2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, предусматривающий двухуровневую структуру подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Индивидуализация образовательных программ (задачи, пути решения)
Итоги Интернет – тестирования учащихся 9 и 11 классов школ города Казани (1 – 3 марта 2011 г.) Саркисова И. И., методист ГМЦ.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Хромушин В.А., д.б.н., к.т.н., академик МАИ и АМТН 2010 г. ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩИХ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Транксрипт:

2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, предусматривающий двухуровневую структуру подготовки специалистов, был введен в середине 90-х гг.прошлого века. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, предусматривающий двухуровневую структуру подготовки специалистов, был введен в середине 90-х гг.прошлого века. До этого отечественные вузы осуществляли подготовку специалистов, в том числе инженеров, по моноуровневым образовательным программам Структура и содержание российских программ

3 Учебные планы и рабочие программы высших учебных заведений формировались в соответствии с типовыми планами и программами Государственного комитета СССР по народному образованию, разработанными на основе Классификатора специальностей и сборника Квалификационных характеристик специалистов, утвержденных в 1988 г Структура и содержание российских программ

4 В Томском политехническом институте традиционно реализовались преимущественно 5-летние программы подготовки инженеров по многим специальностям, в том числе в области электротехники. В Томском политехническом институте традиционно реализовались преимущественно 5-летние программы подготовки инженеров по многим специальностям, в том числе в области электротехники. До введения ГОС ВПО РФ в ТПУ реализовалась, например, программа подготовки инженеров – электромехаников по специальности «Электромеханика » приема 1992 г.( табл. 3.1.). До введения ГОС ВПО РФ в ТПУ реализовалась, например, программа подготовки инженеров – электромехаников по специальности «Электромеханика » приема 1992 г.( табл. 3.1.) Структура и содержание российских программ

5 Рассматривая программу по блокам дисциплин, будем пользоваться уже устоявшейся стандартной терминологией: гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ), естественнонаучные и математические дисциплины (ЕНМ), обще- профессиональные дисциплины (ОПД) и специальные дисциплины (СД). Введем также термин – прочие дисциплины (ПД) Структура и содержание российских программ

6 Однако, при отнесении дисциплин к тому или иному блоку будем руководствоваться их содержанием и теми знаниями, умениями, профессиональными и личностными компетенциями, которые приобретаются будущим специалистом в результате изучения дисциплин, а не традициями отнесения дисциплин к различным блокам в действующих ГОС ВПО РФ, которые в ряде случаев представляются явно ошибочными Структура и содержание российских программ

7 Так, к блоку ЕНМ будем относить лишь те дисциплины, в результате изучения которых приобретаются знания объективных явлений природы и умения их математического описания для создания моделей практического использования законов естествознания в профессиональной деятельности. Так, к блоку ЕНМ будем относить лишь те дисциплины, в результате изучения которых приобретаются знания объективных явлений природы и умения их математического описания для создания моделей практического использования законов естествознания в профессиональной деятельности. К блоку ОПД будем относить дисциплины, определяющие широту, а к блоку СД – глубину профессиональной подготовки специалиста. К блоку ОПД будем относить дисциплины, определяющие широту, а к блоку СД – глубину профессиональной подготовки специалиста Структура и содержание российских программ

8 В блоке ГСЭ будут содержаться дисциплины, в результате изучения которых непосредственно формируются общественное мировоззрение специалиста и его гражданская позиция, приобретаются знания экономических законов, методов социального управления и коммуникации, закладываются основы здорового образа жизни и т.д Структура и содержание российских программ

9 К блоку ПД отнесем дисциплины, которые явно не соответствуют вышеперечисленным принципам формирования блоков ЕНМ, ОПД, СД и ГСЭ, однако придают дополнительные свойства личностным и профессиональным компетенциям специалиста Структура и содержание российских программ

Структура и содержание российских программ Таблица 3.1. ПРОГРАММА «Электромеханика» (начало 90-х гг.) Квалификация специалиста: Инженер-электромеханик, срок обучения 5 лет Блок дисциплин Название дисциплин К о личество Часов Семестр ГСЭ. 01Политическая история1041 ГСЭ. 02Элективные курсы по истории742 ГСЭ. 03Философия663 ГСЭ. 04Элективные курсы по философии664 ГСЭ. 05Социология597 ГСЭ. 06Элективные курсы по социологии688 ГСЭ. 07Правоведение518 ГСЭ. 08Безопасность жизнедеятельности1707

Структура и содержание российских программ ГСЭ. 09Основы экономической теории 2645,6 ГСЭ. 10Экономика промышленности1287 ГСЭ. 11Организация и планирование производства. Управление предприятием (курсовая работа) 2738,9 ГСЭ. 12Иностранный язык4561,2,3,4 ГСЭ. 13Физвоспитание304 ЕНМ. 01Высшая математика5601,2,3 ЕНМ. 02Численные методы1144 ЕНМ. 03Физика3991,2

Структура и содержание российских программ ОПД. 01Вычислительная техника и программирование 2552,3 ОПД. 02Инженерная графика1901,2 ОПД. 03Теоретическая механика1332 ОПД. 04Прикладная механика (курсовой проект)2173,4 ОПД. 05Материаловедение и типовые технологические процессы 951 ОПД. 06Физико-технические свойства электротехнических материалов 1233 ОПД. 07Теоретические основы электротехники3993,4 ОПД. 08Метрология, техника и методы эксперимента1054 ОПД. 09Промышленная электроника2594,5

Структура и содержание российских программ ОПД. 10Введение в специальность341 ОПД. 11Электрические машины4765,6 ОПД. 12Электрические аппараты1535 ОПД. 13Математическое моделирование в электротехнике 1626 ОПД. 14Автоматизированный электропривод1029 ПД. 01Военная подготовка6004,5,6,7,8 Дисциплины специализации19331,5,6,7,8,9 Факультативные дисциплины288

14 Практика Учебная 4 нед.2 семестр Производственная 8 нед.6 семестр Конструкторско- технологическая9 нед.8 семестр Преддипломная7 нед.9 семестр Общее число часов8680 Из них аудиторных часов4491 Число курсовых проектов5 Число курсовых работ Структура и содержание российских программ

15 Программа ( учебный план ) иллюстрирует традицию, пришедшую из советской высшей школы, которая отличается от современных мировых тенденций. Традиция заключается в том, что при групповом методе обучения студентов учебный план строго регламентирует последовательность изучения дисциплин, и студент не имеет права выбора личной образовательной траектории Структура и содержание российских программ

16 В настоящее время в российской, а особенно в зарубежной высшей школе, явно заметна тенденция либерализации учебного процесса и предоставления студентам больших академических свобод для формирования индивидуальных учебных планов Структура и содержание российских программ

17 Объем дисциплин в представленной программе указан в часах суммарной аудиторной и самостоятельной работы студентов. Объем дисциплин в представленной программе указан в часах суммарной аудиторной и самостоятельной работы студентов. Общий временной ресурс освоения программы составляет 8694 часа. Общий временной ресурс освоения программы составляет 8694 часа. Программа предусматривает нахождение студентов в аудитории с преподавателем в течение 53 % общего временного ресурса. Программа предусматривает нахождение студентов в аудитории с преподавателем в течение 53 % общего временного ресурса Структура и содержание российских программ

18 Самостоятельная работа студентов в начале 90-х годов прошлого века делилась на два вида : - собственно самостоятельная работа, которая планировалась в объеме 34 %, - самостоятельная работа в аудитории под руководством преподавателя ( САР ), составлявшая 13 % общего временного ресурса программы Структура и содержание российских программ

19 САР, в действительности, имела мало общего с реальной самостоятельной работой студентов. САР, в действительности, имела мало общего с реальной самостоятельной работой студентов. Таким образом, аудиторная работа была основной формой организации учебного процесса, занимавшей большую часть ( 2/3 ) рабочего времени студента. Таким образом, аудиторная работа была основной формой организации учебного процесса, занимавшей большую часть ( 2/3 ) рабочего времени студента Структура и содержание российских программ

20 Эта не лучшая традиция советской системы высшего образования в настоящее время постепенно уходит в прошлое. В современной российской высшей школе, как и во всем мире, все большее внимание уделяется организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов – наиболее эффективному и результативному виду познавательной деятельности. В современной российской высшей школе, как и во всем мире, все большее внимание уделяется организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов – наиболее эффективному и результативному виду познавательной деятельности Структура и содержание российских программ

21 Анализ образовательной программы показывает, что ее структура по блокам дисциплин соответствует: ГСЭ – 24 %, ЕНМ – 12 %, ОПД – 31 %, СД – 22 % и ПД – 11 % общего временного ресурса. При этом в блок ПД отнесены военная подготовка и факультативы. При этом в блок ПД отнесены военная подготовка и факультативы Структура и содержание российских программ

