Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Advertisements

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Психология личности Корнилова Дарья Сергеевна преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности «Клиническая психология» Блок 1: «Введение в психологию личности» Владивосток 2013

Тема: «Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности»

Учебные вопросы: 1.Движущие силы развития личности. 2.Психологические принципы и основания периодизации развития человека. 3.Социогенетические периодизации развития человека. 4.Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский).

Учебный вопрос 1. Движущие силы развития личности Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, биогенной - среда, возникающая в результате жизнедеятельности организмов, абиогенной, социальной, воспитания (многих его видов как направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития. В коллективных комплексных исследованиях развития интеллектуальных функций измеряются различные общесоматические и вегетативные изменения, связанные с интеллектуальным напряжением.

Измерения сдвигов (в общем обмене содержания сахара в крови, кислородной насыщенности крови, потоотделения, артериального давления крови, мышечного тонуса и т.д.) показывают в подавляющем количестве случаев, что для определенных уровней интеллектуального напряжения существуют определенные вегетативные, биохимические и психомоторные эквиваленты, видоизменяемые в зависимости от типа телосложения и свойств нервной системы. Наличие таких эквивалентов объясняет механизм гетерогенного влияния умственного воспитания и обучения на физическое развитие и общее состояние здоровья. Психофизическое здоровье зависит от правильно организованной умственной работы, что способствует не только установлению эмоционального тонуса, необходимого для нормальной жизнедеятельности, но и упорядочению вегетативных и психомоторных реакций, то есть нормальному ходу процессов жизнедеятельности. В этой связи приобретают значение некоторые выводы современной геронтологии о факторах долголетия.

Образование и умственный труд, постоянная тренируемостъ умственных функций составляют главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности долголетия человека, если этот фактор, подкрепляется действием режима жизни, питания и физической работой. Среди этих факторов умственный труд, является ведущей силой, противостоящей инволюционным процессам. Педагогическая оценка ориентирует детей в состоянии их собственных знаний и стимулирует, порождая сдвиги в мотивации поведения. Педагогическая оценка создает психологическую ситуацию обучения: а) сдвиги в самооценке учащегося и уровне его притязания, в отношении к учению; б) эмотивно-напряженное поле взаимоотношений между самими учащимися, оценивающим учителем и оцениваемым учащимся; в) изменение в позиции учителя, степени его авторитета и последующих влияний на развитие учащихся.

Все это происходит, конечно, не в отдельный момент урока-опроса, а на протяжении всего цикла совместной работы и жизни в школе. Подобные ситуации составляют мотивационный подтекст обучения, образуемый, социально-психологическими, нравственными связями, определяющими интеллектуальное напряжение. Оно снимается, лишь нравственным воспитанием, формированием общественных связей в процессе обучения, созданием духа совместной умственной работы. Подобные влияния имеют специфически человеческий социальный характер, так как выражают общественную природу обучения. Оно не есть только передача и усвоение информации - знаний и правил деятельности. Обучение есть вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нем типу межлюдских взаимоотношений. Именно вследствие этого обучение, являющееся главным средством образования, умственного воспитания, неизбежно оказывает гетерогенное влияние на нравственное развитие учащихся.

Историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров которого оно является, имеет первостепенное значение для индивидуального развития человека. Все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени. События в жизни отдельного народа и всего человечества (политические, экономические, культурные, технические преобразования и социальные конфликты, обусловленные классовой борьбой, научные открытия и т.д.) определяют даты исторического времени и определенные системы его отсчета. Объективное социально-экономическое различие между событиями в ходе исторического развития определяют различия между поколениями людей, живущих в одной и той же общественной среде, но проходивших и проходящих одну и ту же возрастную фазу в изменяющихся обстоятельствах общественного развития. Возрастная изменчивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста, но относящихся к разным поколениям, обусловлена, конечно, социально- историческими, а не биологическими (генетическими), причинами.

