Муниципальное право Российской Федерации. Тема 3. Местное самоуправление как институт народовластия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Advertisements

Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
Местное самоуправление. Цель : Выработать понимание особенностей местного самоуправления в России Формировать активную жизненную позицию.
Местное самоуправление Бисултанов А. А Андреев Г..
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ)» Основные.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
Органы государственной власти взаимодействующие с религиозными объединениями.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Транксрипт:

Муниципальное право Российской Федерации

Тема 3. Местное самоуправление как институт народовластия

1.Местное самоуправление как основа конституционного строя 2.Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения 3.Местное самоуправление форма народовластия 4.Местное самоуправление уровень публичной власти 5.Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством Вопросы темы

В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на обособленой трехуровневой организации публичной власти,, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления. Реализация указанного концептуального подхода к организации государственного устройства РФ обеспечивается установлением конституционных норм о том, что природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности определяется обеспечением прав и свобод человека и гражданина; их решения и действия могут быть обжалованы в суд. 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

В Российской Федерации наряду с общегосударственными интересами (интересами народа Российской Федерации) признаются: общие интересы граждан, населения отдельных территориально обособленных частей государства (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), и гарантируется защита этих интересов. При этом из норм Конституции РФ о государственном устройстве следует, что интересы населения субъектов РФ и муниципальных образований признаются и гарантируются в качестве самостоятельных интересов, не подчиненных общефедеральным интересам. Конституция государственное гарантирует возможность реализации гражданами России права участия в управлении делами государства путем выражения своего мнения через федеральные, региональные, местные выборы и референдумы. Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения.

Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ. Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ. Это является федеральной гарантией демократичности организации публичной власти в Российской Федерации.

Право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции РФ, однако это выражение неоднократно использовалось в судебных решениях, в том числе решениях Конституционного Суда РФ. Это право можно рассматривать как интегральное право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан: участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участия; избирать в органы местного самоуправления, а также не участвовать в муниципальных выборах; быть избранным в органы местного самоуправления, а также отказаться от исполнения полномочий выборного лица; иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы; обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего заявления. Приведенный перечень прав не следует дословно из норм Конституции РФ, он несколько шире их. Однако данное расширение базируется на конституционных нормах, а именно на положениях ст. 37 Конституции, установивших право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также запрет на принудительный труд. 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

1. Право на местное самоуправление в контексте норм Европейской хартии местного самоуправления Вгляд на местное самоуправление как на право граждан, аналогичное иным правам и свободам человека и гражданина, следует признать некорректным. В рамках дискуссии о том, что есть местное самоуправление право или обязанность. Главным аргументом сторонников отношения к местному самоуправлению как к праву традиционно является ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, в которой (в редакции официального русского перевода) указывается, что "под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел...". Следует сразу же отметить, что в Хартии говорится не о праве граждан, а о праве органов местного самоуправления. И уже с этой точки зрения нельзя приравнивать право на местное самоуправление к личным правам граждан. Следует также указать, что корректность использования в данном контексте перевода термина "органы местного самоуправления" вызывает серьезные сомнения. Под термином "орган местного самоуправления" в России понимается учреждение, реализующее соответствующие властные полномочия. Но местное самоуправление это не власть учреждений, а форма власти народа это требование Конституции РФ (ст. 3).

Подход к местному самоуправлению как к форме власти народа в полной мере соответствует и положениям п. 2 ст. 3 Хартии, в котором установлено, что право "осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования", а также через формы непосредственной демократии. Первоисточниками Европейской хартии местного самоуправления являются аутентичные тексты на французском и английском языках. Исходя из заглавия Хартии выражение "местное самоуправление" является переводом английского "local self-government" и французского "lyautonomie locale". Слова в определении местного самоуправления, данном в Хартии, переведенные на русский язык как "органы местного самоуправления", во французской версии звучат как "collectivites locales", а в английской "local authorities". Термины текстов-первоисточников построены не по схеме орган (учреждение) по осуществлению местного самоуправления, как это сделано в русской версии, а являются самостоятельными терминами. При этом принципиально важно, что содержание этих терминов шире, чем обозначение только учреждений по осуществлению муниципальной власти. В частности, во французском языке упомянутое выражение применяется (в том числе) для обозначения территориальных образований, соответствующих российским муниципальным образованиям. Следует также отметить, что исходя из нормы абз. 9 преамбулы Хартии органы местного самоуправления как учреждения обозначаются терминами "decision-making bodies" (англ.) и "organes de decision" (фр.).

