Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников Методические рекомендации Тюляева Т.И., АПКиППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Advertisements

Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
«Проектная деятельность учащихся при обучении их английскому языку в начальной школе» Работу выполнила учитель английского языка МБОУ «СОШ 13» Абрамова.
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Транксрипт:

Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников Методические рекомендации Тюляева Т.И., АПКиППРО

Активизации познавательной деятельности Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т.д. В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм, методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри и межгрупповых) формах познания.

Эффективное обучение: - учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса в паре, в группе; - получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; -могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности; - могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за то осуждению и не получат негативной оценки. При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняет творческие, поисковые, проблемные задания.

Конкретному обучающемуся : - опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; - развитие личностной рефлексии; - освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; - развитие толерантности, соучастия.

Учебной микрогруппе - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; -формирование ценностно-ориентационного единства группы; -поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; -развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам

Системе «преподаватель – группа»: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; -многомерное освоение учебного материала; -формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

Условия успешной организации интерактивного процесса а) руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса; б) организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности; в) осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности; с) создание благоприятной для обучения и воспитания эмоциональной обстановки.

Выполнение учебных целей В традиционной практике обучения основная задача педагога состоит в выполнении учебных целей; при интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный результаты во многом зависят от благоприятного психологического, эмоционального климата в группе.

Психологический фактор Поскольку речь идет о работе с младшими школьниками (учащимися 4, 5 классов), то учет психологического фактора не только не вызывает сомнений, но и является для данной возрастной группы учащихся во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей самих по себе и для духовно- нравственного, высоко-морального обогащения личности обучающихся.

Физический фактор Преподаватель обязан позаботиться о комфортабельной физической среде обучения, аудиториях для игровых занятий. При этом организация учебного пространства является важнейшим положением, обусловливающим эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.

Вопросы -всегда ли уместна работа в группах? -для чего стоит использовать приемы групповой работы? -какие обстоятельства следует учитывать педагогу при принятии решения проводить урок с использованием групповой работы учащихся? -как должна быть организована работа в группах, чтобы она была результативна и эффективна? -надо ли оценивать результаты деятельности группы? И если да, то каким образом? Как организовать и провести реальные практические занятия, основанные на технологии организации деятельности в малых группах?

Условия организации деятельности учащихся в группах организованность, ответственность, открытость, контактность, информированность группы

Примеры организационных ролей учащихся в малых группах: организатор работы (фасилитатор) - руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы; протоколист - записывает идеи и результаты работы; хронометрист («хранитель времени») - следит за временем, отведенным на выполнение задания, обобщает через определенные промежутки, сколько еще осталось; оратор (докладчик, репортер) - рассказывает о результатах работы группы всему классу; наблюдатель («хранитель правил») - следит за соблюдением правил работы в группе, может остановить работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе; хранитель материалов - получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает их учителю; контролер - проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения; связист - «хранитель связей» - устанавливает связи с другими группами и учителем.

Смысловые роли, связанные с заданностью позиции - оптимист; - пессимист; - скептик; - нигилист; - реалист. Если ребята только-только начинают работать в группах, лучше смысл и функции ролей описать на специальных карточках, которые учащиеся получают перед началом работы. Будет хорошо, если каждый ученик попробует себя в разных ролях.

Примерные правила работы в группе. в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники; каждый заслуживает, чтобы его выслушали; следует говорить так, чтобы тебя понимали, избегать лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы на уточнение: «Правильно ли я понял?» - и только после этого делать выводы; критикуются идеи, а не личности; цель совместной деятельности - не только в победе какой- либо одной идеи, а в поиске наилучшего способа решения задачи; все возникающие конфликты и разногласия решаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы

«Печатная машинка». Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше 30 человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не встречаются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки или клавиатуры компьютера. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «добро». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть ученик, у которого буква «Д», затем тот, у которого буква «О», потом – «Б», «Р», «О». Чем быстрее справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает как на этом, так и на других уроках по курсу, использовать длинные и сложные слова и предложения. Например, «культура», «хороший человек», «ликование», «Властелин колец» и др.

«Встаньте в круг». В эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, жужжа как пчелы, собирающие мед, и стараясь не сталкиваться. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолчать и замереть на месте. Два хлопка - не открывая глаз и ни к комму не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют построится в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие места с их точки зрения, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен).

