Управление как общественное явление Объект и предмет социологии и психологии управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

Управление как общественное явление Объект и предмет социологии и психологии управления

Управление как социальное явление Управление как вид практической деятельности "старше" государства как субъекта управления современным обществом. Управление как вид практической деятельности "старше" государства как субъекта управления современным обществом.

К. Маркс Общество это не совокупность индивидов, оно "выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Общество это не совокупность индивидов, оно "выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

П. Сорокин П. Сорокин Индивид или сотня индивидов не составляют социального явления, потому что индивид "представляет собой лишь физический, биологический или психологический феномен". Индивид или сотня индивидов не составляют социального явления, потому что индивид "представляет собой лишь физический, биологический или психологический феномен". Социальное в «значимом человеческом взаимодействии» и провозгласил его в качестве "родового социального явления". Социальное в «значимом человеческом взаимодействии» и провозгласил его в качестве "родового социального явления".

Управление явление универсальное, имеет место во всех системах материального мира: Управление явление универсальное, имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных, в технических, биологических и социальных, во всех обществах и странах, во всех обществах и странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизнедеятельности людей во все времена человеческой цивилизации. во все времена человеческой цивилизации. Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем. Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем.

Концепции происхождения жизни и сознания: Концепция абиогенеза Концепция абиогенеза Концепция панспермии Концепция панспермии Теистическая концепция Теистическая концепция

Концепция абиогенеза спонтанное возникновение жизни из неживой природы в следствии различных причин: теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Концепция панспермии жизнь и сознание из космоса.

Теистическая концепция человек и его сознание акт божественного творения.

Происхождение сознания.

Трудовая теория происхождения сознания труд труд общественный характер труда общественный характер труда членораздельная речь членораздельная речь прямохождение прямохождение

Основные вехи в становлении сознания рост мозгового вещества рост мозгового вещества увеличении площади поверхности мозга. увеличении площади поверхности мозга.

вид Размер мозга Время существо вания Основные характеристики шимпанзе 400 см куб. австралопитек600 4 млн. лет назад Маленького роста 1м 30см, покрыты шерстю, челюсти выступали вперед. Прямоходящие. Питекантропы и синантропы млн. лет назад Рост 1м 50см, вес 40 кг Умел издавать членораздельные звуки, изготовление орудий труда. Покорение огня. Неандертальский человек лет назад Рост 1м 70 см. увеличен ассортимент орудий труда примерно 60 различных орудий, строил жилище шил одежду. Кроманьонец (Назван так по месту на юге Франции где был найден) или гомо сапиенс лет назад Разумный человек, производил около 100 орудий труда, начал производить предметы не имеющие практической ценности.

Шимпанзе 400 см куб.

Австралопитек 4 млн. лет назад 4 млн. лет назад Мозг 600Г. Мозг 600Г. Маленького роста 1м 30см, Маленького роста 1м 30см, Покрыты шерстю, челюсти выступали вперед. Покрыты шерстю, челюсти выступали вперед. Прямоходящие. Прямоходящие.

Питекантропы и синантропы Мозг Мозг млн. лет назад 2 млн. лет назад Рост 1м 50см, вес 40 кг Рост 1м 50см, вес 40 кг Умел издавать членораздельные звуки, изготовление орудий труда. Умел издавать членораздельные звуки, изготовление орудий труда. Покорение огня. Покорение огня.

Неандертальский человек Мозг Мозг лет назад лет назад Рост 1м 70 см. Рост 1м 70 см. Увеличен ассортимент орудий труда примерно 60 различных орудий, строил жилище шил одежду. Увеличен ассортимент орудий труда примерно 60 различных орудий, строил жилище шил одежду.

Неандерталец и кроманьонец Кроманьонец Кроманьонец Мозг лет назад Разумный человек, производил около 100 орудий труда, Начал производить предметы не имеющие практической ценности.

Кроманьонец или гомо сапиенс Назван так по месту на юге Франции где был найден Назван так по месту на юге Франции где был найден

Появление вида человек- разумный появление социализированной генетической программы = появление социализированной генетической программы = инстинктивные механизмы поведения как у животных + инстинктивные механизмы поведения как у животных + механизмы поведения, сформированные социальным путем (воспитание, включение в общество). механизмы поведения, сформированные социальным путем (воспитание, включение в общество).

