Система методической работы учителя Д.Б.Резвецов, методист МОУ ИМЦ, кандидат педагогических наук 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
Advertisements

Современное представление Квалификационные категории.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Основные квалификационные характеристики учителя Квалификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Лысова Е.В., директор Центра аттестации педагогических.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Презентация к уроку на тему: Каким должен быть учитель?
Новый порядок аттестации педагогических работников на 2011 – 2012 учебный год МОУ «Средняя общеобразовательная школа 40» Старкова Ольга Павловна, зам.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
Порядок аттестации педагогических работников Новые требования к аттестации
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Организационно-содержательные подходы в аттестации педагогических работников Консультация 24 февраля 2012 Североуральск.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Система методической работы учителя Д.Б.Резвецов, методист МОУ ИМЦ, кандидат педагогических наук 2011

Модель методической системы учителя Актуальность создания системы методической работы учителя Научно-теоретический блок (сущность методической системы учителя) Аналитико-диагностический блок (кто я? где я нахожусь в настоящий момент в своем профессиональном развитии?) Блок социального заказа (что от меня требуют и хотят как учителя– предметника государство, семья, дети, школа?) Блок ключевых проблем (мои главные проблемы как учителя - предметника) Блок необходимых и достаточных условий (какие условия необходимы мне в школе, чтобы решить мои профессиональные проблемы?) Блок целеполагания (какие цели и задачи необходимо решить, чтобы успешно выполнить главные пробемы? на какие планируемые результаты я должен выйти после окончания учебного года, к концу межаттестационного периода?)

Модель методической системы учителя Блок мониторинга, самооценки (достиг ли я планируемых результатов?) Блок возможных рисков, ограничений (что может мне помешать качественно выполнить поставленные цели и задачи?) Блок обобщения, систематизации, публичного отчета, публикаций (какая форма обобщения, систематизации, расширения моего опыта методической работы мне наиболее приемлема?) Блок дальнейших перспектив (какие перспективные цели и задачи я должен выполнить, чтобы продолжить свой профессиональный рост в будущее?) Блок планирования и содержательно-деятельностной работы по реализации целей и задач (какие я должен составить планы и предполагаемые действия по их реализации)

2.1 Актуальность создания методической системы учителя За последние годы существенно изменилась нормативно-правовая база образовательной деятельности школы и ее сотрудников. К числу новых федеральных документов, определяющих дальнейшее развитие школы, совершенствование профессионального мастерства педагогических работников относятся: проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где заложены пять ключевых направлений развития общего образования, среди них – развитие учительного потенциала; новые квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009г. 593), где заложены новые квалификационные требования к учителю; новые квалификационные характеристики должностей работников образования

должностные обязанности Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

должностные обязанности Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности Обоснованно выбирает программы и учебно- методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

должностные обязанности Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в т.ч. исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

должностные обязанности Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

должностные обязанности Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т.ч. электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ОУ. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

учитель должен знать Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно- методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;

учитель должен знать Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: учитель должен знать методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

учитель должен знать Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: учитель должен знать современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

учитель должен знать Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

учитель должен знать Новые квалификационные характеристики должностей работников образования: учитель должен знать Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

2.1 Актуальность создания методической системы учителя приказ Минобразования России от г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», где утвержден новый порядок аттестации, которые вводится с г.О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Актуальность создания методической системы учителя концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, которые вводятся с г; проект федеральных государственных образовательных стандартов общего основного образования; другие нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня, касающиеся модернизации образовательной системы региона, района.

Актуальность создания методической системы учителя Перечисленный перечень нормативно-правовых документов развития образования требует системной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров по всем видам педагогической деятельности. Так как центральной фигурой, обеспечивающей реализацию перспективных, стратегических и тактических задач развития образования является учитель, создание собственной методической системы работы учителя является актуальной. На наш взгляд, целостная методическая система работы учителя–предметника должна состоять из нескольких элементов, отражающих логику методической деятельности учителя.

2.2 Сущность методической системы работы учителя Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (компонентов), объединенных общей целью. Собственная система методической работы учителя – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловлен- ных компонентов индивидуальной и коллективной деятельности учителя, направленная на повышение его профессиональной, информационной, правовой коммуникативной компетентности, обеспечению высокой эффективности его образовательной деятельности.

Компетентность учителя это системное проявление знаний, умений, способностей, личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Копетентность учителя В соответствии с разработанным профессиональным стандартом педагога квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. 1.Компетентность в области личностных качеств; 2. 2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности; 3. 3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; 4. 4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений; 5. 5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; 6. 6.Компетентность в организации педагогической деятельности. Каждая компетентность имеет по три основных показателя.