22 Оценивая содержание образования российского инженера – электромеханика начала 90-х годов прошлого века, следует обратить внимание на большое значение, которое придавалось гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Структура и содержание российских программ

23 Это было следствием « перестроечных процессов » в бывшем советском и новом российском обществе. Это было следствием « перестроечных процессов » в бывшем советском и новом российском обществе. Вместо преподавания курсов истории КПСС, марксистко-ленинской философии и политэкономии социализма ( « общественных наук » ) в учебных планах подготовки всех специалистов в СССР, независимо от профиля, появилась возможность действительно заняться « гуманизацией и гуманитаризацией » инженерной профессии, а также познакомить будущих специалистов с основами рыночной экономики. Вместо преподавания курсов истории КПСС, марксистко-ленинской философии и политэкономии социализма ( « общественных наук » ) в учебных планах подготовки всех специалистов в СССР, независимо от профиля, появилась возможность действительно заняться « гуманизацией и гуманитаризацией » инженерной профессии, а также познакомить будущих специалистов с основами рыночной экономики Структура и содержание российских программ

24 Наряду с 9 обязательными дисциплинами блока ГСЭ: политической историей, философией, социологией, правоведением, безопасностью жизнедеятельности, основами экономической теории, экономикой промышленности, организацией и планированием производства, иностранным языком, студентам впервые предлагались элективные дисциплины по истории, философии и социологии. Это было свидетельством начала либерализации учебного процесса в российской высшей школе Структура и содержание российских программ

25 Следует отметить, что 456 часов в блоке ГСЭ было отведено на изучение иностранных языков. Изучение иностранных языков будущими инженерами приобретало особую актуальность в связи с новой международной политикой России и перспективами интернационализации инженерной профессии. Изучение иностранных языков будущими инженерами приобретало особую актуальность в связи с новой международной политикой России и перспективами интернационализации инженерной профессии Структура и содержание российских программ

26 Однако, за счет повышенного внимания к гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам в образовательных программах подготовки инженеров в начале 90-х годов стало явно недостаточно выделяться времени для изучения естественнонаучных и математических дисциплин : высшей математики, численных методов и физики. Обращает на себя внимание факт отсутствия в программе такой естественнонаучной дисциплины как химия. Обращает на себя внимание факт отсутствия в программе такой естественнонаучной дисциплины как химия Структура и содержание российских программ

27 Наметилась негативная тенденция потери традиционной фундаментальности российского инженерного образования и, соответственно, снижения качества подготовки специалистов к разработкам новой техники и технологий, основанным на научном знании Структура и содержание российских программ

28 Что касается обще- профессиональной и специальной подготовки, то следует отметить сохранение традиционной приверженности последней, определяющей глубину специализации, в ущерб первой, обеспечивающей широту профессиональной подготовки инженеров Структура и содержание российских программ

29 В начале 90-х это противоречило « духу времени » в связи с переходом страны от плановой к рыночной экономике. В условиях советского планового хозяйства и государственного распределения инженеров по заказам предприятий их узкая специализация имела смысл для скорейшей адаптации на рабочем месте. В условиях рыночной экономики при отсутствии гарантированного трудоустройства выпускников вузов широкая профессиональная подготовка специалистов была более предпочтительной Структура и содержание российских программ

30 В структуре рассматриваемой образовательной программы подготовки инженеров - электриков предусматривалось выполнение студентами 5 курсовых проектов и 2 курсовых работ, а также сохранялось достаточное внимание к учебным и производственным практикам, значение которых трудно переоценить Структура и содержание российских программ

31 Студентам предлагалось 4 недели учебной и 24 недели производственной практики. На выполнение дипломного проекта отводилось 16 недель, что было очень важно с точки зрения выделения временного ресурса на самостоятельную творческую и комплексную квалификационную работу, направленную на конечный результат, демонстрирующий качество подготовки специалиста. На выполнение дипломного проекта отводилось 16 недель, что было очень важно с точки зрения выделения временного ресурса на самостоятельную творческую и комплексную квалификационную работу, направленную на конечный результат, демонстрирующий качество подготовки специалиста Структура и содержание российских программ

32 В начале 90-х годов прошлого века еще сохранялись наработанные десятилетиями плановой экономики Советского Союза связи вузов с промышленными предприятиями, где студенты проходили практику и куда они распределялись на работу. Государство еще продолжало финансировать подготовку специалистов в вузах в прежних объемах. Государство еще продолжало финансировать подготовку специалистов в вузах в прежних объемах Структура и содержание российских программ

33 Широко практиковалась целевая подготовка специалистов по индивидуальным программам в соответствии с заказами предприятий в рамках типовых учебных планов. Организация учебной деятельности вузов была достаточно жестко регламентирована инструкциями Государственного комитета СССР по народному образованию. Организация учебной деятельности вузов была достаточно жестко регламентирована инструкциями Государственного комитета СССР по народному образованию. Для высших учебных заведений главным было соблюдение инструкций, типовых учебных планов и программ. Не было особой необходимости думать об их существенной корректировке, адаптации к требованиям заказчиков Структура и содержание российских программ

34 Однако, постепенно к середине 90-х годов ситуация изменилась. В промышленности, в частности в электротехнической отрасли, разразился кризис. Предприятия перестали заказывать и принимать на работу молодых специалистов. Они потеряли интерес к контактам с вузами, поскольку занимались решением более важных проблем – выживанием и перестройкой производства. В промышленности, в частности в электротехнической отрасли, разразился кризис. Предприятия перестали заказывать и принимать на работу молодых специалистов. Они потеряли интерес к контактам с вузами, поскольку занимались решением более важных проблем – выживанием и перестройкой производства Структура и содержание российских программ

35 Престиж инженерной профессии неуклонно падал. Вузы стали недофинансироваться со стороны государства. Вузы стали недофинансироваться со стороны государства. Пришло время и для них подумать о выживании в условиях рынка. Пришло время и для них подумать о выживании в условиях рынка. Перемены в высшей школе новой России стали необходимы. Перемены в высшей школе новой России стали необходимы Структура и содержание российских программ

36 На базе ГОС ВПО РФ первого поколения в ТПУ были разработаны новые 4-х летние профессионально - образовательные программы по направлениям, дополненные одногодичными программами по специальностям. Следует отметить, что при формировании образовательных программ по направлениям и специальностям, на основе различных ГОС, возникли определенные трудности совмещения их требований Структура и содержание российских программ

37 Это были объективные трудности, связанные с тем, что ГОСы бакалаврских и инженерных программ трудно «стыковались», поскольку были разработаны без соответствующего согласования различными Учебно- методическими объединениями вузов (УМО). Тем не менее, трудности удалось преодолеть. Тем не менее, трудности удалось преодолеть Структура и содержание российских программ

38 В таблице 3.2 представлена программа подготовки бакалавров в области техники и технологий по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии с последующей подготовкой инженеров по специальности – Электромеханика, разработанная на основе ГОС ВПО РФ первого поколения Структура и содержание российских программ

Структура и содержание российских программ Таблица 3.2. ПРОГРАММА подготовки инженеров по специальности «Электромеханика» (середина 90-х гг.) Квалификация специалиста: 1.Бакалавр техники и технологии, срок обучения 4 года 2. Инженер, срок обучения 5 лет Блок дисциплин Название дисциплинКоличество Часов Семестр ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ГСЭ. 01История1081 ГСЭ. 02Культурология1082 ГСЭ. 03Элективные курсы по истории и культурологи905

Структура и содержание российских программ ГСЭ.04.1Философия1084 ГСЭ.04.2Элективные курсы по философии725 ГСЭ. 05Иностранный язык3601,2,3,4 ГСЭ. 06Физическая культура4321,2,3,4,5,6 ГСЭ. 07Правоведение648 ГСЭ. 08Социология647 ГСЭ. 09Политология723 ГСЭ. 10Психология и педагогика721 ГСЭ. 11Экономика (курсовая работа)3244,5,6

Структура и содержание российских программ ЕНМ. 01Высшая математика6481,2,3 ЕНМ. 02Физика5221,2,3 ЕНМ. 03Химия1442 ЕНМ. 04Численные методы в электротехнике996 ОПД. 01Информатика2701,2 ОПД. 02Физические основы электроники1264 ОПД. 03Экология724 ОПД. 04Теоретическая механика1173 ОПД. 05.Математическое моделирование в электротехнике 1287

Структура и содержание российских программ ОПД. 06Методы и средства автоматизации профессиональной деятельности 904 ОПД. 07Инженерная графика1981,2 ОПД. 08Основы проектирования363 ОПД. 09Теоретические основы электротехники3243,4 ОПД. 10Электротехническое материаловедение1445 ОПД. 11Прикладная механика (курсовой проект)2434,5 ОПД. 12Метрология995

