Социология детского чтения Экспериментальное исследование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение читательского интереса подростков. Руководитель: Кельдышева Татьяна Юриевна. Составитель: Золотарева Анна Альбертовна, ученица 10 класса МОУ Понинская.
Advertisements

МАОУ « Лицей 10» г. Перми Пермь, МАОУ « Лицей 10» г. Перми Культурно - образовательный проект « Лицеист читающий ?!»
Выполнила: Агаева Лейла, ученица 7 «а» класса, МОБУ СОШ 9 им. М.И. Керщенгольца Руководитель: Архипова А.П., зав.библ. Изучение читательского интереса.
Милее книги в мире друга нет. Навои Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают.
Библиотечная реклама Выставки книг для эрудитов и любознательных.
О.Ю. Пономарева, педагог-психолог гимназии 3 (Балашиха)
Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она.
Что читают наши школьники? Работу выполнила ученица 9а класса АСОШ 2 Удальцова Мария Руководитель Михеева О.В.
Подготовила: Чусовитина Ольга, ученица 9 «Б» класса, МАОУ НГО «СОШ4»
Сочинение Федорова А., 4б класс МОУ СОШ 8. Папа читает газеты и журналы. Самый любимый журнал «За рулем». Мы с братом Пашей тоже любим этот журнал.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский «Война и мир» Л. Н. Толстой.
МОУ «Андреевская СОШ» Судогодского района Владимирской области Команда «НЕПОСЕДЫ» Учитель: Н.В.Пых.
Будем ли мы летать? МУК «Информационно-библиотечное объединение» г. Заречный Пензенской области.
Список литературы для 6 класса Чтение Заучивание Ведение читательского дневника.
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ответу на задание С2. Автор презентации Л.З. Гавриленко ГБОУ 555 «Белогорье».
Презентация на тему :. Эпиграф: Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга царица: Может сердцам повелеть. Книга богиня: Чудо свершает порой. Книга.
Приняли участие – 45 человек из школ Центрального и Ленинского округов.
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Есть ли место книге в нашей жизни Выполнила: ученица 8А класса Ашерева А.С. Руководитель: Беляева О.Н. Руководитель: Беляева О.Н. МОУ СОШ 3 г. Ершова МОУ.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
Транксрипт:

Социология детского чтения Экспериментальное исследование

Проблемы детского чтения: изменение модели чтения изменение модели чтения снижение интереса в книге снижение интереса в книге отсутствие моды на чтение отсутствие моды на чтение ориентация подростков на аудиовизуальную и электронную культуру ориентация подростков на аудиовизуальную и электронную культуру преобладание развлекательной литературы и периодики в чтении подростков преобладание развлекательной литературы и периодики в чтении подростков

Факторы, влияющие на чтение подростка: Пол Пол Возраст Возраст Место жительства (город,село) Место жительства (город,село) Социально-психологические и материальные характеристики семьи Социально-психологические и материальные характеристики семьи Образование родителей Образование родителей Принадлежность к субкультуре Принадлежность к субкультуре

Экспериментальное исследование 82 - ученики МОУ СОШ 10 (Кировский район Ставропольского края) 82 - ученики МОУ СОШ 10 (Кировский район Ставропольского края) 68 – члены Городской Детской Тамбовской Думы (г. Тамбов) 68 – члены Городской Детской Тамбовской Думы (г. Тамбов) 18 – школьники г. Долгопрудный 18 – школьники г. Долгопрудный Возраст от 13 до 18 Возраст от 13 до 18 Девочек – 105 Девочек – 105 Мальчиков – 63 Мальчиков – 63 Всего – 168 подростков Всего – 168 подростков

Ты любишь читать? девочкимальчикивсе да60%40%52% нет36%59%45% иногда4%2,5% ненавижу1%0,5%

Сколько книг в месяц ты читаешь?

Какая у тебя оценка по литературе? 5 – 45% 5 – 45% 4 – 42 % 4 – 42 % 3 – 13 % 3 – 13 % 23% любят читать, но «3-4» 17% - не любят читать, но «отлично»

Тебе нравятся книги по школьной программе?

