Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Цели урока Образовательные: Выявить роль имени прилагательных в речи. Отработать умение правильно согласовывать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил учитель МОУ «Лицей 1 пос. Львовский» Подольского района Московской области Титова М.Ф.
Advertisements

Цветы на фото - это класс, И с них начнется мой рассказ, Они не пахнут, ну и пусть, Зато развеют вашу грусть! Там есть и розы, и сирень, Их мне показывать.
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 1 г. Камешково Байдина Наталья Валерьевна Учитель русского языка и литературы.
Шестнадцатое декабря. Классная работа. Подготовка к сочинению «Мой любимый цветок».
Морфология1 Имя прилагательное Морфология.
«Имя прилагательное» Урок – обобщение. Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 930 ЮЗАО г.Москвы Теплякова Н.П.
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Урок развития речи по русского языка в 9 классе Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Урок развития речи «Цветы в искусстве» разработан учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 им.Г.И.Щедрина» города Туапсе Краснодарского края Шаповаловой.
Мы поздравляем с праздником Весны !. 8 марта - Международный Женский День 8 марта - Международный Женский День.
«Имя прилагательное» (6 кл.) Корнеева Галина Викторовна МОУ Рощинская СОШ.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопрос (каким ( цветом )? – синим), кроме форм на – ый (ий). Имя прилагательное-
Зав. ЛОЛ 2 смены Перминова Н. А.. Меня очень любят, лелеют меня. Я очень душиста и цветом нежна. По цвету и имя такое мне дали. И даже царицей за пышность.
М АЛЕНЬКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное».
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное как часть речи 10 класс. 1. Общее значение 2. Морфологические признаки: -постоянные: разряд -Непостоянные: род, число, падеж 3. Синтаксическая.
Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень» Урок развития речи 5 класс Разработан учителем русского языка и литературы Камьяновой Е.А.
Амельченко Виолетта Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 ст. Георгиевской.
Утро. Какое великолепие! Над глубокими, свежими снегами – огромное и удивительно нежное небо. (И.А. Бунин.)
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Транксрипт:

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Цели урока Образовательные: Выявить роль имени прилагательных в речи. Отработать умение правильно согласовывать прилагательные с существительными. Формировать умение решать орфографические задачи на правописание окончаний прилагательных, н и нн в суффиксах прилагательных, сложных прилагательных. Отработать умение правильно определять разряд прилагательного. Развивающие: Развивать умение видеть красоту русского языка Развивать умение ярко образно, точно выражать свои мысли и чувства Воспитательные: Эстетическое и нравственное воздействие Воспитывать эстетический вкус обучащихся на произведениях искусства. Помочь увидеть красоту мира цветов

Со мною ваша речь красива и точна, Когда же нет меня – она, увы, бедна. Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую Соцветьем дивных слов легко определю я!

Работа с текстом Под… снегом прячется …чудо - подснежник. Это не только первый… цветок, но и вообще первый цветок. Есть одна… легенда о подснежнике. Шли изгнанные из Рая Адам и Ева по… Земле, их ноги обжигал… снег, стояли морозы. Ева расплакалась от холода, боли и сожаления об утерянном Рае, где всегда светило… солнце и цвели цветы. Сжалившись, Господь превратил ее слезинки в… цветы подснежника. Эти …цветы утешили ее и дали понять, что Бог не оставил своих детей.

Задание 1.Какую роль играют имена прилагательные в тексте. 2. Как называются художественные определения? Эпитет – художественное определение. постоянные эпитеты - добрый молодец, красна девица

Работа с текстом Под холодным и колким снегом прячется весеннее чудо - подснежник. Это не только первый весенний цветок, но и вообще первый цветок. Есть одна красивая легенда о подснежнике. Шли изгнанные из Рая Адам и Ева по холодной и пустынной Земле, их босые ноги обжигал колючий снег, стояли морозы. Бедная Ева расплакалась от холода, боли и сожаления об утерянном Рае, где всегда светило яркое солнце и цвели цветы. Сжалившись, Господь превратил ее слезинки в нежные цветы подснежника. Эти маленькие цветы утешили ее и дали понять, что Бог не оставил своих детей.

