Проблема формирования личности подростка в современной литературе Выполнил слушатель курсов повышения квалификации, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час Во 2 классе. Классный час «Поговорим о доброте»
Advertisements

Моя педагогическая философия. Немного о себе Я, Гущина Наталья Расимовна, вот уже двадцать пятый год работаю в школе. И все эти годы я – классный руководитель.
Притча Христа о добром самарянине Встреча с добрым самарянином.
« Цветы моего добра» ( по сказке-были А.Платонова « Неизвестный цветок»)
«Молодой герой» в литературе последних десятилетий Автор работы:Мирон Яна Учница 10 класса Б МОУ СОШ 10, г.Чайковский Научный руководитель: Дряхлова Елена.
Нравственные ценности ислама.. «Сотворение добра. Отношение к старшим.» Учитель: Шихапова Э.Р. МКОУ « СОШ 16» Ипатовский район. а. Малый- Барханчак.
Моя педагогическая философия. Немного о себе Я, Евтюхина Галина Геннадьевна, вот уже двадцать первый год работаю в школе. И все эти годы я – классный.
« Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» В. Гюго В. Гюго.
« Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» В. Гюго В. Гюго.
Автор проекта : учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 Е. В. Шпак Научный руководитель : к. п. н Н. В. Подосинникова, доцент кафедры технологии и предпринимательства.
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Словарь Ожегова Доброта.
Привлечь внимание родителей к проблемам здоровья детей; Формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению укрепления здоровья своих детей.
? Учебное пособие по психологии «Выбор профессии» Учебное пособие по психологии «Выбор профессии»
"Давайте будем добрыми!". Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит.
Делать хорошо – хорошеть самому Л.Татьяничева Л.Татьяничева.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Проблемы подростков и их отражение в русской литературе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Всё хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека. М.Пришвин.
Легко ли быть молодым ? Автор : Нигомарова Кристина, Ученица 10 класса МБОУ « СОШ 1»
Беседа – как метод работы с отдельными детьми. Ребёнок, который не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, агрессивно реагирует.
Транксрипт:

Проблема формирования личности подростка в современной литературе Выполнил слушатель курсов повышения квалификации, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ2 » г.Ядрин Воронкова Нина Васильевна Научный руководитель Никифорова Вера Николаевна, доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат педагогических наук

Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Над этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! А.Чепурнов Целью курсовой работы является анализ проблемы формирования личности подростка в современной литературе. Задачи: - рассмотреть состояние подростковой литературы в современном мире; - произвести исследование разных художественных произведений, связанных с важными и актуальными вопросами современного воспитания детей; - выявить место подростковой литературы в формировании внутреннего мира детей; - разработать урок по изучению произведения подростковой литературы; - привлечь внимание ученых, педагогов, родителей к данной актуальной проблеме. Методы исследования: теоретический (изучение литературы по теме курсовой работы), практический (анализ отдельных произведений, разработка урока).

Глава I. «Подростковый реализм» в литературе II ой половины XX и начала XXI в.в Анализ произведений В.Железникова « Чучело » и « Чучело-2, или игра мотыльков » Герои первой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы О месте подростка в современно мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков» Герои повести «Чучело-2» несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.

1.2. «Жестокий реализм» в подростковой литературе А.Лиханов «Никто»: Ты никто и звать тебя никак, Они орали, они свистели, они все до единого были против меня, а моя-то наивная душа ждала их милосердия Елена Мурашова «Класс коррекции» Реальность нашей жизни такова, что уродами детей делает не природа, а взрослые. Все они стараются отделить благополучных учеников от детей- люмпенов. «Обратно он не придет»: «…трудно в нашем мире оставаться человеком не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!» Лии Симоновой «Круг»: «Бунтуя, они бежали от самих себя. Ненависть ко всему, что мешало им жить, желание избавиться от оков объединили их, но как же далеки они были друг от друга на самом деле».

1.3 Проблема социальной ответственности подростка в современном российском обществе и ответственности общества за подростка. Александр Бондарь «Барабанщица» Анатолий Алексин «Безумная Евдокия» Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» Ирина Полянская «Выбор», «Посланник» Наталья Соломко «Горбунок» Валентин Распутин «Женский разговор»

Глава II. «Территория сотрудничества» на уроках литературы Урок по произведению Л.Симоновой «Лабиринт» В миг, когда человек перестает быть ребенком и становится неизвестно чем, меняется все: мир встает даже не с ног на голову – он принимает причудливые, а порой и дикие очертания. Подросток не узнает себя, он не готов принять свое новое тело, новые ощущения, он не знает, куда бежать, как справиться с текущими проблемами, что ждать от завтрашнего дня. Ему кажется, что кругом – одни враги, ничему и никому нельзя верить и не на кого положиться.

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по его делам». И.Богослов «Откровение» Школа Улица Семья Для ребенка нет ничего страшней, чем стать изгоем, неважно, по какой причине, физической или социальной, материальной или эмоциональной. В детстве, когда стадность дает ощущение защищенности, безопасности, юный человек временами готов предать даже самого себя, лишь бы оказаться включенным в группу. Бесследно этот поступок тоже не проходит, однако оказаться один на один со стадом – агрессивным, враждебным – куда страшней.

Заключение Путь нравственного роста и гражданского совершенствования – тема современной подростковой литературы. Авторы произведений выступают заинтересованными исследователями характеров подростков, условий, обстоятельств, факторов, под воздействием которых формируется молодая личность. Общность произведений о подростках доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. С каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее. Современный подросток отличается от своих ровесников предыдущих лет и в жизни, и в литературе. У него более широкий выход во внешний мир. При столкновении с реальной действительностью он испытывает чувство растерянности: утрачены прежние жизненные ориентиры, а взамен ничего ясного, определенного. Цель уроков литературы – помочь подросткам подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь, воспитать в них интерес к нравственным категориям, к взаимоотношениям людей, мнению других о себе. Существенное отличие подростковой литературы от всей другой литературы состоит в том, что читатель подросток всегда опережает нас, взрослых, в осмыслении существующей действительности, поскольку он судит обо всем непредвзято… Причем видит гораздо острее нас и принципиальнее - это не мелочь.

Литература Александр Бондарь « Барабанщица » Быков Л.П. – О названиях произведений Валентина Распутина. // « Литература в школе » – С.16 Женский разговор. Валентин Распутин Железников В. В чем сила человека? Михалева Т.И. « Среди ровесников: к проблеме самоутверждения », РШБА, М., 2007 г Мургина О. Полоса отчуждения // Методика проведений в школе урока-диспута Не пустить зло в душу: Обзор произведений подростковой прозы из серии « Опасный возраст » // Наталья Соломко. Любовь октябрёнка Овечкина. Горбунок Проблемы формирования личности ребенка в произведениях писателя Альберта Лиханова Сведения о жизни и творчестве И.Н.Полянской Тубельская Г.Н. Не только « Гарри Поттер » //Школьная библиотека С Холодяков И.В. – Литература нравственного очищения // « Литература в школе » – С.17-21