Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Предъявить образовательному сообществу результаты собственной деятельности за межаттестационный период (2006– 2011годы)
Подтверждение уровня профессиональной компетентности Осмысление, систематизация и коррекция представлений о возможностях совершенствования профессионального мастерства Проектирование развития условий достижения результатов образования Проявление профессиональной готовности к обновлению, совершенствованию образовательной деятельности в соответствии с развивающимися целями и ценностями современного российского образования.
умение строить высказывание по определённым правилам, нормам литературного языка, применяя знания в разных сферах и ситуациях общения. Степень её развития определяется уровнем сформированности общих и типовых коммуникативных умений. Речевая компетентность-
«Формирование речевой компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы »
педагогический процесс взаимодействия учителя и обучающегося при организации работы по развитию речевой компетентности Предмет: условия, способствующие формированию профессионально-личностных новообразований, продуктивности деятельности учителя в межаттестационный период
Проблема использования функционально- стилистическиого подхода в преподавании русского языка и литературы (М.М.Бахтин, Т.М.Пахнова, С. И.Львова, Н.Л.Карнаух, Т.А.Ладыженская, Г.Я.Солганик Г.А.Шипицына)
Обеспечение качества образования требует создания условий для развития речевой компетентности обучающихся на основе функционально- стилистического подхода в преподавании русского языка и литературы.
1.Приобщение к опыту создания устных и письменных высказываний разных жанров и стилей (дружеское письмо или дневниковая запись, реферативное сообщение или научный доклад, интервью или репортаж, публицистическое эссе, рецензия или дискуссионное выступление), которые обеспечивают успешную речевую практику человека в определенной сфере общения (разговорно-бытовой, общественно-политической, научной, официально-деловой).
Конституция РФ ( ст. 44) Закон РФ «Об образовании» от г Областной закон «Об образовании Свердловской области» от г 26-ОЗ Государственные образовательные стандарты по русскому языку и литературе Государственный образовательный стандарт (национально- региональный компонент) Свердловской области Программы для общеобразовательных школ по русскому языку и литературе
2.Организация и проведение Уроков развития речи (5-7 классы) Вариативных курсов «Теория и практика сочинений разных жанров» (9 класс) и «Стилистика русского языка» (10-11 классы)
Речеведческие понятия Речевые(коммуникативные) умения учащихся Задания и упражнения по тексту Е.Носов «Белый гусь» 1.Повествование как тип речи; композиция рассказа 2.Сюжет и внесюжетные элементы (диалог, описание природы) Определять тип текста- повествования, его основные структурно-смысловые части и характерные языковые приметы Выделять сюжет и внесюжетные элементы в рассказе Составлять и обоснованно включать в него внесюжетные элементы Докажите, что данный текст соответствует жанру рассказа, используя схему: Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение Укажите в тексте части, соответствующие завязке, кульминации, развязке Составьте свой сюжет по рисунку, включите описание природы, диалог
Речеведческие понятия Речевые (коммуникативные) умения учащихся Задания и упражнения по тексту 3.Тема и основная мысль 4.Вступление Определять тему Формулировать основную мысль текста Озаглавливать текст Подчинять отбор содержательных элементов и языковых средств основной мысли рассказа Осуществлять выбор основного назначения вступления в соответствии с основной мыслью рассказа Создавать вступление, воздействующее на читателя Определите, о чём говорится в тексте. Какова его тема? В чём должен убедиться читатель, прочитав рассказ? Над чем должен задуматься читатель? Какова основная мысль рассказа? Из чего исходил автор при отборе элементов содержания? Укажите выразительные средства языка в тексте, их роль. Укажите вступление в тексте, определите его назначение Создайте вступление к своему сочинению «Как я однажды…» и проверьте, отвечает ли оно требованиям, соотнесено ли с ОМ, заглавием, основной частью по объёму, соответствует ли стилю, нет ли стандартных фраз
Речеведческие понятия Речевые (коммуникативные) умения учащихся Задания и упражнения по тексту 5.Заключение 6.Описательный оборот Создавать концовку повествовательного текста Использовать в речи описательные обороты с целью предупреждения лексических повторов и нарушения связности текста Укажите ту часть рассказа, которая соответствует развязке Прочитайте часть текста, следующую за развязкой Даёт ли автор прямую оценку описанных событий ? Какая концовка оказывает более сильное впечатление на читателя(прямая оценка события или с внесюжетными элементами)? Составьте два варианта концовки своего рассказа Какая удачнее раскрывает ОМ? Укажите описательные обороты в тексте, определите их роль Устраните повторы в предложенном тексте, не нарушая его связности Подберите описательные обороты для своего рассказа
Представьте, что вы рассказываете эту историю своим друзьям (в лагере, в походе, сидя у костра). Напишите рассказ Как я однажды… (ходил на рыбалку, чуть не заблудился, опоздал в школу…).
