Мотивация социального поведения. «Понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Advertisements

МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» ( ). Затем этот термин.
МОТИВАЦИЯ как психологическое понятие Котлярова Валентина Фёдоровна Педагог - психолог.
Тема 20 Потребностно-мотивационная сфера субъекта деятельности.
ПОНЯТИЯ: Второгодник - Незнающий - Неуспевающий -.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Влияние семьи на формирования мотивации к учебной деятельности у учащегося. Подготовила педагог-психолог: Палаткина Н.Я.
Мотив как сложное интегральное психологическое образование.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ. МОТИВАЦИЯ Важный компонент регуляции любой деятельности человека. Основой успешной учебной деятельности любого школьника.
Объект и методы. Мотивация занимает ведущие место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
К. Левин: Теория психологического поля и мотивации, динамическая теория личности.
Управление мотивационной деятельностью организации План 1. Сущность мотивации 2.Механизм мотивации 3. Теория иерархии потребностей А. Маслоу 4. Современные.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
Презентация по психологии по теме: Воля
Выполнили: Негода Тамара, Терентьева Анастасия. Т. Гоббс: воля детерминирована мотивами и побуждениями, которые, в свою очередь, сами определяются потребностями,
ТЕМА 13. Направленность личности ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И.
Транксрипт:

Мотивация социального поведения

«Понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. Д. Дьюсбери

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕРМИНАЦИИ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Потребностные теории мотивации Гераклит Аристотель Демокрит Лукреций Платон Сократ Мотив нужда, потребность

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕРМИНАЦИИ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Потребностные теории мотивации Спиноза Б., Гольбах П. Маслоу А. и др. Мотив нужда, потребность

Для бихевиористов проблема мотивации не стоит, т.к. динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Мотив то, что находится между стимулом (S) и реакцией (R). Мотив - энергизатор или сенсибилизатор. Бихевиористские теории мотивации

Когнитивные теории мотивации Ж. Роттер, Г. Келли Х. Хекхаузен Дж. Аткинсон Д. Макклелланд Кеттел Р. Роль сознания в детерминации поведения человека ведущая. Социальные потребности, жизненные цели, когнитивный диссонанс, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Психоаналитические теории мотивации. З. Фрейд У. Макдауголл Мотив бессознательно е влечение, инстинкт

Биологизаторские теории мотивации. Мотивация как мобилизация энергии. Естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих теорий, становится лишним

Мотивация в работах отечественных ученых. А. Ф. Лазурский Н. Н. Ланге В. М. Боровский Н. Ю. Войтонис Л. С. Выготский Мотив желание, «хотение», влечение

ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА Терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». В понятие «Мотивация» можно включать что угодно; ведь детерминировать и побуждать может безграничное множество вещей и явлений. Проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и трудноизучаемой экспериментально.

Понятие мотива от лат. movere приводить в движение, толкать 1. Материальный или идеальный предмет, ради которого реализуется деятельность. (А.Н. Леонтьев) 2. Сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). (Ильин Е.П.)

Сущность мотива Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. НО все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психический феномен.

Мотив как потребность Потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность. НО: 1. Потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка: одна и та же потребность - разные средства и способы; 2. Мотив-потребность определяется от идеальной (представляемой человеком) цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность;

Мотив как цель Цель – это то, к чему человек стремится и то, что надо осуществить. Понятия мотив и цель нельзя отождествлять, так как: 1. Одна и та же цель может удовлетворять разные потребности, 2.Принятие за мотив предмета не позволяет говорить о таких характеристиках мотива, как его сила и устойчивость,

Мотив как побуждение. С начала 20 в. мотив трактовался как движущая сила, как побуждение. Сводить мотив к побуждению неприемлемо, так как: 1. Побудительностью обладает и потребность 2. Побуждение не раскрывает содержательную сторону мотива, не объясняет причину и смысл выполняемой деятельности

Мотив как намерение Потребности, которые основываются на соответствующей связи между предметом и действием, К. Левин называет квазипотребностью. Понятия мотив и намерение нельзя отождествлять, так как: 1. Мотивационная сфера не всегда включает в себя намерение, поскольку намерение не всегда в себе содержит побуждение; 2. Намерение не раскрывает первоначальную причину поступка.

Мотив как устойчивые свойства Устойчивые характеристики личности обуславливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Однако принятие свойств личности за мотив не решает проблемы, потому как многие личностные свойства (диспозиции) являются скорее потребностями.

Мотив как состояние Мотивом называется особое состояние, заставляющее человека действовать или бездействовать. Понятия мотив и состояние нельзя отождествлять, так как: 1.Состояние является побуждением к действию, дает толчек к психической и физической активности; 2. Состояние не объясняет (как правило) содержания поступка.

Мотив как формулировка К.Обуховский: «мотив – это формулировка цели и средств». Мотив рассматривается как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. Но : в рассмотрение не включена потребность, а без нее нельзя понять причины поведения и действий, объяснить сознательную активность человека.

Мотив как удовлетворённость Отождествлять понятия мотив и удовлетворенность неправильно. Удовлетворенность усиливает мотив, а не является непосредственными побудителем. Она может служить содержательной стороной мотива, объяснить, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздействие удовлетворенность оказывает не всегда.

Детерминация поведения не всегда означает его мотивацию. Мотивация это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует физически, в то время как мотивация процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение. Резюме

В исследовании психических явлений попытка искать одну-единственную детерминанту того или иного явления это тупиковый путь. Любое явление определяется системой детерминант.

Литература Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, с. Психология мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ: Астрель, с.: ил. - (Хрестоматия по психологии)

Домашнее задание Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Прочитать главу 1. Ответить на вопросы (письменно): 1.Каковы сходства и различия в детерминации поведения и животных? Письменно, в виде таблицы 2. Перечислите основные трудности в изучении мотивации и мотивов СходстваРазличия