Структура и содержание российских программ ОПД. 13Электрические машины (курсовой проект)2165,6 ОПД. 14Электрические и электронные аппараты1446 ОПД. 15Теория автоматического управления1356 ОПД. 16Основы электропривода1767 ОПД. 17Основы электротехнологии1767 ОПД. 18Безопасность жизнедеятельности1086 ОПД. 19Электронная и микропроцессорная техника1355 ОПД. 20Элементы систем автоматики1446 ОПД. 21Основы электроснабжения1288 ОПД. 22Силовые преобразователи1607

Структура и содержание российских программ С.01.5Монтаж и эксплуатация электрических машин1287 С.02.5Проектирование электрических машин (курсовой проект) 2568 С.03.5Теплообмен в электрических машинах1928 С.04.5Технология производства электрических машин1928

Структура и содержание российских программ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СД.01Менеджмент (курсовая работа)1629 СД.02Основы научных исследований1269 СД.03Качество и надежность электрических машин1269 ПД. 01Военная подготовка4505,6,7,8 Дисциплины специализации5589 Факультативные дисциплины136

46 Практика Производственная 4 нед.6 семестр Преддипломная7 нед.10 семестр Общее число часов8532 (+450-воен.подг.) Из них аудиторных часов4252 Число курсовых проектов5 Число курсовых работ Структура и содержание российских программ

47 Общий временной ресурс, необходимый для освоения 5-ти летней программы подготовки инженеров-электриков с « встроенной » 4-х летней « бакалаврской » программой составляет 8532 часа аудиторной и самостоятельной работы студентов без учета военной подготовки ( 450 часов ), которая в середине 90-х годов прошлого века уже перестала быть обязательной для всех студентов - мужчин, годных к военной службе. Программа по суммарному объему теоретической подготовки на 288 часов превышала прежнюю « дореформенную » программу подготовки инженеров – электромехаников, рассмотренную ранее Структура и содержание российских программ

48 Однако, в данной программе существенно, до 11 недель вместо 24 недель в « моноуровневой » программе, сократилась производственная практика студентов, которая теперь состояла лишь из 4 недель в рамках программы подготовки бакалавра и 7 недель - в программе подготовки инженера. Время на выполнение дипломного проекта сохранилось в объеме 16 недель. Время на выполнение дипломного проекта сохранилось в объеме 16 недель Структура и содержание российских программ

49 Сокращение производственной практики, по-видимому, было обусловлено рядом причин. Во-первых, в связи с общим влиянием англо-саксонской модели образования на разработчиков ГОС ВПО РФ первого поколения ( в образовательных программах, которые предлагают университеты США, практика для студентов вообще отсутствует ) Структура и содержание российских программ

50 Во-вторых, практика, очевидно, была « урезана » из-за общей тенденцией приоритета широты программы над ее глубиной, которая в значительной мере достигается производственной практикой. В-третьих, сокращение практики было связано с разрушением в середине 90-х годов ранее существовавших тесных связей между вузами и промышленными предприятиями вследствие кризиса в экономике. В-третьих, сокращение практики было связано с разрушением в середине 90-х годов ранее существовавших тесных связей между вузами и промышленными предприятиями вследствие кризиса в экономике Структура и содержание российских программ

51 Сравнительный анализ распределения временного ресурса по блокам дисциплин в образовательных программах, представленных в табл. 3.1 и табл. 3.2., показывает следующее. Блок ГСЭ практически сохранился в объеме 24 %. Его содержание несколько изменилось. Вместо политической истории стали преподаваться раздельно история и политология, были введены новые дисциплины – культурология, психология и педагогика. Блок ГСЭ практически сохранился в объеме 24 %. Его содержание несколько изменилось. Вместо политической истории стали преподаваться раздельно история и политология, были введены новые дисциплины – культурология, психология и педагогика Структура и содержание российских программ

52 В новой программе несколько усилилась естественно-научная и математическая подготовка за счет увеличения объема блока ЕНМ до 16,6% ( в прежней программе 12% ). Появилась дисциплина – химия. Обще-профессиональная инженерная подготовка также возросла в результате увеличения объема блока ОПД до 39,5 % ( 31 % ), однако сократилась специальная подготовка до 18,5 % ( 22 % ). Обще-профессиональная инженерная подготовка также возросла в результате увеличения объема блока ОПД до 39,5 % ( 31 % ), однако сократилась специальная подготовка до 18,5 % ( 22 % ) Структура и содержание российских программ

53 Положительным фактором, влияющим на качество подготовки специалистов в новой программе следует считать изменение баланса между аудиторной и самостоятельной работой студентов в пользу последней. При реализации новой программы студентам предлагалось 1/2 рабочего времени провести в аудиториях с преподавателями, а 1/2 рабочего времени заниматься самостоятельно. Напомним, что ранее до 2/3 времени студенты работали в аудиториях в контакте с преподавателем. Напомним, что ранее до 2/3 времени студенты работали в аудиториях в контакте с преподавателем Структура и содержание российских программ

54 Недостатком новой образовательной программы было сокращение временного ресурса на изучение будущими инженерами иностранного языка до 360 часов, вместо 456 часов в прежней программе. Это никак не согласовывалось с набиравшей силу тенденцией к расширению международного сотрудничества России, в том числе в научно-технической, технологической и образовательной сферах. Это никак не согласовывалось с набиравшей силу тенденцией к расширению международного сотрудничества России, в том числе в научно-технической, технологической и образовательной сферах Структура и содержание российских программ

55 Ослабление внимания к изучению в вузе иностранного языка, особенно, в условиях, когда средняя школа не справлялась со своими задачами в части иноязычной довузовской подготовки, было явно ошибочным Структура и содержание российских программ

56 В целом, можно дать весьма противоречивые оценки введенному ГОС ВПО РФ и разработанной на его основе программе подготовки инженеров- электриков в ТПУ. Можно лишь утверждать, что уже в то время было понятно, что программа нуждается в дальнейшем совершенствовании, как и вся двухуровневая система подготовки специалистов в стране. Можно лишь утверждать, что уже в то время было понятно, что программа нуждается в дальнейшем совершенствовании, как и вся двухуровневая система подготовки специалистов в стране Структура и содержание российских программ

57 Особенностью традиционной российской высшей школы является, как уже отмечалось, то, что ГОС ВПО РФ нормирует трудоемкость изучения дисциплин по блокам образовательной программы общим количеством часов, включающих аудиторные и самостоятельные занятия студентов. ГОС определяет не только временной ресурс по блокам дисциплин, но и количество часов, необходимых для изучения таких дисциплин, как иностранный язык (340 часов), физическая культура (408 часов), а также всех естественнонаучных и обще-профессиональных дисциплин Структура и содержание российских программ

58 Анализ требований действующего ГОС ВПО РФ второго поколения на примере программы подготовки бакалавров по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии, а также направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий, позволяет обратить внимание на ряд существенных недостатков. Анализ требований действующего ГОС ВПО РФ второго поколения на примере программы подготовки бакалавров по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии, а также направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий, позволяет обратить внимание на ряд существенных недостатков Структура и содержание российских программ

59 В действующей квалификационной модели ГОС ВПО РФ требования к содержанию образования и уровню подготовки специалистов слабо ориентированы на инновационную деятельность, направленную на создание новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающей новый социальный и экономический эффект, а потому конкурентоспособной Структура и содержание российских программ

60 «Слабым звеном» в современных российских ГОСах являются недостатки в формировании дисциплин основных блоков. Например, анализ программы по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии показывает, что блок ГСЭ составляет 25 %, блок ЕНМ достигает 30 %, блоки ОПД и СД в сумме составляют 40% от общего временного ресурса освоения образовательной программы. Например, анализ программы по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии показывает, что блок ГСЭ составляет 25 %, блок ЕНМ достигает 30 %, блоки ОПД и СД в сумме составляют 40% от общего временного ресурса освоения образовательной программы Структура и содержание российских программ

61 Для сравнения, в США инженерные программы обычно имеют следующую структуру: блок ГСЭ - не менее 12,5 %, блок ЕНМ - не менее 25 %, блоки ОПД и СД суммарно - около 40 %. На первый взгляд, согласно структуре отечественных программ по ГОС ВПО РФ естественнонаучная подготовка специалистов в области техники и технологий в России выше, чем в США Структура и содержание российских программ

62 Однако, если учесть, что информатика, физические основы электроники, экология и теоретическая механика, включенные ГОС ВПО РФ в цикл ЕНМ, по сути, не являются естественнонаучными дисциплинами, реально объем фундаментальной научной подготовки специалистов в российских программах значительно меньше, чем в американских Структура и содержание российских программ

63 В то же время, доля дисциплин блока ГСЭ в ГОС ВПО РФ ( 25 % ) представляется завышенной. В особенности, если учесть, что составляющая подготовки специалистов в области активного владения иностранным языком для профессиональных целей очень мала и явно недостаточна в современных условиях. В особенности, если учесть, что составляющая подготовки специалистов в области активного владения иностранным языком для профессиональных целей очень мала и явно недостаточна в современных условиях Структура и содержание российских программ

