«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Управление образования и социально - правовой защиты детства Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение.
Московский центр качества образования Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС и модернизации образования.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования.
Формирование универсальных учебных действий. Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: системно-деятельностный подход, который.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Идеология ФГОС: поговорим о понятиях Методический семинар Идеология ФГОС: поговорим о понятиях.
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС.
Транксрипт:

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»

Актуальность выбранной темы «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития» Президент Российской Федерации Д.Медведев

Технология классно - урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ». Компетенция – это « знание в действии ». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком выделяют такие виды компетенции как личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия Близкие понятия : общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.

Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - успешности усвоения знаний, умений и навыков; - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания

Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика

В чем заключается задача школы ? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний ; умение связать новые знания с жизненным опытом :

З адача школы : Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Надпредметные компетенции ученика : способы получения информации ; умение работать в группах и самостоятельно ; умение принимать решения ; умение проявлять творческие способности ; умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности ; использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.

Учащийся – « архитектор и строитель » образовательного процесса

Приоритетная цель школьного образования : развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Как достичь эту цель ? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Что дают универсальные учебные действия ? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты ;

Что дают универсальные учебные действия ? создают условия развития личности и ее самореализации на основе « умения учиться » и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность ;

Что дают универсальные учебные действия ? обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Группы универсальных учебных действий : 1) личностные ; 2) регулятивные, включая саморегуляцию ; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково - символические ; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования ; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Портрет выпускника начальной школы Портрет выпускника начальной школы коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственно сть уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации

В новом образовательном стандарте особое внимание уделяется не столько конкретному предметному содержанию программ, сколько достижению необходимых планируемых результатов (отражающих УУД), образовательным учреждениям особенно важно использовать потенциал тех учебных предметов, которые с большей эффективностью помогут формированию у учащихся этих универсальных учебных действий.

Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов « Русский язык », « Литературное чтение », « Математика », « Окружающий мир », « Технология » в отношении ценностно - смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов « Русский язык », « Литературное чтение », « Математика », « Окружающий мир », « Технология » в отношении ценностно - смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.

Планируемые результаты : три основные группы результатов Планируемые результаты : три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ : ориентация ценностно - смысловая ; ценностно - смысловая ; в социальных ролях и меж - в социальных ролях и меж - личностных отношениях ЛИЧНОСТНЫЕ : ориентация ценностно - смысловая ; ценностно - смысловая ; в социальных ролях и меж - в социальных ролях и меж - личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение : личностное, профес - сиональное, жизненное Смыслообразование : связь между целью ( ре - зультатом ) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Нравственно - этическая ориентация Регулятивные : организация деятельности Коммуникативные : речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные : общеучебные, в т. ч – знако - во - символические, логичес - кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

К ним относятся Прогно- зирование контроль Само- регуляция коррекция Регулятивные действия оценка Плани- рование

Общеучебные -Самостоятельная постановка цели -Поиск информации -Структурирование знаний -Выбор эффективных решений -Рефлексия -Постановка и формулирование проблемы -Знаково-символические действия Постановка и решение проблемы -Формулирование проблемы -Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Логические -Анализ -Синтез -Сравнение -Подведение под понятие -Установление причинно-следственных связей -Доказательство -Выдвижение гипотез Познавательныеуниверсальныедействия

К ним относятся Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Коммуникативныедействия Постановка вопросов

Критерии оценки сформированности УУД у учащихся соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям ; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.

Взаимосвязь универсальных учебных действий Личностные УУД Познавательные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук Системно-деятельностный подход - главное условие реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Формирование универсальных учебных действий при реализации системно- деятельностного подхода предполагает : наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс ? Как помочь его самоопределению ? Только с помощью действия

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В рамках системно- деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия. Это возможно сделать лишь на особом содержании! Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения : Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения : в значительном разбросе успеваемости, в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно - позн а вательных мотивов и низкой любознательности и инициативе значительной части учащихся, несформированности учебно - позн а вательных мотивов и низкой любознательности и инициативе значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого Важно развивать такие стороны: 1) рефлексию, 2) анализ, 3) планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Что важно знать и уметь учителю начального образования? знать принципы деятельностного подхода; уметь реализовать его на практике; освоить новую систему оценивания – критериальную; освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация ДП повышает эффективность образования по показателям: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обеспечивает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования. УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения Личностные действия смыслообразование самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действияСпособность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно - образовательную среду.

Как сформировать Универсальные учебные действия? Список технологий формирования УУД: Технология развивающего обучения Проектная технология. Коммуникативная технология. Проблемно-поисковая технология. Деятельностная технология. Самоопределенческая технология. Рефлексивная технология.

Рекомендации по развитию универсаль- ных учебных действий:

Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала) 2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Регулятивные УУД: 1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. 3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например. 4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять; 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Коммуникативные УУД:

78 Образование может приводить к развитию, но развития без образования не бывает Знания нужны постольку, поскольку они являются ключом к получению нового знания ( ориентировочная функция ) Важны не знания сами по себе, а система. Она нужна для того, чтобы : правильно определить направление поиска, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы.

СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА К КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 1. Набор определенных личностных качеств 2. Способность ставить педагогические цели и мотивировать учебную деятельность 3. Компетентность в предмете и методах преподавания, в психологии общения, в поиске информации 4. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях 79 на основании этого стандарта перестраивают аттестацию педагогов, НО ЕМУ ПРОТИВОРЕЧАТ МНОГИЕ ТРАДИЦИИ И СТЕРЕОТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ!

Причины неуспеха Учителя с трудом переходят к ориентации на новые цели, сформулированные в ходе модернизации образования: учить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По- прежнему основной упор делается на овладение ЗУНами. контроля со стороны администрации по-прежнему являются ЗУНы. Формирование УУД до сих пор рассматривается вне учебных дисциплин или слабо согласуется между отдельными предметами. Традиционное информационно-репродуктивное содержание учебных дисциплине способствует поисковой активности детей и тормозит освоению разных способов человеческой деятельности. Существующее традиционное пятибальное оценивание тормозит развитию контрольно-оценочной самостоятельности среди младших школьников. Отсутствие контрольно-измерительных материалов по отслеживанию уровней формирования этих умений и способов деятельности Отсутствие преемственности в работе по формированию УУД

« Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу и тогда человек, научившийся рыбной ловле, никогда не останется голодным ». ( притча ) Формирование УУД в прогрессивной педагогике – это надежный путь повышения качества образования

Задачи формирования УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся

Задачи формирования УУД 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении

Задачи формирования УУД Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

Задачи формирования УУД 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.

Спасибо за внимание !