МОУ « Гимназия 1» г. Белгорода научно-исследовательская конференция учащихся Секция учащихся математики Нахождение наименьшего общего кратного чисел с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основное свойство дроби Математика, 6 класс Учитель Гончаров О. Н. МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова»
Advertisements

Тема работы: Тайны устного счёта. Секция: математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа 50» Информационно.
У 703. Число гвоздик в букете Число букетов Х 6 ХХ 4 ХХ 3 ХХХХХ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕЛИТЕЛЯМИ.
Урок 2. Кратные натурального числа. Пусть на столе лежат пачки, в каждой из которых по 8 печений. Сколько можно взять печений, не раскрывая пачек? Решение.
3.4 Делители и кратные ГЛАВА III ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика,
Что называют делителем? Что такое кратное? Перечисли все делители числа 12 Назови несколько кратных числу 8.
Что нужно знать: динамическое программирование – это способ решения сложных задач путем сведения их к более простым задачам того же типа динамическое.
Приемы устного сложения и вычитания чисел. Усвоение учащимися смысла сложения и вычитания,позволяет организовать их деятельность, направленную на овладение.
Презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме: наименьшее общее кратное
Делители и кратные.
Презентация на тему : « Натуральные и целые числа » Выполнили : Богатова Екатерина Гребельник Ксения Купоросова Ирина Подзолко Анастасия.
Исследовательская работа на тему: «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ».
Дроби Дробь – это есть частное, делимое – числитель дроби, делитель – знаменатель. дроби. Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным.
Тема урока Делимость произведения Класс : 6 Учитель математики : Шамсиева Лилия Максутовна.
З АДАЧИ НА ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (по материалам ЕГЭ) Кретова Д.Н. МОУ «Лицей 47» г.Саратов.
Решение задач на нахождение НОД и НОК Урок математики в 5 классе Учитель математики МКОУ СОШ 9 г. Узловая – Колосова Ольга Борисовна.
Разработала Чудинова О.Н. Учитель математики ГБОУ СО 688 Санкт- Петербург 2014.
Содержание 1) Дроби. Числитель и знаменатель 2) Основное свойство дроби. Сокращение дробей 3) Сравнение дробей с одинаковым знаменателем 4) Сравнение дробей.
Таблица на 4 и 8. Чтобы умножать на 4 и 8, надо хорошо знать таблицу на 2 Умножим 4 и 8 на
Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком
Транксрипт:

МОУ « Гимназия 1» г. Белгорода научно-исследовательская конференция учащихся Секция учащихся математики Нахождение наименьшего общего кратного чисел с помощью разрядных единиц. Формулы нахождения НОК чисел Исследовательский проект Ученицы 6 « Г» класса Копытиной Полины Руководитель,учитель математики Некрасова Галина Ивановна

Целью моей исследовательской работы является : 1) Установить возможность применения разрядных единиц для нахождения наименьшего общего кратного некоторых пар чисел при определенных условиях подбора их ; 2) Показать технологию отыскания наименьшего общего кратного чисел, записать формулу нахождения НОК для таких пар чисел ; 3) Проверить полученный результат на ряде упражнений ; 4) Показать использование данной технологии в курсе математики при изучении тем « Наименьшее общее кратное », « Действия с обыкновенными дробями », « Действия с многозначными числами » в основной и начальной школе в качестве дополнительной информации

План изложения Введение Глава 1 Технология отыскания НОК чисел 1.1 Задачи, показ решения нахождения НОК подобранных пар чисел с помощью разрядных единиц 1.2 Вывод формулы 1 Глава 2 Применение метода отыскания НОК для других групп чисел 1.1. Формула Задачи на отыскание других групп пар чисел для использования метода нахождения НОК по формуле 2 в упражнениях. Заключение

«В математике бесконечно много разнообразных соотношений между числами. Одни из них значительны и являются предметом серьезных исследований. Другие менее существенны: их свойства узки, единичны, но именно, своей исключительностью они иногда и привлекательны» Б.А. Кордемский Б.А. Кордемский

В начальной школе нас учили выполнять разложение чисел на разряды при выполнении действий сложения, вычитания с натуральными числами. В 5 классе мы тоже учитывали правильную запись разрядных единиц при сложении и вычитании. Для меня было открытием, когда случайно я обнаружила, что разрядные единицы играют не менее важную роль при нахождении НОК некоторых пар чисел.