Сущность методической системы работы учителя Компетентность учителя рассматривается как интегральные характеристики, состоящие из 4-х основных элементов: мотивационно-потребностных (я хочу это делать); знаниевых (я знаю, как это сделать); действенно-практических (я могу это сделать); нравственно-этических (мне обязательно надо это сделать).

Сущность методической системы работы учителя Методологической базой создания и реализации собственной системы методической работы учителя является: системно-деятельностный, компетентностный, гомоцентрический (человекоориентированный) подходы. Если системно-деятельностный и компетентностный подходы обеспечивают создание непрерывной целостной системы методической работы учителя и его комплексной проверки, самооценки, то реализация человекоориенти- рованного подхода обеспечивает внутреннюю индивидуализацию методической работы учителя, организацию индивидуальной методической деятельности на основе особенностей сформированности личностных сфер учителя, уровня его профессиональной, правовой, коммуникативной, информационной компетентностей.

2.3 Аналитико-диагностический блок Для создания собственной методической системы работы учителю очень важно знать особенности сформированности своих личностных сфер: познавательной физиолого-динамической потребностно-мотивационной нравственной действенно-практической эмоционально-коммуникативной

Познавательная сфера особенности восприятия, обработки, переработки информации; особенности внимания, педагогической зоркости, наблюдательности; особенности мышления: какой стиль мышления преобладает (аналитический, синтетический, реалистический, смешанный, прагматический в деятельности и поведении); качество ума (глубина, широта, самостоятельность, гибкость, подвижность, критичность); уровень сформированности интеллектуально-логических способностей (анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, систематизации, классификации); уровень сформированности интеллектуально-творческих способностей (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, способность к интуиции, фантазии, креативность, гибкость, быстрота мышления); уровень принятия решений (рутинный, селективный, адаптивный, инновационный);

Физиолого-динамическая сфера тип нервной системы экстравертивность или интравертивность лабильность или стабильность доминантность или склонность подчиняться рациональность или иррациональность особенности суточных биоритмов

Потребностно-мотивационная сфера социально-личностные потребности; профессиональные потребности; его направленность: интересы, взгляды, ценности, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение; Я–концепция, характеризующая процесс саморегуляции личности

Нравственная сфера владение морально-нравственными знаниями, умениями, морально-нравственными убеждениями, владение морально-нравственными качествами, необходимыми для работы учителя в школе, владение волевыми качествами

Действенно-практическая сфера умения и навыки организаторской деятельности, умения, связанные с восприятием, обработкой, переработкой и хранением информации, умения и способности к творческой деятельности, необходимые трудовые умения и навыки учиться в зависимости от предметной области учителя, качества, отражающие трудолюбие, отношение к труду, мотивационные аспекты работы

Эмоционально-коммуникативная сфера знания основных закономерностей, понятий эмоциональной сферы, основные знания, необходимые учителю для осмысления его коммуникативного потенциала, владение эмоционально-коммуникативными качествами, необходимыми учителю для работы в школе, владение речевой культурой общения, умение воздействовать, владение техникой разрешения конфликтов

Аналитико-диагностический блок Для выстраивания собственной методической системы работы учителя, реализации его основных функций, заложенных в новых должностных инструкциях, необходимо знать настоящий уровень профессиональной подготовки учителя, степень овладения им профессиональной информации, правовой, коммуникативной компетентности. Данный уровень специальных знаний, умений, навыков, способов деятельности можно объединить в 4 крупных компонента: диагностико-прогностический теоретический операционно-деятельностный организационно-коммуникативный

Диагностико-прогностический компонент владение системным анализом собственной деятельности; владение основами психолого-педагогического диагностирования обучающихся, других участников образовательного процесса; определение зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, их профессиональной направленности в старшем звене школы; умение проектировать свою деятельность и деятельность обучающихся.

Теоретический компонент владение специальными знаниями, перечень которых заложен в новой должностной инструкции учителя; владение методологической базой преподаваемого предмета (новыми подходами, принципами, требованиями); владение технологиями, методиками, средствами преподаваемого предмета; - знание основ опытно- экспериментальной, инновационной деятельности.