64 В 1996 г. в Томском политехническом университете на основе разработанной концепции был создан Образовательный стандарт (ОС) ТПУ первого поколения, который стал концентрированным выражением образовательной политики университета в условиях рыночной экономики Образовательный стандарт ТПУ

65 Образовательный стандарт ТПУ был создан на базе ГОС ВПО РФ и включал федеральную, региональную и вузовскую компоненты. После утверждения в 2000 г. ГОС ВПО РФ второго поколения была разработана и введена в действие, соответственно, вторая версия ОС ТПУ Образовательный стандарт ТПУ

66 Образовательный стандарт ТПУ представляет собой комплекс документов, определяющих общую политику и особенности организации учебного процесса в университете, а также структуру и содержание образования по всем направлениям и специальностям подготовки Образовательный стандарт ТПУ

67 Федеральная компонента ОС ТПУ устанавливается Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям и специальностям и определяет обязательный минимум содержания и уровня подготовки специалистов Образовательный стандарт ТПУ

68 Региональная компонента ОС ТПУ отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обеспечивает им конкурентоспособность на региональном рынке интеллектуального труда. Региональная компонента ОС ТПУ: фиксирует региональные особенности сферы, объекта и видов профессиональной деятельности, а также рынка интеллектуального труда региона,фиксирует региональные особенности сферы, объекта и видов профессиональной деятельности, а также рынка интеллектуального труда региона, формирует дополнительные общие требования к образованности выпускников, связанные с региональными особенностями,формирует дополнительные общие требования к образованности выпускников, связанные с региональными особенностями, 3.2. Образовательный стандарт ТПУ

69 формирует дополнительные требования к знаниям и умениям по блокам дисциплин, связанные с региональными особенностями сферы и объекта профессиональной деятельности, историей и тенденциями развития, местом и значением региона для экономики страны, культурой и традициями народов, населяющих регион, пониманием роли человека в сохранении и развитии биосферы региона, обеспечения здоровья и творческого долголетия в природно- климатических условиях региона, формирует дополнительные требования к знаниям и умениям по блокам дисциплин, связанные с региональными особенностями сферы и объекта профессиональной деятельности, историей и тенденциями развития, местом и значением региона для экономики страны, культурой и традициями народов, населяющих регион, пониманием роли человека в сохранении и развитии биосферы региона, обеспечения здоровья и творческого долголетия в природно- климатических условиях региона, 3.2. Образовательный стандарт ТПУ

70 обеспечивает включение в профессиональную образовательную программу дисциплин, их модулей, разделов или тем, реализующих сформированные выше дополнительные требования. обеспечивает включение в профессиональную образовательную программу дисциплин, их модулей, разделов или тем, реализующих сформированные выше дополнительные требования Образовательный стандарт ТПУ

71 Вузовская компонента ОС ТПУ отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание вузовским сообществом требуемого современного уровня подготовки специалистов, обеспечивает формирование имиджа выпускников, их профессиональную мобильность, а также конкурентоспособность на национальном и мировом рынке интеллектуального труда Образовательный стандарт ТПУ

72 Вузовская компонента ОС ТПУ обеспечивает: понимание определяющей роли методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности специалиста - профессионала,понимание определяющей роли методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности специалиста - профессионала, ориентацию на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней,ориентацию на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней, 3.2. Образовательный стандарт ТПУ

73 овладение социально-психологической культурой, умением анализировать и решать личностно-значимые проблемы,овладение социально-психологической культурой, умением анализировать и решать личностно-значимые проблемы, широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры,широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры, овладение системным подходом и методологической культурой познавательной, профессиональной, коммуникативной, аксиологической деятельности, а также методологией гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных наук,овладение системным подходом и методологической культурой познавательной, профессиональной, коммуникативной, аксиологической деятельности, а также методологией гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных наук, 3.2. Образовательный стандарт ТПУ

74 знание основ научных представлений о человеческом организме, социально- психологических характеристиках человека, их самодиагностики и самопланирования развития,знание основ научных представлений о человеческом организме, социально- психологических характеристиках человека, их самодиагностики и самопланирования развития, знание особенностей интеллектуальной собственности и авторского права,знание особенностей интеллектуальной собственности и авторского права, 3.2. Образовательный стандарт ТПУ

75 понимание роли и места вуза в российской и мировой системе образования,понимание роли и места вуза в российской и мировой системе образования, включение в профессионально образовательные программы дисциплин, их модулей, разделов и тем, реализующих сформированные выше дополнительные требования.включение в профессионально образовательные программы дисциплин, их модулей, разделов и тем, реализующих сформированные выше дополнительные требования Образовательный стандарт ТПУ

76 Структура содержания образования в соответствии с ОС ТПУ представлена совокупностью следующих составляющих: обучения, обеспечивающего усвоение системы фундаментальных, обще- и специально- профессиональных знаний на заданном уровне,обучения, обеспечивающего усвоение системы фундаментальных, обще- и специально- профессиональных знаний на заданном уровне, образования, обеспечивающего, наряду с обучением, формирование методологической культуры выпускника, владение на заданном уровне приемами и методами познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности,образования, обеспечивающего, наряду с обучением, формирование методологической культуры выпускника, владение на заданном уровне приемами и методами познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности, абилитации, обеспечивающей, наряду с обучением и образованием, комплексную подготовку выпускника к профессиональной деятельности, а также его профессиональную самореализацию.абилитации, обеспечивающей, наряду с обучением и образованием, комплексную подготовку выпускника к профессиональной деятельности, а также его профессиональную самореализацию Образовательный стандарт ТПУ

77 Формирование на базе ГОС ВПО РФ Образовательного стандарта ТПУ позволило Томскому политехническому университету максимально индивидуализировать образовательные программы для более успешной конкуренции на региональном, российском и мировом рынках интеллектуального труда с другими отечественными и зарубежными вузами Образовательный стандарт ТПУ

78 В таблице 3.3 представлена разработанная в конце 90-х г. на основе ОС ТПУ программа ( учебный план ) подготовки бакалавров в области техники и технологий по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии с последующей подготовкой инженеров по специальности – Электромеханика Образовательный стандарт ТПУ

Образовательный стандарт ТПУ Таблица 3.3. ПРОГРАММА подготовки инженеров по специальности «Электромеханика» (начало 2000 гг.) Квалификация специалиста: 1.Бакалавр техники и технологии, срок обучения 4 года 2. Инженер, срок обучения 5 лет Блок дисциплин Название дисциплинКоличество часов Семестр ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ГСЭ.01Иностранный язык7001,2,3,4 ГСЭ.02Физическая культура4201,2,3,4,5,6 ГСЭ.03Отечественная история1362 ГСЭ.04Философия1445 ГСЭ.05Экономика (курсовая работа)2085,6 ГСЭ.06Правоведение1128

Образовательный стандарт ТПУ ЕН.01Высшая математика6361,2,3 ЕН.02Физика5012,3,4 ЕН.03Химия1441 ОПД.01Информатика2641,2 ОПД.02Экология721 ОПД.03Физические основы электроники1874 ОПД.04Теоретическая механика1623 ОПД.05.1Математическое моделирование в электротехнике1026 ОПД.05.2Методы и средства автоматизации профессиональной деятельности ОПД.06Начертательная геометрия. Инженерная графика1941,2 ОПД.07М атериаловедение1085

Образовательный стандарт ТПУ ОПД.08Прикладная механика (курсовой проект)1934,5 ОПД.09Метрология, стандартизация и сертификация725 ОПД.10Теоретические основы электротехники3853,4 ОПД.11Безопасность жизнедеятельности1026 ОПД.12Электрические машины (курсовой проект)1765,6 ОПД.13Электрические и электронные аппараты1026 ОПД.14Электрический привод (курсовой проект)1287 ОПД.15Профессиональный иностранный язык4725,6,7,8 ОПД.16Основы электротехнологии1447 ОПД.17Электронная и микропроцессорная техника725 ОПД.18Теория автоматического управления766 ОПД.19Элементы систем автоматики1287 ОПД.20Силовые преобразователи936

Образовательный стандарт ТПУ СД.01.1Проектирование электрических машин (курсовой проект) 3847,8 СД.02.1Технология производства электрических машин (курсовая работа) 2248 СД.03.1Монтаж и эксплуатация электрических машин1607 СД.04.1Электрические машины автоматических установок1928 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СД.03Экономика, планирование и организация производства (курсовая работа) 1449 СД.05Основы научных исследований1269 СД.04Качество и надежность электрических машин1269

Образовательный стандарт ТПУ ПД 01.Военная подготовка4505,6,7,8 Дисциплины специализации5769 Факультативные дисциплины136 Практика Производственная 6 нед.6 семестр Преддипломная7 нед.10 семестр Общее число часов8532 (+450-воен.подг.) Из них аудиторных часов3653 Число курсовых проектов5 Число курсовых работ3