Книги по программе,которые нравятся и не нравятся «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь (13) «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь (13) «Судьба человека» М.А. Шолохов (10) «Судьба человека» М.А. Шолохов (10) «Куст сирени» А.И. Куприн (8) «Куст сирени» А.И. Куприн (8) «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (7) «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (7) «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (6) «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (6) 25 % опрошенных затрудняются ответить 25 % опрошенных затрудняются ответить у 2% нравится все у 2% нравится все «Мертвые души» Н.В. Гоголь (14) «Горе от ума» А.С. Грибоедов (8) «Война и мир» Л.Н. Толстой (6) «Ревизор» Н.В. Гоголь (6) «Кавказ» И.А. Бунин (6) 4 % нравятся все произведения 7 % не нравятся все произведения 27 % - затруднились ответить.

Какую книгу ты сейчас читаешь?

Какую книгу ты читал до этого?

Программное чтение 7 класс - «Тарас Бульба» (2), «Бежин луг» (3) 7 класс - «Тарас Бульба» (2), «Бежин луг» (3) 8 класс – «Робинзон Крузо» (3), «Приключения Гулливера» (2), рассказы Чехова (5), «Куст сирени» (4), рассказы Бунина (3) 8 класс – «Робинзон Крузо» (3), «Приключения Гулливера» (2), рассказы Чехова (5), «Куст сирени» (4), рассказы Бунина (3) 9 класс – «Первая любовь» (3), «Мертвые души» (6), «Герой нашего времени» (3), «Судьба человека» (3) 9 класс – «Первая любовь» (3), «Мертвые души» (6), «Герой нашего времени» (3), «Судьба человека» (3) 10 класс – «Преступление и наказание» (15), «Очарованный странник» (7), «Война и мир» (6) 10 класс – «Преступление и наказание» (15), «Очарованный странник» (7), «Война и мир» (6) 11 класс - «Мастер и Маргарита» (7), рассказы Зощенко (2), «Разгром» (2). 11 класс - «Мастер и Маргарита» (7), рассказы Зощенко (2), «Разгром» (2).

Внепрограммное чтение девочек Стефания Майер «Сумерки», «Рассвет», «Гостья», «Затмение» (8) Стефания Майер «Сумерки», «Рассвет», «Гостья», «Затмение» (8) Сергей Минаев «Дyxless», «The Тёлки», «Videoты, или The Тёлки. Два года спустя» (4) Сергей Минаев «Дyxless», «The Тёлки», «Videoты, или The Тёлки. Два года спустя» (4) Пауло Коэльо «11 минут», «Алхимик» (3) Пауло Коэльо «11 минут», «Алхимик» (3) Екатерина Вильмонт «Зеленые холмы Калифорнии», «Мимолетности, или Подумаешь, бином Ньютона!», «Опасное соседство» (3) Екатерина Вильмонт «Зеленые холмы Калифорнии», «Мимолетности, или Подумаешь, бином Ньютона!», «Опасное соседство» (3) Светлана Лубинец «Любовь в противогазе», «Большая книга романов о любви под знаком Зодиака. Магия Воды» (2) Светлана Лубинец «Любовь в противогазе», «Большая книга романов о любви под знаком Зодиака. Магия Воды» (2) Елена Владимирова «Эмо-любовь» (2) Елена Владимирова «Эмо-любовь» (2)

Внепрограммное чтение мальчиков Серия «Сталкер» (7) Серия «Сталкер» (7) Пауло Коэльо «11 минут», «Заир», «Ведьма из Портобелло» (3) Пауло Коэльо «11 минут», «Заир», «Ведьма из Портобелло» (3) Серия «Метро 2033» (3) Серия «Метро 2033» (3) энциклопедия «Хочу всё знать» (2) энциклопедия «Хочу всё знать» (2) Борис Акунин ««Левиафан»», «Нефритовые чётки» (2) Борис Акунин ««Левиафан»», «Нефритовые чётки» (2) А.И. Покрышкин «Познать себя в бою» А.И. Покрышкин «Познать себя в бою» Э. Э. Шмит «Мсье Ибрагим и цветы Корана» Э. Э. Шмит «Мсье Ибрагим и цветы Корана»