Задача1: сложите две дроби 7/64 и 5/96 = Задача1: сложите две дроби 7/64 и 5/96 = Ответ: значение дроби равно 31/192 НОК(64;96)=10 НОК(6;9)+НОК(4;6) НОК(64;96)=96*2=192 Находим НОК 64,96) 1)НОК(6;9)=18 2)НОК(4;6)=12 18*10 +12=180+12=192 Нахождение НОК с помощью разрядных единиц 64=2*2*2*2*2*2=2 6 96=3*2*2*2*2*2=3*2 5 Универсальный метод нахождения НОК чисел

Задача2: сложите две дроби 7/24 и 1/36 Задача2: сложите две дроби 7/24 и 1/36 Запишем формулу для нахождения НОК пар для конкретных двузначных чисел в общем виде: С 1 =10а 1 +в 1 С 2 =10а 2 +в 2 НОК(С 1,С 2 )=10НОК(а 1,а 2 )+НОК(в 1,в 1 ) : Ответ: значение дроби равно 15/72 НОК(24;36)=10НОК(2;3)+НОК(4;6) 24=2* =3*10+6 С 1 =24, а 1 =2, в 1 =4 С 2 =36, а 2 =3, в 2 =6 НОК(24;36)=36*2=72 1)НОК(2;3)=62)НОК(4;6)=12 6*10 +12=60+12=72 Нахождение НОК с помощью разрядных единиц 24=3*2*2*2=3*2 3 36=3*3*2*2=3 2 *2 3 Универсальный метод нахождения НОК

Проверим пригодность формулы Проверим пригодность формулы НОК(С 1,С 2 )=10НОК(а 1,а 2 )+НОК(в 1,в 1 ) нахождения НОК двузначных чисел с помощью разрядных единиц для чисел 18 и 27. НОК(18;27)=10НОК(1;2)+НОК(7;8)=20+56=76 НОК(18;27)=10НОК(1;2)+НОК(7;8)=20+56=76 Результат не подтверждается. Результат не подтверждается.

Для себя я поставила задачу:существует ли в бесконечном мире чисел другие пары, для которых имеется возможность применить нахождение НОК чисел с помощью разрядных единиц и выполнить действия с обыкновенными дробями. Надо сказать,что действия с дробями составляли особенность египетской арифметики, в которой самые простые вычисления порой превращались в сложные задачи. В Древнем Египте при выполнении действий с обыкновенными дробями приходилось проявлять незаурядную изобретательность, а в школах Древнего Рима незаурядное искусство. Меня также заинтересовали аликвотные дроби. Древние египтяне«признавали» только аликвотные дроби и дробь 2/3. Путем сложения дробей 1/2+1/4 +1/6 они решили задачу « Как разделить 7 хлебов на 8 человек?" Я тоже в действиях с обыкновенными дробями предпочту аликвотные дроби, т.к. мы редко работаем с ними.

Универсальный метод нахождения НОК(77;88) Нахождение НОК (77;88) с помощью применения разрядных единиц 1) 77=7*11 2) 88=2*2*2*11= 2 3 *11 1)НОК(7,8)=56 2)56* = =616 НОК (77,88) =2 3 *7*11=616Или применяя формулу, получим: НОК(77,88)= 10 НОК (7,8) +НОК(7,8) Ответ: значение дроби равно 15/616 Запись двузначного числа в общем виде С=10а 1 +в 1, в нашем случае, С 1 = 10 а 1 +а 1 и С 2 = 10а 2 +а 2 при а 1 =в 1 и а 2 =в 2 Запишем формулу для нахождения НОК двузначных пар чисел в виде: 1.НОК(С 1,С 2 )= 10 НОК (а 1, а 2 ) + +НОК(а 1, а 2 ) или в другом виде НОК(С 1,С 2 )= (10+1) НОК (а 1,а 2 ) НОК(С 1,С 2 )=11 НОК (а 1,а 2 ) Сложим :1/88+1/77 ( в каждой дроби знаменатель записан одинаковыми цифрами, и НОД(7;8)=1)

Докажем формулу нахождения НОК чисел с помощью разрядных единиц (для конкретного случая) при условии, когда числа записаны одинаковыми цифрами и НОД цифр из которых составлены числа равно 1. НОК(77,88)= 10 НОК (7,8) +НОК(7,8) Доказательство Пусть НОК(77,88)=x, тогда х делится на 77 без остатка и х делится на 88 без остатка, x:77 x:88 x:77=b x:88=k x=77b x=88k 77b=88k b=8 k=7 X=11*7*8 x=11*8*7 X=56*(10+1)=10*56+56=10НОК(7,8)+НОК(7,8)