84 Из таблицы 3.3 следует, что общий объем аудиторной и самостоятельной работы студентов при освоении программы составляет 8370 часов, в том числе 3651 час ( 44 % ) занятий в аудитории. Таким образом, большая часть временного ресурса ( 56 % ) в новой программе отводится самостоятельной работе студентов. Таким образом, большая часть временного ресурса ( 56 % ) в новой программе отводится самостоятельной работе студентов Образовательный стандарт ТПУ

85 Это принципиально важный шаг в эволюции программ подготовки специалистов от преимущественно аудиторных занятий студентов, ограничивающих их активность лидирующей ролью преподавателей ( до 2/3 времени в начале 90-х г.), к повышению инициативы и ответственности будущих инженеров по самостоятельному освоению новых знаний и формированию необходимой методологической культуры. Это принципиально важный шаг в эволюции программ подготовки специалистов от преимущественно аудиторных занятий студентов, ограничивающих их активность лидирующей ролью преподавателей ( до 2/3 времени в начале 90-х г.), к повышению инициативы и ответственности будущих инженеров по самостоятельному освоению новых знаний и формированию необходимой методологической культуры Образовательный стандарт ТПУ

86 Увеличение роли самостоятельной работы студентов в соответствии с ОС ТПУ с учетом мировых тенденций развития высшей школы является несомненным достоинством новой программы. Объем дисциплин блока ЕНМ в новой программе составляет 15,3 % от общего временного ресурса, что чуть меньше, чем было в предыдущей программе (16,6 %). Однако, по-прежнему студентам предлагаются для изучения дисциплины: высшая математика, физика и химия. Однако, по-прежнему студентам предлагаются для изучения дисциплины: высшая математика, физика и химия Образовательный стандарт ТПУ

87 Блок дисциплин ГСЭ составляет 26 % от общего временного ресурса новой программы. Это несколько отличается от объема гуманитарных и социально- экономических дисциплин в предыдущей программе ( 24 % ), основанной на ГОС ВПО РФ первого поколения. Однако главное отличие состоит в содержании блока ГСЭ – он на 40% состоит из иностранного языка ( 700 часов из 1792 ) Образовательный стандарт ТПУ

88 Гуманитарный блок содержит 6 дисциплин: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, философия, экономика и правоведение. Для сравнения в блоке ГСЭ прошлой программы было 12, то есть вдвое больше дисциплин. Кроме перечисленных дисциплин в старой программе изучались: культурология, элективные курсы по культурологии, элективные курсы по философии, социология, политология, психология и педагогика. Кроме перечисленных дисциплин в старой программе изучались: культурология, элективные курсы по культурологии, элективные курсы по философии, социология, политология, психология и педагогика Образовательный стандарт ТПУ

89 В новой программе благодаря предоставленным ГОС ВПО РФ второго поколения большим академическим свободам вузам в формировании содержания блока ГСЭ ТПУ на основе ОС ТПУ предложил будущим инженерам-электрикам изучение базового иностранного языка в значительно большем объеме, чем минимальные требования ГОС Образовательный стандарт ТПУ

90 Согласно концепции иноязычной подготовки специалистов по ОС ТПУ, разработанной с учетом требований международных общественных инженерных организаций ( например, FEANI ) в блоке ОПД программы предусмотрена дисциплина « Профессиональный иностранный язык » в объеме 472 часа Образовательный стандарт ТПУ

91 Указанная дисциплина обеспечивалась, как правило, « в тандеме » : преподавателями- лингвистами Института языковой коммуникации и преподавателями обще-профессиональных и специальных кафедр Электротехнического института ТПУ Образовательный стандарт ТПУ

92 При этом достигался «синергетический эффект»: повышение уровня владения студентами иностранным языком и расширение и углубление их профессиональной подготовки за счет использования новейших данных из мировых информационных ресурсов, недоступных на русском языке, содержащихся в преподаваемых на иностранном языке разделах дисциплин. При этом достигался «синергетический эффект»: повышение уровня владения студентами иностранным языком и расширение и углубление их профессиональной подготовки за счет использования новейших данных из мировых информационных ресурсов, недоступных на русском языке, содержащихся в преподаваемых на иностранном языке разделах дисциплин Образовательный стандарт ТПУ

93 Таким образом, в образовательной программе подготовки инженеров-электриков, созданной согласно ОС ТПУ, общий временной ресурс для изучения базового и профессионально- ориентированного иностранного языка более чем в 3 раза превышал минимальные требования ГОС ВПО РФ первого и второго поколений Образовательный стандарт ТПУ

94 Анализ программ подготовки специалистов со степенью ( Bachelor of Science и Bachelor of Engineering ) к инженерной деятельности в области электротехники в университетах США, Великобритании и Германии интересен тем, что эти страны лидируют в электроэнергетике и на мировом рынке изделий электротехнической промышленности Структура и содержание зарубежных программ

95 США. Как уже отмечалось, подготовка специалистов со степенью Bachelor в университетах США осуществляется обычно за четыре года. В табл. 3.4 приведена образовательная программа Мичиганского технологического университета ( Мichigan Technological University ), реализуемая при подготовке бакалавров наук в области электротехники ( Bachelor of Science in Electrical Engineering – BSEE ) Структура и содержание зарубежных программ

Структура и содержание зарубежных программ Таблица 3.4. ПРОГРАММА подготовки бакалавров в области «Электротехника» (Мичиганский технологический университет) Квалификация специалиста: 1. Бакалавр наук в области электротехники / Bachelor of Science in Electrical Engineering - BSEE, срок обучения 4 года ДисциплинаНазвание дисциплинКол-во кредитов Семестр Общеобразовательный цикл (General Education) Дисциплины по выбору28

Структура и содержание зарубежных программ Естественно-научные и математические дисциплины (Cognate Courses) MA 1160 или MA 1161 Дифференциальное исчисление (Calculus with Technology I (Differential) or Differential Calculus Plus with Technology) 41 MA 2160Интегральное исчисление (Calculus with Technology II (Integral)) 42 MA 2320Линейная алгебра (Linear Algebra) 23 MA 3160Операции со многими переменными (Calculus with Technology III (Multivariable)) 44 MA 3520Дифференциальные уравнения (Elementary Differential Equations) 23 MA 3720Теория вероятности (Probability)35 PH 1100, 1200 Лабораторные работы по физике (Physics Lab) 1, 1 1, 3

Структура и содержание зарубежных программ Электротехнические дисциплины (Electrical Engineering Core) ЕЕ 2110Электрические цепи (Electric Circuits)34 ЕЕ 2150Введение в обработку сигналов (Introduction to Signal Processing) 33 ЕЕ 2160Линейные системы (Linear Systems) 34 ЕЕ 2170Цифровые системы (Digital Systems)33 ЕЕ 3120Энергетические системы (Energy Systems)36 EE 3130Электроника (Electronics)35 EE 3140Электромагнетизм (Electromagnetics)36 EE 3150Коммуникации (Communication Science)36 EE 3170Микропроцессоры (Microprocessors)35 EE , EE Лабораторные работы (Lab)1-1, 1-1 3,4 5,6

99 Как следует из таблицы 3.4, образовательная программа бакалавра наук по направлению Electrical Engineering оценивается общим количеством кредитов – 128. При этом 28 кредитов (~22 % общей трудоемкости программы ) соответствует общеобразовательному циклу ( General Education ), 31 кредит ( ~24 % ) – циклу ключевых электротехнических дисциплин ( Electrical Engineering Core ), 10 кредитов (~8 %) – циклу элективных дисциплин в области электротехники ( Electrical Engineering Electives ), 3.3. Структура и содержание зарубежных программ

кредитов (~ 31 % ) – циклу соответствующих естественнонаучных и математических дисциплин (Cognate Courses ), 6 кредитов ( ~5 % ) - инженерному проектированию ( Engineering Design ), 10 кредитов ( ~8 % ) – циклу технических элективных дисциплин ( Technical Electives ) и 3 кредита ( ~2 % ) – элективному курсу свободного выбора ( Free Elective ) Структура и содержание зарубежных программ

101 Общеобразовательный цикл в университетах США обычно включает гуманитарные, обществоведческие и мировоззренческие дисциплины, такие как: мировая и американская история и культура, общество и индивидуум, политические и экономические системы, человек и окружающая среда и другие Структура и содержание зарубежных программ

102 Цикл ключевых электротехнических дисциплин, как видно из табл. 3.4, включает следующие курсы: электрические цепи (EE 2110), введение в обработку сигналов (EE2150), линейные системы (EE 2160), цифровые системы (EE 2170), энергетические системы (EE 3120), электроника (EE 3130), электромагнетизм (EE 3140), коммуникации (EE 3150), микропроцессоры (EE 3170), лабораторные работы (EE , EE ) Структура и содержание зарубежных программ