3. Освоение и использование технологий : развивающего обучения: Обучение в сотрудничестве Метод проектов Технология развития критического мышления через чтение и письмо групповых технологий информационно-коммуникативных технологий и различных форм работы с текстом : Комплексный анализ текста Составление плана, тезисов, конспекта Доклад Реферат
Традиционные и нетрадиционные способы контроля: Диктанты разных видов Изложения разных видов Сочинения разных жанров Эссе Синквейн Диаманта Тестовые задания: с несколькими вариантами ответа, альтернативные задания, на поиск ошибки, на перегруппировку, на преобразование по аналогии. 4.Организация мониторинговых процессов
ПредметКласс% качества уч.г уч.г уч.г. Русский язык (изложение с элементами сочинения) 9 41% 45% Русский язык (ГИА) 9 73% Литература (реферат) 9 100% Русский язык и литература (изложение с элементами сочинения) 1151% Русский язык (ЕГЭ) 11 Средний балл 55 Максимально высокий балл 76
Учебный годФ.И. участникаКлассПредметМесто Лаврова Татьяна Денисова Светлана Болотова Светлана 9-а 11 Русский язык Лаврова Татьяна 10Русский язык Лаврова Татьяна Лаврова Ксения 11 Русский язык Томилова Татьяна Потапова Анна 8-а Русский язык Новикова Ирина Фуфарова Светлана 8-а 9-б Русский язык Лаврова Татьяна Денисова Светлана Болотова Светлана Лаврова Татьяна 9-а Литература Лаврова Татьяна Лаврова Ксения 11 Литература Томилова Татьяна Потапова Анна Мельникова Надежда 8-а 9-а Литература
Год выпу ска Основная школаСредняя школа Кол- во выпус кни ков Количество выпускников, продолжающих образование Трудо устрой ство Кол- во выпус кни ков Количество выпускников, продолжающих образование Трудо устрой ство 10й кл. НПОСПОвсего%СПОВУЗвсего% % % % %
на уровне личной компетенции недостаточность профессионально- информационной компетентности недостаточный уровень мониторинговой культуры на уровне учащихся и организации образовательного процесса недостаточный уровень сформированности базисных коммуникативных умений (умение воспринимать информацию и обмениваться ею, умение задавать вопросы, умение высказывать свои мысли точно и ясно, умение убеждать и т.п.); недостаточный уровень сформированности общих коммуникативных умений на межпредметном уровне (умение раскрывать тему и доказывать основную мысль, умение собирать и систематизировать материал, умение конспектировать, умение делать выводы и т.п.); недостаточный уровень типовых коммуникативных умений (устанавливать и согласовывать значение слов, варьировать средства связи в соответствии с коммуникативной задачей, членить текст на абзацы, выбирать языковые средства в соответствии с требованиями ситуации и т.п.); частичное нарушение учениками нормативности речи; недостаточный уровень творческого потенциала речи учащихся.
«Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе как эффективное условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся»
Цель: всестороннее изучение и практическое применение деятельностного подхода с целью формирования различных аспектов коммуникативной компетентности Задачи: изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности различных аспектов коммуникативной компетентности; осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативной компетентности конкретно с учётом специфики предмета; разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; определить способы диагностики и показатели достижения результатов; спрогнозировать ожидаемые результаты