СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н., д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики истории ИСМО РАО, преподаватель АПКиППРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация творческого потенциала учителя в условиях введения ФГОС Иоффе А.Н., д-р педагогических наук.
Advertisements

СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н.. Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Цель есть то, что имеет начало,
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Стандарты второго поколения. Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет.
ФГОС ООО Нормативная база введения ФГОС ООО Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание.
Современные требования к структуре уроку по ФГОС.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук, АПКиППРО.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Урок по обществознанию в свете требований ФГОС.. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Транксрипт:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н., д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики истории ИСМО РАО, преподаватель АПКиППРО,

Роль планирования Какие идеи отражены в иллюстрациях?

Характеристики образования с позиции ФГОС второго поколения - результативное; - результативное; - деятельностное; - деятельностное; - компетентностное; - компетентностное; - проектное; - проектное; - универсальное; - универсальное; - системное; - системное; - мотивирующее; - мотивирующее; - развивающее (открытое); - развивающее (открытое); - рефлексивное; - рефлексивное; - конструктивное; - конструктивное; - индивидуальное; - индивидуальное; - многовариантное… - многовариантное… -

Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого) (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организационный блок Мотивационный блок Информационный блок Рефлексивный блок Аналитический блок Оценочный блок

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок 6. Рефлексивный блок

Формы описания занятия (составления сценария урока) 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая с разделением на этапы внутри каждой части) – в текстовом или табличном виде. 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая с разделением на этапы внутри каждой части) – в текстовом или табличном виде. 2. Акцентирование внимания на деятельность учителя и учеников на протяжении занятия (таблица с отражением этапа занятия, деятельности учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 2. Акцентирование внимания на деятельность учителя и учеников на протяжении занятия (таблица с отражением этапа занятия, деятельности учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного) 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного)

Организационный блок Аннотация (описание сути занятия). Аннотация (описание сути занятия). Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель, задачи, ожидаемые результаты Краткий план занятия Краткий план занятия Основные понятия Основные понятия Инструкции и пояснения (задания, правила работы) Инструкции и пояснения (задания, правила работы) Вводное слово учителя (тезисы) Вводное слово учителя (тезисы) Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Конструирование пространства Конструирование пространства

Цель занятия – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); - абстрактный характер и ценностное наполнение; - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. Возможные виды целей: Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); - развивающие (связаны с умениями); - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные). - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

Примеры целей Задание: Приведите примеры возможных формулировок цели занятия (назовите тему и сформулируйте цель или цели) Задание: Приведите примеры возможных формулировок цели занятия (назовите тему и сформулируйте цель или цели) Возможные варианты ответов Возможные варианты ответов Развитие самостоятельности учащихся при … (работе с историческим источником и т.п.) Развитие самостоятельности учащихся при … (работе с историческим источником и т.п.) Воспитание толерантного отношения к различиям (уважения к другим культурам, неприятия насильственных способов решения конфликтов) на примере… Воспитание толерантного отношения к различиям (уважения к другим культурам, неприятия насильственных способов решения конфликтов) на примере…

Задачи в структуре занятия - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия. - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

Ожидаемые результаты - связаны с целями и задачами; - связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии. - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Примеры формулирования ожидаемых результатов Задание: Сформулируйте несколько ожидаемых результатов по выбранной теме. Задание: Сформулируйте несколько ожидаемых результатов по выбранной теме. Варианты ответа: Учащиеся смогут давать определение понятиям (перечисление), называть не менее 4-х характеристик явления, приводить не менее 3-х примеров по теме (событию), назвать не менее 3-х причин события, сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу, занять позицию или высказать собственное мнение, сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме и т.п. Варианты ответа: Учащиеся смогут давать определение понятиям (перечисление), называть не менее 4-х характеристик явления, приводить не менее 3-х примеров по теме (событию), назвать не менее 3-х причин события, сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу, занять позицию или высказать собственное мнение, сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме и т.п.

Мотивационный блок Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели «Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства» (Ф. Ницше) «Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства» (Ф. Ницше) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимания на главном, локализация изучаемого материала) Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимания на главном, локализация изучаемого материала)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Событие, имеющее широкий общественный резонанс или вызывающее интерес Событие, имеющее широкий общественный резонанс или вызывающее интерес - в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); - в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); - в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); - в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); - в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); - в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); - в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги). - в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги). ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Что знаете о данном событии? Каковы его причины (исторические корни)? Каковы возможные последствия? Как можно оценить? В чем его значение? Что знаете о данном событии? Каковы его причины (исторические корни)? Каковы возможные последствия? Как можно оценить? В чем его значение?

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Графическое изображение Графическое изображение - картина (любой рисунок); - картина (любой рисунок); - фотография; - фотография; - карикатура; - карикатура; - плакат; - плакат; - реклама; - реклама; - схема (диаграмма, таблица); - схема (диаграмма, таблица); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - здания и скульптурные изображения. - здания и скульптурные изображения.

