Формирование социализации школьников при помощи театрализованной деятельности Торосян Влада Вадимовна Учитель начальных классов МОБУ СОШ 75 Имени Героя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Advertisements

Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
«Музыка – воображение – фантазия- творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы…» В. А. Сухомлинский.
МБДОУ «Детский сад 15 «Росинка» Ученик: Доренская С.Н.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Я слышу и запоминаю я вижу и запоминаю я делаю и понимаю японская народная мудрость Познавательно -исследовательский проект «Сенсорно -стимульные и пространственные.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДИЯ ЮНОГО АКТЕРА Театральная деятельность способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием.
Проект с детьми средней группы «Применение больших кукол на палке» Выполнила: Кулькова З.Р.
Участники проекта: Дети ВоспитателиУчитель-логопед Хореограф Музыкальный работник Родители.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРЕЛА» Хамитова Зульфия Жабаевна Образование -высшее Должность-
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Презентация к уроку по теме: Презентация Эстетическое воспитание дошкольников
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего школьного возраста 900igr.net.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Музыкальная терапия, как средство автоматизации звуков в речи учащихся с общим недоразвитием речи. Глинских Наталия Васильевна учитель – логопед «Новоуральская.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
«Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Формирование социально-активной личности дошкольника в театрализованной игре Старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида.
Транксрипт:

Формирование социализации школьников при помощи театрализованной деятельности Торосян Влада Вадимовна Учитель начальных классов МОБУ СОШ 75 Имени Героя Советского Союза А.П. Малышева

Условие возникновения, становления опыта. В соответствии с концепцией модернизации Российского образования возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Возникает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В связи с этим в образовании встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся.

Актуальность. Школа должна готовить детей к жизни, развивать у учащихся индивидуальные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности различного рода. Этот процесс пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Перспективность определяется умением на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; самостоятельно решать возникающие проблемы.

За основу мой системы я взяла программу, предложенную замечательным педагогом, глубоко уважаемой мной, А.П. Ершовой – кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией театра Исследовательского центра эстетического воспитания (ИЦЭВ) института развития личности Российской Академии. Мне довелось лично присутствовать на ее мастер-классах, во время учебы в Екатеринбурге. А.П. Ершова писала в предисловии к своим программам: «Опираясь на предложенный материал, каждый практик, вероятно, создаст свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования». А.П.Ершова, в свою очередь, ссылается на высказывание К.С. Станиславского : «Мало изучить «систему», надо на её основе придумать свою».

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством социализации школьника. социализация театрализованная деятельность Ежедневное общение с родителями, учителями, друзьями; чтение литературы; трудовая деятельность; политические события в стране; игры Направлена на развитие поведения, чувств, ответственности, умения общаться, способность находить выход из разных ситуаций

учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке; развивают произвольную память, активизируют мыслительные процессы,быстроту реакции; умение согласовывать свои действия с партнерами, Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе Общеразвивающие игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом; развивают воображение и фантазию Специальные игры

Формы театрализованной деятельности: 1. Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. 2. Сказкатерапия - сказки несут в себе возможность активизировать, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим опытом.

3.Кукольный театр. С помощью куклы школьник может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Примеры использования средств, форм, приемов системы : упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами) темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания)

с помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Результативность. Результативность – это степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов. Результативность данной работы заключается в том, что из застенчивого, испуганного первоклассника, к концу четвертого класса формируется уверенная в себе, своих знаниях личность. Ребенок может контролировать свои эмоции; умело пользоваться своими психическими способностями, применять их по назначению, в силу возрастных особенностей. Развивается любознательность, что является неотъемлемой частью составной концепции модернизации Российского образования. А главное идет обогащение духовного и внутреннего мира ребенка. Дети активно принимают участие во всех конкурсах (разной значимости и направленности, как по учебным, так и по внеучебной работе); являются активными участниками в классных, школьных, районных театрализованных спектаклях

Формирование личностных качеств сложно оценивать, поскольку это процесс длительный, носит отсроченный характер. Только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети, и какова в этом заслуга педагога. Учитывая, что дети имеют разные исходные возможности, разные темпы усвоения учебного - воспитательного материала, промежуточные показатели не могут отразить истинных достижений ребенка.

Трудоемкость Учитель: Отбор методов, форм, приемов, средств организации учебного процесса с учетом индивидуальных способностей Недостаток времени на уроке, наполняемость класса, необходимость оценивание творческих работ по единой системе, отсутствие единых критериев оценивания уровня социализации школьников; пассивность некоторых родителей Ученик На первых этапах работы страх, стеснение перед новым, неизвестным; разный уровень подготовки выполнения работы, безответственность, боязнь ошибиться желание кому-то подражать, а не быть собой; большая загруженность в после урочное время

Возможность и условия освоения системы: В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он владеет; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое, т.е. быть «незаменимым». Социализация школьников является актуальным для современной школы не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности. И в большей степени все это реализуется при помощи театрализованной деятельности.

