Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе (проектирование и совершенствование) Серебрякова Людмила Алексеевна, доцент кафедры профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет «КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Advertisements

Оценка и отметка: виды и функции Составлена: замдиректора по УВР Катасоновой С.И.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Значение контроля и оценки знаний обучающихся.. Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против» «Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие.
Тематический педсовет « Отметка и оценка знаний» Тематический педсовет « Отметка и оценка знаний»
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Оценочная деятельность педагога на современном этапе развития образования.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Положение о контроле и оценке планируемых результатов в ОУ Кочергина Елена Васильевна, Методист кафедры начального образования СПб АППО.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МОУ «СОШ18» г.Балаково Учитель немецкого языка Котунова М.Н
Выбор образовательным учреждением системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Транксрипт:

Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе (проектирование и совершенствование) Серебрякова Людмила Алексеевна, доцент кафедры профессионального образования и социального управления, кандидат педагогических наук

Концепция учебной деятельности школьников В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина Компоненты учебной деятельности: Понимание учащимися учебной задачи Осуществление учебных действий Осуществление ими действий контроля и оценки

Этапы образовательного процесса Мотивационный Операционально- познавательный Контрольно- оценочный (Л.М. Фридман) Место темы в системе уроков, формулировка цели и задач изучения нового материала, определение минимального объема ЗУН, содержание д.з. Освоение ЗУН, способов действий. Обобщение изученного материала, контроль и оценка учебной работы каждого ученика.

С.Д. Месяц Структура человеческой деятельности (в условиях различных способов обучения): 1. Целеполагание и планирование. 2. Деятельность, направленная на достижение цели. 3. Оценка полученного результата. 4. Коррекция цели и/или деятельности.

С.Д. Месяц ГСО: Учитель: ставит цели, планирует работу, организует деятельность и оценивает полученные учащимися результаты, вносит изменения в цели их деятельности. Систематическая совместная содержательная оценочная деятельность невозможна в условиях ГСО. Ученик отстранен от участия в названных выше видах деятельности.

С.Д. Месяц Вывод: в условиях ГСО учитель, независимо от количества учеников в классе, взаимодействует с классом как с одним усредненным учеником. ученика невозможно привлечь к целеполаганию, организации, оценке и коррекции (фантомный дуэт: живой учитель и усредненный абстрактный безмолвный ученик). Условный рефлекс: ошибка – наказание - страх

С.Е.Шишов: Мониторинг в системе «ученик – учитель» предполагает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать (по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию Гузеев В.В.: « с точки зрения науки управления никакой кибернетический процесс не может быть регулируемым без обратной связи и оценки»

Б.Г.Ананьев: «Без оценки их, тем более педагогом в педагогическом процессе, человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников».

Управление деятельностью учеников Успешное управление деятельностью учеников основано на непрерывном получении информации по каналам обратной связи об успешности продвижения каждого ученика; «…мы будем понимать под обратной связью только получение сведений о ходе управляемого процесса» (Талызина Н.Ф.,1975, с.49)

Управление деятельностью учеников Обратная связь – о соответствии фактических результатов деятельности ее конечным целям Конечные цели всегда не соответствуют планируемым ! Задача : определить степень, направления и причины отклонения

Управление деятельностью учеников В обучении операция соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой Интерпретация и отношение к фактическому результату – ОЦЕНКА (процесс оценивания в вербальной форме – в виде развернутого оценочного суждения) Зафиксированный в баллах результат оценки (уровень обученности) называют ОТМЕТКОЙ

Оценочное суждение включает: Наиболее типичные ошибки в деятельности ученика; Стимулирование интереса к учению – открытие перспектив его развития; Обеспечение согласия обучающегося с выставляемой ему отметкой (адекватность оценки и самооценки его познавательным возможностям)

С.Д. Месяц (Школьные технологии, 4, 2003) «ОЦЕНКА – это процесс сравнения чего- либо с образцом, с так называемым эталоном» (например, эталонная контрольная работа, с которой можно сравнить ученическую); «ОТМЕТКА – это цифровое выражение оценки, её завершающий, одномоментный акт» (но необязательный); ОЦЕНКУ отличают содержательность, развернутость, направленность, отметка же мало информативна.

