Государственное регулирование в области охраны окружающей среды при вовлечении возобновляемых и местных невозобновляемых источников энергии Кулик В. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. 433; Стратегия развития.
Advertisements

О проекте Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности.
Государственная политика в сфере повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь 20 сентября 2013.
Развитие Белорусской энергетической системы в 2011 – 2015 годах.
Нормативно-правовая база, регулирующая использование в Беларуси местных топливно-энергетических ресурсов.
Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «ОДУ» Влияние объектов малой и возобновляемой энергетики на эффективность работы Белорусской энергосистемы.
1 Повышение энергоэффективности и использование собственных энергоресурсов в Республике Беларусь Семашко С.А. заместитель Председателя Государственного.
ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ.
Прогресс в выполнении дорожной карты подписанной в Астане КЫРГЫЗСТАН Г-жа. Касымова Гульсара Заседание Координаторов по странам и Участников рабочих групп.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Использование местных видов топлива: планы и результаты Герман Михаил Леонидович Директор РУП «БЕЛТЭИ», к. ф.-м. н. 1.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «ОДУ» РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАФИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ НАЛИЧИЯ В БАЛАНСЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛИ.
Повышение энергоэффективности и использование собственных энергоресурсов в Республике Беларусь Акушко Виктор Францевич Акушко Виктор Францевич – Первый.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
Транксрипт:

Государственное регулирование в области охраны окружающей среды при вовлечении возобновляемых и местных невозобновляемых источников энергии Кулик В. В. Первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь г. Минск 13 октября 2011 г.

Республика Беларусь в целях обеспечения энергетической безопасности придает большое значение вовлечению в оборот возобновляемых и местных невозобновляемых источников энергии, что позволяет диверсифицировать источники поступления энергоносителей потребителям и снизить зависимость от внешних поступлений.

Государственное регулирование в этой области осуществляется на следующих уровнях : нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, отраслевые нормативные правовые акты локальные нормативные правовые акты.

Основным документом в этой области является Закон « О возобновляемых источниках энергии » и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. 836 « Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра возобновляемых источников энергии и использования его данных, Положения о порядке подтверждения происхождения энергии, производимой из возобновляемых источников энергии, и выдачи сертификата о подтверждении происхождения энергии и о внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь ».

Постановлением : утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра возобновляемых источников энергии и использования его данных ; утверждено Положение о порядке подтверждения происхождения энергии, производимой из возобновляемых источников энергии, и выдачи сертификата о подтверждении происхождения энергии ; перечень административных процедур осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. 1379, дополнен новой административной процедурой « Выдача сертификата о подтверждении происхождения энергии, его дубликата, внесение в него изменений и ( или ) дополнений »; внесены дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. 962 « Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь », в соответствии с которыми определена компетенция Министерства в этой области.

Кроме того, в рамках реализации норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. 836 приняты следующие постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды : от 29 августа 2011 г. 28 « Об установлении формы заявления о выдаче сертификата о подтверждении происхождения энергии и формы акта осмотра местоположения установок по использованию возобновляемых источников энергии и ( или ) площадок фактического размещения установок по использованию возобновляемых источников энергии »; от 29 августа 29 « Об утверждении Инструкции о некоторых вопросах ведения государственного кадастра возобновляемых источников энергии ». Организация работы по выдаче сертификата о подтверждении происхождения энергии в Минприроды осуществляется в соответствии с приказом Минприроды от ОД « Об утверждении Регламента работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по осуществлению разрешительной деятельности ».

К другим нормативным документам, определяющим реализацию государственной политики в области ВИЭ и энергосбережения в Республике Беларусь, относятся : Закон Республики Беларусь « Об энергосбережении » от З. Директива Президента Республики Беларусь « Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства » от Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно - энергетических ресурсов на период до 2011 года ( Указ Президента Республики Беларусь от ). Республиканская программа энергосбережения на гг. ( утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от г. 137). Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь ( утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ).

Специально для упорядочения процесса использования углеводородсодержащих отходов в качестве источника получения энергии был разработан Технический кодекс установившейся практики (02120) « Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива ». Данным ТКП устанавливаются основные требования к используемым в качестве источника получения энергии либо применяемым для производства смесевых топлив углеводородсодержащим отходам, параметрам выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух при сжигании углеводородсодержащих отходов либо смесевых топлив из данных отходов, технической и иной документации, требующейся при использовании углеводородсодержащих отходов.

В балансе ВИЭ по состоянию основная часть приходится на топливную древесину (70,3%), древесные отходы (15,2%) и топливную щепу (9,0%); доля иных видов ВИЭ, в том числе энергии ветра и воды незначительна. Анализ данных показателей свидетельствует о том, что потенциал имеющихся в стране возобновляемых ресурсов используется далеко не в полной мере. отходы воды Анализ

Целью Национальной программы развития местных и возобновляемых энергоисточников на годы является увеличение объемов использования собственных энергоресурсов и развитие новых для Республики Беларусь тенденций в области энергетики в годах с доведением доли в котельно - печном топливе страны местных видов топливно - энергетических ресурсов до 30 процентов в 2015 году.