Сознание не существует вне социума Мозг становиться органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь. Мозг становиться органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь.

Если человека поместить вне общества, то он не будет способен к человеческому мышлению и языку. Например, Маугли. Если человека поместить вне общества, то он не будет способен к человеческому мышлению и языку. Например, Маугли. Человек должен жить в обществе, усваивать исторически вырабатываемые формы культуры. Человек должен жить в обществе, усваивать исторически вырабатываемые формы культуры.

Сознание не существует вне мозга. Если повреждены лобные доли – больные не могут осуществлять сложные программы поведения, не имеют устойчивых намерений и легко отвлекаются внешними раздражителями. Если повреждены лобные доли – больные не могут осуществлять сложные программы поведения, не имеют устойчивых намерений и легко отвлекаются внешними раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария – нарушается ориентировка в пространстве, правого, левого. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария – нарушается ориентировка в пространстве, правого, левого. С приходом старости, когда стареет мозг, угасают и функции сознания. С приходом старости, когда стареет мозг, угасают и функции сознания.

Язык Язык – система знаков имеющих значение, способ существования сознания и общения человека с человеком. Язык – система знаков имеющих значение, способ существования сознания и общения человека с человеком.

Язык естественный Обычный человеческий язык, возникает спонтанно Обычный человеческий язык, возникает спонтанно характерна многозначность слов, характерна многозначность слов, это целостная развивающаяся система это целостная развивающаяся система Единицей языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.д. Единицей языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.д.

Изменения в языке обусловлены: Взаимодействием культур Взаимодействием культур Научно-техническим прогрессом Научно-техническим прогрессом

Искусственный язык Язык знаков и символов, создается людьми для каких-либо специальных целей Язык знаков и символов, создается людьми для каких-либо специальных целей характерна однозначность и точность характерна однозначность и точность

Искусственный язык подразделяется Специализированный Специализированный Язык математики Язык математики Компьютерный язык Компьютерный язык Неспециализированный Неспециализированный Эсперанто Эсперанто

ЭСПЕРАНТО Наиболее широко распространенный искусственный международный язык; Наиболее широко распространенный искусственный международный язык; создан в создан в Название от псевдонима создателя проекта Л. Заменгофа Doktoro Esperanto (надеющийся). Название от псевдонима создателя проекта Л. Заменгофа Doktoro Esperanto (надеющийся). Словарный состав основан на лексике, общей для многих европейских языков. Словарный состав основан на лексике, общей для многих европейских языков. Грамматика и система словообразования строго регламентированы. Грамматика и система словообразования строго регламентированы. Латинский алфавит. Латинский алфавит.

Функции языка Номинативная – способность называть вещи Номинативная – способность называть вещи Информативная – получение, хранение, передача информации Информативная – получение, хранение, передача информации Прагматическая – способность управлять поведением других людей Прагматическая – способность управлять поведением других людей Познавательная – участие в процессе познания Познавательная – участие в процессе познания Коммуникативная – участие в процессе общения Коммуникативная – участие в процессе общения Оценочная – способность выразить свое отношение к миру Оценочная – способность выразить свое отношение к миру Коммуникативная функция Коммуникативная функция Вербальная – устная, словесная Вербальная – устная, словесная Невербальная – язык чувств Невербальная – язык чувств

М. Вебер Управление как социальное явление Управление как социальное явление ввел в научный оборот понятие "действие социальное". ввел в научный оборот понятие "действие социальное". оно совершается сознательно, рационально осмысленно, оно совершается сознательно, рационально осмысленно, оно ориентировано на поведение и реакцию других людей, на взаимодействие, с которыми он рассчитывает оно ориентировано на поведение и реакцию других людей, на взаимодействие, с которыми он рассчитывает Такую ориентацию он определяет понятием "ожидание". Такую ориентацию он определяет понятием "ожидание".

Предмет психологии управления Управление - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Управление - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации. Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации.

Психология (от психо... и logos слово, учение), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Психология (от психо... и logos слово, учение), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души. В вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В середине 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В середине 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. Возникает дуалистическая концепция «двух психологий» естественно-научной и культурно-исторической. Возникает дуалистическая концепция «двух психологий» естественно-научной и культурно-исторической.