Далее рассмотрим нахождение НОК пар трехзначных чисел: 777,888 Универсальный метод нахождения НОК (777;888) Нахождение НОК(777;888) с помощью применения разрядных единиц 777=7* =2*2*2*111= 2 3 *111 1)НОК(7,8)=56 2)56* *10+56 = =6216 НОК( 777,888) =2 3 *7 *111=6216НОК(777,888)= 100НОК(7,8)+ +10НОК(7,8)+ +НОК(7,8) Запишем формулу нахождения НОК для трехзначных пар чисел в виде: 1.НОК(С 1,С 2 )= 100НОК (а 1,а 2 ) НОК(а 1,а 2 ) +НОК(а 1, а 2 ) или в другом виде НОК(С 1,С 2 )= ( ) НОК (а 1,а 2 ) НОК(С 1,С 2 )= 111 НОК (а 1,а 2 ) Запись трехзначных чисел в общем виде С=100а+10в+к,в нашем случае, С 1 = 100а 1 +10а 1 +а 1, при а 1 =в 1 =к 1 и С 2 = 100а 2 +10а 2 +а 2., при а 2 =в 2 =к 2

Доказательство формулы нахождения НОК для трехзначных чисел с помощью разрядных единиц аналогичные НОК(777,888)= 100 НОК (7,8)+10НОК(7,8)+ НОК(7,8) НОК(777,888)=x x:777 x:888 x:777=b x:888=k x=777b x=888k 777b=888k b=8 k=7 X=111*7*8 x=111*8*7 X=( )*56=100*56+10*56+56= =6116 Х=100НОК(7,8) +10НОК(7,8)+НОК(7,8)

Двузначное числоТрехзначное числоЧетырехзначное число С 1 = 10а 1 +в 1, а 1 =в 1 С 2 = 10а 2 +в 2, а 2 =в 2 С 1 = 100а 1 +10в 1 +d 1 С 2 = 100а 2 +10в 2 +d 2, а 1 =в 1 =d 1 и а 2 =в 2 =д 2 С 1 = 1000а в 1 +10d 1 +к 1 С 2 = 1000а в 2 +10d 2 +к 2, а 1 =в 1 =d 1 =к 1 и а 2 =в 2 =д 2 =к 2 Запишем эти числа при выбранных условиях и покажем технологию отыскания НОК чисел С 1 = 10а 1 +а 1 С 2 = 10а 2 +а 2 С 1 = 100а 1 +10а 1 +а 1 С 2 = 100а 2 +10а 2 +а 2, С 1 = 1000а а 1 +10а 1 +а 1 С= 1000а а 2 +10а 2 +а 2, Технология отыскания НОК ( С 1, С 2 ) 1) НОК ( а 1, а 2 ) 2)10НОК( а 1, а 2 )+ +НОК( а 1, а 2 ) Формула : 1. НОК( С 1, С 2 )= =10 НОК( а 1 а 2 ) + +НОК( а 1, а 2 ) или НОК( С 1, С 2 )= =(10+1) НОК( а 1, а 2 ) НОК(С 1 С 2 )=11НОК ( а 1,а 2 ) Технология отыскания НОК ( С 1, С 2 ) 1) НОК ( а 1, а 2 ) 2) 100 НОК( а 1, а 2 ) НОК( а 1, а 2 )+НОК( а 1, а 2 ) Формула : 1.НОК( С 1. С 2 )= 100НОК( а 1, а 2 ) + +10НОК( а 1, а 2 )+НОК(а 1,а 2 ) или. НОК( С 1, С 2 )= =( )*НОК( а 1, а 2 ) НОК( С 1, С 2 )= 111 НОК( а 1,а 2 ) Технология отыскания НОК ( С 1. С 2 ) 1) НОК ( а 1, а 2 ) 2)1000 НОК( а 1, а 2 ) НОК( а 1, а 2 )+ +10НОК(а 1, а 2 )+ НОК(а 1, а 2 ) Формула: 1.НОК ( С 1. С 2 )= 1000НОК( а 1, а 2 ) +100НОК( а 1, а 2 )+ +10НОК(а 1, а 2 )+ НОК(а 1, а 2 ) или НОК ( С 1 С 2 )= =( )НОК( а 1,а 2 ) НОК( С 1, С 2 )= 1 111НОК( а 1, а 2 )

