ЦеССИ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СРЕДИ БИЗНЕСМЕНОВ РОССИИ В Отчете представлены данные Опроса Российских Бизнесменов, проведенных ЦеССИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Advertisements

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Комитет общественных связей города Москвы ГУ г. Москвы «Дом общественных организаций» Московский городской ресурсный центр 2011 год.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Результаты социологического исследования «Электоральная ситуация в г.Киеве» 24 июня - 7 июля 2010 года Опрошено 1000 респондентов, проживающих в г.Киеве,
С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА : Ф ОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА ГРУППЫ СР – 22 М АМЕДОВА Е КАТЕРИНА.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Транксрипт:

ЦеССИ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СРЕДИ БИЗНЕСМЕНОВ РОССИИ В Отчете представлены данные Опроса Российских Бизнесменов, проведенных ЦеССИ по заказу Института общественного проектирования и журнала «Эксперт» в октябре-ноябре 2010 года, метод опроса – телефонные интервью, всего было опрошено 198 человек, работающих в разных отраслях, на предприятиях разного размера во всех регионах России В Отчете представлены данные Опроса Российских Бизнесменов, проведенных ЦеССИ по заказу Института общественного проектирования и журнала «Эксперт» в октябре-ноябре 2010 года, метод опроса – телефонные интервью, всего было опрошено 198 человек, работающих в разных отраслях, на предприятиях разного размера во всех регионах России к.пол.наук Анна Владимировна Андреенкова

ЦеССИ 2 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ-1 В последние годы широко обсуждался вопрос о миграционных настроениях россиян и отдельных социальных и профессиональных групп, а также причины миграционных настроений, субъективных целей эмиграции. Например, данные опросов населения России в целом показывают, что желание ухать из страны (навсегда или на время – смотря что измерялось в опросах) возникает у примерно 10% взрослого населения страны. По Данным Левада-Центра (2008 год) – 8% россиян хотели бы уехать из страны навсегда, по данным Фонда «Общественное мнение» - 14%, по данным Gallup – 17%. Но чтобы сопоставлять эти данные и делать выводы, необходимо детально посмотреть на методологию опроса и на тип выборки (население, которое они представляют). Даже в середине 90-х, когда реальная эмиграция из страны была наиболее высока, гипотетическое желание уехать выражали 15% россиян (данные Мониторинга социально-экономической ситуации ЦЕССИ, опрос 1100 жителей России 18 лет и старше по случайной вероятностной выборке взрослого населения страны, интервью проведены методом личных интервью на дому у респондентов. Вопрос звучал так «если бы Вы и Ваша семья могли завтра же переехать на постоянное место жительства в любую западную страну, насколько вероятно, что Вы сделали бы это – очень вероятно (4%), довольно вероятно (11%), довольно невероятно (18%) или совершенно невероятно (61%)?» Затруднились ответить 5% опрошенных). Аналитики делают предположения, что самые высокие миграционные настроения – часто среди наиболее перспективных, обладающих наибольшими интеллектуальными ресурсами социальных групп – студенческой молодежи и аспирантов, научных работников, а также бизнесменов. По данным Мониторинга социально-экономической ситуации ЦЕССИ, опрос 1000 жителей России лет по случайной вероятностной выборке, интервью проведены методом личных интервью на дому у респондентов. Вопрос звучал так «Если бы у Вас был выбор, Вы бы остались работать в России или хотели бы уехать в другую страну? 63% опрошенных сказали, что остались бы в России, 29% - что хотели бы уехать и еще 8% затруднились ответить. При этом нужно обратить внимание, что в данном вопросе измеряются не реальные эмиграционные намерения в краткосрочной или долгосрочной перспективе, а лишь теоретические желания. В 2010 году большой резонанс вызвали данные портала superjob.ru, которые интерпретировались как «73% россиян мечтают о второй Родине». Хотя эти данные основаны на совершенно неопределенной группе («73% экономически активных россиян, если бы имели возможность жить в любой стране мира, покинули бы Родину» - цитата из авторов этих данных). На самом деле опрос был проведен среди посетителей сайта superjob.ru (об этом в статьях, в которых обсуждаются эти данные, почти никогда не сообщалось) и единственную генеральную совокупность, которую эти данные представляют – это посетители данного сайта, которые решили поучаствовать в опросе, а не «экономически активное население России». Тем более что, по словам самих авторов, две трети их респондентов являются безработными, то есть очень специфической частью «экономически активного населения». Вопрос формулировался так: «Если бы у Вас была возможность жить в любой стране мира, какую страну Вы бы выбрали?». Вопрос направлен на выявление мечты или фантазии, а отнюдь на не измерение миграционных настроений. Например, наиболее привлекательной страной оказалась Австралия – наиболее далекий для России, «неизведанный остров», где «жизнь идет по-другому» и страна далеко не первая в списке реальных миграционных потоков из России. Подобные фантазии характерны не только для россиян, но также и для жителей других стран. Например, в мае был опубликован опрос жителей Великобритании (по заказу компании Currency UK), три четверти из которых сказали, что задумывались над тем, чтобы покинуть страну.

