Технология критического мышления в процессе преподавания биологии Иванова О.М., учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология критического мышления в процессе преподавания биологии Бабушкина Ж.В. учитель биологии и географии МБОУ «Еланская СОШ»
Advertisements

Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Педагогическая технология Технология критического мышления. Технология критического мышления. Образование – это индустрия направленная в будущее. Образование.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Выполнила учитель Сидорова Людмила Георгиевна МОУ « Куровская СОШ 6»
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика» Заседание МО учителей гуманитарного цикла г.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления. Критическое мышление- -это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заяченская основная общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» учитель.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
Транксрипт:

Технология критического мышления в процессе преподавания биологии Иванова О.М., учитель биологии

Содержание: «Критическое мышление» Исторический экскурс Принцип технологии Методика технологии критического мышленияМетодика технологии критического мышления Первая стадия - вызов Вторая стадия - осмысление Третья стадия - рефлексия «Модель построение уроков в технологии развития критического мышления»«Модель построение уроков в технологии развития критического мышления» Элементы новизны Прием «Составление кластера» Составление кластера на различных стадиях урокаСоставление кластера на различных стадиях урока Прием «Пометки на полях» Прием «Учебный мозговой штурм»Прием «Учебный мозговой штурм» Прием «Написание синквейна» Правила написания синквейна Прием «Написание эссе» Прием «Лекция со стопами» Результативность применения технологииРезультативность применения технологии Трудности

«Критическое мышление» это… Р. Пол считает, что критическое мышление – это организованное, рациональное самонаправленное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека Д. Клустер: «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые можно решить».

Исторический экскурс Технологические шаги методики критического мышления создали американские специалисты Распространение технологии критического мышления в России с 1977года. Основы методики критического мышления в педагогике разработали Ж.Пиажо и Л.С.Выгодский

Принцип технологии Формирование среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.

Методика технологии критического мышления ______________________________ Вызов Осмысление Рефлексия

Первая стадия – вызов Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; получить новую информацию; осмыслить ее; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

«Модель построение уроков в технологии развития критического мышления» Тип урокаВызовОсмыслениеРефлексия Работа с информационным текстом Мозговой штурм; кластер; подсказка Инсерт; маркировка текста Возвращение к кластеру Работа с художественным тестом Мозговой штурм Чтение с остановками; маркировка текста; двойной дневник Кластер Взаимо­ обучение Верные- неверные суждения; корзина идей Зигзаг (мозаика)Сводная таблица Дискуссия Ключевые термины Перекрестная дискуссия Эссе; эпиграф педагога Урок-исследование Парная мозговая атака Заполнение таблицы Предсказание

Элементы новизны Содержатся в методических приемах, которые ориентируются на содержание условий для свободного развития каждой личности

Прием «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме Кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Кластер также может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Составление кластера на различных стадиях урока Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии осмысления для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии для подведения итогов того, что учащиеся изучили. На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности.

Прием «Пометки на полях» Технология "критического мышления" предлагает педагогический прием, известный как «инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

Прием «Учебный мозговой штурм» " Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах. Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Основная цель развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Прием «Написание синквейна» Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы: Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Прием «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами» Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время стопа идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Результативность применения технологии в том, что: 1.Учащиеся научились планировать свою деятельность как на уроке, так и дома, 2.Перестали испытывать трудности при работе с разнообразными источниками информации, 3. Учащиеся слаженно работают в группе, т.к. учитывают мнения других, применяют свои умения и знания на практике. В процессе разбора учебных ситуативных задач, ролевых игр, моделирующих их поведение и деятельность в реальной действительности. 4.Во время дискуссий, дебатов, бесед учащиеся активны, открыты, уверены, внимательны к чужому мнению, организованы. 5.Технология способствует более глубокому усвоению материала, более прочному его запоминанию.

Трудности Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: 1.Учителю приходится перестраивать всю работу на уроках; 2.Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; 3.Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени; 4.Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит.

Использованные материалы: Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, с. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», с. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. Бишкек: ОФЦИР, с. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, (Толерантность: объединяем усилия). Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова. 239 с.: табл. Все фотографии сделаны на уроках биологии Ивановой О.М. в ГОУ ЦО 1071.