Формирование групп. Следует начинать с работы в парах, а затем переходить к работе в малой группе. Парная работа строится на базе: - последовательного пересказа определенной части учебного материала (информации); - взаимопроверки проделанной работы; - работы в режиме интервью. тематика мини-диалогов может быть различной: понятия - их определения (например, понятия «милосердие», «совесть»); событие - дата (например, 988 г.); имя героя - произведение (например, князь Владимир, Чебурашка, Снежная королева); пример тестового решения - ответ; текст сочинения-эссе - редактирование. Динамичные пары, как показывает практика, имеют большой коммуникативный потенциал, т.к. участникам диалога нужно всякий раз принимать иной взгляд на проблему, иную информацию, это стимулирует общение между учащимися. Следующим шагом может стать создание учебных троек или четверок. В таких группах может быть организовано взаимодействие с заданными ролями (например, описание учебной дискуссии по теме «Зачем творить добро»).

Способы создания малых групп разнообразны. Создание малых групп по личным предпочтениям. Этот способ позволяет создать максимально комфортные условия для работы малых групп, поскольку членам малых групп не придется тратить время на привыкание, преодоление возможных разногласий, эмоционального неприятия и т.п. Способ этот идеален, когда надо быстрое выполнение творческой задачи. Распределение учащихся по группам в зависимости от позиции, которую они занимают по поводу обсуждаемого вопроса. Создание групп в зависимости от роли, которую им хотелось бы играть в ходе урока.

Способы создания малых групп разнообразны Создание малых групп с использованием жеребьевки. Для этого помимо традиционных номерков на листочках учащимся можно раздать различные предметы (конфеты, открытки, геометрические фигурки,, разноцветные закладки и т.п.) по числу создаваемых групп. В одной группе окажутся те, кто получил предметы одного вида. В этом случае сложно прогнозировать и предсказывать состав малых групп. Можно получить самый непредсказуемый результат. Но способ хорош в тех случаях, когда мы впервые работаем с тем или иным коллективом, и когда сам коллектив находится в стадии становления. Создание малых групп непосредственно на рабочем месте, с минимальными перемещениями. Для этого достаточно попросить тех учащихся, которые сидят рядом, за соседними столами, развернуться друг к другу. Способ удобен в тех случаях, когда надо сэкономить время. Создание малых групп по общим признакам: дням рождениям; по зимам, веснам и т.д.; деталям и цвету одежды; и т.д.). Такое деление на группы интереснее организовать как игру, с обязательным условием для участников: не пользоваться словами.

Подготовка к работе в малой группе. Будет правильно, если учитель объяснит ребятам: - что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества; - почему мы (и учитель, и ученики) ее используем; - почему важно уметь работать в группе; - что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.п.); - как будут ставиться оценки; - что делать, если не получается договориться с остальными членами группы; - что будет делать сам учитель.

Учащиеся должны понять, что они -в любой момент могут задать вопрос членам своей группы; -если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами своей группы; -могут задавать вопросы учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ, и все хотят его узнать

Работа учащихся в группе как мотивация к изучению темы. Эмоциональные виды мотивации. К ним относятся: поощрение, порицание, учебно-познавательные игры (В практике работы используются их самые разнообразные виды: настольные игры (по типу, например, лото); игры, составленные по образу и подобию известных телевизионных программ («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.); небольшие по объему ролевые игры и многое другое.), создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные виды мотивации - опора на жизненный опыт – например, составление ассоциативных рядов (активно использует А.И.Ивонина). Для организации работы учащихся предлагается задание, которое может звучать следующим образом: «Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать новую тему: «Основы православной культуры». Вы изучаете уроки чтения, предмет «Окружающий мир» и уже немного знаете по этой теме. Скажите, какие слова, понятия, термины, фамилии, имена, географические и исторические названия ассоциируются у вас с этой темой?» В результате работы малых групп мы получаем, как правило, небольшие ассоциативные ряды, которые дополняют друг друга; - учет познавательных интересов учащихся – организация деятельности групп учащихся в начале урока может происходить вокруг заполнения таблицы «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»;

Познавательные виды мотивации - создание проблемных ситуаций – организация проблемного обучения предполагает предъявление учащимся задачи, которую они не могут решить, т.к. у них нет для этого необходимых средств и способов. Таким образом создается проблемная ситуация ( например, «Что такое добро»?). Выполнив несколько упражнений на определение проблемы, учащиеся приобретают первичный опыт проблематизации, опираясь на который, могут осуществлять процедуру самостоятельно при разработке проблемы;