В официальной русской версии последние упомянутые термины переведены как "органы местного самоуправления", вследствие чего в названном абзаце преамбулы содержится положение о необходимости существования "органов местного самоуправления, которые наделены демократически созданными органами". Данное положение русской версии Хартии вызывает, как минимум, недоумение. Статья 3 Хартии определяет, что под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность объектов, именуемых в текстах-первоисточниках "local authorities" (англ.) и "collectivites locales" (фр.), регламентировать значительную часть публичных дел. Из преамбулы Хартии следует, что государства, подписавшие данный международный договор, признают, что названные объекты являются одной из главных основ любого демократического строя, что их существование обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, что защита и укрепление местного самоуправления является значительным вкладом в построение Европы, основанной на принципах демократии. Указанными нормами в Хартии констатируется: во-первых, признание существования в государстве, присоединившемся к Хартии, "local authorities" (англ.) /"collectivites locales" (фр.)/, т.е. факта, что население государства уже разделено на территориально обособленные общности, имеющие собственные интересы, обусловленные проживанием в соответствующей местности (муниципальном образовании); во-вторых, что реализация и защита этих интересов наиболее эффективно осуществляется органами публичной власти, сформированными населением указанных местностей; в-третьих, что защита указанных интересов является неотъемлемой частью демократического государственного устройства.

В Европейской хартии местного самоуправления вопрос о признании наличия "local authorities" (англ.) /"collectivites locales" (фр.)/ не рассматривается их объективное существование констатируется как очевидный, всеми признаваемый, а потому не требующий специального доказательства факт. В Хартии идет речь не о праве граждан на объединение в целях осуществления местного самоуправления, а о следующих шагах: о юридическом признании прав территориальных объединений граждан и установлении государственных гарантий реализации этих прав. Изложенное позволяет ставить вопрос о том, что действующий официальный перевод Хартии не вполне адекватен, поскольку Европейская хартия местного самоуправления говорит о местном самоуправлении как о власти населения, реализуемой, в том числе, через особые учреждения органы местного самоуправления, а официальная русская версия Хартии о власти органов местного самоуправления. Принципиальная разница в подходах заключается в следующем. Исходя из официальной русской версии речь идет о власти искусственно сформированных структур. Органы власти иными быть не могут они создаются (или не создаются) исключительно в соответствии с предписаниями нормативных актов. В Хартии же речь идет о властных полномочиях особых населенных образований, существование которых обусловлено объективными обстоятельствами, а именно наличием общих интересов их населения, проистекающих из совместного проживания людей на определенной территории, наличием исторических традиций. Такое понимание в полной мере корреспондируется и с нормой ст. 131 (п. 1) Конституции РФ: "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций".

Представляется, что решение проблемы перевода заключается в использовании в качестве русских синонимов "local authorities" (англ.) и "collectivites locales" (фр.) определений "муниципальное образование" или "местное сообщество". В пользу определения "местное сообщество" говорит его близость к понятию "население". Однако более приемлемым следует признать термин "муниципальное образование", поскольку у него имеется одно неоспоримое преимущество: он уже используется в федеральном законодательстве с 1 января 1995 г. Тогда как определение "местное сообщество" в федеральном законодательстве не применялось. Говоря о праве на местное самоуправление, необходимо указать, что это не аналог прав граждан, а элемент квалификации местного самоуправления как одного из проявлений власти народа, т.к. необходимо разделять право граждан на участие в местном самоуправлении и право населения на осуществление местного самоуправления. Право населения на осуществление местного самоуправления это одна из составных частей права народа на власть. Существом местного самоуправления является решение вопросов местного значения, а также иная деятельность по представлению и защите интересов местных сообществ (населения муниципальных образований). Но эта деятельность является не только правом, но и обязанностью решать вопросы местного значения, осуществлять иную деятельность, законодательно отнесенную к ведению местного самоуправления, нести ответственность за законность и целесообразность деятельности представителей населения.

