«В сердце светит Русь…» «В сердце светит Русь…» По творчеству С.А. Есенина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Advertisements

Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ … Литературная гостиная по творчеству С. Есенина Размещено на.
«..Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему.
Тема Родины в стихах Сергея Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь С.Есенин.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Тема родины в творчестве Сергея Есенина Выполнил ученик 11м класса Озеров Александр Учитель русского языка и литературы Фукс Ирина Петровна.
Есенин- один из певцов неувядающей России. Его поэзия – словно мы сами. Он обладал редким свойством открывать и постигать стороны народной души, сложной.
Значение слова Родина по словарю Ефремовой: Родина – 1) место рождения кого-либо. 2) место появления, возникновения чего-либо. Ожегова: Родина - место.
Выяснить,почему Сергей Есенин уделяет внимание русской природе? Как он ее описывает, чем является для него природа? Какое влияние оказал образ природы.
Тема Родины в лирике Есенина Выпускницы 11 класса «Б» гимназии 1528 Коровашкиной Марии Учитель: Давыдова Наталия Борисовна.
Авторы: Бурашникова Виктория, Гундяева Юлия, Петрова Марина, ученицы 9 класса. Руководитель: Н.Ю. Жданкина, учитель русского языка и литературы и литературы.
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Творчество С. А. Есенина МОУ Казаковская ООШ с. Казаково 2010 г.
« Моя лирика жива Одной большой любовью, Любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». С.Есенин.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе.
Транксрипт:

«В сердце светит Русь…» «В сердце светит Русь…» По творчеству С.А. Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» С.А. Есенин

Истоки творчества Есенин рос, дыша атмосферой народной поэзии. Семья вдохнула в душу будущему поэту веру и любовь к родине. Православные мотивы воплотились в есенинской поэзии дореволюционных лет с невиданной полнотой. Но позже сам поэт решительно отвергал в себе религиозность и мистицизм, объявляя религиозную символику и церковную лексику в своей поэзии условиями воспитания и той среды, где он вращался в начале своего творческого пути. К разного рода туманным образам в своей лирике сам поэт предлагал относиться как к романтике, « как к сказочному в поэзии ».

Родина видится поэту в зеленой шири бескрайних полей с вешними зорями и заоблачной синевой небес, в речных заводях и дремучей глуши лесов, в которых светятся заневестившиеся березки, загадочные клены, кроткие ивы и печальные ели. Поэтический мир Есенина многоцветен. Он не ошибался, когда писал о себе: Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.

Есенин вошел в литературу в годы ломки социальных отношений, и поэтому его волновал не только «покойный уголок» «голубой Руси», а вся «далекая и близкая» Родина простых тружеников-хлебопашцев с их невыплаканной песней о тяжелой доле: Сердце гложет плакучая дума… Ой, не весел ты, край мой родной. Или: Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?

В ряде стихотворений поэта, написанных в годы империалистической войны, была выражена ненависть к ней, несущей людям гибель, разорение и неутешные страдания. Говоря о страшном горе невесты, потерявшей на войне своего суженого («Узоры»), поэт психологически тонко передает ее страдания через градацию – постоянно нарастающую напряженность чувства девушки: «девушка вышивает», «девушка рисует мертвых на поляне», «девушка склонилась, помутился взор», «девушка тоскует», «девушка рыдает», «девушка, как призрак, плачет у окна».

Даже стихотворения Есенина о Животных («Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»), созданные в разгар войны, воспринимались современниками как антивоенные произведения, осуждающие зло и насилие, взывающие к доброте и человечности на земле.

«Вот уж вечер. Роса...» (1910) Это стихотворение Есенин обозначил в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как «самое первое». На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, «прислонившись к иве», а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: «Вот уж вечер» намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) В данном стихотворении Есенин восклицает: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». От произведения веет святой Русью, которой нет конца и края «Только синь сосет глаза», девичьим смехом и веселым плясом. Здесь хаты «в ризах образа», а герой «смотрит... поля», как «захожий богомолец». Тем сильнее звучат заключительные строки. Ради любви к родине поэт готов ослушаться святую рать и отказаться даже от рая.

«Край ты мой заброшенный...» (1914) Главным содержанием произведений конца 1914 начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении «Край ты мой заброшенный...» дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать.

