Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В8 – средства выразительности. Текст В.Ганичева об адмирале Ушакове В.Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтакс. средства.
Advertisements

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце. Анаксагор.
Для старшеклассников по написанию сочинения части «С» единого государственного экзамена по русскому языку Материал подготовила Морозова Н.Т, учитель русского.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Практическое занятие С.Л.Каганович,
1 2 Пивашёва Татьяна Акмухамедова Татьяна Древаль Татьяна Владимировна.
Из списка терминов выделите тропы, лексическое средство выразительности, прием 1)Риторический вопрос 2)Лексический повтор 3)Разговорная лексика 4)Термины.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Открытый урок.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Задание А 3 Тренажёр. А 3-1. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении: «Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет.
Подготовка к ЕГЭ Решаем В8 и С (русский язык) Зинович Т.Н. моу «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа 2»
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Выразительные средства синтаксиса Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса.
Тема текстаПроблема текстаАвторская позицияСтиль текстаТип речи.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
ГИА-9 Вариант -3. Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1– B14. (1)Этажи заботы. (2)Забота скрепляет отношения между людьми. (3)Скрепляет семью,
Транксрипт:

Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности)

Формулировка задания в демоверсии 2009 г. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Вид работы с языковым материалом согласно спецификации: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

Проверяемые умения: оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения постав- ленных коммуникативных задач. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения постав- ленных коммуникативных задач.

Изобразительные средства Тропы Эпитет Эпитет Сравнение Сравнение (сравнительный оборот) Метафора Метафора (развернутая метафора) Метонимия Метонимия Синекдоха Синекдоха Олицетворение Олицетворение Антитеза Антитеза(противопоставление) Гипербола Гипербола Литота Литота Перифраза Перифраза Оксюморон Оксюморон Ирония Ирония

Фигуры речи Анафора Анафора Эпифора Эпифора Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм Антитеза Антитеза Градация Градация Инверсия Инверсия Эллипсис Эллипсис Риторический вопрос, восклицание, обращение Риторический вопрос, восклицание, обращение Лексический повтор Лексический повтор Многосоюзие Многосоюзие Умолчание Умолчание Парцелляция Парцелляция

Лексические средства терминологическая лексика терминологическая лексика книжная лексика книжная лексика контекстные антонимы контекстные антонимы контекстные синонимы контекстные синонимы индивидуально- авторское слово индивидуально- авторское слово просторечные слова просторечные слова устаревшие слова устаревшие слова заимствованные слова заимствованные слова диалектизмы диалектизмы фразеологизмы фразеологизмы (фразеологический оборот, фразеоло- гическое сочетание)

Грамматические средства превосходная степень прилагательного превосходная степень прилагательного И др. И др.

Синтаксические средства восклицательные предложения восклицательные предложения разговорные синтаксические конструкции разговорные синтаксические конструкции вопросно-ответная форма изложения вопросно-ответная форма изложения диалог с читателем диалог с читателем цитирование цитирование

Текст 1 (1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора. (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Текст 1 ( 1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации (метаф.)и пользующихся безграничной (эпитет) любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора (антонимы). (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (ритор.вопр.)(4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который (синтакс.паралл.) смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины (метаф.), которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (.),, причём он мыслит (лексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.). (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (обращ.),, причём он мыслит (лексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.).

( 8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написан­ное им с каждым годом звучит громче и громче. (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. (15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации. (15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации. (По Е. Винокурову) (По Е. Винокурову)

( 8)Есенин – великий художник интуиции (метаф.), и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций (метаф.) – они подобны ослепительным вспышкам (сравн.), это чаще всего глубочайшие (эпитет) духовные прозрения (метаф.). (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет« (цитир.). (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды (лекс.повтор), и поэтому написан­ ное им с каждым годом звучит громче и громче (лекс.повтор). (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски (эпитет) стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания (ряд однор.чл.,лекс.повтор). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.), силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.), силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.). (По Е. Винокурову) (По Е. Винокурову)

1. «Тропы, например, _____ («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструк­ции, в частности _____ (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также _____ (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложе­нии 15, делают речь автора эмоциональной и убедительной». «Тропы, например, _____ («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструк­ции, в частности _____ (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также _____ (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложе­нии 15, делают речь автора эмоциональной и убедительной». (текст по А.Ф.Лосеву) (текст по А.Ф.Лосеву) метафора диалектизмы диалектизмы лексический повтор ряд однородных членов литота парцелляция просторечное слово цитирование риторическое обращение

«Тропы, например, метафора («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как лексический повтор (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности, ряд однородных членов (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также цитирование (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложении 15), делают речь автора эмоциональной и убедительной».

