27.06.2013 5:43Круглова И. А.1. Что мы называем сложным предложением? Сложное предложение не менее двух грамматических основ(не менее двух простых предложений)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным Сложноподчинённые предложения с одним придаточным.
Advertisements

Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным»
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
Понятие о сложноподчинённом предложении. Цели урока - формирование умений: находить в СПП главную и придаточную части; определять место придаточного,
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ РАСШИРЯЙ ПОЗНАНИЯ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НАДО? ПРИОБРЕТАЙ НАВЫКИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ РАЗВИВАЙ.
Виды сложноподчиненных предложений. Человек не может быть один. Высшее счастье, радость человеческая – общение с другими людьми. В. Сухомлинский.
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СПП 9 класс.
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 33 г. Магнитогорска Логинова Т. В. Односоставные предложения.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Транксрипт:

:43Круглова И. А.1

Что мы называем сложным предложением? Сложное предложение не менее двух грамматических основ(не менее двух простых предложений) Сложное предложение это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Впереди нас круто спускался глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща., а :43Круглова И. А.2

:43Круглова И. А.3

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности). Главный член чаще всего выражен глаголом 2-го лица ед. и мн. ч. наст. и буд. времени или глаголом 3-го лица мн. ч. Добро на худо не меняют (пословица); Не очень- то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь, то и пожнешь (пословица). Обобщенно- личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах. К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица. Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха :43Круглова И. А.4

Безличные предложения Чем выражено сказуемое в безличном предложении Светает (состояние природы)Безличным глаголом Приятно пахнет черёмухой (состояние среды) Личным глаголом в безличном значении Мне не спится (состояние человека) Возвратным глаголом в безличном значении Быть грозе! (неизбежность)Инфинитивом Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов) (отсутствие чего-либо) Неизменяемой глагольной формой нет В лесу тихо (состояние природы)Словом состояния Мне грустно (состояние человека)Словом состояния :43Круглова И. А.5

Тестовые задания 1. Какое предложение является односоставным? а) Кругом все было тихо и спокойно. б) Не будем подбрасывать дров в огонь. в) В небе горела только одна маленькая звездочка. г) Прошло около двух лет. 2. Какое предложение является односоставным определенно-личным? а) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось. б) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла. в) Стою один среди равнины голой... г) В редакции нас без конца засыпали вопросами. 1. Какое предложение является односоставным? а) Посетителей в коридоре нет. б) Много песен сложено о любви. в) На небе солнце, большое, горячее. г) Пение в соседней комнате продолжалось недолго. 2. Какое предложение является односоставным неопределенно- личным? а) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса. б) И нам пора опять в далекую дорогу. в) Влажной землей из окна потянуло. г) Им еще предстоит долго учиться. 1 В2 В :43Круглова И. А.6

3. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным? а) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором. б) Опять отложили вылет. в) Цыплят по осени считают. г) Придешь завтра ко мне в гости? 4. Какое предложение является односоставным безличным? а) Что-то нынче и вправду не топят. б) К птичьему прислушиваюсь крику. в) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство. г) За ночь сильно подморозило. 3. Какое предложение не является односоставным безличным? а) Горящими листьями пахнет в саду. б) Всякое мастерство нужно знать. в) Ему придется покинуть Родину навсегда. г) Все это создано с одной целью. 4. Какое предложение является односоставным назывным? а) За окном серый, нудный, мелкий дождь. б) Двенадцать часов ночи. в) Дома с ним всегда ласковы. г) Сбор вожатых в девять часов утра. 1 В2 В :43Круглова И. А.7

5. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне. а) односоставное, определенно-личное б) односоставное, неопределенно-личное, в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное 6. Какое предложение не является односоставным назывным? а) Ночь, улица, фонарь, аптека. б) Бессмысленный и тусклый свет. в) Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. г) От воды веяло свежестью. 5. Какое предложение является односоставным определённо-личным? а) Уходи-ка отсюда! б) Жизнь человеку дается один раз. в) Разубедить его в чем- нибудь было трудно. г) В десять часов вечера праздничный салют. 6. Какое предложение не является односоставным обобщённо-личным? а) С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся. б) Один в поле не воин. в) В дремучем лесу нет никакого пути. г) Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. 2 В1 В :43Круглова И. А.8