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей- главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни: Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей, По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина « заморозь злая ». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: « сумерки долгие, зимние » и « сумерки мглистые ».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»: Но люблю тебя, родина кроткая! А за что разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. В третьей главке опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою? В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат: В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя главка это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни: Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Особенность есенинского стиха Сергей Есенин – мастер пейзажной лирики. У него поразительно зоркий и обостренно- пристальный взгляд на природу. К неповторимо есенинскому восприятию природы нельзя привыкнуть, она не может оставить чуткого читателя равнодушным, а молодому читателю может приоткрыть тайну глубокого постижения прелести родного края. Читая Есенина, нельзя не восхищаться белым перезвоном березок, алым светом зари, могучим блеском солнца, блестящей росой на крапиве и даже светящейся оловом холодной лужей.

Пейзажная лирика Есенина многокрасочна, многоголоса, физически ощутима. Самые любимые цвета поэта – синий и голубой, столь созвучные скромной, неброской природе его родины – «страны березового ситца». В эти цвета он украшает леса, чащи, поля, степи, сады, деревья, листья, воду, облака, солому и даже времена года и летние месяцы («Май мой синий, июнь голубой»). Эти цветы передают радостное, свежее, элегически- задумчивое, иногда романтически-тревожное восприятие мира.

В стихах Есенина незачем искать внешнего правдоподобия (у него ворон может быть не привычно черным, а желтым, сорока – золотой, лебедь – красным, трава – голубой, прическа – зеленой, а шерсть собаки – синей). Человеку, лишенному воображения, непривычный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни, что Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необычном ракурсе. В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии. В стихах Есенина незачем искать внешнего правдоподобия (у него ворон может быть не привычно черным, а желтым, сорока – золотой, лебедь – красным, трава – голубой, прическа – зеленой, а шерсть собаки – синей). Человеку, лишенному воображения, непривычный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни, что Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необычном ракурсе. В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии.

Воспеваемая им природа очеловечена: она дышит, двигается, живет, печалится и радуется вместе с человеком, как человек. Солнце у него, свесив ноги на бугор, глядит в озера или же, как кошка, трогает волосы поэта, «месяц в облачно тумане водит с тучами игру», а луна хохочет, как клоун. Резвый ветер засыпает, а проснувшись, роняет с кудрей шапку; он может петь и плакать. Нередко поэт и вовсе не проводит границы между живой и неживой природой: В чаще ветер поет иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг.

Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные: не случайно многие из них стали популярными песнями («Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Отговорила роща золотая», «Письмо матери» и др.). А разве не слышится мелодия в словах поэта «не звенит лебяжьей шеей рожь»? В повторяющихся звуках «ж», «ш» (аллитерация) слышится мягкий шелест ржи. Благодаря дважды повторенному сочетанию «урл» мы ясно слышим крик улетающих журавлей: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали». А в строках «режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей» слышится ужасный скрежет металла (серпа и ножа), безжалостно прерывающего жизнь живому на земле.

Пейзажная лирика Есенина дорога нам откровенным любованием природой, которая неотделима от любви к отчему краю, к Родине: Пейзажная лирика Есенина дорога нам откровенным любованием природой, которая неотделима от любви к отчему краю, к Родине: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Высокую оценку пейзажной лирике да и всему творческому дарованию Сергея Есенина дал М. Горький: Высокую оценку пейзажной лирике да и всему творческому дарованию Сергея Есенина дал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Заключение Прошли десятилетия после смерти поэта, но навсегда бессмертной осталась его поэзия. Подлинная классика не стареет: верно отражая свою эпоху, она приобретает новое, современное звучание. Традиции Есенина имеют глубокие корни в так называемой « тихой лирике ». Патриотическая поэзия Есенина и сегодня дорога русскому читателю, обращена к уму и сердцу входящей в жизнь молодежи. Безграничная любовь к Родине, предельная искренность и чистота чувств, подлинная гражданственность и высокая художественность – вот те слагаемые таланта, которые поставили Сергея Есенина в первый ряд русских поэтов- классиков.

Учитель русского языка и литературы Бойко Анжелика Петровна