Проект « Восстановление торфяников Беларуси и применение концепции их устойчивого управления – снижение воздействия на климат с эффектом для экономики и биоразнообразия », осуществляемого Королевским обществом защиты птиц (Royal Society for the Protection of Birds (RSPB), Фондом Михаэля Зуккова (MSF) и Общественной организацией Ахова птушак Бацькаушчыны ( АПБ ) и Представительством ООН в Беларуси и финансируемого Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии в рамках Международной инициативы защиты климата.

Цель проекта : организация устойчивого механизированного кошения низинных болот в республиканском биологическом заказнике « Споровский », с последующей переработкой полученной растительной биомассы в топливные брикеты. Линия по переработке получаемой растительной биомассы в топливные брикеты устанавливается в д. Высокое Березовского района ОО Ахова птушак Бацькаўшчыны в рамках проекта.

В Беларуси более 6300 комплексов и ферм по содержанию крупного рогатого скота, 100 свиноводческих комплекса, 48 птицефабрик. По оценкам специалистов до 2025 года минимум на 290 объектах могут быть построены биогазовые энергетические комплексы с единичной мощностью от 340 кВт до 1,5-2 МВт.

В Республике Беларусь находятся в эксплуатации около 2450 канализационно - насосных станций. Годовой пропуск сточных вод через канализационно - насосные станции составляет примерно 593,2 млн. куб. метров, из них на полную биологическую очистку – 592,1 млн. куб. метров. На отведение и очистку сточных вод расходуется 328,6 млн. кВт ч. Доля энергозатрат в себестоимости эксплуатации канализационно - насосных станций в среднем по республике составляет 17,7 процента. До 2020 года перспективными для внедрения являются 19 объектов с общим потенциалом выхода биогаза 56,2 млн. куб. метров (45 тыс. т. у. т.) в год при установленной электрической мощности когенерационных установок 19 МВт. Таким образом, потребности кализационно - насосных станций в электроэнергии могут быть полностью обеспечены.

Потенциал годовой выработки электрической энергии с использованием ветроэнергетических установок ( ВЭУ ) составляет около 2200 МВт на 1840 площадках ( были выбраны в г. г. ГП " Белэнергосетьпроект "), по другим оценкам наиболее вероятно вовлечение потенциала равного 1600 МВт, и в период до 2020 года целесообразно стороительство ветропарков в Городокском, Лиозненском, Воложинском, Логойском, Дзержинском, Новогрудском, Ошмянском, Сморгонском районах суммарной мощностью около 485 МВт.

Самым перспективным способом снижения энергозатрат на отопление и теплоснабжение объектов, не включенных в систему централизованного теплоснабжения, является применение тепловых насосов. Тепловые насосы генерируют возобновляемую низкопотенциальную энергию из окружающей среды и повышают ее температуру до уровня, необходимого потребителю, что позволяет использовать этот процесс для нужд отопления и обеспечения горячей водой. Для получения 1 кВт тепловой энергии необходимо затратить 0,2 – 0,4 кВт электроэнергии.

Существуют широкие возможности в стране для производства биодизельного топлива и биоэтанола, о производстве которого в настоящее время рассматривается несколько проектов с участием иностранных инвестиций.

Постановлением Министерства экономики Беларуси 100 от 30 июня 2011 года " О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь » устанавливаются размеры повышающих и стимулирующих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ А.

Высокая стоимость оборудования Слабая инфраструктура по проектированию, внедрению и эксплуатации оборудования Недостаток практического опыта и квалифицированных кадров

В части государственного регулирования в области невозобновляемых источников энергии разработана Программа освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально - сырьевой базы Республики Беларусь па годы и на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. 431, Программа предусматривает подготовку к разработке и разработку месторождений, полезных ископаемых, в том числе горючих : нефти, газа, угля, торфа, используемых в качестве источников энергии. Осуществляется мониторинг обеспеченности Республики Беларусь полезными ископаемыми, в том числе используемых в качестве источников энергии. Сформирован государственный геологический фонд и ежегодно составляется баланс запасов по государственной статистической отчетности 1- пи ( полезные ископаемые ).

Внесение в Правительство предложений в особенную часть Налогового кодекса о стимулировании производства энергии из возобновляемых источников, в части предоставления льгот по налогообложению, предусмотренных Законом Республики Беларусь « О возобновляемых источниках энергии » свидетельствует целенаправленной и последовательной поддержке и продвижении деятельности по развитию в нашей стране производства энергии из возобновляемых источников. Как видим, в Республике Беларусь созданы достаточно благоприятные условия для использования потенциала ВИЭ. В стране имеется развитая централизованная электросеть и большое количество свободных площадей, не занятых субъектами хозяйственной деятельности. Существующая законодательная база также позволяет достаточно эффективно стимулировать инвесторов вкладывать средства в проекты, связанные с ВИЭ.