Государственное бюджетное образовательное учреждение Начальное профессиональное образование Профессиональное училище 25 ТЕМА: « Игровые технологии в процессе психологического сопровождения учащихся» Подготовила: педагог-психолог Н.И.Ахметова Г. Кореновск. 2012год.
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения учащихся
« Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего… движение вместе с ним, рядом с ним. Иногда чуть впереди,если надо- объяснить возможные пути «Толковый словарь русского языка» (под редакцией Д. Ушакова)
Психологическое сопровождение-это 1. Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе обучения. 2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения. 3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования: обеспечение профессионально- личностного развития учащихся
Задачи сопровождения: для первого курса – сопровождение успешной адаптации в учебном заведении; для 2-го курса – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей; для 3-го – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.
Формы психологической помощи: индивидуальные и групповые.
Модели психологического сопровождения одаренных учащихся; детей – сирот; детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета; детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет- зависимость; Модель психологического сопровождения детей – мигрантов; Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях; Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и тп.).
В нашем учебном заведении с учетом сложности контингента разрабо т ана своя модель сопровождения, которая направлена на решение проблем адаптации учащихся к учебно- воспитательному процессу и условно распределена на три этапа
Этапы сопровождения: диагностический. планирующий. развивающий
1. Диагностический этап сбор общих сведений об учащихся, комплексные диагностические исследования личности: диагностика акцентуаций характера; определение типа темперамента; диагностика тревожности; социально-метрические измерения; изучение психологического климата в группах; исследование самооценки; изучение направленности личности; определение индивидуального стиля мышления.
2. Планирующий этап 2. планирующий. На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с учащимися. Это позволяет мастерам п/о и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.
3. Развивающий этап организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с учащимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов: тренинг общения; тренинг уверенного поведения; тренинг на развитие творческих способностей; релаксационные занятия; коммуникативные игры.
Обширна типология психолого- педагогических игр по виду деятельности, характеру игровой методики, игровой среды В отличии от игры вообще психолого- педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Хорошая игра как хорошая работа В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли плюс правильно подобранные тренинговые упражнения, возможно, решение важных жизненных вопросов.
Один из самых острых кризисов социального развития- кризис подросткового возраста За кажущейся независимостью маской взрослости скрывается беспомощность перед жизнью.
Ролевые игры - заставляют думать, - предоставляют человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. - отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, - дают возможность уточнять свои знания об окружающей действительности. - способствует самоутверждению, развитию настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. - совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.
Игровое упражнение Тренировка эмоциональной устойчивости
Ролевая игра «Мой выбор»
Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»
Деловая игра «Суд над безработным»
Психологические тренинги
Круглый стол «Права и обязанности сирот»
Закон защищает наши права
Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это». Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями
Занятия по сказкотерапии
Дерево желаний
Игра на разминку: «Ласковый мелок»
Игра: Волшебный ковер Игра: Волшебный ковер
Игра «Свободное падение»
Игра «Кто сильнее, а кто мудрее?»
Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. «Игра «охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ее и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человека». (Г. Гадамер «Основные феномены человеческого бытия»).
Игровые технологии - предоставляют человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. - отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, - дают возможность уточнять свои знания об окружающей действительности.