© к.и.н., доц. Хорунжий А.В., 2008. ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1912-1992) - русский историк-этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Географический детерминизма Культурология. Тема 10.
Advertisements

Климов В.А год Интегрированный урок по обществознанию и географии «Нации и межнациональные отношения» 8 класс Выполнил учитель географии Климов В.А.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия.
Презентация вопросов раздела «Социальные отношения» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Г е о г р а ф и я культуры Формирование этносов как главных носителей культуры.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология.
Глобальные проблемы человечества. (11 класс)
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Повторить даты и понятия раздела 3.
Экономическая и социальная география – общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Этнические общности Подготовили студентки группы 1-9-Б Задремайлова Ирина, Кожан Юлия и Немкина Ульяна Преподаватель: Исалова А. А.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.
Лекция 4: Этногенез, этническая история и этнические процессы.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Транксрипт:

© к.и.н., доц. Хорунжий А.В., 2008

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич ( ) - русский историк-этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. (На снимке – Л.Н.Гумилев с родителями в Царском Селе )

Арестовывался в 1933 и В заключении на Беломорканале и в Норильске ( ). В 1948 Г. защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема: "Подробная политическая история первого тюркского каганата"), но, не успев получить документы ВАК, арестовывается. Вновь в заключении - до Доктор исторических наук (1961, тема: "Древние тюрки 6-8 вв."). Доктор географических наук (тема диссертации: "Этногенез и биосфера Земли", депонирована во ВНИИНТИ в 1979).

"Древняя Русь и Великая Степь" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "Закон Божий" (1990), "Тысячелетие вокруг Каспия" (1991), "От Руси к России: Очерки этнической истории" (1992), "Этносфера: История людей и история природы" (1993), "Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации" (1993), "Из истории Евразии" (1993), "Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи" (1994) и др. О сновные сочинения: "Хунну" (1960), "Иакинф (Бичурин). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии" (1960), "Подвиг Бахрама Чубины" (1962), "Открытие Хазарии" (1966), "Древние тюрки" (1967), "Поиски вымышленного царства" (1970), "Хунны в Китае" (1974), "Этногенез и биосфера Земли. Вып. 1-3" (1979, 1989),

Гумилев задает вопрос: почему политическая история дискретна, прерывна, похожа на пунктирную линию: в одни века мы видим быстро развивающееся государство, в следующие – жизнь на территории страны кажется замершей, государственные образования - распавшимися. В третьи – на этой территории опять бурлит жизнь, но при этом государство, по сути своей, охватывает другие границы или же основано на других социокультурных или этнических основаниях. Преодолеть эту дискретность, по Гумилеву, можно, если отойти от истории государств и перейти к истории этносов. ?

Этнические единицы Этнические единицы являются одновременно: биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам; формой приспособления людей к ландшафту; группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю; группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себе другим этническим единицам,; устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами. Этнические единицы, в общем случае, НЕ являются следующими единствами: языковыми, культурными, юридическими.

* Этническая традиция - совокупность стандартов поведения, передаваемых через механизм условного рефлекса. * Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. * Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности. * Этническая система - сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения.

Виды этнических единиц Различаются следующие виды этнических единиц, в порядке снижения уровня иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая единица является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации единицы более высокого. Суперэтнос Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Самая крупная этническая единица. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Этнос Пример: русские. Этническая единица более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом, и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Субэтнос, конвиксия и консорция - части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой.

Важный признак устойчивости этноса – наличие разнообразных субэтносов, которые делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. Путём неантагонистического соперничества субэтносы делают внутреннюю структуру этноса наиболее гибкой, не нарушая его единства. Примеры субэтносов: казаки, поморы, старообрядцы. В этносе может выделяться правящий (доминирующий) субэтнос. Субэтносы могут выступать в различной форме – как этнографические группы, живущие на определённой территории, как сословия, как конфессиональные общины и т.д. Но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам этноса (на основе взаимной симпатии членов субэтноса) при сохранении этнического единства.казакипоморы Конвиксия группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующая в течение нескольких поколений. Примеры конвиксий – сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. Консо́рция группа людей, объединенных исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время. Лев Гумилёв писал о консорциях: «В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся «конвиксиями». Примеры консорций землепроходцы, например, казаки покорившие Сибирь или пилигримы, основавшие Массачусетс.

Взаимодействие этносов Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплиментарностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру. Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живет изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда "гость" начинает утрачивать свою изолированность, он может превратиться в химеру. Химера - соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплиментарностью, живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада порой бывает длителен - один, два века.

Пассионарная теория этногенеза теория, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических единиц), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов. Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников.

Пассионарность Определение В общем смысле, пассионарность, определяемая генетически количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) потреблять и перерабатывать энергию. Уровни пассионарности Пассионарность выше нормы («пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении, как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак. Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.

Пассионарные толчки Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами.

Цитата: «Анализ географии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплошные полосы на земной поверхности, ограниченные кривизной земного шара) приводит Гумилева к гипотезе о внепланетном происхождении пассионарных толчков. В этнологии Гумилева. различаются этногенез и этническая история. Этногенез обусловлен внеземным пассионарным импульсом, рождающим в определенном регионе суперэтнос (комплекс родственных этносов, аналог "локальных цивилизаций" Тойнби). Этническая история - история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями, контактами с соседями и т.п.»

