Примерная образовательная программа общеобразовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Advertisements

Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Структура рабочей учебной программы.. Образовательная программ - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования.
Транксрипт:

Примерная образовательная программа общеобразовательного учреждения

Образовательная программа - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного учреждения» (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

Понятие образовательной программы школы получило распространение- после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Статья 14 закона устанавливает, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами) разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Под образовательной программой общеобразовательного учреждения понимается- совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативная правовая основа разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения: Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст.9, п.3 ст. 17); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст.32,36). Федеральные государственные стандарты общего образования.

Образовательная программа: определяет содержание образования определенных уровня и направленности, характеризует специфику содержания образования и особенности учебно- воспитательного процесса и управления данного учебного учреждения, -принимается педагогическим советом и управляющим советом и утверждается учредителем и / или руководителем образовательного учреждения;

Образовательная программа: образовательное учреждение несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем; не может ограничивать права учащихся на получение доступного качественного образования; должна гарантировать возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами; образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы ОУ.

Нормативно- правовая основа ОП Согласно статьи 7. Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ): п.1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Нормативно- правовая основа ОП -п. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Нормативно- правовая основа ОП Статья 9 Образовательные программы Закона «Об образовании»определяет что: п. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)

Нормативно- правовая основа ОП п. 3. К основным общеобразовательным относятся программы: (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Нормативно- правовая основа ОП п. 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (п. 6 в ред. Федерального закона от N 309- ФЗ)

Нормативно- правовая основа ОП п К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. (п. 6.2 введен Федеральным законом от N 309-ФЗ)

Нормативно- правовая основа ОП п. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями. (в ред. Федеральных законов от N 232-ФЗ, от N 309-ФЗ)

Нормативно- правовая основа ОП п. 8. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (п. 8 введен Федеральным законом от N 309- ФЗ) В образовательную программу не могут быть включены дополнительные образовательные программы, реализуемые в качестве дополнительных платных образовательных услуг, поскольку в соответствии со статьей 45 Закона РФ «Об образовании» платные дополнительные образовательные услуги – это услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Нормативно- правовая основа ОП В Статье 14. Общие требования к содержанию образования определено, что: -п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.(п. 5 в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)

Нормативно- правовая основа ОП п Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. (п. 5.1 введен Федеральным законом от N 309-ФЗ) п Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (п. 5.2 введен Федеральным законом от N 309-ФЗ)

Основные компоненты структуры образовательной программы каждой ступени общего образования Согласно комментариям в Типовом положении об общеобразовательном учреждении общая структура примерной основной образовательной программы ступени образования должна иметь следующий вид: системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией: учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); программами внеурочных видов деятельности, социальных практик; календарным учебным графиком; другими материалами, определяющими цели, содержание и технологии образовательного процесса (п. 29, п.30).

Основные компоненты структуры образовательной программы каждой ступени общего образования Так же согласно статьи 9 п. 6.: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (п. 6 в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)»

20 Требования стандарта Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК У М Е Н И Я И п Р И М Е Р Ы З А Д А Н И Й Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

Структура ООП начальная школа 1.Пояснительная записка. 2.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. 3. Базисный учебный план начального общего образования. 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов начального общего образования. 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы. 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Выделим особенности нововведений: 1. Требования к наименованию и количеству разделов: -Начальная школа – 9 разделов -Основная и старшая школа-3 раздела (13 пунктов) 2. Требования к содержанию каждого из разделов: задачи раздела (программы) на что направлена программа что обеспечивает программа 3. Требования к соотношению частей ООП: -Начальная школа 80/20%, -Основная школа 75/25%. 4. Требования к структуре основной образовательной программы ступени обучения

Структура ООП основной школы целевой, содержательный, организационный.

Структура ООП основная школа Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Базисный учебный план основного общего образования. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа профессиональной ориентации обучающихся основного общего образования. Программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся основного общего образования. Программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся основного общего образования. Программа социальной деятельности обучающихся основного общего образования. Программа коррекционной работы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет - общее содержание основного общего образования.

