мероприятие Мероприятие

Тактическая задача 3.3. Подготовка группы асессоров для оценки готовности центров и выборочной проверки преподавателей Мероприятия: Отбор и обучение компетентных специалистов; Внедрение механизмов оценки в центрах повышения квалификации. Результат: Профессиональная группа асессоров Индикаторы: % преподавателей, прошедших центры оценки у асессоров

Финансирование 70% - федеральный бюджет (Министерство образования РФ) 30% - региональный бюджет

Риски 1.Секвестирование бюджетных средств 2.отказ от модернизации 3.коррумпированность в сфере образования (асессоров, экспертов, директоров и т.д.) 4.перенасыщение одного центра и незаполнение других 5.неоднородность развития региональных систем 6.изменение в законодательстве 7.сокращение финансирования со стороны заказчика 8.вывод компетенций, не соответствующих «идеальной модели» 9.недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы 10.рост социальной напряженности 11.непрогнозируемые риски

Ожидаемые результаты Разработка и внедрение эффективной системы повышения квалификации учителей на базе ЦПК с учетом: реальных потребностей российского образования, компетентностной модели учителя, современных активных форм обучения, индивидуального подхода в обучении, оценочной системы учителей и качества преподавания в ЦПК, с возможностью создания конкурентной среды в сфере повышения квалификации учителей.

Спасибо за внимание!