Сети ЭВМ и телекоммуникации. Состояния сеанса TCP CLOSED Начальное состояние узла LISTEN Сервер ожидает запросов установления соединения от клиента SYN-SENT.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОКЕТЫ. СОКЕТ Сокет – программный интерфейс для обеспечения обмена данными между процессами. Впервые socket API появилась в BSD Unix. Описан в POSIX В.
Advertisements

Корпоративные системы Лекция 3. Реализация архитектуры «Клиент- сервер» с использованием механизма сокетов.
СЕТЕВОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В LINUX. Со́кеты Со́кеты (англ. socket углубление, гнездо, разъём) название программного интерфейса для обеспечения обмена данными.
Взаимодействие процессов: сокеты.
3. Механизм сокетов 3.1. Общие концепции 3.2. Интерфейсные функции для работы с сокетом Создание сокета Связывание и установление соединения.
TECHNOLOGIES Программирование Socket'ов Socket (гнездо, разъем) - абстрактное программное понятие, используемое для обозначения в прикладной.
Сокеты в Perl и PHP. Сокеты в Perl Сокеты являются «конечными пунктами» в процессе обмена данными. Одни типы сокетов обеспечивают надежный обмен данными,
Механизм сокетов Средства межпроцессного взаимодействия ОС Unix, представленные в системе IPС, решают проблему взаимодействия процессов, выполняющихся.
Тема 11 Транспортный уровень сети Internet Презентацию лекций разработал доцент кафедры оптимизации систем управления Томского политехнического университета.
ПАРАМЕТРЫ СОКЕТА Методическое пособие по дисциплине «Программное обеспечение компьютерных сетей и информационных систем»
Сокеты Сети и системы телекоммуникаций Созыкин А.В.
Тема 9 Канальный уровень сети Internet Презентацию лекций разработал доцент кафедры оптимизации систем управления Томского политехнического университета.
ОфисЖилой дом телефон. ПОРТЫ При доставке сообщения по протоколу TCP или UDP запрашиваемые протоколы и сервисы распознаются по номеру порта. Порт – это.
СОЗДАНИЕ И ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ СОКЕТА Методическое пособие по дисциплине «Программное обеспечение компьютерных сетей и информационных систем»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт информатики, инноваций и бизнес систем Кафедра информационных систем и компьютерных.
СОКЕТЫ, ДАТАГРАММЫ И КАНАЛЫ СВЯЗИ Методическое пособие по дисциплине «Программное обеспечение компьютерных сетей и информационных систем»
Низкоуровневые операции в ИС. Сокеты в C#. Понятие сокета Если требуется получить доступ к сетевым операциям низкого уровня, в программе следует использовать.
Транспортный уровень стека протоколов TCP/IP. К передающей среде Протоколы межсетевых интерфейсов RARP Протоколы инкапсуляции в кадры Ethernet, FR, TR,
СОКЕТЫ -2 РАБОТА СЕРВЕРА Стандартная схема работы плоха тем, что одновременно обслуживается только один клиент ! Это приводит к задержкам в работе сети.
Работа протоколов стека TCP/IP Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Транксрипт:

Сети ЭВМ и телекоммуникации

Состояния сеанса TCP CLOSED Начальное состояние узла LISTEN Сервер ожидает запросов установления соединения от клиента SYN-SENT Клиент отправил запрос серверу на установление соединения и ожидает ответа SYN-RECEIVED Сервер получил запрос на соединение, отправил ответный запрос и ожидает подтверждения ESTABLISHED Соединение установлено, идёт передача данных FIN-WAIT-1 Одна из сторон (назовём её узел-1) завершает соединение, отправив сегмент с флагом FIN CLOSE-WAIT Другая сторона (узел-2) переходит в это состояние, отправив, в свою очередь сегмент ACK и продолжает одностороннюю передачу FIN-WAIT-2 Узел-1 получает ACK, продолжает чтение и ждёт получения сегмента с флагом FIN LAST-ACK Узел-2 заканчивает передачу и отправляет сегмент с флагом FIN TIME-WAIT Узел-1 получил сегмент с флагом FIN, отправил сегмент с флагом ACK и ждёт 2*MSL секунд, перед окончательным закрытием соединения CLOSING Обе стороны инициировали закрытие соединения одновременно: после отправки сегмента с флагом FIN узел-1 также получает сегмент FIN, отправляет ACK и находится в ожидании сегмента ACK (подтверждения на свой запрос о разъединении)