13 % помнят автора 13 % помнят автора 3 % пишут название книги в кавычках и фамилию автора с инициалами 3 % пишут название книги в кавычках и фамилию автора с инициалами 10% не читают произведения по школьной программе 10% не читают произведения по школьной программе У 3% из них «отлично» по литературе У 3% из них «отлично» по литературе

Книги какого жанра тебе нравятся?

Любимый писатель? А.С. Пушкин (25 %) А.С. Пушкин (25 %) М.Ю. Лермонтов (10 %) М.Ю. Лермонтов (10 %) Л.Н. Толстой (9%) Л.Н. Толстой (9%) Н.В. Гоголь (8%) Н.В. Гоголь (8%) А.П. Чехов (8%) А.П. Чехов (8%) Ф.М. Достоевский (3%) Ф.М. Достоевский (3%) И.С. Тургенев (2,5 %) И.С. Тургенев (2,5 %) Пауло Коэльо (2,5 %) Пауло Коэльо (2,5 %) И.А. Бунин (2%) И.А. Бунин (2%) Джек Лондон (1%) Джек Лондон (1%)

Любимый поэт?

Любимый герой У девочек: Евгений Онегин (10) Евгений Онегин (10) Тарас Бульба (9) Тарас Бульба (9) Дубровский (4) Дубровский (4) Печорин (4) Печорин (4) Гарри Поттер (3) Гарри Поттер (3) У мальчиков: Тарас Бульба (10) Гарри Поттер (4) Печорин (3) Шерлок Холмс (2) Иван Флягин (2)

Любимое произведение (девочки) Стефании Майер «Сумерки», «Гостья» (7) Стефании Майер «Сумерки», «Гостья» (7) Борис Васильев «А зори здесь тихие» (3) Борис Васильев «А зори здесь тихие» (3) Л.Н. Толстой «Война и мир» (3) Л.Н. Толстой «Война и мир» (3) А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» (2) А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» (2) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (2) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (2) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (2) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (2) М.А. Булгаков «Собачье сердце» (2) М.А. Булгаков «Собачье сердце» (2) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (2) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (2) Альберт Лиханов «Последние холода» (2) Альберт Лиханов «Последние холода» (2) А.П. Чехов «О любви» (2) А.П. Чехов «О любви» (2) Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (2) Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (2) Анатолий Иванов «Вечный зов» (2) Анатолий Иванов «Вечный зов» (2) Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (2) Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (2)

Любимое произведение (мальчики) «Колобок» (4) «Колобок» (4) серия «Сталкер» (2) серия «Сталкер» (2) Михаил Шолохов «Судьба человека» (2) Михаил Шолохов «Судьба человека» (2) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (2) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (2) А.И. Куприн «Куст сирени» (2) А.И. Куприн «Куст сирени» (2) Олдос Хаксли «Остров» (2) Олдос Хаксли «Остров» (2) Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (2) Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (2) серия «Метро 2033» (2) серия «Метро 2033» (2) Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец» (2) Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец» (2) И.С. Тургенев «Бежин луг», «Му-му», «Отцы и дети», «Записки охотника» И.С. Тургенев «Бежин луг», «Му-му», «Отцы и дети», «Записки охотника» М. Ю. Лермонтов «Тамбовская казначейша», «Мцыри» М. Ю. Лермонтов «Тамбовская казначейша», «Мцыри»

Где ты берёшь книги?

Ты читаешь газеты и журналы?

