ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга Дисциплина – Нейрофизиология с практикумом Выполнила: студентка 201 гр. Северина В.Я. Реферат.
Advertisements

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф Войно- Ясенецкого. Функциональная асимметрия больших полушарий головного.
Теория асимметрии головного мозга…. Межполушарная асимметрия (греч. а- «без» и symmetria «соразмерность») одна из фундаментальных закономерностей организации.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Тайны коры головного мозга Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать её нелепости. На то и ум, чтобы обуздать её.
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.

Принципиальная схема анализа цвета (по Е.Н.Соколову) B-синий G-зеленый R-красный сверху вниз: рецепторы – сетчатка - мозг.
Большой мозг. Левое полушарие Мозолистое тело Правое полушарие Серое веществоБелое вещество КораЯдра.
Кора полушария большого мозга (серое вещество) Белое вещество головного мозга.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Большие полушария головного мозга «… Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже воображение останавливается в нерешительности». «…
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
Российский Государственный Социальный Университет Выполнила студентка 3-го курса, группы ПСИ-ДБ Горшкова Валерия Москва 2013.
Физиология психических функций Проф. Ю.И. Савченков Физиология речи. Сознание и мышление.
Тема урока: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Вывод: Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток,
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Психологические возрастные особенности детей 4-5 лет Групповые результаты исследования интеллектуального развития детей Психологические возрастные особенности.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В. Ф. ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКОГО» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГБОУ ВПО КРАСГМУ ИМ. ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКОГО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА» ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ВТОРОГО КУРСА ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 202 ГРУППЫ, ПУТКОВА АНАСТАСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: АССИСТЕНТ КАФЕДРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ И КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ ИПО ШАПОВАЛОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ПЛАН ТЕМЫ 1. Определение 2. Специализация левого и правого полушарий 3. История изучения функциональной асимметрии мозга 4. Патология и функциональная межполушарная асимметрия 5. Вывод 6. Значение знаний об МПА для клинического психолога

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Функциональная ассиметрия головного мозга – это неравноценность и различие того вклада, который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию. Различие в мозговых организациях высших психических функций в левом и правом полушарии.

Межполушарная асимметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека.

Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей регуляторов моторной сферы организма в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления.

Сенсорные и моторные пути, связывающие мозг и тело, почти полностью перекрещены. Каждая рука обслуживается главным образом противоположным (контралатеральным ) полушарием.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ Левое полушарие Правое полушарие Устная речь Чтение Письмо Вербальное мышление Метр прозы и поэзии Ритм музыки Название цветов Классификация цветов Счет Правая часть внешнего пространства Интерпретация мимики и жестов Метафорный смысл речи Чувство юмора Эмоциональная окраска речи Интонация устной речи Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве Пространственные координаты, общая пространственная ориентация Геометрия, игра в шахматы Восприятие "гештальтов" Левая и правая части внешнего пространства Распознавание мимики и жестов Узнавание лиц Эмоциональные реакции

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА На протяжении относительно короткой истории исследований человеческого мозга ученые не раз обращались к вопросам о функциях различных его областей. Наиболее ярко это проявилось в попытках разделения психических функций человека в соответствии с очевидным анатомическим делением мозга на правую и левую половины. Первым, кто высказал предположение о том, что мозг не является однородной массой и что центры различных функций могут быть локализованы в различных областях мозга, был немецкий анатом Ф. Галль. Он полагал, что способность к речи локализована в лобных долях мозга. По мнению Галля, форма черепа отражает строение лежащей под ним мозговой ткани и особенности развития мозга каждого человека могут быть определены путем тщательного изучения шишек на его голове.

В 1836 г. никому неизвестный сельский врач Марк Дакс выступил c небольшим докладом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция), где высказал идею, между потерей речи и повреждением одного из полушарий мозга, по- видимому, существует связь, исходя из своих наблюдений на службе в виде практикующего врача. В 1861 г. на заседании общества антропологов Э. Обуртен повторил утверждение о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Его слова произвели очень большое впечатление на молодого хирурга П. Брока, присутствовавшего на заседании. Всего за несколько дней до этого в больницу, где работал Брока, поступил пациент, который много лет страдал потерей речи и правосторонним параличом (гемиплегией). Брока предложил Обуртену вместе осмотреть больного. Через два дня после осмотра больной скончался, и Брока получил возможность провести посмертное исследование мозга. Это исследование отчетливо показало, что в левой лобной доле находился очаг повреждения. Брока продемонстрировал препарат на заседании общества и рассказал о полученных данных.

ПАТОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ Патологические процессы могут быть связаны с межполушарной асимметрией функций головного мозга по крайней мере двумя способами: патология может иметь непосредственное отношение к дисфункции одного из полушарий, т.е. нарушению одной(или более) его способностей; а может быть связана с характером межполушарной асимметрии, отличным от нормального. При возникновении патологического процесса имеют место оба вида дисфункций. Среди различных последствий повреждений мозга можно выделить наиболее поддающиеся определению и явно диагностируемые дисфункции.

Агнозия - "неспособность узнавать". Выделяют следующие виды агнозий: зрительная, слуховая агнозия и астереогнозис или неспособность узнавать знакомые предметы с помощью прикосновения или ощупывания. Еще один вид дисфункции - это афазия (нарушение способности говорить или понимать речь). Известны две основные формы - экспрессивная ("моторная") и рецептивная ("сенсорная") афазии. Апраксия определяется как неспособность осуществлять определенные произвольные движения при отсутствии паралича или потери чувствительности. Апраксию можно рассматривать как следствие разрушения программы, или "памяти", в которой записана последовательность движений, необходимая для осуществления какого-либо действия. Различают кинетическую, идеомоторную, идеационную, конструкционную апраксию.

ВЫВОД Межполушарная ассиметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга человека и животных, проявляющиеся в межполушарной асимметрии психических процессов. В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ МПА ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Развитие выс­ших психических функций человека связываются с уровнем межполушар­ной асимметрии (латерализации) мозга, что является одним из условий нормального развития. Клиническому психологу, как имеющему дело в своей работе с психикой людей, естественно, необходимо знать для продуктивной работы об особенностях и закономерностях МПА.