ЦеССИ 3 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ-2 Какова бы ни была природа обсуждаемых данных и их абсолютная методологическая необоснованность и ложность всех посылок, сама затронутая тема, несомненно, очень актуальна для сегодняшней России и вызывает большое количество откликов и размышлений. Особенно актуальной является проблема ожиданий и намерений, жизненных планов наиболее активных, созидательных социальных групп, в частности тех, кто руководит и развивает бизнес в России. Именно этот предмет предлагается изучить в рамках данного проекта. Выдвигаются разные аргументы, объясняющие причины миграционных настроений россиян. Некоторые говорят о том, что эти причины состоят в преимуществах других стран перед Россией в карьерных и бизнес-перспективах, стандартах и качестве жизни, политических, гражданских, интеллектуальных и творческих свободах. Другие видят причины в недостатках и проблемах образа жизни и политической и общественной атмосферы в России. В этом контексте можно предположить, что склонность к эмиграции должны проявлять наименее адаптированные к жизни в России части населения, которые не смогли добиться успеха и найти свое место в этой стране, а не целые социальные группы или слои населения. Гораздо более тревожным был бы для общества сигнал, если бы даже такие группы, которые смогли построить успешную жизнь и карьеру в России, стремились бы уехать из страны. Наиболее настроенными на отъезд из России в прессе чаще всего называют людей, обладающих некоторыми преимущественными ресурсами – экономическими, интеллектуальными, культурными. Это, в частности, ученые, бизнесмены, работники культуры. По данным «Исследования ведущих ученых России среднего поколения», проведенного ЦЕССИ в 2009 году в рамках Президентского гранта «Проблемы развития современного российского общества», считают вероятным, что уедут из России в ближайшие 5-7 лет лишь 4% ведущих российских ученых среднего поколения, 47% считают, что точно останутся в России и еще 49% считают, что скорее всего останутся и вероятность отъезда для них очень мала. Важным открытым вопросом остаются намерения наиболее экономически активной группы в России – бизнесменов (владельцев и руководителей высшего звена), которые смогли построить и вести успешный бизнес в этой стране. Данная задача и стоит перед новым исследованием.

ЦеССИ 4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Предметом данного исследования являются жизненные стратегии, планы, взгляды на работу в России представителей одной социальной группы россиян – бизнесменов (владельцев компаний и управленцев высшего звена), которые успешно работают в России. Эта группа успешных бизнесменов является одной из ключевых для развития экономики страны, ее модернизации, инновационного развития. Жизненные планы, намерения и ожидания этой группы чрезвычайно важны для будущего страны. В ходе исследования предполагается решить следующие исследовательские задачи: Изучить представления бизнесменов России о ситуации в стране, ее экономических перспективах, сильных и слабых сторонах, факторах, которые препятствуют более интенсивному развитию страны; Узнать о том, какие формы взаимодействия с другими странами, вовлеченности в международный бизнес, какие деловые и личные связи выстраиваются представителями бизнеса в России и насколько эмиграция в краткосрочной или долгосрочной перспективе входит в список жизненных задач и планов людей этой группы Выявить факторы, которые стимулируют представителей бизнеса оставаться работать в России

ЦеССИ 5 МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА Метод опроса: телефонные интервью Респонденты: Владельцы или совладельцы, а также управляющие компаний в России с годовым оборотом от 50 млн. долларов и выше младше 55 лет Размер выборки: 198 человек Время проведения опроса: октябрь- ноябрь 2010 года В опросе приняли участие бизнесмены, работающие в самых разных сферах деятельности, отраслях; управляющие предприятиями разного размера; люди разных демографических характеристик (пол, возраст). Количество проведенных интервью в разных федеральных округах Пол Мужчины158 Женщины40 Возрастные группы До 35 лет лет80 45 лет и старше84