Формулу нахождения НОК пар многозначных чисел с n количеством цифр с помощью разрядных единиц можно записать так: Формулу нахождения НОК пар многозначных чисел с n количеством цифр с помощью разрядных единиц можно записать так: НОК( С 1,С 2 ) = НОК (а 1,а 2 ) ( 10 n n n-3 +…… ), где С 1 = а 1 10 n-1 + a 1 10 n-2 + … а 1 С 1 = а 1 10 n-1 + a 1 10 n-2 + … а 1и С 2 = а 2 10 n-1 + a 2 10 n-2 + … а 2 С 2 = а 2 10 n-1 + a 2 10 n-2 + … а 2

Доказательство для многозначных чисел при тех же условиях в общем виде Доказать что: НОК( С1,С2 ) = НОК (а1,а2) ( 10 n n n-3 +…… ), С 1 = 10 n-1 а n-2 а n-3 а n-4 а 1 +…….+10 n-n а 1 С 2 =10 n-1 a n-2 а n-3 а n-4 а 2 +…….+10 n-n а 2 Доказательство Пусть НОК(С 1,С 2 )=x Тогда, 1)x:С 1 =x:(10 n-1 а n-2 а 1 +…..10 n-n а 1 )=в x:С 2 =x:(10 n-1 а n-2 а 2 +….10 n-n а 2 )=к 2)x= в*(10 n-1 а n-2 а 1 +….10 n-n а 1 ) х =k*(10 n-1 а n-2 а 1 +……10 n-n а 1 ) 3)в*(10 n-1 а n-2 а 1 +….+а 1 )=k*(10 n-1 а n-2 а 2 +…..+а 2 ) в а 1 (10+10+….+1)=k а 2 (10+10+….+1), отсюда в = а 2 k = а 1,,тогда x= а 1 *а 2 (10+10+…+1) х= а 2 *а 1 (10+10+…+1), так как НОД(а 1,а 2 )=1, то НОК(а 1,а 2 )=а 1 *а 2 х=НОК(а 1,а 2 ) (10+10+….+1)

Покажем использование данной технологии в курсе математики при изучении тем «Наименьшее общее кратное», « Действия с обыкновенными дробями», «Умножение многозначных чисел вида: Покажем использование данной технологии в курсе математики при изучении тем «Наименьшее общее кратное», « Действия с обыкновенными дробями», «Умножение многозначных чисел вида: С 1 = а 1 10 n-1 + а 1 10 n-2 + …..+ а С 1 = а 1 10 n-1 + а 1 10 n-2 + …..+ а С 2 = а 2 10 n-1 + а 2 10 n-2 + …..+ а » С 2 = а 2 10 n-1 + а 2 10 n-2 + …..+ а » Задача1.Используя формулу нахождения НОК с помощью разрядных единиц,найдите произведение чисел С 1 и С 2 Задача1.Используя формулу нахождения НОК с помощью разрядных единиц,найдите произведение чисел С 1 и С 2

а1а1 а2а2 НОД( а 1, а 2 )С1С1 С 2 Найдем НОК( С 1, С 2 )=10 НОК( а 1 а 2 ) + НОК( а 1, а 2 ) НОК (77,99)=10*63+63= НОК(88,55)=10*40+40= НОК(33,22)=10*6+6= НОК(44,77)=10*28+28= НОК(66,55)=10*30+30= НОК(88,33)=10*24+24= Условиям не удовлетворяет НОК(99,77)=10*63+63=693 УМНОЖЕНИЕ В СТОЛБИК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ УМНОЖЕНИЕ В СТОЛБИК БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ 1)77 99= ) нок(77,99) 693 нок(77,99) 2) )66,55 умножение выполним с помощью нахождения НОК(66,55) нок(66,55) В курсе начальной школы можно использовать умножение таким способом: 1) выполнить умножение разрядных единиц 5 6=30 2) увеличить полученное число в 10 раз ( для двузначного числа) и прибавить к произведению результат первого действия =330 3) записать в виде

вывод вывод Применение разрядных единиц для нахождения НОК чисел при определенных условиях, позволяет разнообразить известные универсальные методы и использовать данный метод как дополнительную информацию на уроках. Кроме того, в курсе математики начальной школы показать применение разрядных единиц при изучении действий с многозначными числами.

Заключение Заключение В моей дальнейшей работе я хочу найти объяснения тем закономерностям,которые «всплывали» неожиданно для меня и разрешить поставленные для себя вопросы продолжением исследования в области теории чисел, зная, что … « мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы» (Платон) В моей дальнейшей работе я хочу найти объяснения тем закономерностям,которые «всплывали» неожиданно для меня и разрешить поставленные для себя вопросы продолжением исследования в области теории чисел, зная, что … « мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы» (Платон)