Политика сельского развития и сельская инфраструктура Овчинцева Л.А. ВИАПИ им. А.А.Никонова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Advertisements

Викульев М.А.. I.Рассмотреть динамику жилищного фонда; II.Провести группировку регионов РФ по показателю средней обеспеченности жителей страны общей (жилой)
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
Анализ раздела 13 « Реализация мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования»
1 2 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах.
Улучшение жилищных условий многодетных семей Могут участвовать в программах: Могут самостоятельно приобрести жилое помещение (постановление Правительства.
2012 год Муниципальное образование Ивановский район располагается на юго-западе Амурской области. Занимает территорию 2643 кв.м. Площадь сельскохозяйственных.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на годы Министерство строительства,
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Е.В. Дешевых.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
Об исполнении Указов Президента Российской Федерации от в Любытинском муниципальном районе за 9 месяцев 2013 года 1.
О развитии сельских территорий Республики Коми г. Сыктывкар, 18 ноября 2015 г. Доклад и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
1 Нытвенский муниципальный район Об итогах социально – экономического развития Нытвенского муниципального района Пермского края за 2010 год и о перспективах.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2010 года.
Транксрипт:

Политика сельского развития и сельская инфраструктура Овчинцева Л.А. ВИАПИ им. А.А.Никонова

Направления ФЦП «Социальное развитие села» ( ) Жилищное строительство в сельской местности и создание условий для повышения доступности жилья Развитие сети общеобразовательных учреждений Развитие сети учреждений первичной медико- санитарной помощи и спортивных учреждений Развитие сети учреждений сельской культуры Торговое и бытовое обслуживание населения Сельская информационно-консультационная служба Развитие местных электросетей Развитие местного газоснабжения Развитие местного водоснабжения Развитие телекоммуникационных сетей Развитие сети автомобильных дорог

Устойчивость применительно к развитию подразумевает развитие не в ущерб будущим поколениям

Вехи политики сельского развития ФЦП «Социальное развитие села» (2002) Нацпроект «Развитие АПК» (2006) Закон о развитии сельского хозяйства (2007) Госпрограмма развития сельского хозяйства и рынков агропродовольственной продукции на гг Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. (2010) Проект новой Госпрограммы на (2011)

Доля занятых в сельском хозяйстве от общего числа занятых в экономике, %

Госпрограмма Устойчивое развитие сельских территорий I раздел, включает Расширение доступа к жилью для жителей села и молодых специалистов Газификация Водоснабжение Другое ( Программа «Соц. развитие села») Проекты комплексной компактной застройки

Механизмы расширения доступа к жилью Схема I – социальная выплата в размере 70% от нормативной стоимости жилья при покупке, строительстве, участии в долевом строительстве, в т.ч. с привлечением ипотечного кредита Схема II – работники сельского хозяйства, заключившие договор с работодателем на срок не менее 5 лет, могут получить муниципальное жилье с перспективой оформления его в собственность по истечении 5 лет по цене не превышающей 10% от выкупной стоимости жилья

Ввод жилья в рамках программы «Социальное развитие села», тыс. кв. м. год всего за гг. Покупка и строительств о жилья для жителей села, Покупка и строительств о жилья для молодых семей и молодых специалистов

Сравнительные характеристики жилья в сельской и городской местности (1) Доля домохозяйств по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в % 2009 городскихсельских Нуждающихся в капитальном ремонте43,641,5 Нуждающихся в текущем ремонте32,730,8 Испытывающих недостаток тепла15,512,2 Испытывающих избыток влажности7,26,8 Испытывающих недостаток света в дневное время суток 10,66,3 Живущих в условиях плохой шумоизоляции (от соседей или улицы) 35,713,7

Сравнительные характеристики жилья в сельской и городской местности (2) Доля домохозяйств по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в % 2009 городскихсельских Живущих вблизи от источников загрязнения воздуха 24,06,8 Неудовлетворенных качеством воды40,022,7 Неудовлетворенных транспортным сообщением 7,711,6 Неудовлетворенных качеством освещения подходов к дому, в подъезде 29,526,9 Неудовлетворенных частотой нарушения общественного порядка соседями 18,84,9

Сравнительные характеристики жилья в сельской и городской местности (2) Доля домохозяйств по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в % 2009 городскихсельских Из домохозяйств, планирующих улучшить свои жилищные условия Состоят на учете по улучшению жилищных условий 19,89,3 Намереваются купить (обменять) свое жилье на другое 48,321,9 Намереваются купить дополнительное жилье 5,13,9 Построить новый дом, пристройку12,247,6

Сравнительные характеристики качества жилья, полученного благодаря Госпрограмме Виды благоустройства В среднем по селу В среднем по России Старое жилье Новое жилье Старое жилье Новое жилье водопровод канализация центральное отопление ванна, душ горячее водоснабжение газ природный газ баллонный …… телефон нет никаких11595 ……

Наиболее успешно жилищные программы реализуются в В 2009 г в Белгородской, Липецкой, Вологодской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Тюменской областях, Алтайском крае, Республике Татарстан, Чувашской Республике благодаря наличию в этих регионах системы внутрирегиональных мер содействия обеспечению жильем жителей села. В 2010 г. в Красноярском крае, Тюменской области, Ямало- Ненецком автономном округе и Тульской области плановые задания по строительству и приобретению жилья были перевыполнены более, чем вдвое.