2. ( 6) Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь… (11) Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12) Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что… (15) Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16) Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17) Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18) Очень хорошо. (42) Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (В.Белов)

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные_______ (предложение 15-16, 17-18), _______(предложения 11-12) и ______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как__________ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине». «Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные_______ (предложение 15-16, 17-18), _______(предложения 11-12) и ______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как__________ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине». олицетворение риторическое обращение лексические повторы парцелляция литота антонимы просторечное слово индивидуально- авторские слова риторические восклицания риторические вопросы

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные лексические повторы (предложение 15-16, 17-18), парцелляция (предложения 11-12) и антонимы («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предло- жении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложе- ниями, а в предложении 42 использован такой троп, как олицетворение («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине».

3. (2) (2) В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (10) В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (14) Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15) Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16) Вся суть в том, куда направить движение механизма. (В.Тендряков)

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как ________(предложение 14), употребляет в речи _____ («роскошь» - «нищета»). ________ (в предложениях 2 и 10), ______ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как ________(предложение 14), употребляет в речи _____ («роскошь» - «нищета»). ________ (в предложениях 2 и 10), ______ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». 1) противопо- ставление 2) антонимы 3) фразеологизмы 4) ряды однородных членов 5) метафоры 6) сравнение 7) просторечное слово 8) поговорки 9) парцелляция 10) риторические восклицания

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как противопоставление (предложение 14), употребляет в речи антонимы («роскошь» - «нищета»). Метафоры (в предложениях 2 и 10), просторечное слово («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как противопоставление (предложение 14), употребляет в речи антонимы («роскошь» - «нищета»). Метафоры (в предложениях 2 и 10), просторечное слово («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме».

4 (1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях антитеза ряд однородных членов риторические вопросы синтаксический параллелизм развёрнутая метафора

(1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди /однор.члены/. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? /риторич.вопросы/ (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир /однор.члены, развернутая метафора/, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много /антитеза/.

5. «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____ (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____ (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». сравнительный оборот литота фразеологическое сочетание устаревшие слова метафора парцелляция ряд однородных членов превосходная степень прилагательного терминологическая лексика

«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как устаревшие слова (например, «нарекут»), терминологическая лексика («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 фразеологическое сочетание «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. Ряд однородных членов (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как устаревшие слова (например, «нарекут»), терминологическая лексика («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 фразеологическое сочетание «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. Ряд однородных членов (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого.

А28 Какое утверждение соответствует содержанию текста? 1. Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову. 2. Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине. 3. Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру. 4. Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи пред- ставлен(-ы) в предложениях 12 – 14? 1. рассуждение 2. описание 3. повествование 4. повествование и описание

A30 Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении потёртые (предложение 2) душно (предложение 3) блестящие (предложение 10) гавани (предложение 17)

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использова- нием такого синтаксического средства выразительности, как («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Многие предложения текста построены с использова- нием такого синтаксического средства выразительности, как («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». : Список терминов: сравнительный оборот сравнительный оборот ряд однородных членов ряд однородных членов фразеологизмы фразеологизмы инверсия инверсия олицетворение олицетворение парцелляция парцелляция эпитеты эпитеты литота литота вопросительные предложения вопросительные предложения

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как вопросительные предложения (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. Ряд однородных членов («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как вопросительные предложения (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. Ряд однородных членов («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использова-нием такого синтаксического средства выразительности, как инверсия («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. Олицетворение (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Многие предложения текста построены с использова-нием такого синтаксического средства выразительности, как инверсия («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. Олицетворение (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».

Текст (1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха…

(13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно угрюмо сели кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке. (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно угрюмо сели кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке. (По И. Новикову) (По И. Новикову)