Два облика Италии в поэзии Блока и Гумилёва Два облика Италии в поэзии Блока и Гумилёва 1
Италия... О Италия! Италия... О Италия! Современность, Античность, Возрождение, Средневековье причудливо переплелись в образе Италии, сделав ее Олимпом поэтов, художников, скульпторов всех времен, их Музой, вдохновительницей. Современность, Античность, Возрождение, Средневековье причудливо переплелись в образе Италии, сделав ее Олимпом поэтов, художников, скульпторов всех времен, их Музой, вдохновительницей. 2
И неудивительно, что два таких разных русских поэта, как Н. С. Гумилев и А. А. Блок, в своем творчестве обращались прямо или косвенно к образу Италии. И неудивительно, что два таких разных русских поэта, как Н. С. Гумилев и А. А. Блок, в своем творчестве обращались прямо или косвенно к образу Италии. У Блока путешествие туда вылилось в цикл «Итальянские стихи»; у Гумилева итальянские мотивы прослеживаются во многих стихах, большая часть из которых вошла в сборник «Колчан». Путешествие обоих поэтов по Средиземноморью совершалось примерно в одно время: Блок 1909 год, Гумилев 1912 год. Они смотрели на одну и ту же Италию, но видели ее У Блока путешествие туда вылилось в цикл «Итальянские стихи»; у Гумилева итальянские мотивы прослеживаются во многих стихах, большая часть из которых вошла в сборник «Колчан». Путешествие обоих поэтов по Средиземноморью совершалось примерно в одно время: Блок 1909 год, Гумилев 1912 год. Они смотрели на одну и ту же Италию, но видели ее по-разному... по-разному... 3
Николай Гумилёв Что до природы мне, Что до природы мне, до древности, Когда я полон жгучей ревности, Ведь ты во всем ее убранстве Увидел Музу Дальних Странствий. до древности, Когда я полон жгучей ревности, Ведь ты во всем ее убранстве Увидел Музу Дальних Странствий. 4
Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: «Здесь будет город». «Город, как солнце», ответил Рем. 5
Верно, скрывают колдуний Завесы черных гондол... Верно, скрывают колдуний Завесы черных гондол... Может быть, это лишь шутка, Скал и воды колдовство, Марево? Путнику жутко, Вдруг... никого, ничего? «Венеция» 6
Все проходит, как тень, но время Остается, как прежде, летящим, И былое, темное бремя Продолжает жить в настоящем. Все проходит, как тень, но время Остается, как прежде, летящим, И былое, темное бремя Продолжает жить в настоящем. 7
В трехъярусном сиянье В трехъярусном сиянье Мадонны и Христа Мадонны и Христа Пыланье Пыланье Латинского креста. Латинского креста. 8
Александр Блок В черное небо Италии Черной душою гляжусь … Очнусь ли я в другой отчизне, Не в этой призрачной стране И памятью об этой жизни Вздохну ль когда-нибудь во сне? «Венеция» В черное небо Италии Черной душою гляжусь … Очнусь ли я в другой отчизне, Не в этой призрачной стране И памятью об этой жизни Вздохну ль когда-нибудь во сне? «Венеция» 9
Умри, Флоренция, Иуда, Исчезни в сумрак вековой! Я в час любви тебя забуду, В час смерти буду не с тобой! Гнусавой мессы стон протяжный И трупный запах роз в церквах- Весь груз тоски многоэтажной- Сгинь в очистительных веках! 10
Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след… …Дома и люди все гроба. Лишь медь торжественной латыни Поёт на плитах, как труба.. 11
Хрипят твои автомобили, Хрипят твои автомобили, Твои уродливы дома, Твои уродливы дома, Всеевропейской желтой пыли Всеевропейской желтой пыли Ты предала себя сама! Ты предала себя сама! 12
А выше, по крутым оврагам Поёт ручей, цветёт миндаль, И над открытым саркофагом Могильный ангел смотрит вдаль. 13
Но для обоих поэтов эта страна становится воплощением самого Искусства. И хотя Блок видит его декаданс, а Гумилев пышный расцвет, оба они являются его певцами, его служителями и этим ставят свои имена в один ряд Но для обоих поэтов эта страна становится воплощением самого Искусства. И хотя Блок видит его декаданс, а Гумилев пышный расцвет, оба они являются его певцами, его служителями и этим ставят свои имена в один ряд с великими итальянцами, «всемерностью русской души» приобщаясь к вечному мировому наследию. Ведь не случайно Н. Гумилев, переводя Теофиля Готье, произносит: Все прах одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ. с великими итальянцами, «всемерностью русской души» приобщаясь к вечному мировому наследию. Ведь не случайно Н. Гумилев, переводя Теофиля Готье, произносит: Все прах одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ. 14
Не потому ли образ самого Данте Алигьери постоянно сопровождает поэтов в их путешествиях по Италии. Не потому ли образ самого Данте Алигьери постоянно сопровождает поэтов в их путешествиях по Италии. Гумилев: Музы... Спойте мне песню о Данте Или сыграйте на флейте. «Беатриче» Гумилев: Музы... Спойте мне песню о Данте Или сыграйте на флейте. «Беатриче» Блок: Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет. «Равенна» Блок: Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет. «Равенна» 15
Над проектом работали: Кузнецова Александра – ученица 10 класса Кузнецова Н.Л. – учитель русского языка и литературы Попов П.П. – учитель информатики Средняя школа Средняя школа при Посольстве России в Италии при Посольстве России в Италии 16