103 Цикл общенаучных и математических дисциплин состоит из курсов: дифференциального (MA 1160 или MA 1161) и интегрального (MA 2160) исчисления, линейной алгебры (MA 2320), операций со многими переменными (MA 3160), дифференциальных уравнений (MA 3520), теории вероятности (MA 3720), физики (PH 2100, PH 2200), компьютерных наук (CS 1121 или CS 1131), химии (CH 1100 или CH 1110), основ инжиниринга (ENG 1101, ENG 1102) Структура и содержание зарубежных программ

104 Цикл элективных электротехнических дисциплин направлен на формирование специализации будущего инженера при достаточно широкой фундаментальной подготовке, характерной для университетов США. Большое внимание уделяется инженерному проектированию как основе инженерной профессии Структура и содержание зарубежных программ

105 Цикл технических элективных дисциплин может включать специальные курсы из области электротехники, компьютерных наук, математики, физики, химии, инженерной экономики, углубляющие подготовку специалиста Структура и содержание зарубежных программ

106 В учебном плане подготовки бакалавров в области техники и технологий отсутствуют производственные практики и выпускная квалификационная работа, что является характерным для университетов США. Студенты, как правило, сами занимаются поиском рабочих мест для прохождения практики по овладению будущей профессией, повышая свою конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда после окончания университета Структура и содержание зарубежных программ

107 В условиях слабого государственного регулирования в сфере высшего образования университеты США имеют практически не ограниченные права, свободу и несут ответственность за формирование содержания образовательных программ. В результате они могут достаточно быстро их корректировать в соответствии с перспективами развития науки, техники и технологий, а также адаптировать к изменяющимся требованиям промышленности и экономики, в целом Структура и содержание зарубежных программ

108 Необходимое качество подготовки специалистов в университетах США обеспечивается соответствием образовательных программ критериям их аккредитации со стороны авторитетных общественно-профессиональных организаций. Наиболее авторитетной организацией, аккредитующей инженерные программы американских университетов, является Аccreditation Board for Engineering and Technology Структура и содержание зарубежных программ

109 Характерной особенностью университетов США является большая доля самостоятельной работы студентов при освоении образовательных программ. Аудиторная составляющая общения студентов с преподавателями, обычно, не превышает 12 часов в неделю. Остальное время студенты выполняют значительное количество индивидуальных и коллективных работ по заданиям, результаты которых в соответствии с достаточно жестким графиком представляются на проверку, обсуждаются и публично защищаются Структура и содержание зарубежных программ

110 В связи с использованием кредитной системы, предполагающей свободу выбора значительной части дисциплин для аккумулирования необходимого количества кредитов за семестр и учебный год, студенты в университетах США имеют право и ответственность формировать их собственную образовательную траекторию Структура и содержание зарубежных программ

111 Это стимулирует студентов к активным действиям по освоению программы, воспитывает инициативу и самостоятельность в принятии решений, что, в конечном счете, повышает качество образования и подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности Структура и содержание зарубежных программ

112 Осознанный выбор дисциплин и формирование индивидуальной образовательной траектории осуществляется студентами в условиях наличия полной информации о целях, задачах, содержании и планируемых результатах изучения каждой дисциплины, в отдельности, и всей программы в целом Структура и содержание зарубежных программ

113 Задание целей и планирование результатов освоения программ дисциплин по приобретаемым знаниям, умениям и профессиональным компетенциям, а также объективный контроль и оценка их достижения, является одним из важнейших требований, предъявляемых к университетам США со стороны аккредитующих организаций Структура и содержание зарубежных программ

114 Великобритания. В университетах Великобритании программы подготовки специалистов в области техники и технологий со степенью Bachelor реализуются, в большинстве случаев, в течение трех лет. В таблице 3.5 приведена образовательная программа Бирмингемского университета ( University of Birmingham ), реализуемый Технической школой ( School of Engineering ) при подготовке бакалавров в области электроники и электротехники ( Bachelor of Engineering in Electronic and Electrical Engineering – BEng ) Структура и содержание зарубежных программ

115 Программа представляет собой перечень предметов ( Modules ), предлагаемых для изучения студентам в течение трех лет. Дисциплины структурированы по блокам - обязательными для изучения (Compulsory Modules ) и предметы по выбору (Optional Modules ). Дисциплины структурированы по блокам - обязательными для изучения (Compulsory Modules ) и предметы по выбору (Optional Modules ) Структура и содержание зарубежных программ

116 Оценка образовательных программ в университетах Великобритании осуществляется с использованием кредитной системы CATS ( Credit Accumulation Transfer System ). Данная система отличается от принятой в университетах США ( USCS ) тем, что во-первых, она в большей мере ориентирована на результат изучения предметов и освоения программы в целом, а не на трудоемкость, и, во-вторых, предполагает втрое большее количество кредитов, которые необходимо набрать студенту для получения бакалаврской степени Структура и содержание зарубежных программ

Структура и содержание зарубежных программ Таблица 3.5. ПРОГРАММА подготовки бакалавров в области «Электроника и электротехника» (Бирмингемский университет) Квалификация специалиста: 1. Бакалавр в области электроники и электротехники / Bachelor of Engineering in Electronic and Electrical Engineering - BEng, срок обучения 3 года ДисциплинаНазвание дисциплинКол-во кредитовСеместр Дисциплины, обязательные для изучения (Compulsory Modules) EE 1A1Введение в цифровую логику (Introduction to Digital Logic) 101 EE 1B1Введение в цепи, устройства и поля (Introduction to Circuits, Devices and Fields) 101

Структура и содержание зарубежных программ MSM 130(1)Математические методы (Mathematical Methods) 101 EE 1E1Введение в вычислительные системы и С - программирование (Introduction to Computing Systems and C Programming) 101 EE 1F1Введение в коммуникационные системы (Introduction to Communication Systems) 101 EE 1A2Микропроцессорные системы и цифровая логика (Microprocessor systems and digital logic) 102 EE 1B2Цепи, устройства и поля (Circuits, Devices and Fields) 102 EE 1C1Электротехника (Electrical Engineering) 102

Структура и содержание зарубежных программ MSM 130(2)Математические методы и их применение (Mathematical Methods and Applications) 102 EE 1E2«Продвинутое» С - программирование и алгоритмическое решение задач (Advanced C Programming and Algorithmic Problem Solving) 102 EE 2A1Цифровые и встроенные вычислительные системы (Digital Systems and Embedded Computing) 103 EE 2B1Электронные цепи и устройства (Electronic Circuits & Devices) 103 EE 2C1Электроэнергетические системы (Electrical Energy Systems) 103

Структура и содержание зарубежных программ MSM 230Математика линейных сигналов и систем (Mathematics of Linear Signals and Systems) 103 EE 2G1AСистемный инжиниринг (Systems Engineering)103 EE 2A2Цифровые системы и компьютерные коммуникации (Digital Systems & Computer Communications) 104 EE 2B2Электромагнетизм (Electromagnetics) 104 EE 2C2Сигналы, системы и управление (Signals, Systems and Control) 104 EE 2D2Коммуникационные системы (Communication Systems) 104 EE 2G2AПроект (Project) 104 EE M3PИндивидуальное проектирование (Individual Project) 105

Структура и содержание зарубежных программ EE M3AЭлектроника и обработка сигналов (Electronics and Signal Processing) 405 Предметы по выбору (Optional Modules) EE 1G1Коммуникации, информационные технологии с приобретением практических навыков в лаборатории (Communication, IT and Laboratory Skills) 101 EE 1F2Мультимедийные данные (Multimedia Data) 102 EE 2F1Мультимедийная обработка речи и звука (Multimedia (1): Speech & Audio Processing) 103

Структура и содержание зарубежных программ EE 2F2Мультимедийные музыкальные технологии (Multimedia (2): Music Technology) 104 FRENM 198, 299Французский язык (French 1, 2) 201,2,3,4 GERM 198, 299Немецкий язык (German 1, 2) 201,2,3,4 JAPNM 198, 299Японский язык (Japanese 1, 2) 201,2,3,4 HISPM 198, 299Испанский язык (Spanish 1, 2) 201,2,3,4 RUSSM 198, 299Русский язык (Russian 1, 2) 201,2,3,4

Структура и содержание зарубежных программ Дисциплины специализации (перечень А) Optional modules List A EE M3BСовременные коммуникационные системы (Modern Communication Systems) 106 EE M3CПроектирование систем управления (Control System Design) 106 EE M3Dсовременное компьютерное проектирование (Modern Electronic Design) 106 EE M3EТвердотельные устройства для интегрированных цепей (Solid-State Devices for Integrated Circuits) 106 EE M3FПрименение силовой электроники (Power Electronics Applications), 106