1. Прослушайте одну из миниатюр «Времена года» П.И.Чайковского. Миниатюра называется «Апрель. Подснежник». 2. Какую картину мысленно видите вы, слушая миниатюру? 3. Составьте 3-5 предложений по опорным словам Задание П.И.Чайковский

Опорные слова: весенние ручьи, черные проталины, веселая капель робкий подснежник, первенец весны, бледно-голубая головка

Согласование прилагательных с существительными какого? х нежн…. аромата нежного аромата

ЗагадкиЗагадки 1.Только снег в лесу сошел Я голубеньк… расцвел. 2. Замечательн… цветок. Словно ярк… огонек. Пышн…, важн…, словно пан, Нежн…, бархатн…. 3.Стоит звонок На тонк…ножке В лилов… одежке. 4. В лугах сестрички – Золот… глазок, бел.. реснички.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных -Н- -ин- -ан- -ян- львиный, серебряный Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный -НН- от сущ. на -Н + -Н- каменный -енн- -онн- искусственный Искл.: ветреный

Задание Вставить н или нн, объяснить написание суффиксов прилагательных. Каме..ый цветок, льви..ый зев, осе..ие астры, медвя…ая роса, серебря..ый ландыш, искусстве..ые цветы, царстве..ая роза, торжестве..ый букет.

Каменный цветок, львиный зев, осенние астры, медвяная роса, серебряный ландыш, искусственные цветы, царственная роза, торжественный букет.

Правописание сложных прилагательных Слитно От словосочетания белый ствол– белоствольный Через дефис Оттенки цветов ярко-красный От сложных сущ., которое пишется через дефис юго-восточный однородные прил. (= и): англо-русский усилительное значение в результате повтора слов синий-синий

П. П. Кончаловский «Сирень в корзине» Весенняя сирень изображена в корзине на столе. Кисти сирени пышные, сочные, как будто влажные. Каждая кисть сирени – это множество маленьких дивных цветочков. Листья у сирени (темно)зеленые, а в солнечном свете (золотисто)зеленые. Художник дает большую цветовую гамму. Сирень у него (ярко)лиловая, голубая, фиолетовая, (темно)красная и (нежно)розовая. (Бело)снежные грозди сирени придают букету особую торжественность. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам П.П. Кончаловский. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, душистые грозди сирени. Задание: Раскрыть скобки, объяснить правописание сложных прилагательных.

качественныеотносительныепритяжательные 1.Образует краткую форму 2.Образует степени сравнения 3.Сочетается с наречием «очень» 4.Употребляется с отрицательной приставкой не- 5.Образует сложные прилагательные путем повтора Красивые розы Прекрасный нарцисс Обозначает материал, пространственные и временные признаки Полевой цветок Весенний пейзаж Показывает на принадлежность предмета лицу или животному. (чей? чья? чье?) Мамин букет Верблюжья колючка Разряды прилагательных

Задание: исправь ошибки в определении разрядов имен прилагательных. качественныеотносительныепритяжательные мамин букет белая роза гордый цветок полевая ромашка душистый нарцисс ночная фиалка лесной ландыш водная лилия анютины глазки львиный зев речная кувшинка пастушья сумка

Задание: исправь ошибки в определении разрядов имен прилагательных. качественныеотносительныепритяжательные белая роза гордый цветок душистый нарцисс ночная фиалка лесной ландыш водная лилия речная кувшинка полевая ромашка анютины глазки львиный зев пастушья сумка мамин букет

Собери букет маме Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.

О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей.

Погляди-ка, погляди-ка, Что за красный огонек? Это красная….. Новый празднует денек. А когда настанет вечер, Лепестки свернет цветок. «До утра! До новой встречи!» И погаснет огонек.

Еще в канаве снег, а я уже синею, Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею. Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет, И всю цветочную красу весна во мне являет. Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно. И быть избранником весны мне любо и отрадно.

Её к земле сгибает ливень, Её ласкает солнца луч. Наряд изысканно наивен, А в лепестках любовный ключ. Невеста русского раздолья – Полей, опушек и лугов. Её узнает царь и школьник. Она хозяйка всех венков.

Подари букет маме

Сочинение- миниатюра «Букет любимой маме». Ласковой и доброй мамочке в первый весенний праздник хочется подарить ее любимые цветы. Мама любит ромашки. Какие это удивительные и незатейливые цветы! Сколько сложено о них песен и стихов! На ромашках гадают девушки о своих суженых. Ромашка стала символом Дня Семьи, любви и верности, посвященного памяти святых Петра и Февронии Муромских. Трудно найти живые ромашки в начале марта. Но я нарисую огромный букет белых ромашек и подарю его милой мамочке.

Выводы Р оль имен прилагательных в тексте? К ак определить правописание окончаний имен прилагательных? Н а какие разряды делятся имена прилагательные. В каких случаях в суффиксе прилагательных пишется Н? НН?