Главные течения психологии 20 в. Гештальтпсихология - первичными данными психологии являются целостные структуры (нем.гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтпсихология - первичными данными психологии являются целостные структуры (нем.гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Психоанализ психологическая система, раскрывшая влияние бессознательного. Психоанализ психологическая система, раскрывшая влияние бессознательного. Гуманистическая психология ориентирована на изучение смысловых структур человека (самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение). Гуманистическая психология ориентирована на изучение смысловых структур человека (самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение). Когнитивная психология изучает познавательные, процессы человеческого сознания. (памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений) Когнитивная психология изучает познавательные, процессы человеческого сознания. (памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений)

Отрасли психологии психофизиология, психофизиология, зоопсихология зоопсихология сравнительная психология, сравнительная психология, социальная психология, социальная психология, детская психология и детская психология и педагогическая психология, педагогическая психология, возрастная психология, возрастная психология, психология труда, психология труда, психология творчества, психология творчества, медицинская психология, медицинская психология, патопсихология, патопсихология, нейропсихология, нейропсихология, инженерная психология, инженерная психология, психолингвистика, психолингвистика, этнопсихология и др. этнопсихология и др.

Психология управления - изучает проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, закономерности социально- психологического воздействия на людей. Психология управления - изучает проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, закономерности социально- психологического воздействия на людей.

Объектом психологии управления являются Объектом психологии управления являются формы взаимодействия людей, формы взаимодействия людей, психологические аспекты отношений людей в структурах, группах и коллективах. психологические аспекты отношений людей в структурах, группах и коллективах. Психология управления изучает психологические закономерности реализации управленческих функций. Психология управления изучает психологические закономерности реализации управленческих функций.

Объект и предмет социологии управления Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Социология как научная дисциплина возникла в середине XIX в. во Франции. Впервые понятие «социология» введено французским ученым О. Контом. Социология как научная дисциплина возникла в середине XIX в. во Франции. Впервые понятие «социология» введено французским ученым О. Контом.

Социология (от лат. societas общество и logos слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. (от лат. societas общество и logos слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. свыше 40 отраслей). С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. свыше 40 отраслей).

Объект социологии управления - управленческие процессы в обществе, его отдельных подсистемах, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Объект социологии управления - управленческие процессы в обществе, его отдельных подсистемах, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, это степень взаимозависимости, готовности или неготовности к взаимосодействию субъекта и объекта управления. Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, это степень взаимозависимости, готовности или неготовности к взаимосодействию субъекта и объекта управления.

Общие принципы научной деятельности Общие принципы научной деятельности начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей; начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей; необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников; необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников; необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках; необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках; исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами. исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.

Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов: Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов: 1) целью и характером задач, решаемых входе исследования; 1) целью и характером задач, решаемых входе исследования; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника. 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.

Классификация методов по степени общности 1. Всеобщий, или философский метод. 1. Всеобщий, или философский метод. Метод материалистической диалектики - явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития Метод материалистической диалектики - явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития

2. Общенаучные методы: метод научной абстракции состоит в отвлечении от внешних явлений и выделении глубинной сущности процесса. метод научной абстракции состоит в отвлечении от внешних явлений и выделении глубинной сущности процесса. метод анализа и синтеза - исследуемое явление расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину; метод анализа и синтеза - исследуемое явление расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину; метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным; метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным; исторический метод - выявляет социальные закономерности развития явлений; исторический метод - выявляет социальные закономерности развития явлений; метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному; метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному; единство качественного и количественного анализа. исследуют и количественные взаимосвязи, социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. единство качественного и количественного анализа. исследуют и количественные взаимосвязи, социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество.

генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития; генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития; конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.; конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.; методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.; методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.; метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.; метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.; системно-структурный uлu структурно-функцuональный метод направлен на выяснение целостности, выделение компонентов системы, выяснение способа их взаимосвязи и функций. системно-структурный uлu структурно-функцuональный метод направлен на выяснение целостности, выделение компонентов системы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д.

Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.