ЦеССИ 6 МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА Количество опрошенных Владелец или совладелец предприятия (а также менеджер своего предприятия) 108 Генеральный менеджер, управляющий предприятием или региональным отделением 90 Размер предприятия, которое бизнесмен считает своим основным Основная сфера деятельности бизнесмена Количество опрошенных Торговля49 Строительство22 Бизнес-услуги (консалтинг, юридические, кадровые, издательские, полиграфия, реклама) 17 Станкостроение, машиностроение14 Пищевая промышленность13 Сфера услуг, в том числе туризм, образование13 Финансы, страхование13 Транспортные услуги8 Производство стройматериалов8 Научные и технические разработки, проектирование8 Сельское хозяйство и переработка8 Телекоммуникации7 Обрабатывающая промышленность4 Энергетика, добывающая промышленность4 Фармацевтика, биотехнологии, косметика4 СМИ, культура4 Легкая промышленность, мебельное производство2 Количество опрошенных До 100 человек человек человек56 Более 1000 человек39 Тип бизнесмена

ЦеССИ ЧАСТЬ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ СРЕДИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ

ЦеССИ 8 Изменение ситуации на предприятиях за последние годы Вопрос: Для Вас как бизнесмена и для Вашего предприятия за последние 2 года ситуация ухудшилась, стало труднее вести бизнес; ситуация стала лучше, появилось больше возможностей или ситуация не изменилась? Возраст бизнесменов Российские бизнесмены, которые приняли участие в опросе, довольно критически оценивают динамику ситуации в их бизнесе за последние 2 года. Чуть менее половины из них считают, что за последние годы ситуация на их предприятиях ухудшилась и бизнес стало вести труднее (46%). Для более четверти бизнесменов ситуация практически не изменилась (28%), а улучшения почувствовали 22% опрошенных. Наиболее негативно ситуацию на своих предприятиях оценивают бизнесмены старшего возраста. Молодые бизнесмены склонны чаще оценивать ситуацию как стабильную. Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность

ЦеССИ 9 Привлекательность России для ведения бизнеса в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет) Вопрос: Как Вы считаете, в ближайшие 5 лет Россия будет очень привлекательной страной для ведения бизнесаl ее привлекательность будет средняя или она будет менее привлекательной для бизнеса страной, чем многие другие страны? Перспективы для ведения бизнеса в России бизнесмены оценивают довольно осторожно и в целом не очень высоко. Менее четверти опрошенных считают, что в ближайшие 5 лет Россия будет очень привлекательной страной для ведения бизнеса (23%). Более половины бизнесменов, которые приняли участие в опросе, считают, что ее привлекательность в ближайшие годы будет средняя (56%). А 17% вообще считают, что в будущем бизнес-привлекательность России будет ниже, чем многих других стран. Размер предприятия Возраст бизнесменов

ЦеССИ 10 Экономические перспективы России в ближайшие 5 лет Вопрос: По Вашим предположениям, ближайшие 5 лет в России произойдет большой экономический рывок, будет хотя и не быстрый, но стабильный рост; темпы роста будут очень медленными, близкими к стагнации или экономика вообще будет на спаде? Очень мало кто из опрошенных бизнесменов ожидают, что в ближайшие 5 лет в России произойдет большой экономический рывок (3%). Однако в целом ожидания скорее оптимистические. Предсказывают резкий экономический спад тоже лишь 4%. Более половины опрошенных бизнесменов считают, что Россию ждет хотя и не быстрый, но стабильный экономический рост (55%). Около трети бизнесменов предвидят скорее стагнацию или очень низкие темпы развития (30%). Размер предприятия Возраст бизнесменов

ЦеССИ 11 Задачи, которые по мнению бизнесменов, стоят перед российской экономикой - 1 Вопрос: Как Вы считаете, какова основная задача или задачи, которые стоят перед российской экономикой в ближайшие годы? Какие проблемы должна решить страна, чтобы сделать большой экономический рывок? (каждый респондент мог дать любое количество ответов. Основные проблемы и задачи, которые предстоит решить России в экономической сфере, это, по мнение опрошенных бизнесменов, в первую очередь развитие среднего и малого бизнеса (эту задачу назвали 19% опрошенных), модернизация экономики в целом (17%), а также борьба с коррупций (16%) (особенно часто это задача называлась бизнесменами в двух столицах) и переход от сырьевой экономики к производственной (13%). Среди других экономических задач назывались – необходимость повышения производительности труда, квалификации персонала; изменений в налоговом законодательстве, системе исполнения законов, сокращения административных и бюрократических барьеров в ведении бизнеса, а также улучшение общей инфраструктуры для бизнеса и повседневной жизни людей.

