Вызовы, стоящие перед электроэнергетикой- взгляд потребителей Докладчик: Говоров Д.С. 13 марта 2013 года НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
Advertisements

Конференция «Российская энергетика госрегулирование VS свобода рынка» Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики России Сергей Тазин.
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Результаты работы и перспективы рынка электроэнергии в РФ. Взгляд промышленных потребителей электроэнергии Москва, октябрь 2010 г. П.В. Струнилин Вице-президент.
Организационно-правовое обеспечение адресной поддержки потребления электрической энергии населением Июль 2010.
Перспективы развития рынков электроэнергии Докладчик: Говоров Д.С. 26 октября 2012 года НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ 1.
Тарифная политика РАО «ЕЭС России» Начальник Департамента экономической политики ОАО РАО «ЕЭС России» И.С. Кожуховский.
Розничный рынок электрической энергии. Перспективы развития. Докладчик: Климашевская Елена Валентиновна Генеральный директор Управляющей организации, кандидат.
Реформирование электроэнергетики: пора ли подводить итоги? Яркин Евгений Валентинович, Президент МАРЭК д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
0 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЙ К ЭЛЕКТРОСЕТЯМ 3 июля 2008.
Активный потребитель Докладчик: Говоров Д.С. 15 ноября 2012 года НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ 1.
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Проблемы регулирования тарифов в электроэнергетике Долматов Илья Алексеевич, к.э.н. Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
О Правилах согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в аренду территориальным сетевым организациям и об основных методических.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Транксрипт:

Вызовы, стоящие перед электроэнергетикой- взгляд потребителей Докладчик: Говоров Д.С. 13 марта 2013 года НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ 1

Реформа энергетики 2013: реальность 2 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ Опережающий рост цен на электроэнергию Обратное огосударствление отрасли Отсутствие долгосрочных «правил игры» Генераторы не хотят строить и модернизировать объекты генерации без новых ДПМ Участие в ценообразовании неэффективной генерации, отсутствие стимулов к ее выводу из эксплуатации, как следствие, необоснованное обогащение генерации с низкими переменными издержками Перекрестное субсидирование Отсутствие экономических стимулов к повышению эффективности сетевого комплекса Отсутствие конкуренции в рознице, перспективы монополизации розничного рынка сетями Неплатежи на оптовом рынке, неопределенность перспектив института гарантирующих поставщиков Строительство собственной генерации потребителями, как ответ на неэффективность ЕНЭС

Структура акционерного капитала электроэнергетической отрасли Наименование компании Установленная мощность МВт Доля компании Государственный контроль ГК "Росатом" ,0% + Группа «РусГидро» ,1% + ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» ,7% + Газпромэнергохолдинг ,0% + ОАО «Э.OН Россия» ,7% - ОАО «Энел OГK-5» ,4% - ОАО «Фортум» ,6% - КЭС-Холдинг ,8% - ОАО «Квадра» ,6% - ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» ,5% - ОАО «СУЭК» ,1% - Прочие ,7% ВСЕГО % ФСК и ХМРСК -- + Источник данных: официальные сайты компаний ФСК, МРСК и основные генерирующие активы (более 55,7% мощностей) подконтрольны государству НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ 3

Сравнение цен для промышленных потребителей в России, Казахстане, Украине, США и странах Еврозоны для 2012 года Цена на электроэнергию в РФ в 2012 году превысила цену в США уже на 15% (в 2011 г. на 14%). Источник данных: Минэкономразвития РФ, сайт Евростата, сайт статистики Р. Казахстан, Украины, оценка НП «СПЭ» / kWh 4 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ * - оперативные данные по 2012 г.

Риски Риски Новой модели оптового рынка электроэнергии: 2. Решение проблемы «последней мили» путем увеличения тарифа ФСК или запрета ФСК осуществлять деятельность по оказанию потребителям услуг по передаче электроэнергии. Отказ от ликвидации перекрестного субсидирования. 3. Принятие решения о введении платы за резервирование сетевой мощности. 4. Введение новых ДПМ (ДПМ модернизация, ДПМ ВИЭ, ДПМ новое строительство, ДПМ вывод из эксплуатации и т.д.). 5. Монополизация розничного рынка сетевым комплексом. 6. Сохранение существующих принципов формирования инвестиционных программ и операционных затрат сетей. 5 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ

Сетевые тарифы в России и в странах ЕС 6 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ /МВт*ч Среднее значение сетевого тарифа ВН в странах ЕС 7,3 /МВт*ч Тарифы ВН для прочих потребителей в 2012 г. Источник: данные Энергетического центра МШУ Сколково

Инвестиционные программы сетей: проблемные зоны 7 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ Отсутствие экономических стимулов для повышения эффективности сетевого комплекса: -Модель RAB делает практически любой проект окупаемым, поскольку стоимость инвестиций включается в базу капитала с обеспечением гарантированной доходности -Не работающая система бенчмаркинга не создает объективного давления на снижение стоимости проектов -Отсутствие критериев оценки эффективности проектов не позволяет проводить анализ эффективности уже реализованных проектов -Отсутствие мотивации для сетевого комплекса по включению в состав инвестпрограмм проектов по снятию сетевых ограничений, которые приведут к снижению цен оптового рынка -Отсутствие механизма исключения из инвестпрограммы проектов, оплачиваемых всеми потребителями, экономический эффект от реализации которых получают конкретные субъекты - Отсутствие механизмов комплексного рассмотрения мероприятий по развитию энергосистемы, в частности: -Оценки альтернатив сетевому строительству; -Согласование вводов генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры

Перекрестное субсидирование – это потеря одного года роста промышленного производства в России 8 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ Перекрестное субсидирование – это повышение конечной цены на электроэнергию для промышленности на 36,4%. Это приводит к потере выпуска 3,6% промышленного производства, что сопоставимо с годовым приростом промышленного производства в России (4,7% в 2011 и 2,6% в 2012) С учетом структуры экономики, перекрестное субсидирование выражается в потере 0,81% ВВП России (451,5 млрд. руб.) На инфляцию перекрестное субсидирование значимо не влияет, поскольку происходит перекладывание роста цен из расходов населения на электроэнергию в расходы населения на покупку товаров с включенной в них завышенной стоимостью электроэнергии для промышленности Динамика макроэкономических показателей в 2011 году и потери от перекрестного субсидирования, % Перекрестное субсидирование снижает стимулы для повышения энергоэффективности жилищной сферы (у населения), где потенциал энергосбережения велик Включение перекрестного субсидирования в тарифы на услуги по передаче, которые в большей степени зависят от присоединенной мощности, чем от количества переданной энергии, снижает стимулы у промышленности для внедрения энергосбережения. Реализация предложений о введении платы за максимальную заявленную мощность в еще большей степени снизит стимулы у промышленности для внедрения энергосбережения Источник: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО

Большие платежи населения за электроэнергию – это миф 9 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ Источник: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО Структура потребительских расходов населения в 2011 году, %Структура расходов населения на оплату ЖКУ в 2011 году В 2011 году население оплачивало 50,6% от общей стоимости электроэнергии; По данным Росстата, расходы населения на оплату электроэнергии в 2011 году – 1,3% от совокупных расходов домохозяйств (расходы на покупку алкогольных напитков – 1,7% от совокупных расходов); Доля расходов населения на оплату электроэнергии в расходах на оплату ЖКУ – 13,7%;

Основную выгоду от перекрестного субсидирования получают наиболее состоятельные домохозяйства 10 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ Источник: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО Удельное потребление электроэнергии на одно домохозяйство по децильным группам, кВт.ч./мес. Объем субсидий, приходящихся на одно домохозяйство, руб. в месяц. Удельное потребление электроэнергии на одно домохозяйство растет с ростом доходов (разница удельного потребления 1 и 10 дециля - в 2,2 раза); Субсидирование в составе тарифов на электроэнергию распределяется пропорционально потреблению электроэнергии, т.е. более состоятельные получают больше субсидий; На одно наименее обеспеченное домохозяйство приходится примерно 226 рублей субсидирования в месяц, на одно наиболее обеспеченное домохозяйство приходится почти 500 рублей субсидирования в месяц; 30% наименее обеспеченных домохозяйств получили 21,8% от всего субсидирования, 30% наиболее обеспеченных домохозяйств получили 37,9% от всего субсидирования; На домохозяйства, у которых доля расходов на оплату электроэнергии превышает 2% от совокупных расходов (1-3 децили), в 2011 году приходилось 44,7 млрд. руб. субсидирования (из 205 млрд. руб.), что меньше, чем субсидирование населения через РД