Этногенез Начальные условия Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий: нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза, сочетание двух или более ландшафтов на территории, присутствие двух или более этносов на территории.

Цитата: «Единственным реальным этнодифференцирующим признаком Гумилев считает этнический стереотип поведения, за которым стоит гипотетическое "этническое поле". Этнос трактуется Гумилевым как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества, открытой Вернадским. Способность этноса к совершению работы (в физическом смысле - походам, строительству, преобразованию ландшафта и т.п.) прямо пропорциональна уровню "пассионарного" напряжения. "Пассионарность" определяется Гумилевым как способность и стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Проявления пассионарности легко отличимы от обыденных поступков, продиктованных инстинктом самосохранения, - они стихийны и могут быть саморазрушительными. Индивиды-пассионарии (в просторечии - "великие люди") посредством пассионарной индукции "заражают" своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения этноса в целом. Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса - к состоянию гомеостаза (равновесия с окружающей средой). Именно эти особенности обусловливают внутреннее своеобразие суперэтносов».

Гай Муций Сцевола (лат. Gaius Mucius Scaevola) легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену.лат. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. «Сцевола» (лат. «левша») было прозвищем известного семейства в республиканском Риме, и легенда, возможно, возникла как объяснение происхождения этого прозвища.

ПРОТЕКАНИЕ ЭТНОГЕНЕЗА Типичный этногенез состоит из следующих стадий: (0 лет) Толчок или дрейф. Как правило, не отражён в истории. (0 150 лет) Инкубационный период. Рост пассионарности. Отражён только в мифах. ( лет) Подъём. Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. ( лет) Акматическая фаза, или перегрев. Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. ( лет) Надлом. Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. ( лет) Инерционная фаза. Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. ( лет) Обскурация. Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. ( лет) Агония. Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад. (1150 лет неопределённо долго) Гомеостаз. Существование в равновесии со средой.

Фаза этногенеза - четко фиксируемый этап развития этноса, характеризуемый определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения людей (6 фаз): * подъема - характеризуется стабильным повышением уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка. * акматическая - наступает после ф. подъема и характеризуется предельным для данной системы уровнем пассионарного напряжения. * надлома - после акматической, характеризуется резким снижением уровня пассионарного напряжения. * инерционная - после надлома, характеризуется плавным снижением уровня пассионарного напряжения. * обскурации характеризуется снижением уровня пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеостазу; при этом происходит либо исчезновение этноса как системы, либо превращение его в реликт. * мемориальная - после обскурации, при которой отдельные представители этноса еще сохраняют культурную традицию.

Фаза этногенеза или фазовый переходов, возраст этноса Основные события этнической истории Славяне - Древняя РусьМосковскм Русь - Россия Периоды и датыСодержаниеПериоды и датыСодержание Пассионарный толчок "Ноль" Около I г.н.э.Взрыв этногенеза I в.н.э. от Южной Швеции до Абиссинии (Аксум) - "Великое переселение народов" Около 1200 г.Взрыв этногенеза XIII века в Литве, на Руси, в Малой Азии и Эфиопии Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса; лет гг.Неизвестно гг.Возникновение нового этноса русских на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Великое княжество Московское, Куликовская битва Явный период фазы пассионарного подъема, начало перехода к акматической фазе; лет гг.Неизвестно гг.Объединение Великороссии. Начало формирования суперэтноса. Разрушение последнего этнического осколка Киевской Руси - Новгорода Сравнительная диахроническая таблица по истории России IX-XVIII веков

Акматическая фаза этногенеза - образование суперэтноса и распространен ие его в пределах своего ландшафтного ареала; лет гг.Миграция славянских племен. Расселение славян на территориях Южной к Восточной Европы гг.Объединение под властью Москвы народов Евразии от Прибалтики до Тихого океана, создание суперэтноса Фаза надлома, резкое снижение пассионарност и суперэтноса; лет гг.Распад славянского единства. Освоение славянскими народами занятых территорий. Образование отдельных раннеславянских государств После 1800 гг.Нарастание внутренних конфликтов. "Гражданскне войны" Инерционная фаза, плавное снижение пассионарност и суперэтноса; лет гг.Создание славянского государства в Восточной Европе - Киевской Руси, его христианизация с последующим расцветом культуры и ростом благосостояния

Фаза обскурации, резкое снижение пассионарно сти, разрушение системных связей: лет гг.Распад единого славянского государства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (Северо- Восток) и Литвой (Юго-Запад) Мемориальн ая фаза - утрата единства этнической принадлежн ости и трансформа ция культурной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов гг.Утрата политической самостоятельности Новгородом Великим

Парадоксальная по содержанию и подчеркнуто неакадемическая по способу изложения, философско-историческая концепция Г. в основаниях своих излагается в трактате "Этногенез и биосфера Земли". Своеобразие концепции Г. определяется прежде всего ее исходными установками: 1) преодолеть понимание исторического как "надприродного" посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко- географических закономерностей связывается Г. с феноменом этноса; 2) подчеркнуть принципиальную "мозаичность" человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Г. не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований - этносов; 3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (например, завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения; 4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук; этнос трактуется Г. как природное (хотя и не биологическое) явление.