1 Построение КИС распределённой компании на основе мультисервисной сети связи ОАО «Уралсвязьинформ» на примере построения IT- инфраструктуры ОАО «Уралсвязьинформ» М.И. Крымский заместитель генерального директора – директор Межрегионального филиала информационно-сетевых технологий
2 О компании Открытое акционерное общество «Уралсвязьинформ» является крупнейшим оператором телекоммуникационных услуг Уральского региона. Год основания компании сентября 2002 г. закончилась реорганизация телекоммуникационной отрасли Уральского региона. Шесть компаний, а именно ОАО «Уралтелеком» Свердловской области, ОАО «Связьинформ» Челябинской области, ОАО «Хантымансийскокртелеком», ОАО «Тюменьтелеком», ОАО «Ямалэлектросвязь» и ОАО «Электросвязь» Курганской области были присоединены к оператору связи Пермской области ОАО «Уралсвязьинформ».
3 Миссия компании формирование и удовлетворение потребностей клиентов в телекоммуникационных и информационных услугах, интеграция в глобальное информационное общество XXI века.
4 Территория деятельности ОАО «Уралсвязьинформ» охватывает 7 регионов Российской Федерации и распространяется на территорию Пермского края, Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Общая площадь территории - 1,9 млн. км² Численность населения - 15,1 млн. чел
5 фиксированной связи 3,7 млн; мобильной связи стандарта GSM 4,4 млн; интернет-пользователей 500 тыс; количество сотрудников 30 тыс; уровень капитализации 2,3 млрд долл. США; По состоянию на количество абонентов ОАО «Уралсвязьинформ: ОАО «Уралсвязьинформ» присвоены кредитные рейтинги: Standard&Poors – «B/Stable», Fitch Ratings – «BB-/Stable». Мажоритарным акционером является ОАО «Связьинвест», которому принадлежит 51,4% обыкновенных акций, в свободном обращении находится около 40% акций ОАО «Уралсвязьинформ». Акции компании торгуются в РТС и на ММВБ (URSI/URSIP).
6 Ресурсы «Уралсвязьинформ» направлены на то, чтобы обеспечить все звенья сложнейшей структуры региона качественной и надежной связью. Помимо традиционной телефонии, ОАО «Уралсвязьинформ» интенсивно внедряет перспективные технологии связи, направленные на введение новых и расширение существующих услуг. Одним из основных направлений развития ОАО «Уралсвязьинформ является расширение емкости и модернизация сетей связи с использованием технологии пакетной коммутации.
7 Мультисервисная сеть связи ОАО «Уралсвязьинформ» базируется на единых принципах поддержки классов качества услуг, адресации и маршрутизации трафика и является основой для других сетей передачи данных и голоса. Основным назначением мультисервисной сети связи является предоставление всем пользователям на территории деятельности ОАО «Уралсвязьинформ» услуг высокоскоростной транспортной сети связи.
8 Мультисервисная сеть связи ОАО «Уралсвязьинформ» построена на основе технологии IP/MPLS. Межрегиональный сегмент мультисервисной сети построен на базе высокопроизводительных маршрутизаторов M320 производства компании Juniper Networks. Все узлы межрегионального сегмента объединены высокоскоростными каналами связи с пропускной способностью 10 Гигабит/с. Межрегиональный сегмент объединяет сегменты 7 региональных филиалов в единую мультисервисную сеть.
