Финансово-экономические инструменты муниципального экономического развития Лекция 9 Ветров Г.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Advertisements

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
Ашапское сельское поселение Ординского муниципального района БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН к проекту решения «О бюджете Ашапского сельского поселения на 2016 год»
А.Н. Дерюгин Межбюджетные отношения в регионах в условиях финансово-экономического кризиса: корректировка целей и совершенствование инструментов г. Москва.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН. Административно-территориальное устройство Всеволожского района.
Транксрипт:

Финансово-экономические инструменты муниципального экономического развития Лекция 9 Ветров Г.Ю.

Темы лекции Финансовые ресурсы муниципальных образований Доходная база муниципальных образований: налоговые и неналоговые доходы Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований Финансовое положение муниципальных образований России Пути увеличения доходов местного бюджета Направления расходования средств местного бюджета Налоговые льготы Муниципальная заемная политика

Финансовые ресурсы муниципальных образований Местный бюджет (включая кредиторскую и дебиторскую задолженность) Налоговые доходы Неналоговые доходы Трансферты с высших уровней бюджетной системы Средства самообложения граждан (ст ФЗ) – используется мало Свод бюджетов поселений (для муниципальных районов) Финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений Финансы хозяйственных обществ, акциями (долями) которых владеет муниципалитет Финансы, генерируемые муниципальным имуществом Внебюджетные муниципальные фонды – отменены

Основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления Достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям Свобода распоряжения средствами при выполнении своих функций Поступление хотя бы части средств за счёт местных сборов и налогов Поддержка более слабых органов местного самоуправления за счёт процедур финансового выравнивания Свобода выбора политики органов местного самоуправления вне зависимости от субсидий с вышестоящих уровней

Закреплённые местные налоги и сборы Земельный налог Налог на имущество физических лиц Местные сборы Перечисления по регулирующим федеральным и региональным налогам Налоговые доходы

Доли зачисления налогов в бюджеты муниципальных образований, %

Налоговые доходы - 45,1% в структуре доходов местных бюджетов В структуре налоговых доходов: Местные налоги - 12,3%, из них: Земельный налог – 11,3% Налог на имущество физических лиц – 1,1% Отчисления от НДФЛ – 66,8% (основной источник) Структура налоговых доходов МО в 2007 г. До введения новых Налогового и Бюджетного кодексов доля местных налогов составляла 15-20% (в отдельных городах – %)

Доходы от использования муниципального имущества Доходы от приватизации муниципального имущества и земельных участков Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков Доходы от платных услуг муниципальных учреждений Часть прибыли муниципальных предприятий Штрафы, пошлины Неналоговые доходы

Трансферты с высших уровней бюджетной системы Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий Иные формы финансовой помощи

Инструменты межбюджетных перечислений Федеральный уровень: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (для крупных городов) Региональный уровень: Фонды поддержки муниципальных образований (районов и городских округов) (см. след. слайд) Уровень муниципальных районов: Фонд финансовой поддержки поселений

Региональные фонды поддержки муниципальных районов и городских округов Тип фондаНазначение Фонд финансовой поддержки муниципальных образований Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Фонд компенсацийСубвенции на осуществление государственных полномочий Фонд софинансирования социальных расходов Долевое финансирование приоритетных социальных программ Фонд развития муниципальных образований Долевое финансирование инвестиционных проектов

Распределение финансовой помощи Дотации (из региональных и районных фондов) Порядок устанавливается законом субъекта РФ С учетом численности жителей и/или расчетной бюджетной обеспеченности Иногда с учетом поправочного коэффициента расходных потребностей разных МО Использование механизма «отрицательного трансферта» двукратное превышение расчетных подушевых доходов над средним по муниципальным образованиям субъекта РФ

Зависимость бюджетов МО от финансовой помощи Исполнение расходных обязательств МО РФ в основном выполняется за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. В 2007 г. доля межбюджетных трансфертов (без субвенций и доходов от федеральных и региональных налогов по дополнительным нормативам отчислений) составила: Менее 10% - в 16,6% местных бюджетов Более 50% - в 64,4% местных бюджетов Более 70% - - в 47,6% местных бюджетов Зависимость от трансфертов в гг. РАСТЕТ

Общий объем бюджетных средств растет: Рост объема расходов в гг. - 27,9%, в том числе расходов на решение вопросов местного значения - 27,8% В 2007 г.: профицитны – 59% местных бюджетов дефицитны – 36% сбалансированы – 5% Финансовое положение муниципальных образований РФ

Проблемы: Абсолютный рост объемов нечетко связан с объемом потребностей на решение вопросов местного значения (нет методик) Рост перечня вопросов местного значения в гг. не привел к изменениям финансового обеспечения Механизмы перераспределения доминируют над стимулированием к развитию Финансовое положение муниципальных образований РФ

Пути увеличения доходов местного бюджета Увеличение налогооблагаемой базы Повышение эффективности использования муниципального имущества Повышение эффективности работы МУ и МУПов Разработка программ, под которые могут быть получены субсидии с уровня субъектов Федерации Включение в федеральные и региональные ДЦП Использование заёмных средств

Направления расходования бюджетных средств Текущие расходы Управленческие расходы (содержание аппарата) Финансирование муниципального хозяйства Финансирование социально-культурной сферы Расходы по обслуживанию долга по муниципальным займам и ссудам Капитальные расходы (строительство, ремонт, инновации) Расходы на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ Для муниципальных районов: оказание поддержки бюджетам поселений Резервный фонд на финансирование непредвиденных расходов (чрезвычайные ситуации и пр.)