Функции оценки (Абасов З.А., «Завуч», 8, 2004): Обучающая Воспитательная Ориентирующая – воздействие на осознание процесса умственных действий (процесса познания);

Функции оценки ( Абасов З.А.) : Стимулирующая – воздействие на аффективно- волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений, катализатор (или ингибитор темпов умственных процессов); Диагностическая – непрерывное отслеживание достижений учащихся и причин отклонения от заданных целей, своевременная их корректировка; Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования, внутреннего фактора, регулирующего учебную деятельность; Мотивационная; Повышение статуса учащегося, изменение межличностных отношений в классном коллективе

Функции оценки (С.Е.Шишов): Соотнесение (роль индикатора результатов учебной деятельности) Мотивационная Управление психическими процессами развития обучающихся

Способы оценивания деятельности учащихся: Рейтинговая система – сравнение достижений учащегося с достижениями других учеников данного класса путем подсчета баллов за выполненные учеником виды деятельности Набранные баллы суммируются, и учащиеся ранжируются по величине суммы Недостатки:...?

Способы оценивания деятельности учащихся: Дескриптивная (описательная) оценочная система – сравнение результатов, достигнутых школьником, с его прошлыми успехами с помощью развернутой вербальной характеристики, в которой подчеркиваются достижения ученика

Способы оценивания деятельности учащихся: Аналоговая система – папка достижений (portfolio assessment) – слежение за успехами учащихся осуществляется путем накопления его лучших работ (сочинений, рефератов, решений разнообразных задач, альбомов и т. д.)

Некоторые претензии к традиционной системе оценивания (групповой способ обучения) «состязательность» малая информативность, грубость шкалы произвольность норм и критериев, их закрытость метод «вычитания», завышенные ожидания неоправданное использование фактора времени

Эффективная система оценивания: общие требования использование З-х типов шкал: индивидуализированной (текущее оценивание в ходе обучения) критериальной (промежуточное, рубежное оценивание, итоговое) нормативной (в ситуациях отбора) «модель обеспечения качества» открытость требований, норм, критериев прозрачность процедур реалистичность требований

Эффективная система оценивания: общие требования ориентация на успех поощрение, а не наказание фиксация сильных сторон накопительная оценка становление самооценки поддержка инновационных процессов

Эффективная система оценивания: общие требования ориентация на конечный результат соотнесение содержания курса, требований к его освоению с результатами «на выходе» (в т.ч. - с содержанием и формой проверочных заданий) разделение обязательного и повышенных уровней освоения, выделение «главного» интерпретация обязательного уровня требований

Эскиз методики совместной оценочной деятельности: методика эталонов Принципы Ш. Амонашвили: любой живой человек может ошибаться; оценочная деятельность выступает как способ познания; при составлении эталонного решения, учитель преднамеренно закладывает ошибки; количество преднамеренных ошибок не должно противоречить здравому смыслу; учителем в эталоне решаются задачи обязательного уровня.

Алгоритм оценочной деятельности 1. Учитель готовит на отдельных листах бумаги решение каждого варианта контрольной работы, так называемые эталоны. Роль эталона: а) привлечь учащихся к оценочной деятельности; б) воспитать разумное отношение к возможным ошибкам. 2. Ученик, выполнив к.р., сообщает об этом учителю. 3. Учитель, поверхностно просмотрев работу, ставит на ней свою подпись и выдает ученику эталон для проверки.

Алгоритм оценочной деятельности 4. Ученик, сопоставляя своё решение с выданным эталоном, выявляет различия в способах решения и ответах. 5. Выявив различия, ученик определяет, в чьём решении допущена ошибка, указав это на полях. 6. Ученик, проверив по эталону свою работу, сообщает об этом учителю. 7. Учитель просит ученика назвать номера заданий, в которых допущены ошибки (либо учеником, либо учителем).

Алгоритм оценочной деятельности 8. Обсуждение ошибок, допущенных учеником или учителем. Учитель обязан в каждом случае обосновать, почему то или иное несовпадение в решении задачи он считает ошибкой. Ученик обязан так же убедительно доказать, что учитель допустил в своём решении ошибку, а не просто констатировать несовпадение результатов.

Алгоритм оценочной деятельности 9. В процессе совместного обсуждения намечается план последующих действий ученика: приступить к следующей теме, сделать работу над ошибками, решить задачи из другого варианта, вернуться к изучению материала. 10. Как результат совместной оценочной деятельности м. б. выставлена отметка по одному из вариантов: ученик ставит себе отметку и учитель соглашается; учитель ставит, а ученик соглашается; ученик ставит, а учитель корректирует; учитель ставит – ученик корректирует. 11. Критерии, по которым выставляется отметка, учитель сообщает ученикам. Отметка ниже четверки выставляется карандашом.

Алгоритм оценочной деятельности Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило Критерий – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат Критерии – зависимые переменные характеристики, которые являются наиболее адекватными для решения проблем

Алгоритм оценочной деятельности Выводы: Методика эталонов способствует формированию и развитию критичности детского мышления; Утверждает, что рождение страха перед ошибками определяется не слабостью ученика, а именно отстраненностью от оценочной деятельности как слабого, так и сильного ученика; Степень страха может зависеть от умственных сил ребёнка.