В Европейской хартии местного самоуправления указано, что местное самоуправление осуществляется органами, состоящими "из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого голосования". Таким образом, именно население определяет перечень ключевых фигур, осуществляющих местное самоуправление, и передает им путем муниципальных выборов свои властные полномочия. При этом принципиально важно, что правовые последствия имеют не только действия, но и бездействие. Отказ от участия в муниципальных выборах допустим, но граждане должны понимать, что в результате выборов к власти приходит человек, осуществляющий властные полномочия от имени всего населения муниципального образования, что уровень жизни в каждом муниципальном образовании в значительной мере зависит от компетентности избранных лиц. Кроме того, бремя местного самоуправления включает в себя обязанности граждан: соблюдать общеобязательные правила, установленные органами местного самоуправления; взаимодействовать с муниципальной властью и ее представителями в формах, регламентация которых осуществлена как законами, так и актами самой муниципальной власти; воздерживаться от действий, осуществление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Еще один элемент бремени местного самоуправления ограничения отдельных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые федеральными законами в отношении выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.

Народ Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является единственным источником власти в Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление "признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации". Конституционными нормами установлено государственное устройство России, предусматривающее осуществление власти народа на трех относительно самостоятельных уровнях публичной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Функционирование данной трехуровневой системы власти, основано на следующих принципах. Все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ или федеральными законами. 3. Местное самоуправление форма народовластия

Воздействие федеральной власти на региональную и муниципальную, а также региональной власти на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов государственного контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти. Каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут и не совпадать, и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все эти интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе в целях защиты собственных интересов вторгаться в компетенцию иного уровня публичной власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при недостижении согласия в судебном порядке.

В Российской Федерации местное самоуправление как форма власти народа: обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, являющихся частью круга вопросов, подлежащих решению публичной властью; вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории (в соответствующем муниципальном образовании), физических и юридических лиц, учреждений, независимо от форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления; обладает механизмами государственного (осуществляемого от имени народа Российской Федерации) принуждения к признанию своей власти, в том числе в формах: законодательного установления обязательности исполнения решений, принятых населением на местных референдумах, и решений органов местного самоуправления, возможности обращения к судебной защите законных прав и интересов местного самоуправления.

Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения каждого отдельно взятого поселения или иной населенной местности. Интересы этих территориально обособленных частей государства (точнее, их населения) рассматриваются в качестве самостоятельных интересов, имеющих государственное значение, но не подчиненных интересам федеральной власти. Местное самоуправление в странах, где оно развито, используется в качестве структуры, позволяющей оптимизировать использование государственных ресурсов. Обеспечение гарантированного минимума текущих потребностей граждан является задачей государственного значения, и, следовательно, государственные средства на решение данной задачи должны выделяться независимо от наличия или отсутствия местного самоуправления. Местное самоуправление, будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, властью, подотчетной населению, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решения вопросов местного значения в формах, экономически наиболее эффективных в конкретных условиях каждого отдельно взятого муниципального образования. 4. Местное самоуправление уровень публичной власти