Формы улучшения жилищных условий В 2009 г. Большинство участников Госпрограммы улучшили свои жилищные условия с помощью покупки готового жилья на вторичном рынке (45%) или путем строительства нового дома (39%). Ипотечным кредитом воспользовались лишь 2% опрошенных. Возросло число участников долевого строительства жилья с 1 до 7%. Низка доля улучшивших свои жилищные условия на основе договора с работодателем из-за того, что сельскохозяйственные организации не имеют средств для строительства жилья. В 2010 г. участникам Госпрограммы было выдано 663 ипотечных жилищных кредита, из них молодым семьям и молодым специалистам. Средний размер ипотечного жилищного кредита составил 512 тыс. руб.

Почему не участвуют? Причина неучастия Отказала местная администрация 713 Отказал работодатель 25 Трудная процедура оформления документов 2423 Нет денег на выплату своей доли 4442 Фактическая цена жилья выше расчетной 2011 Нет возможности строить самому 2325 Проблемы со стройматериалами 34 Отпала потребность в жилье 2112 Другое 99

Для молодой семьи проживание в сельской местности означает обречение на нищету. Без улучшения экономических условий предоставление жилья не решит остальных значимых проблем. (эксперт из Новосибирской области) Среднедушевые располагаемые ресурсы Годы Сельские домохозяйства Городские домохозяйства Соотношение, % Абсолютная разница, руб ,76529,555,22924, ,37984,956,33489, ,110354,656,74483, ,513465,957,85679, ,913869,460,75452, ,716274,862,26148,1

Финансирование ФЦП «Социальное развитие села», 2010 (план, скорректированный план, факт)

Комплексная компактная застройка В в 2008 г. – без привлечения средств федерального бюджета, в 2009 – с привлечением федеральных средств. Минсельхоз РФ рассмотрел 76 заявок от 22 регионов Российской Федерации. Финансирование было выделено на 31 проект. Всего в 2009 г. на реализацию пилотных проектов было направлено 1490,8 млн. руб., в том числе 56,8% из федерального бюджета, 42% из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 1,2% из внебюджетных источников. В расчете на 1 рубль средств федерального бюджета привлечено 0,76 руб. из региональных бюджетов и внебюджетных источников. Наиболее успешно реализация пилотных проектов прошла в Рязанской, Курской, Кировской и Амурской областях, Чувашской Республике и Республике Мордовия

Недофинансирование мероприятий Госпрограммы (план, скорректированный план, факт), 2010

Газификация За годы реализации программы «Социальное развитие села» получили газ более 600 тыс. сельских семей. В Белгородской, Пензенской областях все сельские поселения газифицированы. Более, чем в два раза перевыполнены намеченные плановые показатели по газификации в Волгоградской, Тамбовской, Ростовской, Тульской, Курской, Владимирской, Орловской областях, в Республике Калмыкия.

год всего за гг. Введение в действие распредели- тельных газовых сетей - тыс. км8,98,27,24,8 5,94,85,149,7 Газификация домов (квартир) сетевым газом - тыс. домов/квартир111,6109,495,744,76064,356,957,8600,4

Выполнение заданий Госпрограммы (план, скорректированный план, факт), 2010

Водоснабжение год всего за гг. Введение в действие локальных водопроводов - тыс.км0,70,820,861,431,41,662,152,911,92 Введение в действие станций водоподготовки и систем водоотведения - т.куб.м/сутки19,615,145,750,014,501,2418,464,64

Выполнение целевых индикаторов Водоснабжение: уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой 54,9% – фактически 54,2% Газификация уровень газификации домов (квартир) – 51%, фактически – 52,6%

Дошкольное образование, село Число ДОУ, тыс.22,719,018,5 В них мест, тыс.1369,71212,51222,1 Детей, тыс. чел.854,51037,91070,2 На 100 мест приходится детей

Дошкольное образование Из общего числа ДОУ селогород Требуют капитального ремонта 37,934,531,323,1 Находятся в аварийном состоянии Имеют все виды благоустройства 63,768,472,996,5 Имеют музыкальный зал, %…36,146,690,6 Физкультурный зал…16,827,356,8 Изолятор…29,538,575,0 Компьютер для детей…2,75,612,3

Введено в действие, тыс. мест в рамках ФЦП «Социальное развитие села» всего за гг. школы22,31416,59,98,69,15,24,690,2 детские сады0,91,450,30,400,210,410,774,44