Структура и содержание зарубежных программ EE M3GКомпьютерные сети (Computer Networking) 106 EE M3HПроектирование технического программного обеспечения (Engineering Software Design), 106 EE M3JАналитические и численные технологии (Analytical and Numerical Techniques), 105 EE M3KЭлектромагнитные коммуникации (Communications Electromagnetics) 106

Структура и содержание зарубежных программ Перечень В (Optional modules List B) FRENM 399Французский язык 3.2 (French 3.2) 205,6 GERM 399Немецкий язык 3.2 (German 3.2) 205,6 JAPNM 399Японский язык 3.2 (Japanese 3.2) 205,6 HISPM 399Испанский язык 3.2 (Spanish 3.2) 205,6 RUSSM 399Русский язык 3.2 (Russian 3.2) 205,6 FRENM 398Французский язык 3.1 (French 3.2) 105 GERM 398Немецкий язык 3.1 (German 3.2) 105

Структура и содержание зарубежных программ JAPNM 398Японский язык 3.1 (Japanese 3.2) 105 HISPM 398Испанский язык 3.1 (Spanish 3.2) 105 RUSSM 398Русский язык 3.1 (Russian 3.2) 105 MMEM 327Организация и менеджмент в промышленности (Industrial Awareness 1 - Industrial Organisation and Management) 105 EE M3XМенеджмент инженерных проектов (Industrial Awareness 2 - Management of Engineering Projects) 106

127 В течение первого года обучения студенты в осеннем семестре изучают дисциплины: введение в цифровую логику (EE 1A1), введение в цепи, устройства и поля (EE 1B1), математические методы (MSM 130(1)), введение в вычислительные системы и С - программирование (EE 1E1), введение в коммуникационные системы (EE 1F1) Структура и содержание зарубежных программ

128 В весеннем семестре изучаются предметы: микропроцессорные системы и цифровая логика (EE 1A2), цепи, устройства и поля (EE 1B2), электротехника (EE 1C1), математические методы и их применение (MSM 130(2)), «продвинутое» С – программирование и алгоритмическое решение задач (EE 1E2) Структура и содержание зарубежных программ

129 На втором году обучения в осеннем семестре студенты осваивают дисциплины: цифровые и встроенные вычислительные системы (EE 2A1), электронные цепи и устройства (EE 2B1), электроэнергетические системы (EE 2C1), математику линейных сигналов и систем (MSM 230), системный инжиниринг (EE 2G1A) Структура и содержание зарубежных программ

130 В весеннем семестре изучаются предметы: цифровые системы и компьютерные коммуникации (EE 2A2), электромагнетизм (EE 2B2), сигналы, системы и управление (EE 2C2), коммуникационные системы (EE 2D2), а также выполняют проект (EE 2G2A) Структура и содержание зарубежных программ

131 В течение первого и второго года студенты могут выбрать для изучения такие предметы как: коммуникации, информационные технологии с приобретением практических навыков в лаборатории (EE 1G1), мультимедийные данные (EE 1F2), мультимедийная обработка речи и звука (EE 2F1), мультимедийные музыкальные технологии (EE 2F2), а также курсы иностранных языков: французского (FRENM 299), немецкого (GERM 299), японского (JAPNM 299), испанского (HISPM 299) и русского (RUSSM 299) Структура и содержание зарубежных программ

132 Третий год обучения посвящен индивидуальному проектированию (EE M3P) и изучению обязательной дисциплины – электроника и обработка сигналов (EE M3A). Остальные предметы выбираются студентами из двух блоков – перечня А и перечня В. Остальные предметы выбираются студентами из двух блоков – перечня А и перечня В Структура и содержание зарубежных программ

133 В перечне А сосредоточены дисциплины специализации: современные коммуникационные системы (EE M3B), проектирование систем управления (EE M3C), современное компьютерное проектирование (EE M3D), твердотельные устройства для интегрированных цепей (EE M3E), применение силовой электроники (EE M3F), компьютерные сети (EE M3G), проектирование технического программного обеспечения (EE M3H), аналитические и численные технологии (EE M3J), электромагнитные коммуникации (EE M3K) Структура и содержание зарубежных программ

134 Перечень В состоит из «продвинутых» курсов иностранных языков, а также двух дисциплин: организация и менеджмент в промышленности (MMEM 327) и менеджмент инженерных проектов (EE M3X), которые изучаются в осеннем и весеннем семестрах Структура и содержание зарубежных программ

135 Студентам рекомендуется в течение первого и второго годов обучения набрать 240 кредитов, по 120 кредитов в год ( 100 кредитов за счет обязательных дисциплин и 20 кредитов за счет курсов по выбору ). Для перехода на третий год обучения требуется минимум 200 кредитов, в том числе не менее 100 кредитов второго уровня Структура и содержание зарубежных программ

136 В течение третьего года студентам необходимо набрать еще 120 кредитов. При этом от 20 до 30 кредитов должно быть аккумулировано за счет курсов по выбору из перечня А и от 10 до 20 кредитов – за счет курсов из перечня В. При этом от 20 до 30 кредитов должно быть аккумулировано за счет курсов по выбору из перечня А и от 10 до 20 кредитов – за счет курсов из перечня В Структура и содержание зарубежных программ

137 Для получения бакалаврской степени BЕng студентам, в итоге, требуется набрать 360 кредитов. Желающим получить степень с отметкой о владении иностранным языком, необходимо в течение всех трех лет обучения выбирать курсы иностранного языка из перечня предметов, изучаемых по выбору. Желающим получить степень с отметкой о владении иностранным языком, необходимо в течение всех трех лет обучения выбирать курсы иностранного языка из перечня предметов, изучаемых по выбору Структура и содержание зарубежных программ

138 Особенности, отличающие образовательные программы подготовки бакалавров в области техники и технологий в университетах Великобритании и США. Во-первых, в университетах Великобритании (преимущественно в Англии) существенно меньше предлагается естественнонаучных и математических дисциплин Структура и содержание зарубежных программ

139 Например, в рассмотренной программе University of Birmingham имеется лишь три предмета специальной математической подготовки (MSM 130(1), MSM 130(2), MSM 230) с общим количеством кредитов - 30 ( менее 10% от общего объема программы). Это связано с тем, что в британской средней школе продолжительность обучения составляет 13 лет, и дается более сильная подготовка по математике и естественным наукам, чем в 12-ти летней американской школе Структура и содержание зарубежных программ

140 Во-вторых, в британских университетских программах практически отсутствуют гуманитарные предметы. Программа University of Birmingham, содержащая курсы иностранных языков, предлагаемые будущим специалистам в области техники и технологий, является пока редким исключением. Программа University of Birmingham, содержащая курсы иностранных языков, предлагаемые будущим специалистам в области техники и технологий, является пока редким исключением Структура и содержание зарубежных программ

141 В настоящее время в университетах Великобритании наблюдается тенденция разработки интегрированных инженерных программ в комбинации с подготовкой в области иностранных языков и менеджмента (Glasgow Caledonian University ) Структура и содержание зарубежных программ

142 В программах университетов Великобритании, также как в программах университетов США, обычно отсутствуют производственные практики. Лишь в последнее время появилась тенденция создания новых образовательных программ, так называемых «sandwich courses », предполагающих прохождение годичной практики на промышленных предприятиях при подготовке в университетах специалистов в области техники и технологий (University of Bath ). Лишь в последнее время появилась тенденция создания новых образовательных программ, так называемых «sandwich courses », предполагающих прохождение годичной практики на промышленных предприятиях при подготовке в университетах специалистов в области техники и технологий (University of Bath ) Структура и содержание зарубежных программ

143 В университетах Великобритании студенты имеют достаточно академических свобод для формирования личной образовательной траектории в условиях применяемой кредитной системы. Для них, еще в большей степени, чем для университетов США, характерно четкое планирование образовательных программ и отдельных модулей по целям, задачам и результатам их освоения, а также объективный, в том числе внешний, контроль над приобретаемыми студентами знаниями, умениями и профессиональными компетенциями Структура и содержание зарубежных программ

144 Регулирует и оценивает академическую деятельность британских университетов национальное агентство гарантий качества Quality Assurance Agency, QAA, а формированием критериев качества инженерного образования и аккредитацией образовательных программ в области техники и технологий занимается инженерный совет Engineering Council of United Kingdom, ECUK Структура и содержание зарубежных программ

145 Германия. В результате преобразований в высшей школе Германии, в том числе связанных с Болонским процессом в Европе, университеты и высшие инженерные школы (Faсhhoсhsсhule ) в последнее время активно разрабатывают новые 3-х летние образовательные программы подготовки специалистов со степенью Bachelor Структура и содержание зарубежных программ

146 В таблице 3.6 представлена программа подготовки специалистов со степенью (квалификацией) бакалавра техники (Bachelor of Engineering, BEng ) в области электротехники ( Electrical Engineering ), реализуемый Департаментом электротехники и информационных технологий (Department of Electrical Engineering and Information Technology ) Лейпцигского университета прикладных наук ( Leipzig University of Applied Sciences ) Структура и содержание зарубежных программ

