Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Advertisements

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Разработала Нетылева И. В.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
1 Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Транксрипт:

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают) Информированность Раскованность Слабое здоровье Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Модели современного урока традиционная деятельностнаяразвивающая триединая цель урока; - план-конспект; - фронтальная форма обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие - ориентация на развитие личности - ключевые и базовые компетентности; - практический опыт ребенка; -проектирование урока; -разнообразные формы обучения - технологическая карта урока инновационная Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Функции учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций Функции учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант Цель: Развитие личности Цель: Развитие личности Цель: Формирование знаний, умений и навыков Цель: Формирование знаний, умений и навыков Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

часть жизни, которую ребенок проводит в школе средство соорганизации (сотрудничест- ва) субъектов основной механизм усвоения школьниками стандартов образования Основная организацио нная форма обучения форма индивидуального подхода к ребенку, учета его интересов и способностей, развития личностных качеств урок Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Личностно ориентированный, индивидуальный характер Создание условий для развития ребенка Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя использование образовательных технологий Четыре компонента содержания: Знания Умения, Навыки Творческая деятельность Эмоционально-ценностный опыт практический, деятельностный характер Урок Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Ребенок на современном уроке: 1) Готовность к саморазвитию 2) Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям 3) Умение ставить перед собой цель, принимать решение 4) Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации 5) Умение проконтролировать себя, свои собственные действия 6) Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения 7) Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Критерием результативности такого обучения являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, потребностях, мотивах, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве. Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Технология проблемно- диалогического обучения Е.Л.Мельникова Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Технология ПДО Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урокаТворческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Постановка учебной проблемы - Формулирование вопроса или темы урока Поиск решения - Открытие субъективно нового знания ВОСПРОИЗ- ВЕДЕНИЕ Выражение решения - Выражение нового знания в доступной форме (схемы, творческие задания, опоры, графики, стихи и т.д. ) Реализация продукта - Представление продукта учителю и классу ОСНОВНОЙ ПРИЕМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Технологическая карта урока Введение знания Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана Высказывание версий ответа Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы Этап постановки проблемы и актуализации знаний Этап совместного открытия знаний Этап самостоятельного применения знаний Итог урока Решение проблемы Формулировка решения Проверка решения с помощью учебника Воспроизведение Самостоятельное применение знаний Итог урока

Приемы создания проблемной ситуации С удивлением С удивлением С затруднением С затруднением Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противо- речия Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Вопрос был один? А сколько мнений в наше классе? Почему так получилось? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью Вы сначала как думали? А как на самом деле? Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Технология проблемно – диалогического обучения общепедагогическая Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта - для любого предмета - для любой ступени

Примеры проблемной ситуации на уроках Тема «Скобки» математика 1 класс Проблемная ситуация 1 Учителю требуется предъявить классу два противоречивых факта. УчительУченики ̶ На доске запись. ̶ 8-3+4=9 ̶ 8-3+4=1 Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? ̶ На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ? - Левые части одинаковые, а правые разные. - Почему это произошло? Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема «Разделительный Ъ и Ь знаки» Проблемная ситуация 2 Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления УчительУченики ̶ Предлагаю написать словарный диктант ( двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках) Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений. -Какое было задание? Сколько мнений в классе? Так чего мы ещё не знаем? Так какая сегодня тема урока? ̶ Написать слова. ̶ Где пишутся Ь и Ъ знаки. ̶ Правописание Ь и Ъ знаков. Примеры проблемной ситуации на уроках

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема «Непроизносимая согласная» русский язык 3 класс Проблемная ситуация 3 Сложная ситуация. Состоит из двух шагов. 1 шаг –учитель обнажает житейское представление учеников. 2 шаг – сообщает научный факт. УчительУченики 1 шаг. ̶ Предлагаю написать слово грустный» ̶ Как написали? 2 шаг. ̶ Проверьте как написано в словаре. ̶ Почему написали неправильно? ̶ Чего мы ещё не знаем? ̶ Какая сегодня тема урока? ̶ «грусный» Грустный Мы его не слышим Как пишутся такие слова? Написание слов с непроизносимыми согласными. Примеры проблемной ситуации на уроках

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема « Умножение» 2 класс Проблемная ситуация 4 Учитель даёт не выполнимое задание. УчительУченики ̶ Даю задание на вычисление суммы одинаковых слагаемых. ̶ =16 ̶ Затем даю задачу « На одну детскую рубашку пришивают 4 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 450 рубашек? ̶ Смогли записать выражение к этой задаче? ̶ Почему? В чём затруднение? ̶ Какой возникает вопрос? ̶ Ученики испытывают затруднение. ̶ Составляют выражение и т. д. ̶ Нет. ̶ Получается длинная запись. ̶ Можно ли записать короче? Примеры проблемной ситуации на уроках

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема « Умножение и деление на 100» 3 класс Проблемная ситуация 5 Учитель даёт задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались УчительУченики ̶ Даю задание решить примеры: 8х10 30:3 5х100 60:6 90:10 500:100 Почему получились разные результаты? Чем отличаются примеры третьего столбика? Так какая сегодня тема урока? Чему мы должны научиться? ̶ В последнем столбике ответы разные. ̶ Там умножаем и делим на 100. ̶ Умножение и деление на 100. Примеры проблемной ситуации на уроках

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема « Сравнение углов» 3 класс Проблемная ситуация 5 Сложная ситуация. Состоит из двух шагов. 1 шаг –учитель даёт практическое задание не похожее на предыдущее.2 шаг – аргументированно доказать, что задание не выполнен УчительУченики ̶ Даю задание сравните углы( на доске прямой, острый, тупой углы) ̶ Каким способом вы сравнивали углы? ̶ Теперь сравните такие углы ( два примерно равных). ̶ Легко выполняют. ̶ На глаз. ̶ Они одинаковые. Примеры проблемной ситуации на уроках

Викторова Светлана Николаевна Учитель начальных классов школы 2 г. Нерехта Тема « Сравнение углов» 3 класс Проблемная ситуация 6 Сложная ситуация. Состоит из двух шагов. 1 шаг –учитель даёт практическое задание не похожее на предыдущее.2 шаг – аргументированно доказать, что задание не выполнено. Примеры проблемной ситуации на уроках УчительУченики 1-шаг ̶ Даю задание сравните углы( на доске прямой, острый, тупой углы) ̶ Каким способом вы сравнивали углы? ̶ Теперь сравните такие углы ( два примерно равных). ̶ Каким способом сравнивали? 2-шаг ̶ А это точный способ? ̶ Тогда вы можете утверждать, что углы равны? ̶ Легко выполняют. ̶ На глаз. ̶ Они одинаковые. ̶ На глаз. ̶ Нет.