Установка соединения Процесс начала сеанса TCP называется «тройным рукопожатием»: 1. Клиент, который намеревается установить соединение, посылает серверу сегмент с номером последовательности и флагом SYN. – Сервер получает сегмент, запоминает номер последовательности и пытается создать сокет (буферы и управляющие структуры памяти) для обслуживания нового клиента. В случае успеха сервер посылает клиенту сегмент с номером последовательности и флагами SYN и ACK, и переходит в состояние SYN-RECEIVED. В случае неудачи сервер посылает клиенту сегмент с флагом RST. 2. Если клиент получает сегмент с флагом SYN, то он запоминает номер последовательности и посылает сегмент с флагом ACK. – Если он одновременно получает и флаг ACK (что обычно и происходит), то он переходит в состояние ESTABLISHED. – Если клиент получает сегмент с флагом RST, то он прекращает попытки соединиться. – Если клиент не получает ответа в течение 10 секунд, то он повторяет процесс соединения заново. 3. Если сервер в состоянии SYN-RECEIVED получает сегмент с флагом ACK, то он переходит в состояние ESTABLISHED. – В противном случае после таймаута он закрывает сокет и переходит в состояние CLOSED.

Пример 3-этапного согласования TCP A TCP B 1. CLOSED LISTEN 2. SYN-SENT --> --> SYN-RECEIVED 3. ESTABLISHED --> ESTABLISHED 5. ESTABLISHED --> --> ESTABLISHED

Завершение соединения Посылка серверу от клиента флагов FIN и ACK на завершение соединения. Сервер посылает клиенту флаги ответа ACK, FIN, что соединение закрыто. После получения этих флагов клиент закрывает соединение и в подтверждение отправляет серверу ACK, что соединение закрыто.

СОКЕТ Cокеты(sockets) – высокоуровневый унифицированный интерфейс взаимодействия с телекоммуникационными протоколами.

Сокеты позволяют работать со множеством протоколов и являются удобным средством межпроцессорного взаимодействия. Поддерживаемые протоколы: – TCP/IP, – IPX/SPX, – NetBIOS.

Виды сокетов Синхронные (блокируемые) - задерживают управление на время выполнения операции. Асинхронные(неблокируемые) - возвращают управление немедленно, продолжая выполнение в фоновом режиме.

Типы сокетов Потоковые – работают с установкой соединения, обеспечивая надежную идентификацию обоих сторон и гарантируют целостность и успешность доставки данных. Дейтаграммные – работают без установки соединения и не обеспечивают ни идентификации отправителя, ни контроля успешности доставки данных, зато они заметно быстрее потоковых.

Выбор типа сокета Выбор того или иного типа сокетов определяется транспортным протоколом на котором работает сервер, - клиент не может по своему желанию установить с дейтаграммным сервером потоковое соединение. Замечание: дейтаграммные сокеты опираются на протокол UDP, а потоковые на TCP.

Этапы программирования сокетов 1.Создание сокета 2.Привязка сокета к локальным именам 3.Установка связи 4.Передача данных 5.Закрытие сокета

Начало работы с Winsock 2.х Необходимо включить директиву #include. Подключить библиотеку "ws2_32.lib" #pragma comment(lib, "Ws2_32.lib"). В среде разработки Microsoft Visual Studio для этого необходимо нажать, перейти к закладке "Link" и к списку библиотек, перечисленных в строке "Object/Library modules", добавить "ws2_32.lib".

Инициализация Winsock Перед началом использования функций библиотеки Winsock необходимо выполнить функцию int WSAStartup (WORD wVersionRequested, LPWSADATA lpWSAData) – wVersionRequested в старшем байта слова номер требуемой версии, а в младшем - номер подверсии. – lpWSAData указывает на структуру WSADATA, в которую при успешной инициализации будет занесена информация о производителе библиотеки. Если инициализация проваливается, функция возвращает ненулевое значение.

Создание сокета Осуществляется функцией SOCKET socket (int af, int type, int protocol). – int af – указывает на семейство используемых протоколов (для Интернет приложений AF_INET). – int type – задает тип создаваемого сокета - потоковый (SOCK_STREAM) или дейтаграммный (SOCK_DGRAM). – int protocol - уточняет какой транспортный протокол следует использовать (нулевое значение соответствует выбору по умолчанию: TCP - для потоковых сокетов и UDP для дейтаграммных). Если функция завершилась успешно она возвращает дескриптор сокета, в противном случае INVALID_SOCKET.

Установка соединения с узлом Для потокового сокета вызвается функция int connect (SOCKET s, const struct sockaddr FAR* name, int namelen). – SOCKET s - дескриптор сокета, возращенный функцией socket; – указатель на структуру sockaddr содержит в себе адрес и порт удаленного узла с которым устанавливается соединение; – последний аргумент сообщает функции размер структуры sockaddr. После вызова connect система предпринимает попытку установить соединение с указанным узлом. Если по каким-то причинам это сделать не удается (адрес задан неправильно, узел не существует или "висит", компьютер находится не в сети), функция возвратит ненулевое значение. Датаграмные сокеты работают без установки соединения, поэтому, обычно не обращаются к функции connect. Примечание: за словом "обычно" кроется следующее. Существует примем программирования - вызов connect позволяет дейтаграмному сокету обмениваться данными с узлом не только функциями sendto, recvfrom, но и более удобными и компактными send и recv.