Операционно-деятельностный компонент Включает: подготовительный мотивационный контрольно-оценочный внеклассный элемент системной работы учителя по своему предмету, знаний, умений, необходимые для формирования универсальных учебных действий, основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Организационно-коммуникативный компонент Состоит из умений организовывать собственную деятельность, деятельность учащихся, деятельность родителей, знаний и владений эмоционально- коммуникативными качествами. В результате проведения аналитико-диагностической деятельности учитель будет четко представлять особенности своих личностных сфер, актуальный уровень своего профессионального развития, выявлять ключевые проблемы, над которыми предстоит работать в будущем, оптимально организовывать свою дальнейшую профессиональную деятельность, более эффективно использовать свои сильные качества, интеллектуальные ресурсы, нейтрализовав ошибки, просчеты, связанные со слабыми качествами. В конечном итоге ответить на вопрос: Кто я? Где я нахожусь в своем профессиональном развитии?

2.4 Блок социального заказа Учитель–предметник должен четко знать требования Федерального образовательного стандарта как в целом, так и положений, которые касаются его предметной области, изучить новые квалификационные характеристики должности учителя, требования к получению первой и высшей квалификационной категории, другие Федеральные нормативно-правовые акты, обеспечивающие социальный заказ государства на образовательную деятельность учителя. Кроме того, учителю важно знать, что от него хотят родители, учащиеся по организации, содержанию, формам, технологиям, методам образовательной деятельности в учебном процессе и внеклассной работе по своей предметной области.

Блок социального заказа Учитель работает в конкретной школе, которая имеет муниципальный заказ от учредителя, свои планируемые результаты образовательной деятельности, поэтому учитель должен обязательно изучить, что от него требует работодатель в лице директора школы. Конкретный социальный заказ государства, семьи, учащихся, работодателя поможет учителю четко спланировать методическую работу на учебный год и в межаттестационный период.

2.5 Блок ключевых проблем Предыдущая аналитико-диагностическая работа, изучение социального заказа государства, семей, учащихся, работодателя позволяет увидеть учителю конкретное поле проблем, которые необходимо решить в процессе методической работы. Если проблему рассматривать как разрыв между нынешним состоянием образовательной деятельности и требуемой в будущем, то разрыв, составляющий от 15% до 30%, делает эту проблему ключевой, главной для учителя. Поэтому из поля проблем выделяют семь ключевых проблем (большее количество проблем, как показывает практика, учителю трудно решить), определяют причины их возникновения, намечают пути их решения. У каждого учителя свои проблемы профессионального развития, образовательной деятельности.

Блок ключевых проблем Актуальные и типичные проблемы для многих учителей: - проблема освоения новых образовательных стандартов; - проблема повышения профессиональной, информационной, правовой, коммуникативной компетентностей учителя; - проблема повышения методологической культуры учителя, освоения современной методологической базы (новых подходов, принципов, требований к образовательной деятельности); - проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя, умение осуществлять действенное психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности детей; - проблема организации индивидуальной образовательной деятельности разных категорий учащихся; - проблема образовательной деятельности учителя по результатам и т.д.

2.6 Блок необходимых и достаточных условий (какие условия мне необходимы, чтобы решить профессиональные проблемы) 1. Наличие нормативно-правовых ресурсов и возможности для их качественного изучения и исполнения. 2.Наличие научно-методических и программно- методических ресурсов, необходимых и достаточных для решения моих проблем. 3. Наличие информационных ресурсов, позволяющих мне получать своевременную, качественную, разнообразную информацию по путям решения моих проблем и средствам их достижения.

Блок необходимых и достаточных условий (какие условия мне необходимы, чтобы решить профессиональные проблемы) 4. Наличие мотивационных ресурсов, стимулирующих методическую работу учителя (хороших условий для методической работы, возможности получать достойное вознаграждение за свой труд, хороший микроклимат в коллективе, атмосфера доверия и открытости, уважительного отношения ко мне коллег и руководства школы, того, насколько полно мне представляется свобода в экспериментировании, инновационной деятельности, созданию условий для овладения новым опытом и личностного развития, того, насколько полно считаются с моим мнением, ценят меня как работника, привлекая к участию в делах коллектива, интереса к моей методической работе). 5. Наличие оборудованного кабинета в соответствии с требованиями ФГОС.

2.7 Блок целеполагания Какие цели и задачи мне необходимо решить, чтобы успешно выполнить мои ключевые проблемы?. Главная цель: создание условий, необходимых для создания и реализации собственной методической системы учителя, направленной на повышение его профессиональной, правовой, коммуникативной, информационной, компетентностей, обеспечение эффективной образовательной деятельности.

Блок целеполагания Для реализации цели необходимо решить задачи: 1. Задачи на решение проблем учителя, связанных с совершенствованием его профессиональной компетент- ности, повышение профессионального мастерства. 2. Задачи на решение проблем учителя, связанные с совершенствованием его правовой компетентности. 3. Задачи на решение проблем, связанных с совершенствованием его информационной компетентности. 4. Задачи на решение проблем, связанных с совершенствованием его коммуникативной компетентности. 5. Задачи, направленные на повышение профессиональной квалификации учителя, участие его в различных смотрах, конкурсах, обобщению и распространению своего педагогического опыта, разработке авторских программ, методических разработок, учебно- методических пособий по своей предметной области, других форм методической работы.