Структура и содержание зарубежных программ Таблица 3.6. ПРОГРАММА подготовки бакалавров в области «Электротехника» (Лейпцигский университет прикладных наук) Квалификация специалиста: 1.Бакалавр техники / Bachelor of Engineering - BEng, срок обучения 3 года Блок дисциплин Название дисциплинКол-во кредитовСеместр Дисциплины, обязательные для изучения (Compulsory Modules) CM 01Математика (Mathematics) 161,2 CM 02Физика (Physics) 91,2 CM 03Теоретическая механика (Technical Mechanics) 41,2

Структура и содержание зарубежных программ CM 04 Компьютерная науки (Computer Science) 61,2 CM 05 Электротехника (Electrical Engineering) 161,2,3 CM 06 Электротехнические материалы (Materials for Electrical Engineering) 21 CM 07 Обработка данных (Data Evaluation) 21 CM 08 Электроника (Electronics) 62,3 CM 09 Системный анализ (Systems Theory) 42,3 CM 10 Техника управления (Control Engineering) 52,3

Структура и содержание зарубежных программ CM 11 Измерения и инструменты (Measurement and Instrumentation) 42 CM 12 Прикладная математика (Applied Mathematics) 23 CM 13Микрокомпьютеры (Microcomputer) 33 Электроэнергетика (Electrical Power Supply) 23 Проектирование (Construction/Design) 23 Бизнес и право (Business and Law) 33 Иностранный язык (Foreign Language) 43

Структура и содержание зарубежных программ Дисциплины специализации (Specialized studies in) SS 01Общая электротехника (General Electrical Engineering) 504,5 SS 02Телекоммуникации (Telecommunications) 504,5 SS 03Автоматические системы (Automation Systems) 504,5 Практика (Internship) 306 Бакалаврская диссертация (Bachelor Thesis) 106 Семинар по вопросам проектирования (Project Seminar) 46

151 Образовательная программа представляет собой перечень дисциплин, составленный по годам обучения с указанием соответствующего количества кредитов. При этом используется кредитная система, рекомендованная как единая европейская система в рамках Болонского процесса (European Credit Transfer System, ECTS), отличающаяся от американской (USCS) и британской (CATS) кредитных систем. При этом используется кредитная система, рекомендованная как единая европейская система в рамках Болонского процесса (European Credit Transfer System, ECTS), отличающаяся от американской (USCS) и британской (CATS) кредитных систем Структура и содержание зарубежных программ

152 Принципиальная особенность кредитной системы ECTS заключается в том, что за один учебный год студент аккумулирует 60 кредитов, по 30 кредитов за семестр. Таким образом, 3-х летняя образовательная программа в данной системе оценивается 180 кредитами. Таким образом, 3-х летняя образовательная программа в данной системе оценивается 180 кредитами Структура и содержание зарубежных программ

153 Особенностью организации учебного процесса в вузах Германии является то, что студентам предлагается значительно больший объем часов аудиторных занятий в неделю, чем в университетах США и Великобритании. В результате, один час контакта студентов с преподавателем в аудитории в неделю в германском университете равен количеству кредитов в системе ECTS Структура и содержание зарубежных программ

154 В течение первого года и осеннего семестра второго года обучения студенты изучают только обязательные естественнонаучные и математические дисциплины : математику, физику, теоретическую механику и компьютерные науки в объеме 38 кредитов (~21 % от общего объема программы ), а также обще-профессиональные предметы: электротехнику, электротехнические материалы, обработку данных, электронику, системный анализ, технику управления, измерения и инструменты, прикладную математику, микрокомпьютеры, электроэнергетику и проектирование в объеме 47 кредитов (~26 %). Кроме этого студенты изучают курсы бизнеса и права, а также иностранного языка – 7 кредитов (~4%). Кроме этого студенты изучают курсы бизнеса и права, а также иностранного языка – 7 кредитов (~4%) Структура и содержание зарубежных программ

155 Начиная с весеннего семестра второго года обучения студентам предлагается выбрать одну специализацию из трех: общая электротехника (General Electrical Engineering ), телекоммуникации (Telecommunications ), автоматические системы ( Automation Systems ) и изучать соответствующие дисциплины в течение одного года в объеме 50 кредитов (~28 %) Структура и содержание зарубежных программ

156 Например, для специализации в области общей электротехники список дисциплин включает 15 обязательных для изучения предметов: коммуникация данных, техника коммуникаций, электрические машины и привод, силовая электроника и другие в объеме 42 кредита ( ~24 % ). Перечень элективных дисциплин специализации состоит из 24 предметов, на которые отводится 8 кредитов ( ~ 4 % ). Перечень элективных дисциплин специализации состоит из 24 предметов, на которые отводится 8 кредитов ( ~ 4 % ) Структура и содержание зарубежных программ

157 В весеннем семестре студенты проходят практику, за которую они получают 30 кредитов ( ~ 17 % ), выполняют бакалаврскую диссертацию в объеме 10 кредитов ( ~ 6 % ) и участвуют в семинаре по вопросам проектирования ( 4 кредита ) Структура и содержание зарубежных программ

158 Основным отличием подготовки специалистов в области техники и технологий в вузах Германии от подготовки аналогичных специалистов в университетах США и Великобритании является большая профессионализация, специализация и практическая направленность обучения, наличие в учебном плане производственной практики и обязательное выполнение студентами выпускной квалификационной работы Структура и содержание зарубежных программ

159 Что касается естественнонаучной и математической подготовки, то в германских вузах она несколько меньше по объему, чем в университетах США, однако существенно больше, чем в высшей школе Великобритании. В отличие от США, в Германии, также как в Великобритании, образовательные программы вузов практически не содержат гуманитарных дисциплин. В отличие от США, в Германии, также как в Великобритании, образовательные программы вузов практически не содержат гуманитарных дисциплин Структура и содержание зарубежных программ

160 Это связано с тем, что в Германии, также как в Великобритании, продолжительность обучения в средней школе составляет 13 лет, где общеобразовательная подготовка является более фундаментальной, чем в 12-ти летней американской школе Структура и содержание зарубежных программ

161 Традиционно, регулированием деятельности вузов Германии занимаются соответствующие земельные министерства. Однако, в последнее время в связи с реформированием системы высшего образования и переходом на двухуровневую модель «Bachelor – Master » в Германии образованы национальные независимые агентства по аккредитации образовательных программ. Однако, в последнее время в связи с реформированием системы высшего образования и переходом на двухуровневую модель «Bachelor – Master » в Германии образованы национальные независимые агентства по аккредитации образовательных программ Структура и содержание зарубежных программ

162 В частности, активную деятельность по формированию критериев качества и аккредитации образовательных программ в области техники, естественных наук, информатики и математики осуществляет Accreditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics (ASIIN) Структура и содержание зарубежных программ

163 В целом, приведенный анализ трех образовательных программ и учебных планов подготовки специалистов в университетах США, Великобритании и Германии, не претендуя на полноту исследования и однозначность выводов, дает возможность понять особенности и современные тенденции подготовки специалистов в области электротехники, а также техники и технологий, вообще, в высшей школе за рубежом Структура и содержание зарубежных программ

164 Достаточно большие различия в структуре содержания программ по блокам дисциплин, в особенности гуманитарных, естественнонаучных и математических, объясняются разным уровнем подготовки в средней школе в различных странах - США, Великобритании и Германии, что, в свою очередь, связано с различной длительностью обучения Структура и содержание зарубежных программ

165 Таким образом, структура и содержание общеобразовательной подготовки специалистов в высшей школе за рубежом в значительной мере зависит от уровня и содержания образования в средней школе. В рассмотренных программах профессиональная подготовка специалистов к инженерной деятельности в области электротехники, в целом, отвечает современным требованиям и в различных странах близка по структуре и содержанию. Особое внимание в них уделяется вопросам инженерного проектирования и подготовке специалистов к инновационной деятельности Структура и содержание зарубежных программ

166 Совершенствование инженерного образования в развитых странах происходит путем непрерывной разработки новых программ и учебных планов (Innovative Curricula), применения компетентностного подхода к проектированию и оценке программ на основе планируемых результатов (Outcomes), а также улучшения методов их освоения за счет смещения акцента с обучения студентов преподавателями (Teaching) в сторону активного самостоятельного изучения студентами дисциплин (Learning), применения технологий открытого и дистанционного образования (Open and Distance Learning) Структура и содержание зарубежных программ

167 Существенное влияние на развитие инженерного образования оказывают новые информационные и коммуникационные технологии (Information and Сommunication Technologies, IСT), усиливающееся внимание к решению экологических и социальных проблем методами инжиниринга, вопросам устойчивого развития, предпринимательству и экономике, инженерной этике, личностным компетенциям специалистов (Soft Skills) Структура и содержание зарубежных программ

168 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