ЦеССИ 12 Вопрос: Как Вы считаете, какова основная задача или задачи, которые стоят перед российской экономикой в ближайшие годы? Какие проблемы должна решить страна, чтобы сделать большой экономический рывок? Задачи, которые по мнению бизнесменов, стоят перед российской экономикой - 2 Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов

ЦеССИ 13 Препятствия для успешного экономического развития России - 1 Вопрос: Что Вы считаете основным препятствием для более успешного экономического развития России? (открытый вопрос, каждый респондент мог дать только один ответ) Основным препятствием для экономического развития России более трети опрошенных бизнесменов в ответах на открытый вопрос (то есть без каких-либо предложенных категорий ответа) назвали коррупцию и еще 20% - административные барьеры для ведения бизнеса, слишком разросшийся административный аппарат. Остальные проблемы бизнесмены называли значительно реже. Среди них - неэффективный менеджмент на российских предприятиях, слишком большое влияние монополий и крупных компаний, устаревшее законодательство, низкая квалификация и качество профессионального образования. Недостаток капитала, инвестиций или ограниченность рынка назывались гораздо реже, чем препятствия со стороны государства и его регулирующих и контролирующих служб.

ЦеССИ 14 Препятствия для успешного экономического развития России - 2 Вопрос: Что Вы считаете основным препятствием для более успешного экономического развития России? Размер предприятия Возраст бизнесменов

ЦеССИ 15 Ниже приведены некоторые примеры мнений российских бизнесменов об основных препятствиях для более успешного развития России: «Чиновники становятся более жадными. Рост числа чиновников, контролирующих органов. Весь чиновничий аппарат мешает. Дети чиновников становятся чиновниками» «Изменить отношение на местах органов власти - нужно разъяснять, помогать бизнесу, а не карать» «Милицейский беспредел, беспредел контролирующих органов. Отсутствие понятия собственности. Следствием беспредела становится изменение правил игры задним числом» «Коррумпированность, начиная с нижнего уровня, с геометрической прогрессией вверх» «Монополия и абсолютная незаинтересованность чиновничества выполнять свои прямые обязанности. Это и чиновники во властных структурах, и те, кто занимается наружной инфраструктурой, разрешениями на воду, энергетику, землю» «Экономика работает по принципу "Василий Петрович позвонил Петру Ивановичу ….", т.е. нет рыночных механизмов. Все на связях, взятках и т.д.» «Отсутствие привычки исполнять законы как на уровне государства так и на уровне личности» «Слабая конкурентоспособность российских товаров (потребительских, строительство и т.п.). Производители не стремятся быть конкурентоспособными, создать что-то уникальное "удивить мир«» «Слабая мотивация инновационного мышления. Коррупционная атмосфера, перебор функций власти, удушающая для малого и среднего бизнеса» «Недоверие руководства страны к народу и предпринимателям - не верят, что предприниматели могут сделать что-то хорошее» «Утеряна культура труда. Необходимо создать человеческие трудовые ресурсы» «Отсутствие бизнес-культуры - бизнес не является социально желаемым явлением» Препятствия для успешного экономического развития России - 3