В истории психологии, было найдено много, фактов, свидетельствующих о зависимости конкретных психических состояний и процессов индивида от исторического времени. Историческое время как таковое, издавна изучается в общественных науках. Но глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития обнаружено лишь новейшей психологией, и оно послужило основанием для постановки вопроса о более широких генетических связях в этом развитии, не ограничивающимся онтогенетическими характеристиками. Психологическое изменение структуры личности, ее характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени. Но не только структура личности и ее свойства воспроизводят типичные характеры эпохи, отражают общественное становление в определенных моментах исторического времени.

В масштабах этого времени в соответствии с уровнем цивилизации и исторически сложившимся способом деятельности организуется структура субъекта познания и различных видов деятельности, обусловленная современным состоянием производства науки и искусства. Поэтому исторически конкретны характеристики рационального и эмпирического в познании, логические, вербальные, мнемические и другие компоненты познавательной деятельности человека. С историческим подходом к личности и ее психической деятельности связаны онтологические поиски в психологии путем построения теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее определениям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла. Таких поисков было много, причем почти все они были начаты в х годах нашего столетия.

Отметим наиболее интересные: Выдающейся французский ученый Пьер Жане, первым попытавшегося обозреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности. Мы обязаны ему началом генетической теории личности. Исследования Жане имели и важное методологическое значение для разработки специальных принципов изучения психологической эволюции личности (психологического, лонгитюдинального и др.).

Другую концепцию эволюции предложила Шарлотта Бюлер, чей труд о человеческой жизни как психологической проблеме считается одним из исходных для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш. Бюлер наметила три аспекта такого изучения: 1. биолого-биографический аспект - исследования объективных условий жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. 2. связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека. 3. касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни, в общем, уровня и масштаба объективации сознания. Ш. Бюлер принадлежит одна из первых попыток исследовать различные типы жизненных циклов и роль отдельных факторов, фаз и структурно-динамических особенностей личности в образовании этих типов. Вопреки ее идеалистической концепции эмпирический материал оказался весьма важным сводом знаний о целостности и генетических связях жизненного пути человека.

В эти годы складываются новая отечественная психология и научная позиция одного из ее выдающихся представителей - С.Л. Рубинштейна, посвятившего проблеме жизненного пути личности специальные главы общетеоретических трудов. Генетическое исследование взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в этих трудах в связи с основными проблемами психологии личности. Рубинштейн исследовал действие как «клеточку» сознания и деятельности в их единстве и обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта. Применение принципа развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классификации основных видов деятельности человека как ступеней его развития. В более общем плане исторический подход к сознанию и деятельности человека разработан Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым.

Классификацию С.Л. Рубинштейна схематически можно представить в следующем виде: В филогенезе и историческом развитии человека: Игра Труд Игра В онтогенезе человека: Учение Труд Учение Динамическая структура становления человека в таком понимании характеризуется направленностью (вернее однонаправленностью) и однозначной генетической зависимостью высшей формы от низшей. Соответственно этому пониманию в процессе развития игры формируется готовность к обучению, а в процессе развития учения - готовность к труду. Таковы, по Рубинштейну, генетические связи между фазами жизни.

Интересно явление «входа» (включения) и «выхода» (выключения) человека из общественной деятельности, описанное психологом В. Шевчуком на основании обработки им известных данных Ф. Гизе. Эти данные показывают исторические сдвиги возрастной изменчивости, но вместе с тем и более общие социально-биологические преобразования, расширяющие диапазон возрастных возможностей человека в те же самые промежутки жизненного пути, которые оценивались у предшествующих поколений. Все предшествующее развитие (от рождения до зрелости) совпадает с последовательной сменой ступени воспитания, образования и обучения формирующегося человека. Все эти ступени преемственно взаимосвязаны и перспективно ориентированы на подготовку человека к самостоятельной жизни в обществе, но составляют все же лишь подготовивтельную фазу жизненного пути человека. Важно и то, что в процессе этого социального формирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и познания, сказывается его готовность к труду.

Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения перед порогом самостоятельной деятельности, - все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе. По данным В. Шевчука, отношение точки старта творческой деятельности к различным периодам отрочества, юности и зрелости таково: в период лет -12,5%, %, ,4%. Однако эти общие и средние данные значительно изменяются при рассмотрении точек старта в различных видах деятельность. В наиболее ранние годы они располагаются в такой последовательности начиная с балета, музыки, поэзии. Наиболее поздние, даже за пределами третьего десятилетия, - наука, философия, политика.