В своей системе, для развития всего вышеизложенного я использую следующее: 1. Методологические основания системы базируются на таких сущностных аспектах театра, как: игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности; ролевая игра; игры с предметом; модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией; модель развертывания процесса от замысла до реализации; взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового; рассмотрение замысла с разных сторон - из разных языковых пространств: применительно к театру - это литература, музыка, архитектура, живопись, хореография. Применительно к школе – это: принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных предметов актуализация незнакомого; воздействие на чувства товарища и вовлечение его в процесс игры. 2. Разделы: - игры в кукольный театр; - игры-драматизации; - игры-представления (спектакли)

Разновидность театрализованных упражнений, используемых на уроках и театральных занятиях : Тема 1. Навыки само регуляции. Контроль мышечного напряжения и расслабления. Управление мышечным напряжением и расслаблением Тип упражнений «Кукловод и кукла» Тема 2. Внимание Концентрация внимания. Запоминание и воспроизведение. Тренинг направленного сосредоточенного и рассредоточенного многопланового внимания. Тип упражнений «Зеркало» Тема 3. Ритм. Пространство Пространственное видение. Чувство композиции. Атмосфера пространства. Тип упражнений «Оркестр» «Атмосфера картины» Тема 4. Гимнастика чувств Развитие органов чувственного восприятия – слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Внутреннее видение чувственных образов. Тип упражнений «Тактильные ассоциации»

Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная «кинолента» внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета. Тип упражнений «Фантастическое существо» Образная память Ведущий предлагает какой-либо учебный текст и предлагает выделить в нем главное. Участники делятся на две команды. Каждая команда пробует представить текст в виде застывшей немой сцены. Основой содержания сцены может быть событие или абстрактно выраженная мысль текста. «Бег ассоциаций» Тема 6. Взаимодействие Способность видеть и слышать партнера как основа взаимодействия. Чувство эмпатии как способность «находиться» в пространстве партнера. «Пристройка» к партнеру. Чувственный контакт. Эмоциональный контакт. Тип упражнений «Чувствование» «Скульптурная композиция» Проектирование уроков различного вида по предлагаемым темам: урок – сказка – цвет, сказка – линия, сказка – настроение и т. Д.; урок – путешествие в пространство произведения искусства; урок – игра с героем из произведений различных видов искусства («превращение» персонажа в цветок, дерево, птицу ).

Когда-то К.Э. Циолковский сказал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». И обязанность учителя – помочь ребёнку открывать эти истины.

Список литературы: 1. Безымянная О.«Школьный театр» - М.: Рольф, 2001 г. – 272 с. 2. Журнал «Начальная школа» 1, январь, 2005 г. 3. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2003 г. – 176 с. 4. Медведева И. Я.«Улыбка судьбы. Роли и характеры» - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г. – 240 с. 5. Нахимова А. М «Театральное действо от А до Я. Пособие для классных руководителей». М.: Аркти, 2002 г. 6. Сорокина Н. Ф.«Сценарий театральных занятий. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004г. – 288 с. 7. Туфрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе». – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2004 г. 8. Уроки театра на уроках в школе. Театрализованное обучение школьников с 1 – 11 классов. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Сост. А. П. Ершова – М.: НИИ художественного воспитания г. – 73 с. 9. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности школьникови младших школьников. Программа и репертуар – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003г. – 160 с. 10. Янсюкевич В. И.«Репертуар для дошкольного театра. Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001г. – 240 с. Дидактические материалы, разработанные авторами программы и учителями Гуманитарного центра «Театр»: 1. Басина Н., Суслова О. Интегрированный урок по предмету «Введение в язык искусства». "Симметрия"/ С кисточкой и музыкой в ладошке.-М.: ЛИНКА-ПРЕС, – С Кузнецова О. Уроки математики: Из опыта работы, Куранов А. Математический муравейник. Мультимедийный сборник задач для детей от детей: Интегративный проект. / Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.– С Суслова О., Танаева Е. Межпредметная интеграция уроков по предметам Художественная мастерская и Словесность. "Искусство средневековой Японии" / Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.– С Словарь используемых терминов /составитель Танаева Е., 2001

11. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы 13.Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., Как развивать речь с помощью скороговорок? скороговорок.php 5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, Сборник детских скороговорок.