ЦеССИ 16 Среднесрочные перспективы, которые видят для себя российские бизнесмены (на ближайшие 5 лет) Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в Вашей жизни как бизнесмена и в Вашем бизнесе произойдет следующее? Несмотря на довольно острожную, если не пессимистическую оценку динамики развития своего бизнеса в последние годы и осторожность в оценке перспектив в целом, большинство российских бизнесменов, которые приняли участие в опросе, рассчитывают на расширение своего бизнеса в России в ближайшие годы, строят серьезные бизнес-планы как по увеличению объема и расширению ассортимента и рынка сбыта своей продукции и услуг, так и модернизации самого технологического и производственного процесса. Более трех четвертей опрошенных считают очень или довольно вероятным, что они наладят выпуск новой более современной продукции или услуг, 71% намерены провести техническое перевооружение на своих предприятиях, 68% рассчитывают на существенное увеличение объема производства, 51% - на открытие новых рынков сбыта для своей продукции. 59% опрошенных бизнесменов думают о диверсификации своей бизнес-деятельности, участии в новых проектах, новые видах деятельности. О том, чтобы, наоборот, сократить свою бизнес-активность, думают с большой вероятностью 14% опрошенных и еще 37% считают это маловероятным, но возможным. Чаще всего такие мысли возникают у бизнесменов старших возрастов и связаны скорее с личными обстоятельствами и здоровьем, чем с экономической ситуацией в стране или в бизнесе. Намерены в больше степени вкладывать свои личные средства в других странах и меньше в России – 16% бизнесменов и еще 30% считают это маловероятным, хотя и возможным. Такие варианты чаще рассматривают бизнесмены из Москвы и Санкт-Петербурга, и гораздо реже в других регионах страны. Около половины бизнесменов такие варианты даже не рассматривают.

ЦеССИ 17 Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в Вашей жизни как бизнесмена и в Вашем бизнесе произойдет следующее? Размер предприятия Среднесрочные перспективы, которые видят для себя российские бизнесмены (на ближайшие 5 лет) % очень вероятно или довольно вероятно Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов

ЦеССИ ЧАСТЬ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ

ЦеССИ 19 Международные связи российских бизнесменов - 1 Вопрос: Как Ваш бизнес и Ваша жизнь как бизнесмена связаны с международным бизнесом? Каждый респондент должен был ответить Да-Нет на каждый пункт У большинства бизнесменов, которые приняли участие в опросе, довольно тесные связи с международным бизнесом, высокая включенность в международное деловое сотрудничество. Большинство бизнесменов имеют какие-либо связи с зарубежными странами (86%), из них только деловые - 5%, только личные -13%, а чаще всего и деловые, и личные - 74%. Среди деловых связей чаще всего это связи, направленные из-за рубежа в Россию (закупка оборудования, сырья, комплектующих за рубежом – 44%; консультации, обучение, ИТ решения из-за рубежа – 41%, финансовые связи – займы, кредиты, страхования – 41%). В целом такие деловые связи поддерживают 71% опрошенных бизнесменов. 40% осуществляют сотрудничество в другом направлении – из России за рубежом (продают свою продукцию или услуги за рубеж – 34%, имеют производство, предприятия, отделения за рубежом – 19%). Тех, кто поддерживает связи и в том, и в другом направлении (из-за рубежа в Россию и из России за рубеж) – 37%. Личные международные связи российских бизнесменов чаще всего заключаются в дружбе с зарубежным коллегами (77%), у 30% опрошенных есть родственные связи за рубежом, 25% имеют личные финансовые связи за рубежом, у 10% за границей учатся дети. Количество опрошенных «Тесные» деловые и личные связи53% «Слабые» деловые и личные связи16% Только деловые связи5% Только личные связи13% Нет никаких связей14% Примечание: «тесные» деловые контакты определялись, если у бизнесмена а) либо есть производство за рубежом, либо более 2 видов других деловых контактов «Слабые» - только 1 вид какой-либо вид деловых контактов

ЦеССИ 20 Вопрос: Как Ваш бизнес и Ваша жизнь как бизнесмена связаны с международным бизнесом? Размер предприятия У бизнесменов в столичных городах (Москва и Санкт-Петербург) более тесные международные связи, чем у бизнесменов в других регионах России. Это касается и личных, и деловых связей. У крупных бизнесменов (большое количество работающих на их предприятиях) деловые международные связи существенно более тесные, чем у тех, кто управляет бизнесом среднего размера. Международные связи российских бизнесменов - 2 Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов

ЦеССИ 21 Пребывание российских бизнесменов за рубежом Вопрос: Сколько времени в среднем в год Вам обычно приходится проводить за рубежом с любыми целями? Представление о том, что российские бизнесмены проводят большую часть своего времени за рубежом, данные исследования не подтверждают. Хотя 95% опрошенных действительно ездят за границу, но подавляющее большинство проводит там менее 3 месяцев в году (41% менее месяца и еще 42% месяца, то есть в среднем обычный отпуск и короткие деловые поездки). Довольно велики в этом отношении различия между столичными бизнесменами и теми, кто работает в других городах России. Москвичи и питерцы проводят за рубежом гораздо больше времени (77% от 1 до 3 месяцев, хотя тоже не более четвертой части года), чем бизнесмены из других регионов. Размер предприятия Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность

ЦеССИ ЧАСТЬ 3. ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СРЕДИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ

ЦеССИ 23 Вероятность отъезда российских бизнесменов за рубеж в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет) Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в ближайшие 5 лет Вы – респондента просят оценить вероятность каждого события, перечисленного выше) Возможно несколько видов эмиграции российских бизнесменов за рубеж. Сценарий 1. Постепенное увеличение количества личного времени проведенного бизнесменом за рубежом, но при этом бизнес остается в России. Высокую вероятность реализации такого сценария признают лишь 2% опрошенных бизнесменов и еще 14% считают это довольно вероятным, для половины опрошенных это совершенно невероятный сценарий. Сценарий 2. Полный переезд бизнесмена в другую страну, но сохранение бизнеса в России. Этот вариант очень вероятен для 1% бизнесменов, 3% считают его довольно вероятным, а три четверти такую возможность даже не рассматривают Сценарий 3. Полный переезд из России как самого бизнесмена, так и перевод бизнеса (закрытие российского бизнеса или его перевод) за рубеж – такой вариант считают очень вероятным 4% опрошенных, а 20% - довольно вероятным. Хотя пятая часть бизнесменов России, принявших участие в опросе, считают, что существует немалая вероятность их отъезда за рубеж в какой-либо форме в ближайшие 5 лет, а это совсем немало, говорить о повсеместном желании и намерении российских бизнесменов уехать из страны не приходится – подавляющее большинство собираются остаться в России и здесь работать.

ЦеССИ 24 Вероятность отъезда российских бизнесменов за рубеж в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет) Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в ближайшие 5 лет Вы (респондента просят оценить вероятность каждого события, перечисленного выше) Если учесть вероятность разных сценариев в отношении эмиграции российских бизнесменов и выстроить их в иерархическую взаимоисключающую последовательность, то можно говорить о том, что более половины опрошенных бизнесменов вообще не рассматривают возможность отъезда ни в какой форме (51%), для еще около трети – такая вероятность хотя и существует, но она очень мала (32%). Серьезно рассматривают возможности отъезда из страны 17% опрошенных бизнесменов. При этом большинство из них выбирают «мягкий» вариант эмиграции – когда их бизнес полностью останется в России, а сами они будут проводить больше времени за рубежом (12%). В целом 5% опрошенных бизнесменов считают вероятным, что они в ближайшие годы совсем уедут из России (4% - что одновременно закроют в России свой бизнес) – именно таковым можно считать реальный вероятный потенциал эмиграционного оттока российских бизнесменов за рубеж. Естественно при условии, что экономическая и политическая ситуация для них в ближайшее время принципиально не ухудшится. Примечание: подсчет был сделан таким образом, чтобы каждому респонденту был присвоен лишь один возможный наиболее вероятный сценарий поведения (из множества, которые он мог выбрать). Для этого, если респондент сказал, что очень или довольно вероятно для него поступить по сценарию наверху пирамиды, то ему присваивалось значение именно этого сценария, а все другие игнорировались. Так последовательно были присвоены значения сверху вниз.

ЦеССИ 25 Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в Вашей жизни как бизнесмена и в Вашем бизнесе произойдет следующее? Размер предприятия % очень вероятно или довольно вероятно Вероятность отъезда российских бизнесменов за рубеж в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет) Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов

ЦеССИ 26 Состав бизнесменов с разными жизненными планами Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в Вашей жизни как бизнесмена и в Вашем бизнесе произойдет следующее? Сценарий 2-3. Сценарий 1.