Направления прямого расходования на муниципальное экономическое развитие Разработка муниципальных программ Долгосрочные целевые программы (ведомственные и межведомственные) Адресная инвестиционная программа Предоставление муниципальных гарантий приоритетным инвестиционным проектам в соответствии с установленными критериями приоритетности по решению представительного органа МО

Направления косвенного расходования на муниципальное экономическое развитие Вложения в инфраструктуру муниципального образования в рамках текущих расходов Участие в программах подготовки и переподготовки кадров Проведение информационной политики

Пути повышения эффективности расходов местного бюджета Переход на БОР Повышение эффективности работы МУ и МУПов Привлечение частного бизнеса к оказанию муниципальных услуг (муниципальный заказ и др. формы) Оптимизация тарифов, расширение сектора платных услуг Поддержка внедрения ресурсосберегающих технологий в муниципальном хозяйстве Усиление контроля за расходованием бюджетных средств

Налоговые льготы – определение и виды Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот: освобождение от уплаты налога (полное или частичное) снижение ставки налога изменения сроков уплаты налогов (предоставление отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, налоговых каникул)

Налоговые льготы – позиция Минфина РФ В принципе, Минфин РФ не одобряет использование этого инструмента: Кодекс лучшей практики Министерства финансов РФ, 2004: Использование налоговых льгот, включая налоговые кредиты, ограничено. Налоговые льготы расцениваются как расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Применение налоговых льгот ограничивает возможности управления общим объемом расходов и учета приоритетов при распределении расходов. Органам власти субъектов Российской Федерации (муниципального образования) следует воздерживаться от предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям. Но муниципалитеты используют этот экономический инструмент, в том числе ориентируясь на зарубежную и российскую практику

Основания для введения налоговых льгот Налоговые льготы устанавливаются: В пределах полномочий МСУ по местным налогам по перечисляемой в местные бюджеты доле региональных налогов В соответствии с налоговым законодательством Порядок предоставления льгот (в рамках законодательства) определяет само МО (решением главы МО)

Налоговые льготы – для кого? Обычно налоговые льготы устанавливаются для предприятий и организаций в соответствии с интересами муниципального образования: для предприятий и предпринимателей малого бизнеса для предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам для предприятий, решающих социальные задачи МО Категорийный принцип (в идеале): налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами.

Налоговые льготы – проблема выбора Выбор: Льгота – выпадение налоговых доходов Льгота – содействие развитию экономической базы и получение доходов в бюджет по другим каналам Необходим строгий расчет и учет поступлений в «свой» и «не свой» бюджет Льготы существующему и новому бизнесу – разный подход

Примеры подходов к предоставлению налоговых льгот Использование методики оценки бюджетной и социальной эффективности льгот по местным налогам (г. Чита) Бюджетная эффективность – сумма поступлений в бюджет не меньше объема льгот Социальная эффективность предоставления налоговых льгот определяется: либо показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговых льгот деятельности налогоплательщика либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения города

Примеры подходов к предоставлению налоговых льгот Поддержка целевой группы – например, «товаропроизводителей» (г. Новосибирск) Поддержка реального производства На величину, которая соответствует налоговому платежу от прироста налоговой базы отчетного года по отношению к налоговой базе предыдущего года

Примеры подходов к предоставлению налоговых льгот Поддержка целевой группы- например, «товаропроизводителей» (г. Новосибирск) - продолжение Жесткие условия: Неухудшение экономических параметров деятельности (отсутствие недоимок по платежам, прирост налогооблагаемой базы, обеспечение соответствующего уровня зарплаты и пр.) Направление полученных от предоставления льготы средств на развитие производства (реинвестирование, новая продукция, НИОКР)

Почему налоговые льготы плохо работают на практике? Ограниченность налоговой базы муниципальных образований Ограниченность финансовых ресурсов Необходимость «обойти» запрет на прямое финансирование коммерческих проектов Трения с местными представительными органами

Льготы в условиях особого статуса муниципальных образований Наукограды Целевое федеральное финансирование (субсидии) ЗАТО До начала 2000-х – налоговые льготы Целевое федеральное финансирование расходов, связанных со статусом (не менее 10% - на развитие муниципального образования) Социальные гарантии населению Особые экономические зоны (технико- внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные) Налоговые льготы

Налоговые льготы в условиях особого статуса муниципальных образований Особые экономические зоны, региональный режим: Пример: Калининградская область - льготы по налогу на имущество организаций (первые 6 лет налог не взимается, следующие 7 – 50%) - льготы по налогу на прибыль (50%) - льготные таможенные режимы для крупных производственных проектов

Муниципальная заёмная политика Два пути – банковские кредиты и облигационные займы Кредиты – на покрытие дефицита бюджета Рынок развит слабо недостаток опыта недостаток средств нестабильность финансовой базы неразвитость системы кредитных рейтингов муниципальных образований В перспективе – развитие института финансовых посредников