Периодика. Выбор девочек. 1. глянцевые журналы без упоминания названия – глянцевые журналы без упоминания названия – газета «Голос времени» - 13 (это районная газета, её отметили 28% сельских девочек) 2. газета «Голос времени» - 13 (это районная газета, её отметили 28% сельских девочек) 3. «Комсомольская правда» «Комсомольская правда» журнал «Мне 15» журнал «Мне 15» «Cosmopolitan» «Cosmopolitan» «Маруся» «Маруся» «Oops» «Oops» «Ромео и Джульетта» «Ромео и Джульетта» «Телесемь» «Телесемь» «Bravo» «Bravo» - 4

Периодика. Выбор мальчиков. газета «Голос времени» - 10 (35% читающих периодику сельских мальчиков) газета «Голос времени» - 10 (35% читающих периодику сельских мальчиков) «Комсомольская правда» - 6 «Комсомольская правда» - 6 «За рулём» - 4 «За рулём» - 4 «Классный журнал» - 4 «Классный журнал» - 4 разные спортивные - 4 разные спортивные - 4 «Вокруг света» - 3 «Вокруг света» - 3 «Игромания» - 3 «Игромания» - 3 «Мурзилка» - 2 «Мурзилка» - 2 газета «Жизнь» - 2 газета «Жизнь» - 2 «Из рук в руки» - 2 «Из рук в руки» - 2 «Ровесник» - 2 «Ровесник» - 2

Где ты берёшь газеты и журналы?

Что лучше: прочитать книгу или посмотреть фильм?

Выводы: детское чтение – отражение процессов, происходящих в обществе детское чтение – отражение процессов, происходящих в обществе снизилась роль литературы в социализации детей и подростков снизилась роль литературы в социализации детей и подростков читательские предпочтения мальчиков и девочек существенно различаются читательские предпочтения мальчиков и девочек существенно различаются уровень читательской компетенции низок уровень читательской компетенции низок школьники полностью включены в электронную культуру школьники полностью включены в электронную культуру кризис семьи приводит к кризису чтения кризис семьи приводит к кризису чтения школьники (особенно сельские) пользуются библиотеками школьники (особенно сельские) пользуются библиотеками существенна разница между читательскими предпочтениями и способами получения книг между сельскими и городскими подростками существенна разница между читательскими предпочтениями и способами получения книг между сельскими и городскими подростками на чтение детей влияет «читательская мода» на чтение детей влияет «читательская мода» преподавание литературы в школе и школьная программа требуют изменений преподавание литературы в школе и школьная программа требуют изменений

Рекомендации: детское чтение – важная проблема, требующая государственного внимания и вмешательства детское чтение – важная проблема, требующая государственного внимания и вмешательства необходимо поддержание высокого статуса книги (возможно даже пиар и реклама не конкретного произведения, а самого чтения) необходимо поддержание высокого статуса книги (возможно даже пиар и реклама не конкретного произведения, а самого чтения) необходимо обновление методик, систем и технологий преподавания чтения в школе, разработка новой программы по литературе с учетом детских предпочтений и современных жизненных реалий необходимо обновление методик, систем и технологий преподавания чтения в школе, разработка новой программы по литературе с учетом детских предпочтений и современных жизненных реалий необходимо формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях необходимо формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях необходим дифференцированный подход к каждой читательской группе (в зависимости от пола, возраста, места жительства) необходим дифференцированный подход к каждой читательской группе (в зависимости от пола, возраста, места жительства) необходима государственная поддержка в возрождении института семьи и морально-нравственных ценностей необходима государственная поддержка в возрождении института семьи и морально-нравственных ценностей издателям нужно пересмотреть издательскую политику и не идти на поводу у жажды наживы, а думать о том, что и для кого они выпускают. Если бы не было дешевой и низкопробной литературы – её бы никто не читал издателям нужно пересмотреть издательскую политику и не идти на поводу у жажды наживы, а думать о том, что и для кого они выпускают. Если бы не было дешевой и низкопробной литературы – её бы никто не читал создать или восстановить книготорговую сеть в регионах создать или восстановить книготорговую сеть в регионах пересмотреть политику ценообразования пересмотреть политику ценообразования разработать систему поддержки сельских и других типов библиотек разработать систему поддержки сельских и других типов библиотек