Содержательный раздел включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы

Организационный раздел общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация и сроки реализации образовательной программы. Срок действия образовательной программы может определяться: - общей продолжительностью обучения ребенка в школе (11 лет), -продолжительностью освоения каждого уровня образования (4 года, 5 лет, 2 года), -продолжительностью функционирования опытно- экспериментальной площадки на базе общеобразовательного учреждения; - разрабатываться ежегодно при условии включения каких-либо новшеств в содержание программы (области знаний, апробация новых учебных предметов, программы дополнительного образования и внеурочой деятельности и т.д.).

Примерная структура образовательной программы : 1.Титульный лист. 2. Раздел 1. Пояснительная записка. 3.Раздел 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы каждой ступени образования. 4.Раздел 3. Учебный план и содержание образовательной программы каждой ступени образования. 5.Раздел 4. Программы, обеспечивающие развитие, воспитание, социализацию обучающихся. 6. Раздел 5. Система оценивания результатов освоения образовательной программы.

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Основные задачи: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта; обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; ·обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности; взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия); выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей,

Основные задачи: детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; ·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности; ·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; ·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы..

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако- символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным[1];[1] учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.; [1] в том числе – с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте. [1]

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка развернутой коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами…

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции[1];[1] учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии; [1] как правило, такого рода задания – это долгосрочные проекты, с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями ее оценки; в ходе выполнения которого контролирующие функции учителя сведены к минимуму [1] [2] например, что помогает/мешает, или что полезно/вредно, что нравится/не нравится и другие. [2]

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования формирование[1] ценностно-смысловых установок, что требует от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и(или) личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;[1] учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИТК-компетентности школьников, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно- смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. [1] В соответствии с требованиями ФГОС ООО оценка выполнения такого рода заданий проводится исключительно с целью оценки эффективности деятельности образовательных учреждений с использованием неперсонифицированных процедур. Данные о достижении этих результатов могут накапливаться в портфеле достижений ученика, однако любое их использование, в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения, возможно только в соответствии с федеральным законом от ФЗ «О персональных данных». [1]

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования В структуре планируемых результатов выделяются: 1). Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей[1]. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.[1] [1] Эти результаты приводятся в пояснительных записках к планируемым результатам по каждой учебной или междисциплинарной программе. В настоящем издании представлены в виде сводной пояснительной записки. [1]

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться[1]» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно- практических задач, который предъявляется учащимся в ходе изучения каждого раздела программы.[1] [1] Планируемые результаты, относящиеся к блоку «Выпускник получит возможность научиться» выделяются далее курсивом. [1]

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; учебных программ по всем предметам – «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

1.2.2 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действии, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность учащихся, составляющие психолого- педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; -способности к сотрудничеству и коммуникации, способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; -способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

1.2.2 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально- логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте, что будет способствовать порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям); расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания; формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

1.2.2 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены потребность вникать в суть изучаемых проблем; ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, к жизненному опыту, основы ценностных суждений и оценок, уважение к величию человеческого разума, позволяющему преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами, основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение истории, культурных и исторических памятников; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования;

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится: подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Общие положения Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие. 1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в области формирования способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. 2. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе – государственной), характеризующие уровень достижения предметных и метапредметных[1] результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т.е. является внешней оценкой.[1] [1] В соответствии с ФГОС ООО к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур. [1]

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Особенности оценки личностных результатов Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки предметных результатов Портфель достижений обучающихся

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования и т.д.

