Программа элективного курса " Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе ". Муниципальное общеобразовательное учреждение Воздвиженская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Литература как вид искусства Программа элективного курса Учитель: Лисянских Г.М.
МОУ «Кулунская общеобразовательная школа» «Русская речь» Руководитель: Тепляшина Ольга Сергеевна.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Авторская программа « Духовно – нравственное воспитание школьников через изучение духовной и древнерусской литературы».
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Быть сатириком – значит совершать нравственный подвиг хирургического плана… вскрывать ножом своего пера язвы общества и конкретного человека… Бомарше.
1. Русская литература XVII века; 2. Русская литература XIX века; 3. Русская литература XX века.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Виртуальный музей Г.Р.Державина « Ум и сердце человечье Были гением моим…» Г.Р. Державин Авторы: Рой И.М.,Степанова И.А. Петрозаводск, МОУ « Державинский.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.
Литература. 9класс. Учитель: Рыбальченко В.В.. Шедевры русской литературы Древнерусская литература 1Д.С.Лихачев.Золотое 1Д.С.Лихачев.Золотое слово русской.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Транксрипт:

Программа элективного курса " Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе ". Муниципальное общеобразовательное учреждение Воздвиженская средняя общеобразовательная школа Чулымского района Новосибирской области Автор: учитель литературы Белышева Галина Николаевна

Пояснительная записка Наша современность с ее катаклизмами не может поддержать веру людей в самих себя, если не придет на помощь прошлое с его цельными и стойкими людьми, мощными народными идеалами и красочными обычаями. Наша современность с ее катаклизмами не может поддержать веру людей в самих себя, если не придет на помощь прошлое с его цельными и стойкими людьми, мощными народными идеалами и красочными обычаями. Гуманизация образования – потребность и необходимость современной школы. Литература несет в себе огромный заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идут лучи добра и красоты, душевности, духовности и патриотизма. Человек, который хочет осознать свое место и назначение в мире, в истории не может не обращаться к литературе.Гуманизация образования – потребность и необходимость современной школы. Литература несет в себе огромный заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идут лучи добра и красоты, душевности, духовности и патриотизма. Человек, который хочет осознать свое место и назначение в мире, в истории не может не обращаться к литературе. Особенно человек молодой, ищущий ответы на вечно новые для каждого поколения вопросы о смысле жизни, о добре и зле, свободе и долге.Особенно человек молодой, ищущий ответы на вечно новые для каждого поколения вопросы о смысле жизни, о добре и зле, свободе и долге. В массе появившихся в последние годы публикаций по спорным вопросам истории, литературы трудно разобраться не только юному читателю. Сегодняшний разброс мнений предполагает подчас явную спекуляцию сенсационностью материала. Есть и серьезные работы, основанные на исследовании документов, использовании архивных материалов. Современная школа должна дать учащимся умение составлять собственное суждение, мнение по сложным вопросам, аргументировать его ссылками на серьезные источники. Это поможет уберечь от поверхностных суждений. История – это факты, даты, имена. Литература – характеры и судьбы людей, их думы, мысли, тревоги, надежды. Литература позволяет постичь дух народа, нации, особенности русского национального характера.В массе появившихся в последние годы публикаций по спорным вопросам истории, литературы трудно разобраться не только юному читателю. Сегодняшний разброс мнений предполагает подчас явную спекуляцию сенсационностью материала. Есть и серьезные работы, основанные на исследовании документов, использовании архивных материалов. Современная школа должна дать учащимся умение составлять собственное суждение, мнение по сложным вопросам, аргументировать его ссылками на серьезные источники. Это поможет уберечь от поверхностных суждений. История – это факты, даты, имена. Литература – характеры и судьбы людей, их думы, мысли, тревоги, надежды. Литература позволяет постичь дух народа, нации, особенности русского национального характера. История воздействует на ум. Литература – на душу, сердце. Синтез этих предметов способен помочь в воспитании патриотизма, чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его славной и трагической судьбе.История воздействует на ум. Литература – на душу, сердце. Синтез этих предметов способен помочь в воспитании патриотизма, чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его славной и трагической судьбе.

Цели и задачи курса: помочь развитию самостоятельности учащихся, развитию и закреплению навыков работы с историческим материалом и художественным произведением; помочь обучить анализу художественного текста; совершенствовать навыки художественного рассказывания, сжатого и подробного изложения материала, выразительного чтения, сравнительного анализа. помочь школьникам систематизировать и закрепить свои знания; развивать культуру речи учащихся

Методические принципы курса личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить; коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе обсуждения произведения; деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе; взаимосвязанное обучение написанию эссе и статей, рефератов и рецензий ; поэтапность обучения выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей; принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Особенности курса: организация обучения как творческой деятельности; формирование творческого отношения к работе; развитие культуры речи на основе создания рефератов и эссе; обучение средствам выразительности речи; совершенствование умения работать в коллективе; способствование личностному развитию учащихся; возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности; формирование чувства гордости за свое Отечество; - размышления над жизненно значимыми нравственными понятиями.

Прогнозируемый результат Учащиеся должны знать: основные жанры литературы; специфику создания эссе, рефератов; особенности речевой организации ; некоторые виды тропов, приёмов построения речи.

Учащиеся должны уметь: логично излагать материал; создавать различные по жанру заметки и статьи; работать индивидуально, в соавторстве, в группе; правильно строить текст; уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи.