Блок целеполагания Планируемые результаты учителя по методической работе к концу учебного года, межаттестационного периода: 1. По совершенствованию профессиональной, правовой, информационной, коммуникативной компетентности. 2. По повышению своей профессиональной квалификации. 3. По участию в методической работе школы, района, области. 4. По участию в различных проектах, смотрах, конкурсах, семинарах. 5. По проведению открытых мероприятий.

Блок целеполагания Планируемые результаты учителя по методической работе к концу учебного года, межаттестационного периода: 6. По разработке методических материалов различного вида: обобщению и распространению своего опыта, публикации в газетах, журналах. 7. По обучению на районных и областных курсах. 8. По созданию собственного учебно-методического комплекса, оборудования учебного кабинета. 9. По участию обучаемых вами учащихся в олимпиадах, смотрах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня. 10. По реализации социального заказа семьи, основных и дополнительных образовательных потребностей учащихся.

2.8 Блок планирования и содержательно-деятельностной работы по реализации целей и задач (какие я должен составить планы и предполагаемые действия по их реализации) План действий по реализации целей и задач методической работы Направление методической работы Предполагаемые действия, мероприятия СрокиПредполагаемый результат

План действий по реализации целей и задач методической работы 1. Работа учителя по совершенствованию своей профессиональной компетентности, решению проблем этого направления Что будет сделано в процессе индивидуальной деятельности учителя согласно плана его самообразования. Что будет сделано учителем внутри школы в процессе индивидуальной и коллективной работы согласно плана методической работы школы. Что будет сделано учителем на уровне муниципального района. Что будет сделано на уровне области.

План действий по реализации целей и задач методической работы 2. Работа учителя по совершенствованию правовой, коммуникативной, информационной компетентностей В процессе индивидуального самообразования На уровне школы На уровне района На уровне области

План действий по реализации целей и задач методической работы 3. Работа учителя, связанная с повышением его квалификации 1. Ознакомление с требованиями каждой квалификационной категории 2. Перечень действий, направленных на качественную подготовку к 1-му этапу аттестации 3. Перечень действий, направленных на качественную подготовку ко второму этапу аттестации

План действий по реализации целей и задач методической работы 4. Работа учителя, связанная с участием его в различных смотрах, конкурсах, конференциях, проведении открытых уроков, мастер-классов, других формах открытых мероприятий 1. Ознакомление с условиями проведения различных форм методической работы 2. Непосредственная наработка 3. Участие

План действий по реализации целей и задач методической работы 5. Работа учителя, связанная с участием обучаемых им детьми в олимпиадах, смотрах – конкурсах, соревнованиях, фестивалях Перечень действий по подготовке детей к этим формам внеклассной и внешкольной работы по предмету

План действий по реализации целей и задач методической работы 6. Работа учителя по созданию учебно- методических материалов по предмету (учебно- методические комплексы, методические разработки, программы, методические пособия и т.д.) Что конкретно будет создано по научно-методическому и программно-методическому обеспечению

План действий по реализации целей и задач методической работы 7. Работа учителя по оборудованию своего учебного кабинета Перечень действий согласно плана дооборудования учебного кабинета

План действий по реализации целей и задач методической работы 8. Работа учителя по обобщению и распространению своего передового педагогического опыта

2.9 Блок мониторинга, самооценки (достиг ли я планируемых результатов?) Мониторинг и самооценка методической работы учителя проводится по планируемым результатам, обозначенным в блоке целеполагания. Мониторинг и самооценка планируемых результатов определяются по 10-бальной системе оценки: 9-10 баллов – планируемые результаты достигнуты, ярко выражены, стабильны; 5-8 баллов – планируемые результаты в основном достигнуты, однако процент их выполнения составляет от 60 до 80%; 3-4 балла – планируемые результаты были достигнуты на нижней границе нормы, процент выполнения 50%; 1-2 балла – характеристика деятельности по данному показателю выражена явно недостаточно, проявляется нестабильно, уровень создания и реализации методической системы отсутствует, профессиональное развитие учителя можно отнести к критическому.