Региональные рекомендации

Титульный лист программы. В титульном листе указывается полное наименование общеобразовательного учреждения, реализуемого образовательную программу (основные образовательные программы). Программа рассматривается на Управляющем Совете и / или Педагогическом Совете (согласно порядка разработки и утверждения данного вида документов), утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Раздел 1. Пояснительная записка Краткая аннотация документа раскрывает назначение и необходимость данной образовательной программы (основных образовательных программ) для конкретного общеобразовательного учреждения. Второй раздел целесообразно начинать с названия общеобразовательного учреждения, указания конкретных авторов программы, наименование документов, на основе которых разработано образовательная программа

Раздел 1. Пояснительная записка определение целей и задач на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) образовательной программы (основой образовательной программы). Цели конкретизируются в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования, а также могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования. Целями реализации образовательной программы является обеспечением планируемых результатов по достижению выпускником ступени общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающимися, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Разрабатывая данный раздел необходимо учитывать задачи конкретного учреждения с учетом его вида.

Например, образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать свои цели образования: Б. Целями основной образовательной программы основного общего образования являются: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Например, образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать свои цели образования: В. Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию и т.д.

Раздел 1. Пояснительная записка обоснование принципов и подходов к формированию основной образовательной программы ступеней образования. Особенностью данной части пояснительной записки должен стать анализ условий обеспечения реализации УМК ступеней обучения (традиционное обучение, личностно-ориентированное обучение и т.д.) на основе которого выделяют принципы к формированию образовательной программы.

Например, принцип фундаментальности и вариативности; принцип непрерывности и преемственности образования; принцип интеграции; принцип многоуровневости; принцип комплексности; принцип дифференциации и индивидуализации и др.

Раздел 1. Пояснительная записка В описание можно включать: - краткая историческая и информационная справка образовательного учреждения, с целью обоснования основных условий реализации образовательной программы (основных образовательных программ): приводится общая характеристика общеобразовательного учреждения исходя из его статуса; указываются нормативные условия (продолжительность учебного года, учебной недели, уроков, перемен, наполняемость классов и т.д.); информацию о количественном составе обучающихся; численность и характеристика педагогических кадров,

Раздел 1. Пояснительная записка указываются организационные условия (формы организации образовательного процесса, особенности кабинетной системы, наличие библиотеки, спортивного зала, организация взаимодействия с вузами, ссузами, учреждениями дополнительного образования, другими общеобразовательными учреждениями, организация сотрудничества с родителями и т.д.); указываются направленность, уровни реализуемых школой общеобразовательных программ и нормативные сроки их освоения (ст.29 Типового положением об общеобразовательном учреждении, ст.9 Закона РФ «Об образовании»);

Раздел 1. Пояснительная записка определяется назначение каждой ступени обучения; описываются и обосновываются основные средства, при помощи которых администрация и педагогический коллектив реализуют предназначение своей школы (основным средством реализации предназначения практически для всех школ является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, в то же время, каждая школа располагает дополнительными, специфическими для данного образовательного учреждения средствами реализации своего предназначения: раннее или углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение, оригинальная организация учебной деятельности, комбинация учебной и внеучебной деятельности, дополнительные образовательные программы и услуги и т.д.).

Раздел 1. Пояснительная записка дается характеристика внешней по отношению к образовательному учреждению среды, условий и возможностей школы, особенностей педагогического коллектива, места школы в образовательном пространстве области, района (города); приводится характеристика запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг выпускникам данного общеобразовательного учреждения; указываются качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы (образовательных программ) в виде «модели» выпускника конкретного общеобразовательного учреждения с его отличительными особенностями от выпускников других школ.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы каждой ступени образования. Данный раздел должен: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы, выступать содержательной и критариальной основой для ее разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы каждой ступени образования 1)личностные результаты предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, наличие у них ценностно-смысловых установок и индивидуально - личностных позиций, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов; предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел 3. Учебный план и содержание образовательной программы каждой ступени образования. 1. Описание характеристики учебного плана (несколько учебных планов), для каждой ступени образования, порядок обеспечения взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, которые обеспечивают интеграцию общеобразовательных программ и дополнительных образовательных услуг. 2. Характеристика ступеней образования основных образовательных программ 3. Содержание предметных областей для каждой ступени образования. 4. Перечень рабочих программ по предметам для каждой ступени образования. 5. Перечень дополнительных образовательных программ для каждой ступени образования. 6. Перечень УМК, обеспечивающих освоение образовательную программу.

Раздел 4. Программы, обеспечивающие развитие, воспитание, социализацию обучающихся. -программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования; -программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования; -программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа профессиональной ориентации обучающихся, -программа формирования и развития ИКТ- компетентности обучающихся, -программа исследовательской и проектной деятельности, -программа социальной деятельности обучающихся и др.

Раздел 5. Система оценивания результатов освоения обучающимися образовательной программы. В разделе описывается объекты, содержание и формы оценки (личностных, метапредметных предметных) результатов, с учетом особенностей используемых УМК ступени образования, а также прописывается система показателей, которая позволяет судить насколько эффективно реализуется образовательная программа, т.е., насколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует идеальной «модели» выпускника.

Раздел 5. Система оценивания результатов освоения обучающимися образовательной программы. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний, умений, компетентностей и социального опыта разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

Раздел 5. Система оценивания результатов освоения обучающимися образовательной программы. Система оценки учебных достижений обучающихся должна включать следующие разделы: Описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией). Критерии и процедуры оценивания. Состав инструментария. Формы представления результатов. Условия и границы применения.

Раздел 5. Система оценивания результатов освоения обучающимися образовательной программы. Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов. Инструментарий должен включать: Операционализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования. Примеры заданий для оценки достижения планируемых результатов. Спецификацию. Демонстрационный вариант измерительных материалов.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; 2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, метапредметных программ и программ воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП должны: должны адекватно отражать требования Стандарта, специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся, должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки достижения этих результатов, должны учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников.

Система оценки достижения планируемых результатов должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

Система оценки достижения планируемых результатов должна: 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования; 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.); 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, как основу для оценки деятельности образовательного учреждения, педагогических работников и системы образования разного уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов должна включать: 1) требования к организации, определению состава учебных предметов и критериям оценки результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся; 2) требования к организации и формам представления и учта результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 3) требования к организации, содержанию и критериям оценки результатов итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; 4) требования к организации, критериям оценки и формам представления и учта результатов оценки исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Содержательный раздел включает: программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

программа развития у обучающихся универсальных учебных действий Программа должна содержать: 1) цели и задачи Программы, включая учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий, описание е места и роли в реализации требований Стандарта; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; 3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

программа развития у обучающихся универсальных учебных действий 4) описание особенностей отдельных видов проектной деятельности обучающихся, тематических и проблемных ориентиров учебно-исследовательской и проектной деятельности относительно базового и профильного образования; 5) описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; 6) виды взаимодействия с внешними организациями, заинтересованными в теоретических и прикладных результатах исследований, педагогической поддержки обучающихся и методической поддержки педагогических работников;

программа развития у обучающихся универсальных учебных действий 7) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 8) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 9) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; 10) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учтом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в е основе; 2) направления деятельности по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, их социализации, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, формированию экологической культуры, отражающие специфику образовательного учреждения, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса, потребности участников образовательного процесса;

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся; 4) описание методов и форм профессиональной ориентации и организации социально значимой деятельности в образовательном учреждении, социальной направленности уклада образовательного учреждения, этнокультурных особенностей региона; 5) основные направления педагогической поддержки по обеспечению многообразия социокультурной деятельности обучающихся, их профессиональной ориентации с учтом особенностей сложившегося уклада образовательного учреждения;

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 6) модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую в том числе рациональную организацию образовательного процесса в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной и иной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации; 7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно- воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 8) методику, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социальных компетенций, показателей социальной активности и социальной успешности, профессиональной ориентации, сформированности экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни; 9) критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся; 10) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Организационный раздел включает: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно- методических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трх разделах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Структура рабочей учебной программы.