Школьное образование, село 2000/012008/092009/10 Число ОУ всего тыс.45,238,436,3 В них учащихся тыс. чел. 6015,23967,93853,5 Численность учителей, тыс. чел ,5461,2 Удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену 10,29,18,9

Проблема малокомплектной школы Установка на рациональное использование средств - подушевое финансирование – сокращение малокомплектных школ – относительно безболезненно в регионах с высокой плотностью населения (Чувашия), проблема в регионах с разряженной поселенческой сетью (Саратовская область)

Состояние сельской школы Из общего числа школ2005/062007/082009/10 селогород Требуют капитального ремонта 33,428,426,829,9 Находятся в аварийном состоянии 3,62,42,91,5 Имеют все виды благоустройства 41,848,755,494,9 Имеют кабинет информатики, % …67,773,897,7 Подключены к интернету, %85,287,198,9

Учреждения здравоохранения на селе Число врачебных больничных учреждений (всего) В том числе центральных районных районных участковых ФАПов Станций скорой помощи Число врачей, тыс.чел.5250,451,1 Среднего медицинского персонала, тыс.чел.246,4222,8226,0

Учреждения культуры на селе Число клубных учреждений тыс.48,142,941,8 В них мест На 1000 жителей Число проведенных мероприятий, тыс.6242,06993,06677 В т.ч. платных2118,62167,02151 Численность работников, тыс.191,4212,7207,5

Сельские библиотеки Число массовых библиотек тыс.38,836,436,2 Библиотечный фонд млн. экз.367,3331,9330,1 Охват населения библиотечным обслуживанием, % 52,751,050,8 Число пользователей, млн..20,819,519,4 Численность работников, тыс.50,749,549,2

Сельская школа -социокультурный центр

Развитие связи в сельской местности Число телефонных станций, тыс.27,227,527,1 Монтированная ёмкость млн. номеров4,55,7 Число телефонных аппаратов общего пользования, включая таксофоны, млн. 4,05,4 Обеспеченность населения квартирными аппаратами на 100 чел. шт. село8,111,911,7 город20,528,2

Сельская телефонизация

Развитие связи Рост покрытия сотовой связью + Сокращение числа телеграфных и переговорных пунктов – Монтированная емкость телефонных станций используется на 86% + - Сокращается сеть проводного радиовещания Сокращается охват телевещанием – Сокращение числа почтовых ящиков -

Охват сельского населения центральными каналами ТВ Обеспечение приема ТВ программ ОРТ97,791,892,1 РТР93,290,287,1 НТВ26,949,633,8 Спорт6,414,920,9

Развитие дорожной сети ФЦП «Развитие транспортной системы России на » - обеспечение связи по дорогам с твердым покрытием сельских населенных пунктов с трассами 2,3 тыс. ед. За 2000 г г. на 110,1 тыс. км. выросло число автодорог, но доля с твердым покрытием сократилась с 90% до 80% Число СНП, обслуживаемых автобусами, сократилось с 2000 г. на 20 тыс.

Использование средств Госпрограммы, % Направления всего, в т.ч ,0 сельское жилье и инфраструктура6,75,47,0 почвенное плодородие (мелиорация и минеральные удобрения)13,39,68,9 икс0,70,50,0 поддержка отраслевых союзов0,1 0,0 поддержка приоритетных отраслей животноводства8,54,55,4 поддержка приоритетных отраслей растениеводства2,21,40,5 субсидирование процентных ставок по различным кредитам27,727,738,763,9 взносы в Росельхозбанк и Росагролизинг34,334,327,80,0 субсидирование товарных интервенций0,55,85,1

Модель российской политики сельского развития (отраслевая) Фактические цели политики Рост масштабов производства с/х продукции Интенсификация производства Основные инструменты политики Субсидируемый кредит Инвестиции в развитие инфраструктуры Диверсификация сельской экономики (слабая) Роль территорий Сельский = сельскохозяйственный Сельский городской Административный подход к определению села Роль отраслей Доминирующее значение сельского хозяйства Поддержка регионально-значимых отраслей Роль социальных структур Поддержка отраслевых союзов производителей Недооценка роли местных сообществ Роль институтовУправление через отраслевую администрацию Поддержка ИКС и кооперации

Негативные тенденции пока переломить не удалось Численность сельского населения продолжает сокращаться абсолютно и относительно Поляризация сельских территорий Редеет посленческая сеть Сохраняется разрыв в уровне жизни между городом и селом Возможности для включения сельского населения в модернизационные процессы сужаются

Сокращение поселенческой сети Всего в том числе с числом жителей без населени я до 10 человек от 11 до 50 человек от 51 до 100 человек свыше 100 человек Число сельских населенных пунктов, тыс ,313,134,038,114,955, ,119,436,232,813,850,9 В % к общему числу ,08,421,924,59,635, ,012,723,621,49,033,3

Благодарю за внимание!