Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство связаны с приоритетами национальной стратегии успешного развития. Высшее образование,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение терминов : Парадигма - от др.- греч. Пример, модель, образец. др.- греч - Система идей взглядов, понятий, различных моделей решения множества.
Advertisements

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЙКАЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 6 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРОАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка 28 «Огонек»
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство связаны с приоритетами национальной стратегии успешного развития. Высшее образование, несмотря на кризисные процессы и значительные трудности их преодоления, развивается высокими темпами, имеет много позитивных результатов, однако далеко не всегда измеряемых и измеримых по критериям качества, соответствующим современной образовательным взглядам. В центре образовательного процесса веками стояли знания: давали знания и спрашивали знания. Об умениях заговорили намного позже, годах в х ХХ в., когда стало все отчетливее проявляться противоречие - можно знать, да не уметь. Заметим, что при всей абсурдности количественного разрастания показателей и подмены ими качества, они были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной системе взглядов, опиравшейся на знаниях (ориентированная образовательная модель, ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью.

Выяснилось, что знать и уметь мало. Жизнь востребует творческий опыт, которым можно овладеть только в условиях креативного образования. Именно этим объясняется застой в системе, явное отставание образования от жизни, которая динамичнее, чем педагогика и образование. В данном контексте встает проблема об опережающей функции образования. Оно должно предвидеть жизненные направления и своевременно реагировать, компетентно, в соответствии со временем и даже опережая его, решать великие вопросы педагогики - зачем? чему? как? человек обучается, образовывается и воспитывается. Ответы на них требуют: пересмотра: ценностей, целей, содержания, технологий деятельности и общения в педагогическом процессе

«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. «Четыре основных направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

«Образовательная область» – структурносмысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая соответствующие дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГТ: 10 образовательных областей 1.Здоровье; 2.Физическая культура; 3.Социализация; 4.Труд; 5.Безопасность; 6.Чтение художественной литературы; 7.Коммуникация; 8.Познание; 9.Музыка; 10.Художественное творчество

Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР (звуковой культуры речи), связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ? 1. Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. 2.В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. 3.Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, соответствующие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ( их насчитывается 31)

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на соответствии возрасту формах работы с детьми. В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Приоритетный вид детской деятельности. (8) Приоритетный вид детской деятельности. (8) Основные направления развития дошкольника. (4) Основные направления развития дошкольника. (4) и 1.Физическое. 2.Познаватель но – речевое. 3.Социально – личностное. 4.Художествен но – эстетическое. Образовательн ые области ФГТ. (10) Образовательн ые области ФГТ. (10) 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие ) художественной литературы. 5.Игровая. 6.Трудовая. 7.Продуктивная 8.Музыкально- художественная 1.Двигательная Формы работы с детьми.(31)

Реализация основных направлений развития дошкольников. Основные направления развития дошкольника Образовательные области в соответствии с ФГТ. Приоритетный вид детской деятельности. 1.Физическое.1.« Физическая культура». 2.« Здоровье». 1.Двигательная. 2.Познавательно – речевое. 3.« Познание». 4.« Коммуникация». 5.«Чтение художественной литературы». 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие) художественной литературы. 3.Социально – личностное. 6.« Социализация». 7.« Труд». 8.« Безопасность». 5.Игровая. 6.Трудовая. 4.Художественно – эстетическое. 9.« Художественное творчество». 10.« Музыка». 7.Продуктивная. 8.Музыкально – художественная.

Скоролупова О. и Федина Н., разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности: 1.Двигательная · 1. Подвижные дидактические игры. · 2. Подвижные игры с правилами. · 3. Игровые упражнения. · 4. Соревнования. 2.Игровая· 5. Сюжетные игры. · 6. Игры с правилами. 3.Продуктивная· 7. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. · 8. Реализация проектов. Вид деятельности.Формы работы с детьми.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается: наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Введение в действие ФГТ (Приказ МО РФ от г 655) предполагает внесение поправок в планирование воспитательно–образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться : Принцип интеграции образовательных областей; Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности. Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах. Вот 2 из них: Проектная деятельность. Комплексно-тематическое планирование.

Комплексно – тематический принцип - главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Вот краткая суть тематического планирования: выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: 1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста. 2. Принцип последовательности. 3. Принцип систематичности. 4. Принцип повторности.