Познавательные виды мотивации - выполнение творческих заданий (автор некоторых заданий Л.Ф.Шанаева) – например, духовно-нравственная азбука: учитель называет букву, а ученики на эту букву называют слово (понятие) по этому направлению образования и объясняют его; «фоторобот» (составь портрет человека - персонажа, исторического деятеля – который мог бы работать учителем; составь список своих положительных и отрицательных качеств и обсуди их с товарищами); - предъявление заданий на смекалку из педагогической копилки Н.Г.Соколова. На свои уроки он приносил предметы быта, портреты известных людей, медали, монеты и т.п., ныне не используемые современным человеком. И тогда урок начинался с серии вопросов: «Как вы думаете, что это? Для чего это?» И т.д. К этим заданиям можно отнести и такой вид, в котором учащимся предлагается завершить начатую учителем притчу, предложение, афоризм, стихотворение, выдержки из Библии.

Советы учителю по учебной мотивации (Мостяева Л.В.) Начните с мощного стимулирования (или стремительное начало). С самого начала учащиеся должны знать о результате, чтобы он вдохновлял их. Проведи небольшое исследование. Периодическое анкетирование и изучение анкет школьников даст возможность лучше понимать действующие и потенциальные мотивы каждого ученика. Ищите вдохновения. Маленький экспромт в начале урока, нестандартное поведение учителя, необычная расстановка столов и стульев - залог успешной мотивации. Главный принцип - мало и часто. Единовременное вознаграждение (в виде грамоты, благодарности, дополнительного балла) или подарок будут иметь эффект на короткий срок. Намного лучше делать премирование меньшими, но вручать их чаще, поскольку это создает длительную мотивацию. Учитывайте всех. Вы не получите никакой заинтересованности, обращая внимание только на способных и «продвинутых» учащихся. Дети со средними способностями и слабым уровнем подготовки также, если не больше, нуждаются во внимании учителя, ценят его готовность выслушать, заметить небольшие, но реальные успехи.

Советы по учебной мотивации Позвольте учащимся самим ставить себе цели. Этот подход описан и используется в системе проблемного обучения. Предполагается, что учащиеся, сформулировав учебную проблему, сами задают цель собственной деятельности, которая, как правило, состоит в поиске средств и способов снятия противоречия, ликвидации собственного незнания. Стимулы должны поощрять продолжительные усилия. Если все стартуют заново каждый месяц, вычеркнув свои плюсы и минусы, то у всех более или менее одинаковые шансы для дальнейшего развития. Цели должны быть достижимыми. Необходимо обеспечить, чтобы задания были достижимы для всех, а не только для успешных учащихся. Поэтому педагоги прибегают к дифференциации целей (уровнем заданий) в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Часто разговаривайте с учащимися. Необходимо следовать программе общения для того. Чтобы полученная информация не забывалась. Творчески придуманные задания – послания (их можно помещать на стенде или направлять по электронной почте) должны использоваться для того, чтобы вызывать заинтересованность. Добавьте элемент неожиданности. Все ждут от вас тематического урока в соответствии со школьной программой. А вместо этого получают изучение необычной, но интересующей детей темы, например, «История Деда Мороза». Это расширит кругозор учащихся (что само по себе важно), но и позволит заинтересовать их предметом.

Методики, применяемые в различных ситуациях обучения в группах изучение тестового материала по любому учебному предмету; взаимопередача текстов; взаимообмен заданиями; взаимные диктанты; разучивание стихотворения в сменных парах; выполнение упражнений в парах; работа по вопросникам.

Изучение текстового материала по истории: Составляется маршрут изучения текста учебник, например, по духовно- нравственной проблематике. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т.е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет. При этом можно привлечь материал по поводу изучаемого, например, курса ОРКиСЭ, но другого его модуля. Дети дают название этой части и составляют план ее. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и ее план в тетради и расходятся. В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнера следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем учащиеся прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по третьей, четвертой, пятой части.

Изучение текстового материала по истории При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, ученик сообщает диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик готов по изученной теме выступать в малой или большой группе. Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит оценку каждому. Ведущий передает список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно знания 2- 3 человек. Как правило, эти оценки совпадают, потому, что учащиеся ответы своих товарищей оценивают довольно строго.

Позитив интерактива В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьника на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует также важные способы взаимодействия, как групповая: дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

Трудности с методической организации работы в группах а) формирование групп учащихся по определенным параметрам; б) подбор и отработка заданий учащимся; в) формирование и компоновка конкретных вопросов по теме урока для индивидуального контроля; г) временная организация различных этапов работы; д) объективная и обоснованная оценка деятельности каждой группы; е) выделение положительного опыта и его освоение и др.

Негативный эффект влияния групповой работы -межличностные отношения, -отрицательная динамика взаимооценок учащимися личностных качеств друг друга, -неумение считаться с мнением другого основные препятствия для оптимизации психологического климата. Успешность, положительные педагогические, учебные, психологические результаты групповой работы в большей мере зависят от того, насколько глубоко учитель осознает потенциальные возможности этой формы деятельности с учащимися.

Эффективная технология группового обучения и взаимодействия - дискуссия. Дискуссия - публичное обсуждение или свободный обмен знаниями, суждениями, идеями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. В качестве метода дискуссия используется в семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологии. Будучи своеобразной технологией для взрослых (и школьников, и студентов, и преподавателей), дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуации, «круглый стол», форум-обсуждение, симпозиумы, «панельная дискуссия» и т.д. Цели проведения дискуссии могут быть самыми разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества, диспут и т.д.

Советы преподавателю по подготовке и организации дискуссии для учеников начальной школы по обучению и стимулированию творчества 1.Учителю (ведущему) не нужно быть главным экспертом по обсуждаемой теме, но он должен быть лучше всех подготовлен к организации хода дискуссии. Это подразумевает понимание целей дискуссии, знакомство с предметом, продумывание направлений, куда дискуссия может пойти и подготовку дискуссионных вопрос, чтобы помочь группе в рассмотрении решений проблемы. 2.Установите непринужденную и открытую обстановку: создайте дружественную и комфортную атмосферу; умело примененный юмор всегда уместен и помогает учащимся сосредоточиться на различиях идей, а не личностей. 3.Установите четкие основные правила ведения дискуссии. Спросите у участников, согласны ли они с предложенным порядком, алгоритмом работы, не хотят ли что-либо добавить. Или же можно предложить учащимся самим задать правила ведения дискуссии

Полезные вопросы для дискуссии Что вы имеете в виду, когда говорите…? В чем суть вашего несогласия? Кто-либо хочет привести свои аргументы (возразить) в пользу (против) предложенной идеи? Вы можете привести пример или описать личный опыт и проиллюстрировать данный вопрос? Могли бы вы помочь нам понять, на чем основано ваше мнение? Что могло бы вас переубедить и принять данную точку зрения? Как вы думаете, о чем в первую очередь заботятся люди, которые поддерживают такое мнение? Что вы считаете наиболее убедительным в этой точке зрения? Что в этом мнении такого, с чем вы не можете смириться?

Полезные и популярные техники 1. Техника «Аквариум», которая выделяется из всех форм дискуссий тем, что ее содержание тесно определено противоречиями, разногласиями по определенному вопросу. 2. Техника «Светофор». Цель: выяснение и обсуждение мнений в группе относительно высказанных преподавателем или кем-то из обучающихся тезисов и суждений Примечание: - эти методы позволяют узнать мнение всех участников – никто не остается только зрителем; - у многих участников после игры возникает живой интерес, обусловлены желанием узнать причины расхождения во взглядах и обосновать свое мнение

Полезные и популярные техники 3.Техника «Мыслительные шапки» или «5 шляп» является разновидностью ролевой дискуссии, только вместо исполнения ролей предлагается участвовать в дискуссии в соответствии с определенной мыслительной стратегией. Цель: отработка умения видеть и принимать разные подходы к решению названной, решаемой проблемы. Материалы: разноцветные шапки или эмблемы из цветной бумаги на шапки, плакаты, бумага для записей, мел.

«5 шляп» Проведение. Пять шапок разных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации: Белый – призывает нейтральные факты, цифры и информацию, аргументирует фактами. Красный – выражает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными, негативными). Черный - несет трудности, невозможность решения, негативные оценки. Голубой - означает неуверенность, отдаленность. Желтый - характеризуется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего, позитивен. Пятеро участников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым обозначают свою позицию в разговоре. После небольшой подготовки они проводят первый раунд дискуссии. Через 10 минут участники меняются шапками и, соответственно, линией аргументации (два раза по кругу). Остальные слушатели наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: отметить, зафиксировать качество аргументации, язык тела, воздействие смены шапок на отдельных спорщиков. По окончании слово имеют непосредственные участники, а потом наблюдатели Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множественность точек зрения и способов мышления.

Значение проведения дискуссии - не столько всесторонне рассмотреть и решить проблему, сколько побудить участников задуматься над ней; - осуществить пересмотр своих убеждений и представлений или, наоборот, утвердиться в их правильности; - уточнить и определить свою позицию; - научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения; - осознавать право других людейпправраво других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью.

Рефлексивное подведение итогов групповой работы. Когда учащиеся активно включаются в процесс совместной образовательной деятельности, важно регулярно возвращаться назад, сверяться с требованиями и правилами, о которых договорились в начале. Рефлексия – (от позднелат. Refleхio) - это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, своих задач ; возвращение к ходу групповой или индивидуальной деятельности через серию вопросов, в которых проявляется отношение учащихся к происходящему.

Рефлексивное подведение итогов групповой работы Возможные вопросы для рефлексии групповой работы: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостатчно уверенный в его правильности? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дали высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь преподавателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе?

Правило трех «нельзя» для проведения групповой рефлексии: Нельзя говорить, что все уже сказано; Нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым предлогом); Нельзя прятать за высказыванием свое плохое настроение и неприязнь к кому-нибудь. Обучение рефлексии - это обучение отделять неизвестное от - уже известного, строить какие-то гипотезы насчет неизвестного, обращаться с вопросом по этому поводу к однокласснику, учителю, преподавателю; - формировать умение заглянуть «внутрь себя» и точно определить, знаю я нечто или не знаю, не всегда присущее даже взрослому.

Рефлексия Рефлексия, как и любой другой этап урока, может быть организована с использованием разнообразных методических приемов. Например, Заполнение таблицы «Знаю, хочу знать, узнал». Выбор эпиграфа к завершающему уроку из предложенных высказываний. Составление итогового отзыва, написание сочинения-эссе, рецензии, резюме, вынесение вердикта. Написание итоговых правил, требований. Составление итогового синквейна, стихотворения и т.д.

Техника экспресс – рефлексии «Синквейн» (пятистрочие). На маленьком листочке бумаги участникам предлагается заполнить 5 строчек: 1-я строка - одно имя существительное (чаще задается преподавателем, но можно и произвольно); 2-я строка - два прилагательных (выражающих ассоциации относительно занятия, обозначенного существительным); 3-я строка - три глагола; 4-я строка - предложение; 5-я строка - заключительное слово или фраза. Содержание 2-5 строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например: 1.Культура. 2.Духовная, нравственная. 3.Формирует, воспитывает, заставляет задуматься. 4.Я узнала много нового о культуре и религии. 5.Спасибо всем.

Оценивание полученного результата. В практике ряда учителей сложилась система оценивания, в результате которой ответственные (командиры) групп ставят отметки в соответствии с коэффициентом участия в групповой работе каждого ее члена. Однако сами педагоги указывают на риски такого оценивания: он влияет на эмоциональное состояние учеников и в дальнейшем отражается на их деятельности. Чаще всего отметки в группе выставляются всем одинаковые. Это стимулирует деятельность учащихся в произвольных группах, создает ситуацию успеха, школьники чувствуют гордость за совместную работу, получают мотивировку на улучшение результата групповой работы. Но могут быть и ситуации конфликтные. Существуют различные способы фиксации индивидуальных результатов деятельности в ходе работы учащихся в группах.

Оценивание полученного результата Оценивании работы группы: «Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную таблицу), а ход взаимодействия. Оценивать надо общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок». вводить само и взаимооценку. В таком случае очень важным этапом работы учителя станет разработка, определение и обсуждение со школьниками критериев оценки их работы.

Оценивание полученного результата На каждом занятии можно выбрать несколько учащихся для наблюдения и оценивания. В ходе занятия можно заполнить приведенную форму (таблица): 1.Помогает определять вопросы для обсуждения, 2.Занимает позицию по вопросу, 3.Приводит аргументы в поддержку своей позиции, 4.Является активным и внимательным слушателем, 5.Сравнивает чужие идеи с собственными, 6.Выступает с замечаниями, относящимися к теме дискуссии, 7.Вовлекает в обсуждение других учащихся, 8.Определяет проблемы или противоречия в высказываниях других. 9.Обобщает идеи, когда это необходимо, 10.Делает выводы, 11.Соблюдает культуру ведения дискуссии.

Значение использования активных и интерактивных методик Описанные методы и приемы, способы обучения иногда воспринимаются как излишнее украшение, без которого можно обойтись. Часто им отводится место лишь на практических занятиях, в экспериментальных курсах или программах. В действительности же активные и интерактивные методики могут использоваться с успехом в традиционном учебном процессе. Такое обучение изменяет требования к работе педагога и активизируют познавательную деятельность учащихся.