Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания Интуитивизм ( герменевтика)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания (Позитивизм,) Интуитивизм, Умозрительная стратегия.
Advertisements

Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания (Позитивизм,) Интуитивизм, Умозрительная стратегия.
Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания (Позитивизм,) Интуитивизм, Умозрительная стратегия.
Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания (Позитивизм,) Интуитивизм, Умозрительная стратегия.
Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания.
Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания.
Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: герменевтика и социология знания.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Гуманитарная гносеология в XVIII в.: Вико и кантианская критика – предпосылка кристаллизации «базовых» исследовательских стратегий.
Предпосылки складывания оспаривающих позитивизм установок гуманитарного исследования. Джб. Вико (1688 – 1744)
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Гуманитарная гносеология первой половины ХХ века: от неопозитивизма к герменевтике.
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Гуманитарная гносеология между полюсами доказательности и релятивизма.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Транксрипт:

Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания Интуитивизм ( герменевтика)

Позитивизм (напоминание о занятиях и 22.10; ключевые метафоры) Складывание «кирпичной стены» Кумулятивное развитие знания; возможность складывать знания О разных участках действительности, Приобретенные разными учеными Борьба с исследовательской субъективностью История «ножниц и клея» Детализация исследовательской процедуры Привилегированный тип аргументации – внешние ссылки На источники На труды коллег, принадлежащих к той же методологической программе

документ1 свидетельство2 Реальн ость = факты исследование1 исследователь1 исследователь2 Исследование /знание2 интересы, верования, знания… Методы: критики, карточки… Методы: письмо Методы: критики, карточки Методы: письмо Метод: проект совместного накопления знания

Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Эра подозр ения Психоанализ Полушарие позитивизма

Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания Вико: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Критиче ски- реляти- вистская традиция Позитивизм: Неиндивидуаль ность исследования; Кумуляти- вность; Детализация процедуры Идея о консубстанциальности исследователя и предмета; возможность обойтись меньшим привлечением внешних данных Умозрительная стратегия (трактовка и исследователя и предмета, как подчиняющихся единым логическим законам) Романтиче- ски-интуи- тивистская стратегия

2. Логика герменевтической/ интуитивистской/ романтической альтернативы программе доказательного познания Предуведомления: 1. Целесообразность разделения интуитивистских методологий исследования (в размышлении мы имеем право выходить за пределы строгой логики) и интуитивистских метафизик (картины мира, в которых подобные методологии имели бы право на существование). 2. Как и с позитивизмом, «семейные сходства» синонимов. Основные оппозиции для противопоставления: Гуманитарное – натуралистическое, понимание – объяснение, диалог – допрос, сопереживание – анализ, контакт – дистанция. S O 3. Для герменевтических стратегий характерны некоторые повторяющиеся онтологические клише: о консубстанциальности (прежде всего – в истории и в языке) исследователя и предмета; о значимости в познании и в (социальной) жизни факторов не логического, но экзистенциального плана.

Методологическая байка про тачку На строительстве Шартрского собора на вопрос «Что Вы делаете?» один участник отвечает: «Я везу тачку с кирпичами»; другой: «Я зарабатываю деньги для семьи» третий: «Я строю собор» Реконструкция (сознания) не как механики причин и следствий, но как системы ценностей, понимание акцентов расстановки в которой в исторически уникальной ситуации равнозначно пониманию смысла поступка или текста (как соотношения цели и средств).

Интуитивистская стратегия в XIX веке. Метафизика. А. Шопенгауэр (1788 – 1860). В ответ на кантовский вопрос о возможности мышления – в отличие от Гегеля – отказ от требования полной рациональной непротиворечивости (и, соответственно, от «профессорской» заинтересованности мира в самопознании). Предположение о первичности единой иррациональной субстанции (Воли, Жизни). Примечание: для исследования иррациональной субстанции интуиция и интроспекция ничем не хуже разума. В. Дильтей (1833 – 1911). Желание применить интуитивистскую гипотезу для познания культуры/мира все-таки влечет за собой допущение некоторых презумпций: 1) заинтересованность Жизни в самопознании; 2) Временность (темпоральность) как главная характеристика Жизни и достаточность структуры времени для выяснения механизмов смыслонаделения. Дильтеевскую метафизику времени см., например, Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988 г., 4. С. 135 – 152.

Интуитивистская стратегия в XIX веке. Методология. На примере В. Дильтея Основная проблема: противоречие между субъективностью интуиции и желаемой общезначимостью ее результатов Выделение двух фаз исследования: Первая: угадывание смысла творчества и поведения исследуемого лица – при посредстве вчувствования (эмпатии, сопереживания). Вторая: контроль и сообщение коллегам своей интуиции. Способность к коммуникации и накоплению общезначимого знания. «Техника личной гениальности». Упражнения в ней (от наблюдения за элементарной связью намерения и реализации в поступке к анализу комплексных и целостных биографических репрезентаций и «великих произведений искусства») возможны, поскольку и исследователь и предмет существуют в единой среде Жизни, исторического опыта, пространства языка, в котором и возникают усваиваемые исследователем в личном опыте значения.

Функционирование механизма герменевтической переинтерпретации: Герменевтический круг : переинтерпретация целого в зависимости от результатов интерпретации частей и переинтерпретация частей в зависимости от результатов интерпретации целого. Таким образом, сиюминутные интересы оставляют полученное знание ограниченным, но позволяют лучше понять горизонты, с которых производилось познание, и приступить к новому циклу с более разработанных позиций. Предположим, мы исследуем Освоение западноевропейским человеком «цивилизации» (по Элиасу) Осознание того, какие наши представления о «цивилизации» принимались нами некритически, возможность повторить цикл с учетом новых знаний Наше (Элиаса) представление о том, что является «цивилизацией»

О чем этот пример говорит? 1. В отличие от Дильтея, Гадамер не верит в то, что мы сможем угадать именно то, что имел в виду «автор». Индивидуальности смыслополагания «предмета» (культуры, смысла, истории) и исследователя не могут быть преодолены. Обусловленность горизонта исследования обстоятельствами (временем и культурой), в которых находится интерпретатор. 2. Собственно, а почему мы тогда должны воссоздавать именно авторское понимание произведения? 1. В силу различия исторических горизонтов мы это все равно не можем. 2. В силу большего культурного опыта мы способны на более конструктивные интерпретации, нежели авторская. Чем все равно и занимаемся.

Современная герменевтическая гносеология (продолжение) 3. Движение по герменевтическому кругу не приближает нас к истине: мы все равно можем обнаруживать и критиковать влияние предрассудков и традиции только с позиции предрассудков и традиции. Благодаря своему опыту мы понимаем больше чем сами исследуемые; произведение (ср. еще «отец» герменевтики Ф. Шлейермахер) всегда больше автора. Наши интерпретации и конструкции (кстати - более богатые, чем у наших предшественников), так же как и их попытки, составляют культуру. В том числе – и стандарты рациональности и исследования. 4. Таким образом, существуют не тексты и действия, но единая история, единая длящаяся традиция текстов; герменевтика не как раскодирование шифров или угадывание однажды сказанного, а как форма (интеллектуально-экзистенциальной) жизни.

Современная герменевтическая гносеология (окончание) 5. В чем тогда польза герменевтического исследования? Гипотеза о двух типах европейской рациональности: инструментально-позитивистском (аристотелевском) и риторико-антропологическом, ориентированном не на доказательство, а на убеждение и на поддержание исторической идентичности общества и личности. П. Рикёр. Лучше всего, если в исследовании эти способы мысли следуют друг за другом как повторяющиеся фазы: процедура аналитического (структуралистского) раскодирования предшествует самовопрошанию исследователя о своих интересах и их предпосылках. И так по кругу.

Как может выглядеть феноменологическое («нестрогое, развязное, даже циничное» - С. 36) исследование (Р. Барт, «Camera lucida»)? «Таким образом, я решился сделать посредником любой Фотографии самого себя и попытался, на основе нескольких личных впечатлений, сформулировать фундаментальное всеобщее свойство, без которого не было бы Фотографии вообще» (С. 18). Различение studiumа («обычный аффект, связанный со своего рода дрессировкой» - С. 44) и punctumа («укус» реальности, «случай, который на меня нацеливается» - С. 45). … Таковой оказалась «судьба» Фотографии … она осуществила неслыханное смешение реальности («Это было») и истины («Вот оно!»); она стала констатирующей и одновременно восклицающей, доведя изображение до той точки сумасшествия, когда аффект (любовь, сочувствие, траур, порыв, желание) является гарантом существования. В этом случае она действительно вплотную подходит к безумию, соединяется с «безумной истиной» (С. 169 – 170). Является ли это знанием? Строгим? О фотографии?

Предположим, мы изучаем историю права в Германии в IX в. 1. Дедуцируем: 1. Что следовало бы называть правом? 2. Какой должна была быть история Германии в IX в.? 2. Перемножаем – получаем, какой должна была быть (= неизбежно была) история права в Германии в IX в. 3. Если имеющиеся у нас данные не согласуются с той картиной, которую подсказывает дедуктивная логика (пусть даже и принявшая некоторые аксиомы без критики), значит ДАННЫЕ НЕВЕРНО ИСТОЛКОВАНЫ или ЕЩЕ НЕ НАЙДЕНЫ (тем хуже для них) 3. Логика умозрительного решения проблемы возможности познания. Пример: Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831). Очень грубый пример:

Вопросы для самостоятельной работы (исповедальные): При всей грубости вышенарисованной схемы, не грешите ли Вы умозрением – предвосхищением результатов размышления из-за некритического принятия тех предполагаемых качеств исследуемого предмета, которые облегчали бы Вам его познание? А просто истолкованием данных в том свете, который определяется уже придуманной Вами концепцией?

Замечание Любое исследование представляет из себя комбинацию разных элементов, разных способов перехода от одного высказывания или аргумента к другому. Когда мы (еще не) профессионально пишем то или иное исследование, мы тоже совмещаем: логические построения умозрительной стратегии; искреннее позитивистское желание основываться только на фактах и пользоваться результатами и признанием коллег; (незаметно или наоборот, аффектированно) формулировки своих взглядов как интуитивных озарений (когда не получается подтвердить их примером или доказать логически). В чистом виде эти ориентации мысли практически не встречаются. Однако довольно удобно, выявляя имплицитную методологию различных гуманитарных исследований, раскладывать ее именно на эти составные части.