СМК. У ПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ОТДЕЛЕНИИ МРТ Апрель 2013 к.э.н. Ястребова М.В. д.м.н., проф. Трофимова Т.Н. к.м.н., доцент Карпенко А.К. к.т.н., доцент Казначеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Advertisements

. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
© Сидорин А.В.1 Процессный подход в системах менеджмента качества. Документация как основа системы менеджмента качества. Методический материал.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Внутренний аудит системы менеджмента качества. Термины, относящиеся к аудиту Аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс.
Сертификация СМК Внутренние аудиты И.Г. Карелина Повышение квалификации по направлению «Управление качеством»
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
«СИБИРСКАЯ ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ИСО 9000» ЗАО «КОМПАНИЯ «КАРДИНАЛ» ИСО 9000.
Транксрипт:

СМК. У ПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ОТДЕЛЕНИИ МРТ Апрель 2013 к.э.н. Ястребова М.В. д.м.н., проф. Трофимова Т.Н. к.м.н., доцент Карпенко А.К. к.т.н., доцент Казначеева А.О. Комышева О.Л.

Регламентирующие и рекомендательные документы: ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9004:2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ГОСТ Р ИСО 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента ГОСТ Р ИСО 53092:2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения Risk Management in Radiology, ESR advisory document 2006 Risk Management in Radiology in Europe / Управление рисками в радиологии, рекомендации Европейской ассоциации радиологов, 2006 год 2 Наличие сертифицированной системы менеджмента качества демонстрирует клиенту, что: качество является управляемым; риск получения несоответствующего результата снижен до минимума; компания нацелена на постоянное улучшение.

Удовлетворенный потребитель 1. Ориентация на потребителя Эффективное руководство 2. Лидерство руководителя Компетентные сотрудники 3. Вовлечение сотрудников Эффективные процессы 4. Процессный подход Взаимосвязанные процессы 5. Системный подход к управлению Эффективность деятельности 6. Постоянное улучшение Обоснованные решения 7. Принятие решений, основанных на фактах Правильно выбранные поставщики 8. Взаимовыгодные отношения с партнерами 3 В ОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) Успех предприятия

4 ГОСТ Р ИСО 53092:2008 Разъяснения к ИСО 9001:2008 п. 5. Ответственность руководства -четкое определение и управление входами и выходами процессов, видами деятельности; -мониторинг входов и выходов процессов для верификации того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются эффективно; -определение и менеджмент рисков, использование возможностей для улучшения деятельности; -проведение анализа данных с целью постоянного улучшения процессов; -определение руководителей процессов и наделение их полнотой ответственности и полномочиями; Ошибки в работе отделения могут привести к неожиданным последствиям: - нанесение вреда здоровью пациента; - неудовлетворительный результат обследования; - финансовые потери.

5 ГОСТ Р ИСО 53092:2008 п Планирование качества Входными данными для результативного и эффективного планирования являются: - стратегия, цели организации; - потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон; - оценка законодательных и регулирующих требований; - оценка данных о характеристиках продукции; - оценка данных о показателях процессов; - уроки, извлеченные из предыдущего опыта; - указанные возможности улучшения; - оценка сопутствующих рисков и данных об их уменьшении.

Семейство стандартов ГОСТ Р ИСО 6 Согласно ГОСТ Р ИСО : «Взаимодействие в области здравоохранения – это любые деловые взаимоотношения между заинтересованными в медицинских услугах сторонами, например, передача и документирование услуг, либо предоставление и получение лечения или услуг» В соответствие с ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в п.4. «организация должна: а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; с) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности как работы, так и управления этими процессами; d)обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки работы и наблюдения за этими процессами; e) наблюдать, измерять и анализировать эти процессы; f)принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. »

Семейство стандартов ГОСТ Р ИСО 7 1. Процессы 2. Последовательность 3.Взаимодействие 4. Критерии, методы оценки эффективности 5. Оценка сопутствующих рисков 6. Ресурсы, информация 7. Мониторинг 8. Принятие корректирующих мер 9. Обеспечение постоянного улучшения

8 Процессный подход «Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход»» (текст ИСО 9001:2008) Системный подход: «Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей» (текст ИСО 9001:2008)

9 1. Требования к входу и выходу (стандарты проведения МРТ, написания заключения для каждой зоны исследования и вида патологии); 1.Подпроцессы внутри процессов (ответственные в каждом подпроцессе) ; Идентификация рисков на каждом этапе. 2.Проверка рабочего состояния оборудования. 3.Верификация и валидация процессов и услуг : - качества изображений перед началом работы - проведения исследования - качества формулировки заключений 4.Балловая система самооценки работников своих профессиональных навыков с последующей оценкой руководителем (аттестация); 4. Сервисный контракт с производителем: - регулярные профилактические работы - круглосуточная проверка параметров МРТ удаленным доступом 5. Корректирующие и предупреждающие действия 6. Применение системы доступа в отделение; - стандартный периодический инструктаж сотрудников, гостей - бланк доступа в отделение; Системный и Процессный подходы в рамках управления рисками в МРТ:

С ИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОТДЕЛЕНИИ МРТ 10 Основная задача - уменьшить возможный вред пациенту путем: определения оптимального времени исследования; утверждения оптимальных стандартных протоколов обследования; своевременного обслуживания оборудования и его систем безопасности; организации системы тренингов с использованием своих и чужих ошибок и мирового опыта инцидентов; инвестирования в оборудование, в повышение квалификации персонала СОПы : 1.СОПы по времени записи 2.СОПы на все зоны исследования; 3.Авторизация доступа; 4.Критические ситуации в МРТ; 5.Пациент на ИВЛ; 6.Эвакуация пациента из МРТ; 7.Выявленная острая патология; Другие мероприятия: пятилетний контракт на сервисное обслуживание с GE Healthcare; система тренингов с использованием мирового опыта; инвестирование в оборудование инвестирование в персонал (ежегодный план обучения).

Определяем процессы 11

Карта процессов 1 12

13 Карта процессов 2

П РИМЕР КАРТЫ : МРТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ 14

МРТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) 15

Э ТАПЫ РИСК - МЕНЕДЖМЕНТА : 16

П РИМЕР ОЦЕНКИ РИСКОВ С ОБЛЮДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 17

В ЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ КЛИНИКИ 18

П РИ СОЗДАНИИ СПИСКА ПРОЦЕССОВ ПРИХОДИТ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИВОДИТ К СОЗДАНИЮ СЛОЖНОЙ СЕТИ ПРОЦЕССОВ, ГДЕ ВЫХОД ОДНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ВХОДОМ В ДРУГОЙ ПРОЦЕСС. 19

20 Карта процессов 3 Зона ответственности: Администратор

Р ИСКИ В ОТДЕЛЕНИИ МРТ 21 Фактор врача: опыт квалификация уровень загруженности; Фактор оборудования: своевременное обслуживание оборудования уровень квалификации обслуживающей компании; Фактор пациента: индивидуальные особенности пациента Клаустрофобия аллергии на контрастные препараты неполный клинический анамнез Условное деление по системе Европейской Ассоциации Радиологии

Р ИСКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Е ВРОПЕЙСКОЙ А ССОЦИАЦИИ Р АДИОЛОГИИ 22 Идентифицированный риск Причины возникновения Рекомендации по устранению 1.1.Ложно-положительные ошибки 1.2. Неверный диагноз -недостаточный профессиональный опыт; - нехватка знаний; -неполные клинические данные; - недоступность исследований, проведенных ранее; - неверная интерпретация, недосмотр Повторное исследование Консультирование специалистом более высокого уровня 1.3. Недостаточное качество исследования - некорректная разметка изображения; - неверное выделение материала для печати; - неверно выбранный тип визуализации; - неуместный протокол исследования; -неисправное оборудование; -Движения пациента при исследовании Можно описывать снимки низкого качества только в случае крайней необходимости, после проведения оценки рисков.

Идентифицированный риск Причины возникновения Рекомендации по устранению 1.4. Невозможность получить предыдущие исследования - пациент проходил обследование в другой клинике, материалы недоступны; - обследование проходило в этой клинике, материалы недоступны ввиду отсутствия системы хранения Приобретение и налаживание собственной надежной системы хранения. Наблюдение пациентов в динамике Клиническая информация Изменения на МР-исследовании могут быть не обнаружены ввиду неверного направления поиска, неполной клинической картины. В данном случае изменения находятся за пределами зоны первичного обследования Многочисленные изменения Повреждения могут быть пропущены в случае, если врач находит одно отклонение от нормы, но не видит другого. Более внимательное рассмотрение. Контроль качества исследований со стороны руководства 23

Идентифицированный риск Причины возникновения Рекомендации по устранению 1.7. Плохие условия просмотра - особенно актуально при просмотре снимков Обеспечить необходимое освещение, оборудовать негатоскопами высокого качества подсветки 1.8. Повторяющиеся перерывы в работе Повторяющееся отвлечение внимания, перерывы в работе приводят к потере концентрации и могут привести к ошибкам. Отвлечение внимания следует свести к минимуму Усталость Усталость является потенциальной причиной ложно-отрицательных ошибок. Оценка нагрузки на врача руководителем отделения. 24

25 Пример взаимодействия медицинского и инженерного персонала

К ОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ МРТ 26

Д ЕЙСТВИЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ 27

К ВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Стандартная проверка при приеме на работу в качестве врача - рентгенолога 28

К ВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. А ТТЕСТАЦИЯ. 29

П ЕРЕДАЧА СМЕНЫ 30

31 Мониторинг процессов: Регулярные аудиты процессов с целью их оптимизации

32 Мониторинг процессов: Выборочный контроль качества ЭМК

В ЫВОДЫ : 33 1) Комплектация техникой в максимальном соответствии с международными стандартами. 2) Повышенное внимание обеспечению качества работы диагностического оборудования. сервисный контракт с производителем; ежедневный контроль качества изображений МРТ перед работой периодический контроль качества заключений 3) Не отвлекать врача от работы. Но: врач обязан давать полноценные консультации по исследованию, в т.ч. и направляющим врачам. 4) Контроль нагрузки на врача – много ошибок возникает из-за усталости и перенапряжения. 5) Необходимо, чтобы врач на приеме сам определял, какие зоны он может исследовать и сколько времени ему для этого надо. 6) Врач-рентгенолог должен проходить регулярное повышение квалификации, обучение новым методикам. 7) Клинический анамнез пациента должен подвергаться оценке врача перед МР-исследованием. 8) Регулярные клинические конференции с разбором исследований по направлениям врачей на МРТ из клиники обеспечат обратную связь от коллег-клиницистов. 9) МР-исследование должно быть описано квалифицированным врачом-рентгенологом, или молодым врачом под контролем врача-эксперта. 10) В отделении МРТ должна существовать программа аудитов 11) Добровольное информированное согласие позволит избежать многих проблем как пациенту, так и отделению. 12) Регулярные тренинги по оказанию неотложной помощи.

Д РУГИЕ ВОЗМОЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РИСК - МЕНЕДЖМЕНТА 34 отказ от проведения МРТ в условиях анестезиологического пособия; нежелание применять контрастные препараты; 1. Отказ от риска внутренние аудиты; экспертиза ЭМК 2. Профилактика рисковой деятельности (метод снижения) 3. Аутсорсинг затратных рисковых функций (метод передачи) 4. Формирование резервов и запасов (метод принятия) профессиональной ответственности врачей оборудования 5. Страхование

35 Взаимодействия внутри подразделения

36 Взаимодействия с подразделениями клиники

37 Результаты сертификации ИСО 9001:2008 Увеличение количества исследований в сутки Высокая лояльность пациентовВысокие финансовые результатыПосле внедрения СМК прирост пациентов на 10% каждый год Количество исследований в год с 2009 к 2013 году увеличилось на 32%. Из них исследований с контрастированием увеличилось с 7% до 23% Снижение рисков за счет: создание СОПов по взаимодействию создание системы допуска в отделение МРТ страхование профессиональной ответственности создание регламента передачи смены проведение тренинингов регулярное повышение квалификации

38 Лучшую оценку нашей работе дают наши пациенты. Количество повторных визитов в отделение МРТ

39 Вывод Создание СМК на основе стандарта ИСО 9001:2008, включающей систему управления рисками, а также точное выполнение требований СМК повышает эффективность работы отделения МРТ, снижает вероятность возникновения рисков. Обратная связь с пациентами и направляющими врачами помогает улучшить систему менеджмента качества. Система менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 необходима для работы отделения МРТ.

Б ЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ ! J ASTREBOVA - AVACLINIC. RU