Пример 1. Плакат

Пример 2. Картина В. Суриков «Боярыня Морозова»

Пример 3. Карикатура 1904г.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Работа с понятиями (терминами): Работа с понятиями (терминами): 1. Понятийный ряд: опричнина, Земский Собор, патриарх, царь, бояре, Ливонская война. 1. Понятийный ряд: опричнина, Земский Собор, патриарх, царь, бояре, Ливонская война. Вопросы: Какое понятие «лишнее»? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? Вопросы: Какое понятие «лишнее»? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Использование художественной литературы Использование художественной литературы 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Научные, научно-популярные и статистические данные Научные, научно-популярные и статистические данные 1. Документы эпохи (письма, листовки, воззвания, высказывания, лозунги, слоганы и т.п.): определить эпоху (время, век, правление), рассказать о событии, соотнести с личностью (партией, фактом), выделить главное, назвать проблемы. 1. Документы эпохи (письма, листовки, воззвания, высказывания, лозунги, слоганы и т.п.): определить эпоху (время, век, правление), рассказать о событии, соотнести с личностью (партией, фактом), выделить главное, назвать проблемы. 2. Интервью, выступления или статьи политиков или ученых, общественных деятелей (в газете, журнале, сборнике): сформулировать свои вопросы, экспертиза и оценка, отделение фактов от мнений, собственная статья на данную тему или набор вопросов. 2. Интервью, выступления или статьи политиков или ученых, общественных деятелей (в газете, журнале, сборнике): сформулировать свои вопросы, экспертиза и оценка, отделение фактов от мнений, собственная статья на данную тему или набор вопросов. 3. Исторические хроники (хронология событий, отчеты). 3. Исторические хроники (хронология событий, отчеты). 4. Научные работы (монографии, рефераты, исследования, статьи и т.п.). 4. Научные работы (монографии, рефераты, исследования, статьи и т.п.).

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Памятники материальной культуры Памятники материальной культуры 1. Монеты и банкноты (поиск информации). 1. Монеты и банкноты (поиск информации). 2. Архитектурные сооружения светского и культового характера (здания, дворцы, храмы и т.п.). 2. Архитектурные сооружения светского и культового характера (здания, дворцы, храмы и т.п.). 3. Скульптурные изображения (памятники, изображения). 3. Скульптурные изображения (памятники, изображения). 4. Предметы быта (утварь, одежда, игрушки, мебель, украшения). 4. Предметы быта (утварь, одежда, игрушки, мебель, украшения). 5. Орудия труда (в том числе и оружие). 5. Орудия труда (в том числе и оружие). 6. Еда. 6. Еда. 7. Символы эпохи (политические, экономические, этнические, религиозные, социальные). 7. Символы эпохи (политические, экономические, этнические, религиозные, социальные).

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Игры Игры 1. Сценарные (короткие симуляции – сценки по заранее расписанному сценарию с ролями). 1. Сценарные (короткие симуляции – сценки по заранее расписанному сценарию с ролями). 2. Спонтанные (ситуационные или тематические - без специальной подготовки). 2. Спонтанные (ситуационные или тематические - без специальной подготовки). 3. Провокационные (игра с меняющимися правилами, с ошибками в сюжете и т.п.). 3. Провокационные (игра с меняющимися правилами, с ошибками в сюжете и т.п.).

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Видеосюжеты (мультимедийные материалы) Видеосюжеты (мультимедийные материалы) Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку) Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку) 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 2. Мультипликационный фильм 2. Мультипликационный фильм 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 4. Информационно-аналитическая программа. 4. Информационно-аналитическая программа. 5. Научно-популярные программы. 5. Научно-популярные программы.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Другие способы проведения мотивации на занятии: Другие способы проведения мотивации на занятии: - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - необычное поведение (в том числе и провокационное, повышенный тон, необычная одежда, восклицания и т.п.); - необычное поведение (в том числе и провокационное, повышенный тон, необычная одежда, восклицания и т.п.); - намеренные ошибки; - намеренные ошибки; - музыка и различные звуковые сигналы; - музыка и различные звуковые сигналы; - незаконченная фраза. - незаконченная фраза. СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН - … - …

Информационный блок Источники информации: Устные источники Устные источники Письменные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Электронные источники Видео источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Пути получения информации - Аудиальный. - Аудиальный. - Визуальный. - Визуальный. - Кинестетический. - Кинестетический. - Синергетический. - Синергетический. …

Способы передачи информации 1. Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). 1. Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 8. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия). 8. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия).

Работа с информацией Запрос (потребность) – отбор источниковПоиск информации – отбор необходимогоСтруктурирование информации - выводы

Аналитический блок Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Обобщение Обобщение Обсуждение Обсуждение Сравнение Сравнение Синтез Синтез Выбор (отбор) Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского)

Классификация стратегий преподавания ОБЛАСТИ УРОВНИ Дисципли- на МотивацияСамо- реализа- ция Взаимодейст- вие ПассивнаяАктивнаяИнтерактивная ИнформацияРепродуктивная (воспроизводя- щая) Модифициру- ющая (системная) Творческая (креативная) ОтношенияДирективнаяМиссионерскаяРавноправная

Результаты анализа и переработки информации Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т.п.). Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т.п.). Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия. Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия. Аргументирование собственной позиции. Аргументирование собственной позиции. Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов. Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе. Проектная деятельность. Проектная деятельность. Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования). Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования).

Оценочный блок Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Самооценка Взаимооценивание Взаимооценивание Экспертиза Экспертиза

Результаты оценивания на занятии Доброжелательность оценок. Доброжелательность оценок. Конструктивность оценки (предложения по изменениям). Конструктивность оценки (предложения по изменениям). Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей. Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей. Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях). Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях). Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности. Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности. Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания). Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).

Рефлексивный блок Отношение к произошедшему Отношение к произошедшему Выделение трудностей Выделение трудностей Присвоение опыта Присвоение опыта Вопросы: Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то? Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то?

Рефлексия по теме занятия Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Где можно применить полученные знания? Где можно применить полученные знания? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия. Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия.