Подготовила ученица 11 Б класса Михайлова Анжелика
Родился 5 марта 1908 г. в с. Большие Арабузи Буинского уезда(с. Первомайское Батыревского р-на). Окончил Ульяновский чувашский педагогический техникум (1928), учился в Литературном институте им. А.М. Горького (1935–37). Был учителем Тигашевской школы Батыревского р-на (1928–29), зав. Ходаровской школой колхоз. молодёжи Шумерлинского р-на (1929–30), ответствен. секретарь Батырев. район. газеты (1930–32). Редактор Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме Чуваш. АССР (1932–36), сотрудник Дома народ. творчества (1936–37). В 1955–57 член редколлегии и ответствен. секретарь альманаха «Т ă ван Ат ă л». Репрессирован в 1937, освобождён в Реабилитирован.
Первые стихи поэта появились в журнале «Сунтал» (1924). В раннем периоде его творчества большое место занимает лирика: стихи о юношеских мечтах, возрождении родного края и проблемах культур. традиций; поэмы «Савни парни» (Подарок любимой, 1927) и «Сĕрĕмре» (В угаре, 1927). В произведениях чувствуется некоторое влияние С.А. Есенина, А.И. Безыменского. В 1930-е гг. в творчестве значител. место занимает граждан. лирика, в к-рой он призывает к актив. участию в строительстве новой жизни, характер. черты этого времени особенно сильно проявились в поэме «Çĕр чĕлхи» (Язык земли, 1930, 1932), посвящённой коллективизации в Чувашии и написанной в форме стихотвор. репортажа. Также публицистичны поэмы «Октябрь тант ă шĕ» (Ровесник Октября, 1932), «Ăртиван мучи Ямаша кайса курн ă радиотамаша» (Поездка деда Эрдивана в Ямашево, 1934).
Поэзия 1950-х гг. отличается прежде всего своей философичностью. В поэме «Тай ă р» (Тайр, 1949–56) автор, передавая размышления о судьбе поэта- революционера Тайра Тимкки через описание своих горьких впечатлений из жизни в ссылке в Краснояр. крае, переходит к обобщениям о духовных ценностях родного народа. В последние годы М. написал немало коротких стихов (посвящения и эпиграммы). Он является автором рецензий и статей с глубоким анализом произведений различ. жанров, из них особо выделяется статья «Пурн ă ç ч ă нл ă хĕ» (Правда жизни, 1956) о поэме А.Е. Алги «Хам ă рьялсем» (Односельчане). В критике отстаивал правдивость изображения жизни, высокую художественность и богатство языка. Этой же мыслью пронизаны его дневниковые записи и письма. М. написал ряд рассказов и очерков: «Мам ă к утравĕ» (Хлопковый остров, 1934), «Туркмен кавирĕсем» (Туркменские ковры, 1934).
Последний период творческой деятельности В. Митты, пришедшийся на годы после реабилитации, был особенно ярким и плодотворным. Он создал поэму "Тай ă р" (Таэр), которая вошла в сокровищницу чувашской поэзии. Подготовил и выпустил книгу "К ă м ă лтан" (От души). Народный поэт Чувашии Геннадий Айги, считавший В. Митту своим духовным учителем, писал: "В любом самопроявлении Митты – в поэтическом слове, в письме, в беседе, в поступках – всегда было нечто "сократическое" - скромное, малословное (и поэтическое по красоте) напоминание об очень древних и самых драгоценных моментах чувашской этики и чувашской эстетики". Митта Васьлей был подлинным мастером художественного перевода. На чувашский язык перевел трагедию "Борис Годунов" А. Пушкина, роман "Фома Гордеев" М. Горького, стихотворения Г. Гейне, С. Есенина, М. Джалиля, С. Кудаша, произведения Н. Чернышевского, Н. Островского, Л. Кассиля, В. Овечкина. Талантливый чувашский поэт ушел из жизни на 49 году жизни и похоронен в родном селе.
Изданы книги: «К ă м ă л» (Лирика, 1932), «К ă м ă лтан» (От души, 1956), «К ă м ă л ă мпа шух ă ш ă м» (Думы и мечты, 1959), «Думы мои, мечты мои» (1976), «Кĕрхи илем» (Осенняя краса, 1978), «Çак юрра эп ахаль мар юрлар ă м» (Я недаром эту песню спел, 1990) и др. Наиболее полно творческое наследие М. представлено в двухтомнике «Çырнисен пуххи» (Собрание сочинений, 2004, 2005). Именем В. Митты названа Чебоксарская чувашская национальная гимназия.