Еще больший интерес исследователей привлек другой момент в жизненном пути личности - кульминационный момент наивысших достижений в избранной ею деятельности. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта. Кульминационные моменты в хореографической деятельности располагаются между годами, в музыкальной и в поэтической деятельности - между годами (по данным В. Шевчука и др.), в то время как в научной, философской и педагогической областях кульминация достигается значительно позже, между годами. В обширных статистико-психологических исследованиях Лемана в качестве кульминационных периодов научного творчества указываются периоды и лет. В зависимости от структуры и методов той или иной науки кульминационные «пики» значительно варьируют. Более ранние (до 30 лет) достижения высшей продуктивности отмечаются у химиков, затем (до лет) у математиков и физиков, инженеров в области электроники. Более поздние (30-39 лет) кульминации отмечены среди астрономов, геологов, патологов. Средняя величина специальностей около 37 лет.

В психологии и геронтологии имеются исследования, относящие завершающий момент творческой деятельности лишь к возрасту после лет. Таких людей все же много, причем в последнее десятилетие их количество несколько даже увеличивается. Это связано как с фактом одаренности, так и с благоприятными условиями для творческой деятельности в современных условиях. Мы не можем считать все потенциалы личности и субъекта «исчерпанными» в процессе старения индивида. Поэтому в ближайшем будущем человечество, надо полагать, найдет более рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жизненного пути, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением жизненного опыта.

Фазный характер развития этой активности в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности может быть более или менее точно определен хронологически биографическим методом. Эти фазы: подготовительная, старт, кульминация («пик»), финиш. Значительно сложнее обстоит дело с определением аналогичных фаз в отношении истории развития человека как личности. Подготовительные фазы развития личности и субъекта совпадают. Однако определить основные моменты становления, стабилизации и «финиша» личности возможно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданского состояния, экономического положения, семейного статуса, совмещения, консолидации или разобщения социальной функции - ролей, характера ценностей и их переоценки в определенных исторических обстоятельствах, смены среды развития и коммуникаций, конфликтных ситуаций и решения жизненных проблем, осуществленное или неосущественности жизненного плана, успеха или неуспеха - триумфа или поражения в борьбе.

Учебный вопрос 2. Психологические принципы и основания периодизации развития человека «Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие «индивидуальность», обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития» [Кон И.С.,1964].

«Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса». В число основных признаков личности В.П. Тугаринов включает наряду с разумностью, ответственностью, свободой, личным достоинством и индивидуальность. При этом индивидуальное интерпретируется как неповторимое, присущее только данной личности.

К.Н. Корнилов: «Для того чтобы уточнить понятие личности, мы должны провести резкое отличие задач, стоящих перед психологией личности от задач общей психологии, хотя последняя также изучает личность человека... Общая психология изучает общие психологические закономерности, присущие всем людям, независимо от их расовых, политических и идеологических воззрений, в то время как психология личности имеет дело с закономерностями частного порядка, присущими данному индивиду, и ставит своей задачей изучение индивидуально- типических особенностей личности... Мою точку зрения, что «личность в целом» не является и не может являться непосредственным предметом психологии, я обосновываю следующим образом. Понятие личности очень сложно по своей структуре... На долю психологии приходится изучение только психологии сознания, личности»

Д.Н. Узнадзе: «Наша наука призвана поставить вопрос о психологическом анализе и изучении закономерностей человеческой деятельности, поскольку она представляет собой предпосылку психической жизни, вырастающей и развивающейся на ее базе. При этом понимание психической активности человека, согласно которому она включает в себя активность субъекта как целого, предполагает, что психология должна приступить к своей работе, исследуя в первую очередь субъект, личность как целое, но не отдельные акты его психической деятельности. Изучение этой деятельности нам покажет в дальнейшем, что и психическая деятельность человека - явление его сознания, изучавшаяся до настоящего времени в известном смысле как самостоятельная, независимая сущность, представляет собой не более как дальнейшие спецификации, определения этого личностного целого»

