АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ В РОССИЙСКОМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ.
Advertisements

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
НОУ ВПО «Р ОССИЙСКИЙ Н ОВЫЙ У НИВЕРСИТЕТ » (Р ОС НОУ) ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А.Ткаченко,
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Речевая деятельность детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы …
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной.
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
Выполнила студентка группы 2561 У Чеботарева Е.С..
Физическое развитие дошкольников с нарушениями речи Хохлова Марина Васильевна МБ ДОУ Д/с 249.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Транксрипт:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ В РОССИЙСКОМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ

переход на уровневую систему подготовки кадров, на стандарты третьего поколения; категоризация высших и средних специальных учебных заведений; реформа общего среднего образования, его переход на новые стандарты; неблагоприятная ситуация на рынке труда. Реформирование высшего профессионального образования России:

Потребность в специалистах нового поколения обусловлена следующими факторами: снижением рождаемости и увеличением количества детей с проблемами в развитии; налаживанием системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии; развитием и нарастанием интеграционных процессов; повышением внимания массовой общеобразовательной школы к учащимся, которые испытывают трудности в обучении; включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в образовательную среду (дети с ДЦП, синдромом Дауна, со сложной структурой нарушений, с аутизмом).

До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%, психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9%, травмы – 7,1%, эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2 %.

Перинатальные поражения ЦНС – различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода.

Раннее поражение мозга почти всегда в дальнейшем проявляется в той или иной степени нарушенным развитием. Могут быть нарушены различные «линии развития»: Двигательное развитие Психическое развитие Доречевое и речевое развитие.

Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень Легкая степень Гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, астенический синдром, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости. Средняя степень Средняя степень Синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень Тяжелая степень Детский церебральный паралич. Органическое поражение ЦНС.

Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

Психическое развитие Познавательная деятельность Эмоционально- волевая сфера Личностные особенности

Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое) Запас знаний об окружающем Уровень развития деятельности Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое) Внимание Память Понимание обращенной речи Познавательное развитие

Речевое развитие Импрессивная речь (понимание обращенной речи) Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи

Задержка доречевого развития: Позднее появление голосовых реакций Малая активность, звуковое однообразие, фрагментарность, слабая интонационная выразительность (гуления и особенно лепета) Задержка речевого развития - более позднее начало речи; иногда - замедление темпов формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.

1 уровень: Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения Отдельные звуки, звукокомплексы Лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания 2 уровень: Простая фраза Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. (Активный словарь – существительные, реже – глаголы и прилагательные; предлоги – редко. Слоговая структура слов нарушена) 3 уровень: Развернутая фраза. Недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов; ошибки в согласовании и управлении). Синтаксические конструкции фраз бедные 4 уровень: Лексико-грамматическая недостаточность

Речедвигательные расстройства - нарушение моторной реализации речи. В первые годы жизни – раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.

Методы логопедического воздействия: Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий). Точечный, зондовый, щеточный массаж. Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Дыхательные и голосовые упражнения. Искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

Дифференцированный логопедический массаж

Варианты задержек развития 1.Равномерное отставание по всем «линиям развития». 2.Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития») б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии в условиях лекотеки, службы ранней помощи, ППМС центров, групп кратковременного пребывания и др.

Увеличение количества детей с нарушениями развития требует расширения службы ранней медико-психолого-педагогической помощи. Недостаток специалистов для психолого- педагогического сопровождения детей раннего возраста предусматривает различные формы работы по подготовке кадров.

Студенты отделения логопедии МГПУ получают специализацию «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии». Преподавание учебных дисциплин осуществляется в соответствии с практико- ориентированным подходом. Занятия проводятся ведущими специалистами в данной области, имеющими многолетний опыт работы с детьми. Информационные технологии являются стержнем содержательной стороны образования.

Консультативная деятельность преподавателей и студентов в лаборатории «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» НИИСО МГПУ

Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте. Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Спастико-паретический синдром в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата*. Познавательное и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.

Варианты логопедического заключения в дошкольном возрасте «Стертая дизартрия» «Дизартрия, ринолалия» «Моторная алалия, дизартрия» «Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии» «Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) у ребенка с дизартрией» «Системное недоразвитие речи (II уровень речевого развития) при ЗПР»

Спасибо за внимание.