ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Мотивация в процессе педагогического менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Advertisements

Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Работу выполнила студентка 810 группы Лукашенко Рая МОТИВАЦИЯ.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Выполнила студентка 3-ВМ группы Дзебоева диана МОТИВАЦИЯ.
Введение в теории мотивации. Потребность ценность Вознаграждение мотив Удовлетворенность или неудовлетворенность Мотивация – внутренний процесс, приводящий.
Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ. Мотивы трудовой деятельности Высшая ступень 14-15% Работа важна и интересна независимо от оплаты Вторая ступень.
Потребности сотрудников и их мотивация Надежда Кошкина, Enkata.
Мотивация как функция менеджмента. 1) Понятие мотивации 2) Содержательные теории мотивации 3) Процессуальные теории мотивации.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
Основные сведения по мотивации Теория Х Средний человек не любит работать и при любой возможности старается ее избежать Средний человек не любит работать.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Система управления персоналом УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ОТБОРАДАПТАЦИЯ ОЦЕНКАКАРЬЕРАОБУЧЕНИЕМОТИВАЦИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.
Мотивация персонала Мотивация персонала. Мотивация - Процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленных на достижение целей организации.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Мотивация в процессе педагогического менеджмента

1.1 Мотивация как управленческая функцияМотивация как управленческая функция 1.2 Виды групп по мотиву способности и желания работатьВиды групп по мотиву способности и желания работать

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Мотив - фактор, причина, основание поведения людей в организации. Мотивы поведения людей в организации могут быть объяснены на основе теорий взаимодействия людей: обмена, управления впечатлениями, символического трансакционизма, теории подсознания. (Основные понятия менеджмента: глоссарий/Н.Д. Найденов, В.П. Чесноков Сыктывар: КРАГСиУ, с.) Мотивация - процесс побуждения сотрудника к эффективной трудовой деятельности для достижения целей организации.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Стимул - (от лат. stimulus - букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимул - внешний побудитель работника к производственной деятельности. Стимулирование - система целенаправленных мер, способствующих позитивной мотивации работников к эффективной трудовой деятельности.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Основные формы стимулов: Принуждение. Материальное поощрение. Моральное поощрение, направленное на удовлетворение духовно-нравственных потребностей человека. Самоутверждение опирается на внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без внешнего поощрения.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Теория «X», «Y» и «Z» (Ф. Тейлор, Д. Мак. Грегор, В. Оучи) В этой теории проявляется простота использования мотивов и стимулов, в ее основе лежит отношение человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Макгрегором, который добавил к ней теорию «Y». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. XX века В. Оучи (модель поведения и мотивации человека).

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Теория «X» базируется на следующих предпосылках: - в мотивах человека преобладают биологические потребности; - обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный; - по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства; - средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; - качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства. В теории «X» легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работника с задатками рабской психологии. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материального поощрения.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Теория «Y» является антиподом теории «X» и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории «Y» следующие предпосылки: - в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; - физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; - нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку; - внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей; - наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении; - обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому; - многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Модель по теории «Y» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «Y» располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией невелик (около 15 – 20% от численности коллектива). Чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Теперь рассмотрим основные предпосылки теории «Z»: - в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности; - люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод принятия решения; - должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; - предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки; - на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием; - предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста; - администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем; - человек – основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Итак, теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Работники, описываемые данной теорией, имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z», эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, самоутверждение, принуждение.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Содержательные и процессуальные теории мотивации. Согласно теории А. Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, принадлежности к социальной группе, признания и уважения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. В теории К. Альдерфера выделяются три группы потребностей: роста, связей и существования, коррелирующие с пирамидой A. Маслоу. Теория приобретенных потребностей Макклелланда помогает изучить влияние на профессиональное поведение сотрудника вуза потребностей достижения, соучастия и властвования.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента Ф. Герцберг в своей концепции мотивации, основанной на по­ требностях, выделил факторы условий труда (заработная плата, политика организации, условия работы, межличностные отношения в коллективе) и мотивирующие факторы (успех, продвижение по службе, возможности творческого и делового роста, признание и одобрение результатов работы). Согласно теории Ф. Герцберга наличие факторов условий труда не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить действие мотивирующих факторов.

Мотивация в процессе педагогического менеджмента С помощью процессуальных теорий мотивации анализируют, как человек распределяет усилия для достижения различных целей. Теория ожиданий Врума основывается на предположении, что мотивация наиболее эффективна тогда, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению достойного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность следующих факторов: 1)затраты труда - результаты; 2) результаты - вознаграждение; 3) валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Виды групп по мотиву способности и желания работать Основные виды групп в зависимости от уровня их работоспособности и достижения конечных результатов (по Н.Д.Никандрову): Группа «X» - неспособная и нежелающая работать. Группа «X» - неспособная и нежелающая работать Группа «У» - частично способная и частично желающая работать. Группа «У» - частично способная и частично желающая работать. Группа «Z» - полностью способная и желающая работать. Группа «Z» - полностью способная и желающая работать.

Виды групп по мотиву способности и желания работать Группа «X» Состав группы обычно различен по возрасту, полу и национальности, состоит из низкоквалифицированных работников со старой социологической психологией и четко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу. Иногда это может быть интеллектуальная группа, рассматривающая работу как клуб, где можно проводить время в приятном обществе и заниматься компьютерными играми, беседами, чтением литературы и т.п. Эффективность и результативность группы весьма низкие.

Виды групп по мотиву способности и желания работать Группа «У» Как правило, группа, создана без учета половозрастной и профессиональной структуры, с разделением формальных и неформальных лидеров в микрогруппах, с большим удельным весом людей, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач. В группе более или менее трудолюбивые и исполнительные работники, но отсутствуют четко поставленные задачи и ресурсное обеспечение, доминирует уравниловка в оплате труда. В коллективе могут возникать конфликты, интриги и противоречия между отдельными микрогруппами и личностями.

Виды групп по мотиву способности и желания работать Группа «Z» Имеет высокий уровень квалификации и относительно однородный состав по возрасту, образованию, интересам и мотивации. Внутренние противоречия легко преодолеваются, и психологический климат в коллективе хороший. Как правило, группа «Z» состоит из работников, мотивированных самоутверждением и высоким уровнем морального поощрения.

Вопросы и задания 1.Раскройте сущность понятий «мотивация» и «стимулирование». 2.Раскройте основные формы стимулов в педагогическом менеджменте. 3.В чем заключается суть теории типов потребностей А. Маслоу и К. Альдерфера. 4.Раскройте сущность концепции мотивации Ф. Герцберга 5.Раскройте сущность теорий мотивации «X», «Y», «Z». 6.Виды групп по мотиву способности и желанию работать.

Рекомендуемая литература Вересов, Н. Н. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Вересов. - М.: МПСИ, с. Веснин, В. Р. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие /В.Р. Веснин - М.: Проспект, с. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учеб. пособие / М. А. Гончаров. - М.: КНОРУС, с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, с. Мотивация к работе [Текст] / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Б. Снидерман. - М., с. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании [Текст]: учеб. пособие / Симонов В. П. - М.: Высш. образование, с. Файоль, А. Управление - это наука и искусство [Текст] / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М:, с.