2.10 Блок возможных рисков и ограничений (что может мне помешать, качество выполнения цели и задачи, заложенных в моей методической системе) 1. Отсутствие или недостаточная внутренняя мотивация, личная заинтересованность в повышении своего профессионального мастерства (отсутствие в школе системы морального и материального стимулирования). 2. Нет должной поддержки и помощи администрации школы, методического объединения, не с кем посоветоваться, проконсультироваться, в целом недостаточная организация методической работы в школе. 3. Недостаточная информационная, учебно-методическая база учителя в школе, домашних условиях. 4. Отсутствие возможностей повышения своей профессиональной квалификации на муниципальном, региональном уровне. 5. Очень большая учебная нагрузка у учителя, избыток совещаний, заседаний, оформление различного вида документации, регламентируемых в школе.

Блок возможных рисков и ограничений (что может мне помешать, качество выполнения цели и задачи, заложенных в моей методической системе) 6. Большие затраты времени для решения бытовых вопросов: наличие личного подсобного хозяйства, уход за детьми, престарелыми родителями и др. Бытовая неустроенность. 7. Тяжелый морально-психологический климат в педагогическом коллективе, атмосфера недоверия, зависти, зависти, склоки, конфликтные ситуации. 8. Наличие профессионального самовыгорания, хронических заболеваний, существенно влияющих на своевременность и качество методической работы. 9. Профессиональная неподготовленность членов администрации школы, выраженная в неумении сделать качественную характеристику профессиональной деятельности учителя на основе комплексного изучения и оценки видов его профессиональной деятельности.

2.11 Блок обобщения, систематизации, публичного отчета, публикации (какая форма обобщения, систематизации представленных результатов своей методической работы мне наиболее приемлема) В результате реализации последовательных элементов системы методической работы учитель должен выйти на какой-то промежуточный итоговый продукт совершенствования своего профессионального мастерства. В качестве продукта могут быть: 1. Аналитический отчет об уровне сформированности профессиональных, информационных, правовых, коммуникативных компетентностей. Я овладел следующими прфессиональными, информационными, правовыми компетентностями (я знаю, как это сделать, я могу это сделать, мне обязательно надо это сделать). Мне предстоит еще поработать над формированием следующих профессиональных, информационных, правовых, коммуникативных компетентностей.

Блок обобщения, систематизации, публичного отчета, публикации (какая форма обобщения, систематизации представленных результатов своей методической работы мне наиболее приемлема) 2. Обобщение и представление педагогического опыта. В качестве формы обобщения и представления педагогического опыта может быть реферат (доклад), методические разработки, авторские предметные программы по инвариантной и вариативной части учебного плана по предмету, авторские инновационные проекты. Требования к обобщению и представлению каждой формы педагогического опыта изложены в нормативно-правовых документах Федерального и регионального уровня.

Блок обобщения, систематизации, публичного отчета, публикации (какая форма обобщения, систематизации представленных результатов своей методической работы мне наиболее приемлема) 3. Промежуточным итогом моей методической работы за учебный год является доклад на заседании школьного, районного методического объединения, заседании педагогического совета, малого педагогического совета, выступления на семинаре, конференции, круглом столе и т.д. по следующей разработанной мною тематике. За истекший учебный год я подготовил следующие методические материалы в школьный, районный банк актуального педагогического опыта. В течение учебного года провел открытые учебные занятия, мастер-классы, опубликовал в СМИ, научно-методических журналах следующие статьи.

Блок обобщения, систематизации, публичного отчета, публикации (какая форма обобщения, систематизации представленных результатов своей методической работы мне наиболее приемлема) 4. Участие учителя – предметника в различных конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях, фестивалях районного, регионального, федерального уровня и его результативность. 5. Результаты первого и второго этапа аттестации учителя – предметника.

2.11 Блок дальнейших перспектив (какие стратегические цели и задачи я должен решить, чтобы продолжить дальнейшее профессиональное развитие) Очередной цикл собственной системы методической работы обычно заканчивается согласно сроков, указанных в плане методической работы учителя, но профессиональная деятельность педагога на этом не заканчивается. Следовательно, снова будут возникать проблемы, которые необходимо решать в дальнейшей перспективе.

Блок дальнейших перспектив (какие стратегические цели и задачи я должен решить, чтобы продолжить дальнейшее профессиональное развитие) Среди более дальних перспективных целей могут быть: освоение новых образовательных стандартов для основного и среднего общего образования; повышение квалификационной категории; участие в перспективных инновационных образоват. проектах; создание учебно-методических пособий в предметной области; дальнейшее формирование профессиональных, информационных, правовых, коммуникативных компетентностей, которые были недостаточно сформированы в старом цикле методической работы; работа в рамках диссертационного исследования (научно- исследовательского); подготовка к участию в новых образовательных конкурсах, смотрах и т.д.

Спасибо за внимание!