Связывание для сервера Связывание осуществляется вызовом функции int bind (SOCKET s, const struct sockaddr FAR* name, int namelen). – SOCKET s - дескриптор сокета, возращенный функций socket, – struct sockaddr - указатель на структуру sockaddr и ее длина. При успешном выполнении функция возвращает нулевое значение и ненулевое в противном случае. Если сервер имеет несколько IP адресов, то сокет может быть связан со вмести ними сразу (для этого вместо IP-адреса следует указать константу INADDR_ANY равную нулю). Связывание для клиента выполняет функция connect, ассоциируя сокет с одним из портов, наугад выбранных из диапазона Сервер должен использовать заранее определенный порт, например, 21 для FTP, 23 для telnet, 25 для SMTP, 80 для WEB, 110 для POP3 и т.д.

Ожидание подключения Выполнив связывание, потоковый сервер переходит в режим ожидания подключений, вызывая функцию int listen (SOCKET s, int backlog ), – s – дескриптор сокета, – backlog – максимально допустимый размер очереди сообщений. Размер очереди ограничивает количество одновременно обрабатываемых соединений: если очередь полностью заполнена, очередной клиент при попытке установить соединение получит отказ (TCP пакет с установленным флагом RST), в то же время максимально разумное количество подключений определяются производительностью сервера, объемом оперативной памяти и т.д. Датаграммные серверы не вызывают функцию listen, т.к. работают без установки соединения и сразу же после выполнения связывания могут вызывать recvfrom для чтения входящих сообщений.

Получение запросов на соединение Извлечение запросов на соединение из очереди осуществляется функцией SOCKET accept (SOCKET s, struct sockaddr FAR* addr, int FAR* addrlen), Функция создает новыйсокет, выполняет связывание и возвращает его дескриптор. В структуру sockaddr заносит сведения о подключившемся клиенте (IP-адрес и порт). Если в момент вызова accept очередь пуста, функция не возвращает управление до тех пор, пока с сервером не будет установлено хотя бы одно соединение. Для параллельной работы с несколькими клиентами следует сразу же после извлечения запроса из очереди порождать новый поток (процесс), передавая ему дескриптор созданного функцией accept сокета, затем вновь извлекать из очереди очередной запрос и т.д. В противном случае, пока не завершит работу один клиент, север не сможет обслуживать всех остальных.

Обмен данными После того как соединение установлено, потоковые сокеты могут обмениваться с удаленным узлом данными. Функции обмена данными int send (SOCKET s, const char FAR * buf, int len, int flags) – функция возвращает управление сразу же после ее выполнения независимо от того, получила ли принимающая сторона наши данные или нет; – при успешном завершении функция возвращает количество передаваемых данных - т. е. успешное завершение еще не свидетельствует о успешной доставке; – протокол TCP (на который опираются потоковые сокеты) гарантирует успешную доставку данных получателю, но лишь при условии, что соединение не будет преждевременно разорвано; – если связь прервется до окончания пересылки, данные останутся не переданными, но вызывающий код не получит об этом никакого уведомления, ошибка возвращается лишь в том случае, если соединение разорвано до вызова функции send. int recv (SOCKET s, char FAR* buf, int len, int flags) – функция возвращает управление только после того, как получит хотя бы один байт (функция ожидает прихода целой дейтаграммы); – дейтаграмма - это совокупность одного или нескольких IP пакетов, посланных вызовом send (каждый вызов recv за один раз получает столько байтов, сколько их было послано функцией send), при этом подразумевается, что функции recv предоставлен буфер достаточных размеров, - в противном случае ее придется вызвать несколько раз; – однако, при всех последующих обращениях данные будет браться из локального буфера, а не приниматься из сети, т.к. TCP-провайдер не может получить "кусочек" дейтаграммы, а только ею всю целиком.

Флаги управления Работой функций send и recv можно управлять с помощью флагов, передаваемых переменной int flags. Переменная int flags может принимать одно из двух значений: MSG_PEEK – заставляет функцию recv просматривать данные вместо их чтения. Просмотр, в отличие от чтения, не уничтожает просматриваемые данные. Функция send игнорирует этот флаг. MSG_OOB – предназначен для передачи и приема срочных (Out Of Band) данных. Срочные данные не имеют преимущества перед другими при пересылке по сети, а всего лишь позволяют оторвать клиента от нормальной обработки потока обычных данных и сообщить ему "срочную" информацию. Если данные передавались функцией send с установленным флагом MSG_OOB, для их чтения флаг MSG_OOB функции recv так же должен быть установлен.