Формы работы: лекции, семинары, беседы, дискуссии, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами, выразительное чтение прозы и стихов, художественный пересказ, сжатое и подробное изложение прочитанного, составление библиографии к теме, инсценирование эпизодов и т.д. Все это поможет совершенствовать аналитические и речевые умения и навыки учащихся. Использование на уроках произведений живописи, музыки с целью ознакомления учащихся с панорамой русской культуры в определенное историческое время.

Структура курса Курс рассчитан на 34 часа. проблемы нравственности и патриотизма в Древнерусской литературе – 2 ч. проблемы нравственности и патриотизма в Древнерусской литературе – 2 ч. проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХYIII века – 8 ч.проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХYIII века – 8 ч. проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХIХ века – 19 ч.проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХIХ века – 19 ч. проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХХ века – 5 ч.проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХХ века – 5 ч.

Учебно-методический комплекс Учебник-хрестоматия. В 2-х частях. 9 кл. Т.Ф.КурдюмоваМ.: Дрофа, Литература. 9 кл.В.Г.Маранцман. М.: Просвещение, Литература. В 2-х частях. 10кл.Ю.В.ЛебедевМ.: Просвещение, 2006г. Русская литература ХIХ века. Практикум. Под редакцией Ю.И.Лыссого. М.: Просвещение, Русская литература ХХ века. В 2-х ч. 10кл. Под редакцией В.П.Журавлева.М.: Просвещение, Русская литература ХХ века. М.; Просвещение, кл. А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова. М.; Просвещение, 1993.

Методические пособия Героическая тема в русской литературе. А.И.Кузьмин, М., Просвещение, 1974 Русская литература ХХ века.В.Ф.Чертов, М., Просвещение, 2001 Русская литература второй половины 19 века. Н.А.Кушаев, М., Просвещение, 1986 Лирика и эпос Великой Отечественной войны. А.М.Абрамов, М., Советский писатель, 1975 Всероссийские олимпиады школьников по литературе. Т.А.Калганова, М., Дрофа, 2003

Оборудование – компьютер, Интернет, диски, репродукции картин, портреты писателей. Измерение достигнутых результатов после изучения каждого блока учащиеся сдают зачет или выполняют творческую работу. после изучения каждого блока учащиеся сдают зачет или выполняют творческую работу. в конце учебного года ученики защищают реферат по одной из предложенных тем. в конце учебного года ученики защищают реферат по одной из предложенных тем.

Литература Ломоносов М.В. Сочинения. М., Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. М.: Изд-во Московского университета, Морозов А. М.В. Ломоносов. Л.: Лениздат, Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М., Т. 6. С Лотман Ю.М. О реализме Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования. СПб., С Дружников Ю. С Пушкиным на дружеской ноге // Дружников Ю. Дуэль с пушкинистами: Полемические эссе. М., С. 163–186. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., С. 59. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С Долинин А.С. Из истории борьбы Гоголя и Белинского за идейность в литературе // Учён. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та. Вып Т. 18. С. 38–40. Альми И.Л. Пушкинская традиция в комедии Гоголя «Ревизор» // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе: В 2 кн. Владимир, Кн. 1. С. 33–47. Любич-Романович В.И. Гоголь в Нежинском лицее // Исторический вестник Т. LXXXVII. С Бочков В. Хлестаков и его прототип // Бочков В. Скажи: которая Татьяна?: Образы и прототипы в русской литературе. М., С. 48–106. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., С. 64.

Программа курса Древнерусская литература ХI-ХYII веков (2 ч.) Поэтика героического в Древнерусской литературе. Образ Руси и средства его воссоздания в «Слове о полку Игореве» Литература ХYIII века (8 ч.) Литература и война в Петровскую эпоху. Героическая тема в литературе русского классицизма. Патриотизм поэзии М.Ломоносова. Русская действительность в художественной литературе эпохи Просвещения. Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Изображение крестьянской Руси в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Особенности басенного жанра в творчестве И.А.Крылова. Патриотическая тема в русской литературе ХIХ века. Творческое эссе по теме. Литература ХIХ века (19 ч.) Сюжет и проблематика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Своеобразие баллад В.А.Жуковского. Социальный конфликт в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума». А.С.Пушкин: историческая правда и поэтический вымысел. Мотив свободы и его развитие в лирике А.С.Пушкина. Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной как воплощение авторского идеала. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Образ повествователя в «Повестях Белкина».

Одиночество лирического героя поэзии М.Ю.Лермонтова. Мир значительных лиц и «маленьких людей» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Героико-патриотическое звучание повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Темы духовной ревизии в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Герои и сюжеты сатирических рассказов А.П.Чехова. Изображение народного характера в рассказе Н.С.Лескова «Левша». Объекты сатирического обличения в сказках М.Е.Салыкова-Щедрина. Н.А.Некрасов о войне и восстании. Образ народа-труженика в поэзии Н.А.Некрасова. Проблематика прозы Ф.М.Достоевского. Проблемы войны и мира в творчестве Л.Н.Толстого. Защита рефератов. Литература ХХ века (5 ч.) Идеал свободного человека в ранней лирике М.Горького. Патриотизм и гражданственность лирики А.А.Ахматовой. Образ труженика-солдата в поэме А.Т.Твардовского и рассказе М.А.Шолохова. Проблемы нравственности и патриотизма на страницах современной отечественной прозы. Защита рефератов.