«рабочая учебная программа»- понимается как способ организации деятельности по развертыванию учебного материала и учебных действий учащихся.

Классификация рабочих учебных программ : базовая рабочая учебная программа ориентирована на достижение учащимися уровня знаний, умений, навыков согласно стандарту и связана с традиционной формой организации оценочного этапа - зачета, контрольной работы, экзамена; расширенная рабочая учебная программа нацелена на расширение знаний о мире, о себе на информированность в отдельной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности; предметная профильная образовательная программа направлена на раскрытие и развитие способностей, углубление компетентности и приобретение специальных знаний, умений в избранном профиле.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 1. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения (далее Рабочая программа) – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является основным компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся. Целью Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства и предоставления широкие возможности учителям для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Рабочая программа– это учебная программа, разработанная на основе Примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем и количестве часов на их усвоение, использовании организационных форм обучения и т.п. Составления рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество, реализуемых рабочих программ.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы относят: -программы по учебным предметам; -программы элективных курсов; -программы факультативных курсов. 6. Рабочие программы составляться на основе: -примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; - примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; - примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. Количество часов отводимых на освоение Рабочей программы должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствие с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются также действующим Законом «Об образовании» и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2. Структура и требования к рабочей программе общеобразовательного учреждения 2.1 Структура Рабочей программы составляется с учетом: -требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; -обязательного минимума содержания учебных программ; -максимального объема учебного материала для учащихся; -требований к уровню подготовки выпускников; -объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; -познавательных интересов учащихся; -целей и задач образовательной программы школы; -выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2.2. Примерная структура Рабочей программы состоит из следующих компонентов: 1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 5. содержание программы учебного курса (модуля); 6. средства контроля; 7. учебно-методические средства обучения.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2.3. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам Рабочая программа составляется с учетом требований к типовым учебным программам. Учитель вносит коррективы в структурные элементы программы с учетом особенностей учащихся конкретного класса не более 20 % от общего объема программы.[1][1] [1] Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. [1]

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2.5. Титульный лист должен содержать: -наименование образовательного учреждения; -гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); -название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); -Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); -класс (параллель), в котором изучается учебный курс, -предмет, дисциплина (модуль); -год составления программы.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2.6. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается: -название, автор и год издания предметной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; -цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений[1];[1] [1] Задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения [1]

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения -изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование; -название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения[1] ;[1] [1] Пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания); [1]

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения -количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; -особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении). Пояснительная записка должна быть лаконичной

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 2.7 Рабочая программа должна соответствовать концепции выбранной программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, указывать особенности контингента обучающихся, их образовательные запросы, возможности Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается в рабочую программу, если: -в авторскую программу внесены значительные изменения, -авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту, -авторские программа и учебно-методический комплект отсутствует, но рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей).

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей- результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу ( Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (обычно на учебный год). Структура:, Наименование раздела и тем, Часы учебного времени, Плановые сроки похождения, Примечание

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) рабочей программы включает краткое описание каждого раздела согласно нумерации в каледарно- тематическом плане (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания Структурный компонент Рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется календарно- тематический планом.[1][1] [1] Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные контролирующие материалы – перечень вопросов и заданий. [1]

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Учебно-методические средства обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ 3.1. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может осуществляться следующим образом:

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта и примерной программы. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на программе на титульном листе (или на последней странице внизу) ставится гриф согласования. Затем рабочая программа авизируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и также ставится гриф согласования. После согласования программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 3.3. При экспертизе рабочей программы заместитель директора общеобразовательного учреждения проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе[1]. Количество в неделю контрольных работ по разным предметам в одном классе регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения и соотносится с требованиями СанПиН.[1] 3.4. Для авторских программ целесообразно проводить дополнительное внутреннее и внешнее рецензирование. Внешнее рецензирование проводится по заявки общеобразовательного учреждения на профильных предметных кафедрах ВУЗов, ССУЗов, Педагогической академии и т.п. [1] нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. [1]