Именно из этой философии исходят страны Западной Европы, проводя реформы децентрализации, предусматривающие передачу полномочий по обеспечению жизнедеятельности граждан на уровень, максимально приближенный к населению, хотя при этом местные бюджеты зачастую состоят на 40 70% и даже более из дотаций, перечисляемых из бюджетов вышестоящих уровней публичной власти. Чаще всего позитивная роль местного самоуправления особо проявляется в периоды кризисных ситуаций в стране, когда происходит ослабление центральной власти и она становится в принципе неспособной вникать во все дела на местах. Так, поднятое реформами императора Александра II земское и городское самоуправление сыграло важнейшую роль в преодолении "кризиса Крымской войны" 50-х годов XIX в.; с помощью нэпа, неотъемлемой составной частью которого было усиление самоуправленческих начал местных Советов, был преодолен тяжелейший кризис гг.; политически и экономически сильное местное самоуправление начала 90-х годов прошлого века в значительной мере смягчило негативные последствия развала СССР и политики "шоковой терапии". За последнее десятилетие в Российской Федерации появилось немало публикаций по проблематике, связанной с осуществлением местного самоуправления, как по практическим, так и по теоретическим вопросам. Споры ученых, в основном, касаются вопросов содержания самого определения "местное самоуправление". Одни утверждают, что местное самоуправление это форма самоорганизации граждан, в силу чего оно является составным элементом института гражданского общества.

В поддержку данного тезиса приводится ст. 12 Конституции РФ, установившая, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Публично-властные полномочия местного самоуправления, исходя из данной концепции, являются вторичными. Эти полномочия государство передает местному сообществу как самоорганизованной корпорации в целях повышения эффективности их реализации, а также в целях освобождения органов государственной власти от решения вопросов, не имеющих общегосударственного или регионального (субъекта Российской Федерации) значения, не требующих концентрации материальных и финансовых ресурсов, значительно превышающих собственные возможности муниципальных образований, а также административной поддержки федерального или регионального уровней власти. Другие ученые считают, что ключевым в содержании определения местного самоуправления является реализация публично-властных полномочий, что является прерогативой государственной власти. В силу чего местное самоуправление это наиболее приближенный к гражданам нижний уровень государственной власти. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти носит формально-декларативный характер и преследует цель расширения возможностей адаптации государственных структур к конкретным проблемам населения. Представляется, что оба изложенных подхода абсолютизируют различные отдельные реально существующие аспекты местного самоуправления.

Концепция местного самоуправления, заложенная в Конституции РФ и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривает, что местное самоуправление это форма осуществления власти народа (т.е. институт, обладающий публично-властными полномочиями), подлежащая реализации на всей территории Российской Федерации, а не только в местах проявления инициативы граждан. Таким образом, местное самоуправление это публичная власть, инициированная государством. Но одновременно Конституцией РФ определено, что муниципальная публичная власть отлична от государственной власти. Существо этого отличия в гораздо более широкой вариативности организационных форм осуществления местного самоуправления, конкретизация которых отнесена к ведению населения каждого из муниципальных образований (местных сообществ).

Понятие защиты интересов и прав местного самоуправления предполагает широкий спектр механизмов отстаивания законных интересов различных субъектов права. Можно выделить следующие группы интересов, подлежащих отстаиванию в рамках правовой защиты местного самоуправления: защита прав граждан на местное самоуправление; защита прав муниципальных образований на местное самоуправление; защита граждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права и свободы человека и гражданина. Необходимо отметить, что из перечисленных форм в Российской Федерации в наибольшей мере законодательно обеспечена защита граждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права и свободы человека и гражданина, в то время как законодательное обеспечение первых двух из вышеупомянутых направлений правовой зашиты местного самоуправления еще находятся в стадии становления. Такое положение связано с тем, что проблема защиты прав на местное самоуправление возникла относительно недавно. Впервые однозначное указание на государственную защиту местного самоуправления было сделано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 133). За прошедшие годы законодательство пополнилось нормами, направленными на реализацию указанной конституционной нормы, однако до сих пор осталось множество неурегулированных проблем. 5. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Среди наиболее эффективных механизмов государственной защиты прав граждан и муниципальных образований следует выделить судебную систему. Вместе с тем необходимо отметить, что наряду с судебной защитой имеются и внесудебные механизмы отстаивания законных интересов граждан и муниципальных образований. Защита через систему прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) определено, что "органы прокуратуры Российской Федерации, другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов". Граждане и муниципальные образования (уполномоченные ими лица) могут обратиться за защитой своего законного права в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. Эта позиция соответствует и положениям ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, где говорится об органах местного самоуправления как субъектах права государственной защиты. К мерам прокурорского реагирования, в частности, относится принесение протеста на противоречащий закону правовой акт либо представление об устранении нарушений закона. В установленных законом случаях прокурор вправе вынести предостережение о недопустимости нарушения закона либо постановление о возбуждении уголовного дела или административного производства, а также принять иные меры.