Основные определения (А.А.Остапенко): Оценка состояния – оценка, позволяющая сравнивать ЗУН ученика с нормативами и ЗУН других учеников. Оценка развития - оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния ЗУН ученика в сравнении с их прежним сотоянием. Вычитательная оценка – это оценка ЗУН ученика, предполагающая полное усвоение ЗУН и не предоставляющая ученику право выбора выполняемого задания.

Основные определения (А.А.Остапенко): Накопительная (кумулятивная) оценка – оценка ЗУН ученика, предполагающая возможность выбора учеником определенного количества заданий из большего количества предлагаемых. Статическая оценка - оценка ЗУН ученика, выставляемая один раз и не предполагающая возможности пересдать на более высокий балл. Динамическая оценка - оценка ЗУН ученика, предполагающая возможность пересдачи и повышения оценки.

Основные определения (А.А.Остапенко): Текущая оценка – оценка, выставляемая ученику за освоение единичного (фрагментарного, эпизодического, элементарного) знания, умения или навыка. Обязательная оценка – выставляемая ученику обязательно. Добровольная оценка - выставляемая ученику по его просьбе или желанию. Оценка базового уровня - оценка ЗУН ученика, входящих в ГОС. Оценка повышенного уровня - оценка ЗУН ученика, выходящих за пределы ГОС.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 1. Оценка базового уровня обязательная, а оценка повышенного уровня – добровольная. 2. Итоговая оценка формируется из текущих. Итоговыми оценками являются четвертные (триместровые, семестровые), полугодовые и годовые. 3. Текущие оценки делятся на текущие обязательные оценки базового уровня и текущие добровольные оценки повышенного уровня. Текущая обязательная оценка – это вычитательная, динамическая оценка состояния, а текущая добровольная – накопительная, статическая оценка развития.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 4. Выставляемая в журнал текущая добровольная оценка м. б. только хорошей или отличной и может влиять на итоговую оценку только положительно (в сторону повышения). Добровольная текущая оценка ниже хорошей м. б. сообщена только ученику конфиденциально по его просьбе. В число добровольных текущих оценок входят: а) результаты участия ученика в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п.; б) отзывы на творческие работы. Эти оценки могут подтверждаться соответствующими сертификатами и составляют индивидуальный портфель достижений ученика (портфолио).

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 5. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных оценок, соответствующих этому минимуму, формами контроля и критериями оценивания. 6. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с возможностями и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 7. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с количеством итоговых оценок и установить крайний срок их выставления. Как правило, крайний срок выставления четвертных (триместровых, семестровых) и полугодовых оценок – последний день очередных каникул. 8. До установленного срока выставления итоговой оценки в классный журнал учитель самостоятельно может выставлять только отличные оценки, более низкие оценки выставляются по согласованию с учащимися. В установленный срок выставления итоговой оценки выставляются все текущие оценки, кроме несданных.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 9. Текущую обязательную оценку ниже отличной ученик может пересдавать один раз в срок, согласованный с учителем. Повторная пересдача возможна только с разрешения учителя. 10.Итоговая оценка не может быть: -отличной, если не выставлены >0,1 текущих обязательных оценок; -хорошей, если не выставлены >0,25 текущих обязательных оценок; -выставлена вообще, если не выставлены более трети обязательных оценок. Сроки и условия пересдачи итоговой оценки устанавливаются директором ОУ или его заместителем по УР в индивидуальном порядке.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): Приемы диагностики учебного процесса: Контрольные и самостоятельные работы Диктанты, изложения и сочинения Различные виды устных и письменных опросов (устный опрос у доски, фронтальный опрос, магнитофонный и тихий опросы, взаимоопрос, «метод цепочки», опрос по карточкам) Рефераты и другие творческие работы (модели, статьи, буклеты, видеофильмы, театральные постановки Задания с выбором ответа (тесты)

Портфолио См. слайды Т.Новиковой

Моделируем систему школьной оценки

Приемы диагностики и технологии обучения Технология учебных циклов (Г.Г. Левитас и др.) Интегральная технология В.В.Гузеева Технология программированного обучения Когнитивная технология Диктант и взаимоопрос, специально сконструированная система задач Система задач, построенная на основе 3-х уровневой таксономии Письменные задания с выбором ответа Выбор индивидуальной модели обучения и уровня сложности заданий

Требования к источнику информации обратной связи Объективность Точность Полнота Достаточность Систематизированность (структурированность) Оптимальность обобщения Оперативность (своевременность) Доступность при возможно более точном определении ЦЕЛИ диагностирования ! (А.Н.Майоров, Мониторинг в образовании, СПб., 1998)

Спасибо за внимание!