Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Advertisements

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Подготовил Голобородько Евгений.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Психология личности Корнилова Дарья Сергеевна преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности «Клиническая психология» Блок 1: «Введение в психологию личности» Владивосток 2013

Тема: «Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни»

Цель лекции: Изучить предмет, методологические и исторические принципы психологии личности.

Учебные вопросы: 1.Предмет психологии личности. 2.Принципы психологии личности. 3.Основные проблемы психологии личности. 4.Методы исследования психологии личности.

Учебный вопрос 1. Предмет психологии личности Наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности: – богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений), которое мы соотносим с изучаемой областью знания; – междисциплинарный статус проблемы личности, данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, философией, историей, социологией и другими науками; – неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.

Первая особенность - нашла отражение в двух различных точках зрения: 1.Все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом. 2. Человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами (природой, обществом). Курт Левин, автор теории поля, говорил: «вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом» и только после этого «различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу».

Рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны исследовать его в разных планах: 1)как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты; 2)как часть макроструктуры (например, общества); 3)как часть микросистем, закономерностям которых оно подчиняется.

Вторая особенность - междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии. И.С. Кон - понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты; К.К. Платонов личность - человек как носитель сознания; Б.Г. Ананьеву личность - субъект общественного поведения и коммуникаций; К. Ясперс - индивида называют личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я. В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми.

Человек – родовое понятие, обозначающее общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе общественного труда, направленного на удовлетворение потребностей. Индивид – понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью. Личность – это система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося конкретным видом деятельности и обладающего индивидуальными особенностями. Личность - явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений.

Индивидуальность - как неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик человека и отличающих одну личность от другой. «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее». С.Л. Рубинштейн

Третья особенность - проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосознанию, к самопознанию. С одной стороны - эта способность обеспечивает многообразие приемов и способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С другой стороны - снижает валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности. (С целью повышения достоверности результатов психологических тестов применяют так называемые «шкалы лжи»)

Психология личности отрасль психологии, изучающая психические особенности человека как носителя сознания и самосознания, субъекта деятельности и межличностных отношений, а также как индивидуальности, стремящейся к самореализации и саморазвитию. Понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми. Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Отличительными психологическими признаками личности являются: 1) сформированность психологических свойств и качеств; 2) сознание – как способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события; 3) самосознание – как способность осознавать самого себя; 4) саморегулирование, т.е. управление своим поведением и деятельностью; 5) активность, проявляющаяся в конкретной деятельности; 6) индивидуальность.

Учебный вопрос 2. Принципы психологии личности По Карлу Попперу, методология - это теория научного метода, или теория правил научного исследования. Методология любой науки задает общие принципы научного исследования. Определяет характер и способы связи данной отрасли знания с другими отраслями. Методологические принципы в психологии личности определяют границы и правила построения теории личности, определяют круг научных проблем, косвенно влияют на формулировку теоретических и экспериментальных гипотез. Принципы: Принцип системности Субординационный или иерархический принцип Принцип активности Принцип развития Принцип субъекта Принцип детерминизма Принцип единства методологии, теории и эксперимента

Принцип системности В.А. Барабанщиков - особенность «системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности (целостности)». «Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки». Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня; Например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях: 1.уровне направленности и моральных качеств личности; 2.уровне знаний, умений и навыков;

3. уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов 4. уровне темперамента, половых и возрастных особенностей. 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое. А.Н. Леонтьев соотносил с понятием «личность» свойства, которые формируются в процессе общественного и онтогенетического развития, противопоставляя их свойствам индивида как генотипического образования. Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой все четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему (Б.Г. Ананьев).

Подходы: - биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма; - социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д.; - психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) - не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Субординационный или иерархический и координационный принцип Решает задачу - организованность личностной структуры - решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему. Иерархический принцип - более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; Координационный - при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойств (например, связь между динамичностью возбуждения и динамичностью торможения) (Б.Г. Ананьев).

Принцип активности Личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.Л. Рубинштейном - «внешнее через внутреннее». Принцип активности трактуется по-разному: Согласно первой точке зрения активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. Познание мира зависит от его ценностей, установок, интересов. Этот подход нашел отражение в концепциях Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Д.Н. Узнадзе. В соответствии со второй точкой зрения поведение рассматривается не столько с точки зрения пристрастности, сколько с позиции творческой деятельности, продуктивности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Третья точка зрения определяет активность через неадаптивную природу человеческой деятельности, через понятие надситуативного поведения, преодолевающего стереотипы, шаблоны, привычные действия.

Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Л.С. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Развитие - изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие «развитие» ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин «филогенез».

В свою очередь онтогенез может изучаться с двух точек зрения: 1) преформизма, в русле которого изменение понимается как простой количественный рост, и 2) эпигенеза, считающего, что изменения в организме образуют цепь, последовательность качественных (в том числе и структурных) преобразований. В рамках принципа развития выделяются следующие задачи: 1. Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность). Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности. К средовым детерминантам относятся влияния таких факторов как культура, социальный класс, семья, сверстники. Учитывается фактор генотип-средового взаимодействия, когда при определенном сочетании уровней двух детерминант наблюдается резкий подъем или спад в конкретных значениях изучаемой переменной, например, в способностях.

2. Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой. З. Фрейд соотносил развитие личности с психосексуальным развитием ребенка; по Эриксону, оно определяется установлением новых ориентиров по отношению к изменившимся в связи с взрослением социальным требованиям. 3. Проблема уровней развития (организации) личности. В работе Н. МакВильямс «Психоаналитическая диагностика» выделены: – Невротический, пограничный и психотический уровень личностной организации; Невротик описывается как человек, хорошо тестирующий реальность, с достаточно зрелыми защитами, интегрированным Эго и проблемой инициативы или вины по Э. Эриксону. Психотик плохо тестирует реальность, дезинтегрирован и дезорганизован, использует примитивные психологические защиты, испытывает проблемы, связанные с первой стадией развития по Э. Эриксону, т.е. с проблемой безопасности. Пограничная личность более интегрирована, чем психотик, пользуется примитивными защитами, демонстрирует понимание реальности, переживает проблему сепарации.

Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Современные исследования в области психологии личности позволили усилить разрабатываемое С.Л. Рубинштейном понятие, категорию субъекта. Субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, но и объект действия и познания. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли.

Принцип детерминизма Основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. Формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями. «Формула детерминации», предложенная Рубинштейном, «внешнее через внутреннее» была ответом и способом решения конкретных методологических проблем, стоявших перед психологией. Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.

Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов. Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого, исходно допускающего, что теоретическая гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.

Учебный вопрос 3. Основные проблемы психологии личности – проблема структуры личности; – проблема мотивации поведения; – проблема развития личности; – проблема психического здоровья и психопатологии. 1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности: Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, Второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории «тип личности».

Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе «от частного к общему», второй - к априорным, опирающемся на принцип «от общего к частному».

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов: 1) классификации мотивов. Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов. 2) изменения мотивационной системы. Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

3) измерения мотивов. Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках. 4) актуализации мотивов. Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий. 5) динамики мотивационного процесса. Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий. 6) соотношения мотива и цели. Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия. 7) многообразия влияния мотивации на поведение.

3. Проблема развития личности связана с принципом детерминизма и развития. Источник развития личности - условия ее жизни, социально- исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации (социогенеза), присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. Индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности. Человек как субъект проходит три уровня развития: Первый уровень - «субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей»

Второй уровень - личность начинает выступать как «субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий», она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы. Личность на третьем уровне развития «становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно- исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества».

4. Проблема психического здоровья и психопатологии Касается критериев здоровой личности: по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность. Н. МакВильямс отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1)диагноз необходим для планирования лечения; 2)он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3)диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4)он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5)он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов.

Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1)оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2)оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный.

Учебный вопрос 4. Методы исследования психологии личности Методы исследования личности рассматриваются на следующих четырех уровнях научного познания реальности: методологическом, теоретическом, эмпирическом и уровне конкретных техник и методик. Некоторые методы имеют общенаучное, а некоторые - специфическое значение для диагностики и изучения личности. Наиболее общим основанием для разделения психологических методов является их чувствительность к оценке уникальных, индивидуальных свойств личности. 1.На уровне методологии науки были выделены номотетический и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное, законосообразное знание об объекте исследования, второй - единичное, уникальное, частное.

Номотетические методы, ориентированные на поиск общих закономерностей, - применяются в исследованиях естественно- научного направления, в которых человек рассматривается как объект исследования. Идиографические методы используются в исследованиях с гуманитарной направленностью, где человек рассматривается как активный развивающийся и изменяющийся субъект, поведение которого до некоторой степени может интерпретироваться как непредсказуемое.

2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование. Функциями мысленного эксперимента и моделирования являются: 1) предварительное апробирование реального эксперимента в умственном плане, в плане представлений; 2) замещение реального эксперимента мысленным вследствие невозможности проведения первого по причине сложности объекта исследования либо по моральным соображениям.

3. Эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент являются общенаучными процедурами сбора данных, поэтому могут быть использованы для изучения личности как объекта психологического исследования. Наблюдение - целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта. Особенностями метода наблюдения являются пристрастность и пассивность наблюдателя, непосредственность наблюдения, невозможность повторения наблюдения, его длительность. Для повышения валидности результатов наблюдения используют экспертные оценки, аудио- и видеозаписи, стандартизацию наблюдения, контроль за активностью наблюдателя. Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений).

Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Результаты эксперимента должны быть достоверными и надежными. 4. Для диагностики и изучения личности на уровне конкретных техник и методик используются тесты. Тесты - специализированные методы психодиагностического исследования, применяя которые можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Тесты бывают разных видов: – по критерию стандартизации тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные; – по критерию - назначение теста - на общедиагностические, тесты на профпригодность, тесты специальных способностей, тесты достижений; – по критерию - материал оперирования - на бланковые, предметные и аппаратные;

– по критерию - характер умственных действий - вербальные и невербальные; – по характеру ответов - на тесты с открытыми (свободными) и тесты с закрытыми (предписанными) ответами. Тесты с открытыми ответами носят название проективных. Проективные тесты - специально разработанные процедуры психодиагностического исследования личности, направленные на выявление скрытых (латентных) потребностей, трудностей, внутренних и внешних конфликтов, характера отношений с другими людьми, отношения к прошлому и будущему. История систематической разработки проективных тестов насчитывает более чем столетие. Техника и принципы развития проективного метода берут свое начало от словесно-ассоциативного теста К. Юнга. Название «проекция» данная группа тестов получила благодаря Лоуренсу Фрэнку, который, вместе с другими диагностами, определил общую направленность тестов - оценку внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, чувств, мыслей.

Общей характеристикой проективных тестов являются: – неопределенность стимульного материала (в тесте Г. Роршаха неопределенность по форме, а в ТАТ - неопредеденность по содержанию); – актуализация механизма проекции вследствие неопределенности предъявляемых стимулов. Проекция рассматривается как приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям, «уподобление» окружающей реальности собственному внутреннему миру; – низкая стандартизованность теста, связанная с произвольной интерпретацией результатов.

Благодарю за внимание!