9 Структурная схема мультисервисных сетей ОАО «Уралсвязьинформ»
10 мультисервисной сети связи ОАО «Уралсвязьинформ» Услуги мультисервисной сети связи ОАО «Уралсвязьинформ» На базе мультисервисной сети связи предоставляется большой спектр услуг, среди которых: Услуги видеоконференцсвязи. В ОАО «Уралсвязьинформ создана и успешно функционирует система видеоконференцсвязи. Оборудовано 19 залов для проведения сеансов видеоконференцсвязи. Возможности системы активно использует в своей работе аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе. Услуги широкополосного доступа в Интернет. Предоставление высокоскоростного доступа к ресурсам сети Интернет на текущий момент одна из самых востребованных услуг связи. Сети широкополосного доступа строятся с применением технологий ADSL, Metro Ethernet. В 2006 году введено в действие портов ADSL. В планах на 2007 год ввод в действие не менее ADSL портов. В дальнейшем планируется развёртывание сетей доступа на основе технологий FTTH, GPON, WiMAX. Голосовые услуги VoIP и NGN. Используя мощности собственной высокоскоростной сети связи, ОАО «Уралсвязьинформ» и его филиалы могут предоставлять операторам связи и корпоративным клиентам услугу IP-телефонии. Помимо этого абонентам предоставляется полный перечень услуг NGN. Самой востребованной у клиентов на текущий момент является услуга «Единый номер», позволяющая иметь единую точку входа телефонных звонков вне зависимости от типа используемого терминала (офисный телефон, мобильный телефон, домашний телефон и тд).
11 Услуги мультисервисной сети связи ОАО «Уралсвязьинформ» (продолжение) Услуги IPTV С I кв года началось подключение абонентов к услуге цифрового интерактивного телевидения. IPTV - технология, предполагающая трансляцию видеосигнала по сетям передачи данных на стандартный телевизионный приемник абонента. В пакет услуг помимо трансляции видеосигналы включены различные сервисы: VoD (видео по запросу), EPG (электронная программа передач), nVoD (виртуальный кинозал), nPVR (личный сетевой видеомагнитофон), TSTV (отложенный просмотр телевизионных программ), TVinternet и TV (доступ в Интернет и к электронной почте с экрана телевизора), GoD и VoD (игры и приложения по запросу). Услуга VPN (виртуальная частная сеть) Услуга предназначена для пользователей, имеющих потребность в построении общего информационного пространства с удалёнными офисами и филиалами для целей совместного ведения бизнеса. Услуга «Мобильный VPN» С помощью услуги мобильный VPN сотрудник компании, находящийся на выезде всегда может воспользоваться сервисами и ресурсами организованными на основе виртуальной частной сети компании. Где бы не находился сотрудник он с помощью удалённого доступа может подключиться к корпоративному VPN своей компании. Услуга коммутируемого доступа в сеть Интернет Широко распространённая услуга доступа к ресурсам сети Интернет по каналам ТФОП.
12 Мультисервисная сеть связи ОАО «Уралсвязьинформ» является также основой корпоративной сети передачи данных ОАО «Уралсвязьинформ». В настоящее время на базе КСПД ОАО «Уралсвязьинформ» развёрнуто множество сервисов, позволяющих эффективно управлять ресурсами Общества, среди которых: система корпоративной IP телефонии; система корпоративной видеоконференцсвязи; корпоративный портал ОАО «Уралсвязьинформ; технологическая мультисервисная сеть; система предбиллинга HP IUM; служба технической поддержки Service Desk; электронная почта; корпоративная служба единого каталога; Oracle e-Business Suite.
13 Система корпоративной IP телефонии Система корпоративной IP телефонии построена на основе кластеров серверов Cisco Call Manager. Общая емкость системы более 6000 портов. Система предоставляет услуги голосовой телефонной и персональной видео связи сотрудникам компании. Кроме того, пользователям предоставляется множество дополнительных сервисов, среди которых корпоративный телефонный справочник, курсы валют и др. Помимо прочего на базе системы развёрнут контакт-центр службы технической поддержки пользователей – сотрудников компании.