Наряду с прокуратурой граждане и муниципальные образования вправе осуществлять защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством иными способами. Защита через обращения к вышестоящему органу (лицу) Конституцией РФ закреплено право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), в том числе обжалование в административном порядке (в вышестоящий орган) действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. При этом необходимо иметь в виду, что не всегда имеется вышестоящий по подчиненности орган (лицо). К примеру, жалоба главе местной администрации на действия руководителя структурного подразделения администрации может привести к отмене решением главы администрации обжалуемого решения его подчиненного. А жалоба губернатору на действия главы муниципального образования может и не привести к аналогичным правовым последствиям. Защита через институт Уполномоченных по правам человека Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. 1- ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В ряде субъектов Российской Федерации введен также институт региональных Уполномоченных по правам человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться: в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Указанная деятельность Уполномоченного может быть направлена на защиту права граждан на осуществление местного самоуправления, в частности, на защиту отдельных составляющих данного права, таких, как право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления, и пр. Защита через деятельность негосударственных (общественных) организаций Защита прав граждан, в том числе на местное самоуправление, может обеспечиваться также посредством деятельности отдельных негосударственных организаций. Например, таких, как Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Союз российских городов, Центр правовой поддержки местного самоуправления, иные специальные или научно-исследовательские учреждения и организации. Это может выражаться в осуществлении независимой правовой (научной) экспертизы соответствия правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а также подготовке заключений на проекты законов и иных нормативных актов в сфере местного самоуправления. Также значительное место в деятельности данных организаций занимает обеспечение представительства интересов местного самоуправления на федеральном уровне власти и в сфере международных отношений.

В то же время в российском законодательстве отсутствуют процессуальные механизмы, необходимые для эффективного осуществления указанными органами своих функций, а именно по контролю за законностью деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также законодательством Российской Федерации не определены правовой статус и последствия вынесения заключений государственных органов или уполномоченных негосударственных организаций о несоответствии закону правовых актов органов власти, нарушающих права и свободы граждан. Защита через деятельность международных организаций Конституция РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право использовать международные механизмы защиты. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В то же время обращение в Европейский суд по правам человека (Страсбург) для защиты права на осуществление местного самоуправления в настоящее время невозможно. Данная ситуация связана с тем, что в Европейском суде рассмотрению подлежат лишь дела, вытекающие из нарушения прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1984 г.), которая не содержит указание на право на местное самоуправление.

В то же время в Протоколе 1 к данной Конвенции установлено, что Стороны обязуются проводить свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти. Несмотря на то, что даже представительные органы местного самоуправления формально не относятся к законодательной власти, представляется возможным применение данной нормы в качестве общего принципа и в целях защиты права российских граждан на избрание органов местного самоуправления. Институт самозащиты прав Согласно п. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Еще более четко данное право оговаривается в ст. 14 Гражданского кодекса РФ: допускается самозащита гражданских прав; способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В Российской Федерации наиболее типичной формой самозащиты своих законных прав является неисполнение гражданами решений органов государственной власти, нарушающих данные права., либо обращения в суд о защите нарушенных прав и свобод.