ЦеССИ 27 Намерение уехать за рубеж в ближайшие 5 лет Вопрос: Если говорить о ближайших пяти годах, то насколько вероятно, что в Вашей жизни как бизнесмена и в Вашем бизнесе произойдет следующее? Возраст Город Размер предприятия Тип бизнесмена

ЦеССИ 28 Вероятность того, что дети бизнесменов останутся в России Вопрос: Насколько вероятно, на Ваш взгляд, что Ваши дети будут жить и работать в России? Еще одной косвенной оценкой долгосрочных эмиграционных настроений можно считать ситуацию, когда сам бизнесмен из страны уезжать пока не собирается из-за каких-либо деловых или личных факторов, но старается отправить жить за границу своих детей. Это может говорить о том, что по-настоящему он(а) не связывает свое будущее и будущее своей семьи с этой страной и относится к ней соответственно. Среди бизнесменов, которые приняли участие в опросе, у 2% дети уже сейчас живут в другой стране. Еще 11% считают маловероятным, что их дети будут жить и работать в России и скорее всего уедут за границу. Однако подавляющее большинство (81%) считают, что их дети будут жить и работать в России. Размер предприятия Возраст бизнесменов

ЦеССИ 29 Взгляды бизнесменов на то, почему такие люди как они уезжают из России-1 Вопрос: Сейчас в прессе много говорят о том, что российские бизнесмены Вашего уровня стараются уехать из России или по крайней мере выбрать другую страну как основное место для жизни, а в Россию лишь приезжать ненадолго. Как Вы считаете, почему это происходит? Чего не хватает в России, чтобы бизнесмены успешно работали и жили в этой стране? ( Открытый вопрос, каждый респондент мог дать любое количество ответов) Обсуждая причины, по которым некоторые бизнесмены уезжают из России, респонденты чаще всего говорили о правовой, физической, имущественной и политической незащищенности бизнесменов в России, проблемах во взаимоотношениях бизнеса и государства – правовой и имущественной (19), отсутствии поддержки бизнеса со стороны государства (10%), произволе и давлении чиновников на бизнес (10%), коррупции и невозможности вести честный бизнес (9%), общем ощущении небезопасности (8%), незащищенности от чиновников (7%), отсутствии четких правил ведения бизнеса (6%), постоянной угрозы расправы со стороны государства (5%), высокие налоги (4%). При этом финансовые сложности назывались бизнесменами гораздо реже, чем государственно-административные и правовые препоны и угрозы. Другой причиной эмиграции бизнесмены называют общую неустроенность российской жизни, низкое качество жизни, завышенные цены и низкое качество товаров и услуг (11%), отсутствие комфорта (4%).

ЦеССИ 30 Почему бизнесмены уезжают из России - 2 Вопрос: Чего не хватает в России, чтобы бизнесмены успешно работали и жили в этой стране? Размер предприятия Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов

ЦеССИ 31 Почему бизнесмены уезжают из России - 3 Вопрос: Чего не хватает в России, чтобы бизнесмены успешно работали и жили в этой стране? (открытый вопрос) Ниже приведены некоторые примеры мнений российских бизнесменов о том, почему некоторые их коллеги уезжают из России: УЕЗЖАЮТ НЕ ВСЕ «Уезжают олигархи, а наш бизнес выгодно вести в России» «Уезжают из-за понтов. Было бы желание, а возможности здесь есть» «Уезжают не все. Здесь много места для деятельности, нужна помощь от руководства» «Это не правда. Имея возможность переехать в Европу, не буду этого делать, так как бизнес вести там сложно и невыгодно» «Российские бизнесмены уезжают за границу только отдыхать, а живут и работают здесь. Даже те, кто пытается уехать, возвращаются» «Основная масса осталась в России. Уезжают из центральной России - больше помех для бизнеса, выше конкуренция, сильнее бюрократия, коррупция» УЕЗЖАЮТ, ЧТОБЫ УЙТИ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ЧИНОВНИКОВ И КОРРУПЦИИ «Отсутствие стабильности. Чиновники рушат бизнес, сажают в тюрьму, пример тому - Ходорковский. Не хочется кланяться» «Боязнь потерять бизнес, в т.ч. из-за преследования со стороны государства» «Больше всего хочется устроенной жизни своим детям, а, живя в России, есть ощущение нестабильности своего положения, возможность потерять бизнес, нет личной безопасности» «Нет права закона, а есть право прислуживания чиновникам. Правила игры постоянно меняются» «Усталость и раздражение из-за: 1) отсутствия возможности развития; 2) откатов чиновникам; 3) в целом, надоело что-либо делать, вкалывать, вкладываться, зная, что придется кормить чиновников, госмонополию, силовые структуры» «Нет возможности, живя в России и занимаясь крупным бизнесом, не подвергаться криминальному давлению» УЕЗЖАЮТ, ПОТОМУ ЧТО УСТАЛИ ЖИТЬ НЕКОМФОРТНО И НЕБЕЗОПАСНО, ЗАРАБОТАТЬ МОЖНО, А ЖИТЬ ТРУДНО «Общая усталость, как в металле усталостное напряжение. Огромное количество перегрузок. В такой ситуации может поддерживать только идея общего строительства страны. Удерживает воля и терпение, чтобы не впасть в отчаяние и не уехать» «Уезжают, потому что в Европе жить приятнее, спокойнее. Там развитая структура медицинского и социального страхования. Там безопасно ходить по улицам. В России не хватает политической стабильности, что непременно отражается на настроениях общества» «В России можно заработать, а жить трудно. Нет твердой уверенности, что не отберут у тебя все наработанное» УЕЗЖАЮТ НЕ-БОРЦЫ «Уезжают те, кто не в состоянии или не хочет бороться с существующими трудностями» «Малый и средний бизнес легче организовать за рубежом. России нужно повернуться лицом к бизнесу» «Основа бизнеса - свобода выбора. Бизнесмены что-то понимают в сборе информации, анализе, сравнении, учете скрытых угроз и рисков. Это наша работа. У нас на родине не все знают, какая жесткая конкуренция идет среди лучших мест мира за активных и умелых людей»