14 Система корпоративной видеоконференцсвязи Система видеоконференцсвязи предназначена для обеспечения сотрудников ОАО «Уралсвязьинформ» услугами видеоконференцсвязи. Система видеоконференцсвязи обеспечивает пользователям следующие услуги: Двухстороннюю видеоконференцсвязь (по схеме «точка – точка») Групповую (многоточечную) видеоконференцсвязь. В рамках проекта построения системы видеоконференцсвязи оборудованы конференц-залы во всех филиалах компании. Для построения системы применено оборудование фирмы Polycom Inc. Территориально распределённые компании, такие как ОАО «Уралсвязьинформ», испытывают определённые проблемы со сбором сотрудников в одном месте. Проведение совещаний в формате видеоконференции решает эту проблему и серьёзно экономит средства компании. За 2006 год было проведено более 3000 сеансов видеоконверенцсвязи.
15 Корпоративный портал С внедрением корпоративного портала ОАО «Уралсвязьинформ всем сотрудникам компании был предоставлен эффективный и удобный инструмент для информационного обмена. сокращение времени получения персоналом необходимой информации; облегчение информационного обмена между подразделениями Общества; повышение оперативности обновления информации; автоматизация процессов формирования периодической отчётности; возможность развёртывания АРМ различного назначения. Основные преимущества от внедрения корпоративного портала: На текущий момент общий объём информации, хранящейся в базе данных корпоративного портала превышает 1 Тбайт, количество АРМ, развёрнутых на базе корпоративного портала – 73.
16 Технологическая мультисервисная сеть Для целей транзита и обработки сигнального трафика ОКС7 через IP сеть в ОАО «Уралсвязьинформ» создана и успешно действует технологическая мультисервисная сеть. На базе оборудования технологической мультисервисной сети: осуществляется маршрутизация сигнальных сообщений ОКС7 на основании кодов пунктов сигнализации; выполняется роль шлюза сигнализации между TDM сетью ОКС7 и IP сетью; осуществляется маршрутизация сигнальных сообщений ОКС7 на основании глобальных заголовков.
17 В ОАО «Уралсвязьинформ» развёрнута и эффективно действует сетевая информационная инфраструктура, задачами которой являются: объединение структурных подразделений Компании в единое информационное пространство; создание почтовой системы на базе ПО MS Exchange Server с единой адресной книгой; уменьшение временных и ресурсных затрат на распространение и обновление программного и системного обеспечения в Компании (Systems Management Server); создание системы централизованной инвентаризации программного и аппаратного обеспечения; создание системы контроля и учета доступа к сети Интернет; обеспечение службой каталога (Active Directory) пользователей и приложения; обеспечение возможности централизованного и распределенного администрирования корпоративных информационных ресурсов и служб ОАО «Уралсвязьинформ»; техническая поддержка пользователей (Service Desk). Сетевая информационная структура
18 Для обработки и хранения различных данных построены Центры обработки данных (ЦОД), которые являются основой при развёртывании различных приложений. Так в 2006 г. закончено развёртывания системы предобработки биллинговых данных Hewlett-Packard IUM – занятая сбором и обработкой данных об использовании ресурсов сети передачи данных и телефонии. Для информационной поддержки взаиморасчетов между компаниями- операторами (партнерами) за оказанные услуги, включая операторов транзитных узлов связи, и операторов связи, предоставляющих услуги конечным пользователям внедрена система Interconnect. Центры обработки данных
19 В текущем году ведутся работы по созданию Резервного центра обработки данных (РЦОД) и третьего центра обработки данных (ЦОД 3) для построения глобально отказоустойчивой конфигурации технической архитектуры и обеспечению требований по доступности и сохранности обрабатываемых данных.
20 Для целей печати счетов и других расчётных документов абонентам ОАО «Уралсвязьинформ» в соответствии с новыми «Правилами оказания услуг местной, междугородной и международной телефонной связи» в 2006 году создана «Система массовой печати ОАО «Уралсвязьинформ». Система, состоящая из 13 центров массовой печати позволяет сформировать конвертованных отправлений, с возможностью печати и докладки рекламных вложений, в течение 3 суток. Доставка данных из автоматизированных систем расчётов филиалов электросвязи в центры массовой печати осуществляется с использованием мультисервисной сети связи ОАО «Уралсвязьинформ» Центры массовой печати
21 Спасибо за внимание Тел. +7 (343)