Они не знали точно, в каком месте надо сворачивать в лес, чтобы попасть на пруд, где намечалось устроить пикник. Поискали дуб с красным мазком на стволе, Мария решила, что они уже пропустили его, но старик велел идти дальше. Пройдя еще около ста ярдов, они увидели этот дуб и, сойдя с дороги, стали пробираться между деревьями по отлогому склону. Скоро подлесок сделался гуще, впереди сверкнула полоска воды, а еще через несколько минут они вышли на поросший травой берег пруда. Почти вплотную к воде подступал лес, вокруг - никаких признаков жилья. Очаровательное место, чудом сохранившее нетронутый вид :43Круглова И. А. 9

Тестовые задания 1. Какое предложение является односоставным? а) Кругом все было тихо и спокойно. б) Не будем подбрасывать дров в огонь. в) В небе горела только одна маленькая звездочка. г) Прошло около двух лет. 2. Какое предложение является односоставным определенно-личным? а) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось. б) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла. в) Стою один среди равнины голой... г) В редакции нас без конца засыпали вопросами. 1. Какое предложение является односоставным? а) Посетителей в коридоре нет. б) Много песен сложено о любви. в) На небе солнце, большое, горячее. г) Пение в соседней комнате продолжалось недолго. 2. Какое предложение является односоставным неопределенно- личным? а) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса. б) И нам пора опять в далекую дорогу. в) Влажной землей из окна потянуло. г) Им еще предстоит долго учиться. 1 В2 В :43Круглова И. А.10

3. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным? а) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором. б) Опять отложили вылет. в) Цыплят по осени считают. г) Придешь завтра ко мне в гости? 4. Какое предложение является односоставным безличным? а) Что-то нынче и вправду не топят. б) К птичьему прислушиваюсь крику. в) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство. г) За ночь сильно подморозило. 3. Какое предложение не является односоставным безличным? а) Горящими листьями пахнет в саду. б) Всякое мастерство нужно знать. в) Ему придется покинуть Родину навсегда. г) Все это создано с одной целью. 4. Какое предложение является односоставным назывным? а) За окном серый, нудный, мелкий дождь. б) Двенадцать часов ночи. в) Дома с ним всегда ласковы. г) Сбор вожатых в девять часов утра. 1 В2 В :43Круглова И. А.11

5. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне. а) односоставное, определенно-личное б) односоставное, неопределенно-личное, в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное 6. Какое предложение не является односоставным назывным? а) Ночь, улица, фонарь, аптека. б) Бессмысленный и тусклый свет. в) Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. г) От воды веяло свежестью. 5. Какое предложение является односоставным определённо-личным? а) Уходи-ка отсюда! б) Жизнь человеку дается один раз. в) Разубедить его в чем- нибудь было трудно. г) В десять часов вечера праздничный салют. 6. Какое предложение не является односоставным обобщённо-личным? а) С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся. б) Один в поле не воин. в) В дремучем лесу нет никакого пути. г) Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. 2 В1 В :43Круглова И. А.12

Докажите, что перед вами сложные предложения Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2. Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6. Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда :43Круглова И. А.13

СЛОЖНОЕПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЮЗНОЕБЕССОЮЗНОЕ :43Круглова И. А.14

СОЮЗНЫЕПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНО-СОЧИНЁННЫЕСЛОЖНО-ПОДЧИНЁННЫЕ, Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке. [ ], [ ]., и, что 1) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась. [ ], и [ ]. 2) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь. [ ], (что...) :43Круглова И. А.15

Упр. 50. Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений. 1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2. Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3. Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что- нибудь, думать. 4. Отчего нам было скучно, мы не знали. 5. Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6. Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7. Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8. Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9. Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу :43Круглова И. А.16

СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ССП с соединитель ными союзами ССП с соединитель ными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и); ССП с разделительны ми союзами ССП с разделительны ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли); ССП с противитель ными союзами ССП с противитель ными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, только, же) :43Круглова И. А.17

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. [ ], и [ ]. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. [ и ]. Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. [ ], но [ ]. Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. [, но ]. Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами :43Круглова И. А.18

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. [ ], [ ], а [ ]. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь напоминал помрачневшую водную гладь. [, а ]. Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. [ ], или [ ], или [ ], и [,, ]. Приходилось стоять, закрыв глаза, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ или и ] :43Круглова И. А.19

:43Круглова И. А.20

Упр. 55. Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений, и грамматические основы. 1. Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2. Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4. То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5. Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев) :43Круглова И. А.21

Упр. 56. Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания. 1. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2. Стало темно и улица мало- помалу опустела (Чехов). 3. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель) :43Круглова И. А.22

Упр. 57. Поставьте необходимые знаки препинания. 1. К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3. С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет) :43Круглова И. А.23

Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки Мы вышли на тропинку, чтобы не заблудиться. 12 ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕПРИДАТОЧНОЕ С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? [ ], ( ) :43Круглова И. А.24

Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др. Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др. Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др. Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др :43Круглова И. А.25

Построение СПП А ) Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду. Б ) Как большая черная птица села на ветку клена в саду, я увидел через окно. В ) Я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду, через окно. 2. [ ], ( ).1. ( ), [ ]. 3. [,( ), ] :43Круглова И. А.26

Упр. 60. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания. 1. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 1. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький) :43Круглова И. А.27

Виды придаточных предложений 1. Определите льные (в том числе местоимен но-опреде лительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце. Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет. Она посмотрела с таким видом, что все замолчали :43Круглова И. А.28

2. Изъясни тельные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Скоро я понял, что заблудился. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. Он не знал, придет ли завтра. Они спросили, поедем ли мы с ними :43Круглова И. А.29

3. Обстоятель ственные: образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше :43Круглова И. А.30

времени Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома :43Круглова И. А.31

местаОтвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции. целиОтвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку :43Круглова И. А.32

причиныОтвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно :43Круглова И. А.33

условияОтвечают на вопрос при каком условии? относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли. Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. следст вия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим :43Круглова И. А.34

уступкиОтвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет :43Круглова И. А.35

сравненияОтвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки :43Круглова И. А.36

ЗАПОМНИТЕ! смысловой вопрос главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок :43Круглова И. А.37

Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово Союзное слово который может выступать в роли подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является. Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким. Я встретился с человеком, которого давно не видел :43Круглова И. А.38

Чтобы отличать союзные слова и союзы, следует помнить, что : 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение ; 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются ; 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами. Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. Я знал: наш дом требует ремонта. с. с. Я не пойму, что он от меня хочет :43Круглова И. А.39

КОГДА СОЮЗНОЕ СЛОВО СОЮЗ в придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных во всех остальных случаях :43Круглова И. А.40

Упр. 61. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания. 1. Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть :43Круглова И. А.41

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными [Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями], (чтобы поймать ту незаметную долю секунды), (когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ЗАЧЕМ? КАКОЙ? :43Круглова И. А.42

[Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай). КАКОГО? КАКОЕ? ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ :43Круглова И. А.43

(Когда бричка выехала со двора), [он оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). КОГДА?ЧТО?О ЧЁМ? КОМБИНИРОВАННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ :43Круглова И. А.44

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства). КАКИЕ? Все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. ОднородноеОднородное :43Круглова И. А.45

При таком подчинении придаточные относятся: а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая к одному из его слов; б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений. (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся). ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ЧТО? НеоднородноеНеоднородное ( ), [ ], ( ). при каком условии?что? :43Круглова И. А.46

Упр. 59. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основы. Составьте схемы. Укажите виды подчинительной связи. 1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли более нашего что он доносит второпях с поля сражения 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой :43Круглова И. А.47

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Простые предложения в составе сложноподчиненного разделяются запятыми. Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько озер, какие чудесные растут леса. Над долиной, около которой мы ехали, спустились тучи. Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу :43Круглова И. А.48

Упр. 64. Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения. 1. Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2. Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3. Две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий планируется провести в рамках агропромышленной недели. 4. Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5. Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6. Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных :43Круглова И. А.49

Запятая не ставится! если однородные придаточные соединены одиночными соединительными, раздельными союзами и, да (=и), или, либо. Очевидно, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением :43Круглова И. А.50

Запятая не ставится! если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не: Я хочу знать не как это делается, а зачем делается :43Круглова И. А.51

Запятая не ставится! если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п.: Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор :43Круглова И. А.52

Запятая не ставится! если придаточное предложение состоит из одного слова: Меня упрекают, но не знаю в чем :43Круглова И. А.53

НО: Она сказала ему, что если он болен, надо лечиться. при двух рядом стоящих подчинительных союзах что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так: Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. Запятая не ставится! то, 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет :43Круглова И. А.54

Упр. 63. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов. 1. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2. Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин) :43Круглова И. А.55

Внимание! Следует иметь в виду, что в некоторых случаях составные союзы (потому что, оттого что, в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.) в сложноподчиненном предложении могут расчленяться. При этом запятая ставится перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения. Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу :43Круглова И. А.56

Источники _Rus_EGE_B/4.html _Rus_EGE_B/4.html :43Круглова И. А.57