Замечание Замечание: настоятельно рекомендуется воздержаться от использования срочных данных в своих приложениях: – Во-первых, они совершенно необязательны - гораздо проще, надежнее и элегантнее вместо них создать отдельное TCP- соединение. – Во-вторых, по поводу их реализации нет единого мнения и интерпретации различных производителей очень сильно отличаются друг от друга. – Например, разработчики до сих пор не пришли к окончательному соглашению по поводу того, куда должен указывать указатель срочности: или на последний байт срочных данных, или на байт, следующий за последним байтом срочных данных. В результате, отправитель никогда не имеет уверенности, что получатель сможет правильно интерпретировать его запрос. Еще существует флаг MSG_DONTROUTE, предписывающий передавать данные без маршрутизации, но он не поддерживаться Winsock.

Дейтаграммный сокет Дейтаграммный сокет может пользоваться функциями send и recv, если предварительно вызовет connect, но у него есть и свои функции: int sendto (SOCKET s, const char FAR * buf, int len,int flags, const struct sockaddr FAR * to, int tolen) и int recvfrom (SOCKET s, char FAR* buf, int len, int flags, struct sockaddr FAR* from, int FAR* fromlen ). Этифункции очень похожи на send и recv, - разница лишь в том, что sendto и recvfrom требуют явного указания адреса узла принимаемого или передаваемого данные. Вызов recvfrom не требует предварительного задания адреса передающего узла - функция принимает все пакеты, приходящие на заданный UDP-порт со всех IP адресов и портов. Напротив, отвечать отправителю следует на тот же самый порт откуда пришло сообщение. Поскольку, функция recvfrom заносит IP-адрес и номер порта клиента после получения от него сообщения, программисту фактически ничего не нужно делать - только передать sendto тот же самый указатель на структуру sockaddr, который был ранее передан функции recvfrem, получившей сообщение от клиента.

Замечание Транспортный протокол UDP, на который опираются дейтаграммные сокеты, не гарантирует успешной доставки сообщений и эта задача ложиться на плечи самого разработчика. Решить эту задачу можно, например, посылкой клиентом подтверждения об успешности получения данных. Однако, клиент тоже не может быть уверен, что подтверждение дойдет до сервера, а не потеряется где-нибудь в дороге. Подтверждать же получение подтверждения - бессмысленно, т. к. это рекурсивно неразрешимо. Лучше вообще не использовать дейтаграммные сокеты на ненадежных каналах. Во всем остальном обе пары функций полностью идентичны и работают с теми самыми флагами - MSG_PEEK и MSG_OOB. Все четыре функции при возникновении ошибки возвращают значение SOCKET_ERROR (== -1).

Закрытие соединения Для закрытия соединения и уничтожения сокета предназначена функция int closesocket (SOCKET s) В случае удачного завершения операции возвращает нулевое значение. Перед выходом из программы, необходимо вызвать функцию int WSACleanup (void) для деинициализации библиотеки WINSOCK и освобождения используемых этим приложением ресурсов.

Примечание Существуют более сложные приемы закрытия соединения. Протокол TCP позволяет выборочно закрывать соединение любой из сторон, оставляя другую сторону активной. Например, клиент может сообщить серверу, что не будет больше передавать ему никаких данных и закрывает соединение "клиент ( сервер", однако, готов продолжать принимать от него данные, до тех пор, пока сервер будет их посылать, т.е. хочет оставить соединение "клиент-сервер" открытым. Для этого необходимо вызвать функцию int shutdown (SOCKET s,int how ) передав в аргументе how одно из следующих значений: – SD_RECEIVE для закрытия канала "сервер-клиент", – SD_SEND для закрытия канала "клиент-сервер", – SD_BOTH для закрытия обоих каналов. Последний вариант выгодно отличается от closesocket "мягким" закрытием соединения: удаленному узлу будет послано уведомление о желании разорвать связь, но это желание не будет воплощено в действительность, пока тот узел не возвратит свое подтверждение. Таким образом, можно не волноваться, что соединение будет закрыто в самый неподходящий момент. Вызов shutdown не освобождает от необходимости закрытия сокета функцией closesocket.

Последовательность вызова функций сокетов

Определение структуры sockaddr struct sockaddr { u_short sa_family; // семейство протоколов // (как правило AF_INET) char sa_data[14]; // IP-адрес узла и порт };

Определение структуры sockaddr_in struct sockaddr_in { short sin_family; // семейство протоколов // (как правило AF_INET) u_short sin_port; // порт struct in_addr sin_addr; // IP – адрес char sin_zero[8]; // хвост };

Определение структуры in_addr struct in_addr { union { struct { u_char s_b1,s_b2,s_b3,s_b4; } S_un_b; // IP-адрес struct { u_short s_w1,s_w2; } S_un_w; // IP-адрес u_long S_addr; // IP-адрес } S_un; }