ЦеССИ ЧАСТЬ 4. ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БИЗНЕСМЕНОВ

ЦеССИ 33 Чем является Россия для бизнесменов Вопрос: Что такое в настоящее время для Вас Россия – страна, с которой Вы связываете свое будущее и будущее своих детей; страна, где сейчас выгодно вести бизнес, но в перспективе лучше бы вести дела в другой стране или страна, где сейчас не очень выгодно и трудно вести бизнес? Иногда можно слышать обвинения относительно бизнесменов, что они используют Россию как место для обогащения и никаких других чувств или планов в отношении этой страны не имеют. Сами бизнесмены с такой точкой зрения принципиально не согласны. Большинство опрошенных бизнесменов считают Россию страной, с которой они связывают свое будущее и будущее своих детей (71%). Такое отношение к России почти одинаково распространено среди бизнесменов с разным масштабом бизнеса – от среднего до крупного. Более прагматический подход выражают 12% опрошенных – они считают Россию страной, где сейчас выгодно вести бизнес, но в перспективе хотели бы вести дела в другой стране. Такая точка зрения чаще встречается среди молодых бизнесменов (до 35 лет). Размер предприятия Возраст бизнесменов

ЦеССИ 34 В чем отечественные бизнесмены видят для себя экономическую привлекательность России - 1 Вопрос: Как Вы считаете, насколько привлекательной является Россия в настоящее время для бизнесменов Вашего типа по тем аспектам, которые я сейчас назову? Российские бизнесмены видят самые разные достоинства в России как стране приложения их деловых усилий и способностей. Подавляющее большинство опрошенных бизнесменов считает, что Россия – очень или довольно привлекательный рынок для сбыта их продукции или услуг (91%), для 75% опрошенных Россия довольно или очень привлекательна и как место для краткосрочных инвестиций. В отношении привлекательности России как страны для организации производства мнения бизнесменов разделились – 57% считают ее в той или иной мере привлекательной, а 40% - не очень или совсем не привлекательной. При этом более критично оценивали с этой точки зрения Россию бизнесмены Москвы и Санкт-Петербурга и были гораздо более оптимистично настроены бизнесмены из других регионов. Еще больше сомнений и скепсиса в отношении возможностей для долгосрочных инвестиций – 49% считают, что Россия вполне подходящая для таких инвестиций страна, а 48% с этим не согласны. Оценка привлекательности России не как страны для ведения бизнеса, а как страны для жизни также неоднозначна. Чуть более половины опрошенных бизнесменов (54%) считают Россию вполне привлекательным местом для жизни, а остальные 46% с этим не согласны.

ЦеССИ 35 Вопрос: Как Вы считаете, насколько привлекательной является Россия в настоящее время для бизнесменов Вашего типа по тем аспектам, которые я сейчас назову? Размер предприятия % очень или довольно привлекательна Город, где бизнесмены осуществляют свою основную деятельность Возраст бизнесменов В чем отечественные бизнесмены видят для себя экономическую привлекательность России - 2