Б.М. Теплов: «Большинство психологов согласны с тем, что проблема психологии личности не сводится к проблеме индивидуально-типических различий. Проблемы психологии личности - это проблемы прежде всего общей психологии, а уже затем «индивидуальной» или «дифференциальной» психологии. Недостаточная разработанность общей психологии личности является, несомненно, одной из причин явной неудовлетворенности в разработке вопросов индивидуально-психологических различий». В.Н. Мясищев: «Современная научная психология сформулировала свои принципиальные и исторические позиции. Однако она страдает еще недоразвитием, и существенным пробелом ее является то, что психика рассматривается преимущественно как процессы, но носитель их - личность - изучается недостаточно. Деятельность исследуется в отрыве от деятеля. Объект - процессы психической деятельности - изучается без субъекта – личности». «Психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности»

О соотношении индивидуальности и личности С.Л. Рубинштейн писал: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности». С.Л. Рубинштейн оговаривается, что в данное определение должны входить также и неосознанные тенденции личности. Таким образом, в личностные свойства входят ее направленность, тенденции, черты характера и способности, поскольку они являются обобщенными результатами деятельности и ее потенциалами.

В определениях многие характеристики человека как психофизического существа - индивида, личности, индивидуальности - как бы перекрывают друг друга. Из всего набора не указывалось специально понятие «субъект», которому придавали важное значение С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Определение личности как субъекта было дано К.К. Платоновым. «Личностью - является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма - самосознание, тем полнее и ярче развита его личность. Психические болезни являются одновременно и болезнями сознания, и болезнями личности. Нарушая различные стороны сознания, они тем самым разрушают личность». Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно- субъектных отношений. Субъект деятельности – личность характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом...

Субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и т.д.). Субъект, таким образом, всегда личность, а личность - субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, так как, помимо различия самих характеристик деятельности и отношений, существует еще различие в принадлежности этих характеристик к более общим структурам. Личность как общественный индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество. Такой структурной единицей, «элементом» общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, к обществу в целом создают коллектив.

Понятие человека не ограничивается понятием личности, и, безусловно, прав был А.С. Макаренко, полагавший, что отношение личности к обществу осуществляется посредством коллектива, равно как и отношение общества к личности осуществляется через коллектив. Личность является только социальным образованием, объектом и субъектом исторического процесса. Ни социологические, ни биосоциальные концепции не могут раскрыть ее сущность и свойства, существующие в форме многообразных общественных отношений.

Формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Основные параметры личности: Личность – 1 современник определенной эпохи это определяет, множество ее социально-психологических свойств. 2 Правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей). 3 Национальная принадлежность. Все характеристики личности есть характеристики и общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения природные свойства человека как индивида. Любые из них могут быть включены в любые из социальных связей. Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций.

Учебный вопрос 3. Социогенетические периодизации развития человека Генетическая психология личности - одно из примечательных явлений современного исследования социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей. В настоящее время вычленяются три основных, генетических подхода к человеческому развитию. 1. Онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний и фаз развития (возрастов); Ананьев Б.Г.

2. Генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход представляет собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях. Биографический метод является одним из исторических в исследовании, применяемый в области психологии личности. 3. Генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, созидаемых личностью материальных и духовных ценностей. Этот праксиологический или праксиметрический анализ личности со стороны истории ее деятельности близко соприкасается с биографическим анализом истории жизненного пути личности в обществе.

Формирование ребенка как личности происходит в зависимости от статуса семьи, от освоения его родителями новых для них семейных ролей. Статус и роли объективно формирующие ребенка, в первые месяцы жизни не составляют его собственной биографии. Роль сына или дочери, ребенок начинает осваивать и осуществлять позже, это составляет один из моментов становления личности. Для ее образования недостаточно дифференцировки среди многих раздражителей человеческого лица или голоса, недостаточно улыбки или гримасы в ответ на улыбку или гримасу взрослого, лепета при обращении к ребенку речи взрослого, всего того, что считается исходными моментами социализации и персонификации. Это важные предпосылки, внутренние условия, необходимые для формирования личности. Лишь с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, средств общения с их знаковым аппаратом, предметной деятельности с ее социальной мотивацией, освоением семейных и других ролей связано формирование начальных свойств личности.

Начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности - долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий в двух- трех летнем возрасте. В последующем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности в усвоении ролей и смене позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, сознания, структура человека как субъекта познания. Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимая для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств огромное влияние оказывает комплекс социальных связей, из которого берет свое начало личность. Однако субъективные свойства непосредственно детерминированы предметным миром, объективными свойствами предметной деятельности, в структуре которых оказывают свое влияние на формирование субъективных черт социальные связи.

Социальное формирование человека - образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом. Становление этих свойств предшествует формированию личностных свойств, в последующем ходе жизненного пути человека взаимосвязь этих свойств оказывается наиболее важной. Переход от игры к учении, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т.д.- это одновременно стадии развития свойств субъекта дознания и деятельности и изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, то есть, личностные преобразования. Эта взаимосвязь противоречива, и различия этих свойств в определенные моменты развития и в зависимости от социальных условий превращаются в противоречия, временным выражением которых являются гетерохронность развития этих свойств формирующегося человека. Противоречия проявляются в несовпадениях направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, тенденции личности как субъекта познания и деятельности.

Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость» с тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида - соматическая и половая - определяется по биологическим критериям. Наступление зрелости человека как индивида («физическая» зрелость), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность») во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Это смерть. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, то есть активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие.

Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической) является одним из показателей внутренней противоречивости этого развития и его полифакторной обусловленности. Множественность состояний и фаз развития недолжна затенять единство личности, ее структурную организованность и целостность. Сочетание генетических и структурных подходов требует построения системы методов психологического исследования, ориентированных на изучение личности и ее развитие.

Учебный вопрос 4. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский) Сопоставление результатов анализа всех критических периодов, характеризующих этапы формирования личности в oнтогенезе (кризисы 1-го года, 3, 7 лет и кризис подросткового возраста), позволяет увидеть некоторые имеющиеся здесь закономерности. Прежде всего обнаруживается место в этом процессе сознания и его функций. Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как «высшую психологическую систему» (JI.С. Выготский) - ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности. Интегрирующая и регулирующая функция сознания осуществляется на основе интеллектуальных и аффективных обобщений. Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию.

Развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений между субъектом и средой. 1. Новорожденный действующее под влиянием биологических потребностей. 2.Затем поведение и деятельность ребенка начинают определять актуально действующая на него ситуация. 3. На 2 году жизни формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от не посредственно действующей на него ситуации. Это свидетельство того, что ребенок вступил на путь формирования личности и ему стали доступны не только реактивные, но активные формы поведения.

4.На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний. 5.На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. 6. На последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний.

Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Этапы формирования личности ребенка свидетельствуют о том, что, чем выше уровень развития его личности, тем более свободным он становится и что формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей его среды, и самого себя. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и развития действий субъекта.

Действия, все более обогащаясь, перерастают тот круг деятельности, которые они реализуют и вступают в противоречие с породившими их МОТИВАМИ. Явления такого перерастания хорошо известны; они-то и образуют т.н. КРИЗИСЫ развития - кризис 3-х лет, 1 лет, подросткового периода и малоизученные кризисы зрелого возраста. В результате происходит сдвиг МОТИВОВ по ЦЕЛИ, изменение их иерархии и рождение НОВЫХ МОТИВОВ - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной действительности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предметной деятельностью и общением. Личность рождается дважды: 1 раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (феномен «горькой» конфеты), 2 раз - когда возникает его сознательная личность.

Описанное раньше движение образно можно представить себе как движение в горизонтальной плоскости, то новое движение происходит по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою, смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов - становление ЛИЧНОСТИ. Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего это перестройка сферы отношений к другим людям. Вхождение подростка в более широкий круг общения не означает, что интимное, личностное, отходит на второй план. Напротив, именно в этот период и именно поэтому происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфиденциальностью; меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, и в них появляется описание переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Еще более глубокие изменения отмечают последующие уровни развития, включительно до уровня, на котором личностный смысл приобретает сама система объективных общественных отношений, ее выражения. Явления возникающие на этом уровне, еще более сложны: чем больше открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильное смещение по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности.

Благодарю за внимание!