Управление юридическими рисками в системе экономической безопасности медиахолдинга Москва, 2012 Негосударственное образовательное учреждение «Московская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
1 Передача МРСК Северо-Запада полномочий Единого Исполнительного Органа РСК.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Выполнил: Бичель Игорь Станиславович Руководители: старший преподаватель Кожич П.П., старший преподаватель Карачун И.А. Минск 2012 Применение информационных.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ презентацию выполнила студентка 1 курса ФМЭСИ 412 гр. Ситова Дарья Преподаватель: Зотова Ирина Васильевна 2017 год.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
1 тема Руководитель Студентка. 2 АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ВАР Актуальность темы дипломного проекта состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные);
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Тема: «Формирование системы менеджмента детского кафе» Выполнил студент Группы Бабогло А.Г. Проверил преподаватель: Бакуменко О.А.
Контроль операций с ценными бумагами. Вопросы и проблемы. А.В. Макаров ОАО Внешторгбанк Управление внутреннего контроля.
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
1 НИУ ВШЭ Преподаватель - Крылова Д.В. Президент Общественного Фонда «Деловая перспектива» Москва, 11 февраля 2013 г. Созданиебизнес-плана.
Транксрипт:

Управление юридическими рисками в системе экономической безопасности медиахолдинга Москва, 2012 Негосударственное образовательное учреждение «Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) «Мастер делового администрирования» Слушатель гр. МВА ____ Научный руководитель

Актуальность исследования Деятельность всех субъектов хозяйствования непрерывно связана с понятием «риск». Это обусловлено тем, что большинство управленческих решений принимается в условиях неопределенности. Рискам подвержены все виды деятельности, которые осуществляет предприятие любой отрасли экономики и формы собственности. Изучению процесса управления рисками в медиахолдингах уделяется незаслуженно мало внимания. Актуальность темы исследования определяется перспективностью развития российского медиа-бизнеса и наиболее крупных участников этого рынка - крупных государственных и частных холдингов. В настоящий момент идет активный процесс создания цивилизованного медиа-рынка на территории России. Параллельно с этим проходит консолидация отрасли, т.е. крупные компании наращивают свое присутствие на рынке посредством механизмов слияния и поглощения. Это привлекает дополнительное внимание к вопросам управления рисками вообще и к правовым рискам в частности. 2

Проблема исследования, гипотеза и цель исследования Проблема исследования: изучение системы управления правовыми рисками в сфере российского медиа-бизнеса ранее не проводилось. Гипотеза исследования: эффективное управление правовыми рисками медиахолдинга способствует повышению его экономической безопасности. Цель исследования: разработка методических положений и научно- практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления правовыми рисками в медиахолдингах. 3

Краткие выводы по обзору литературы Под медиахолдингом понимается корпоративная структура, действующая на рынке массмедиа (печатные СМИ, радио, телевидение, киноиндустрии, интернет) с целью получения прибыли и с миссией, направленной на удовлетворение культурных, развлекательных, информационных и других запросов широкой аудитории (зрителей, слушателей и читателей). Методологические подходы к обеспечению безопасности медиахолдинга должны основываться на комплексном взаимодействии субъектов обеспечения безопасности, объектов безопасности с применением четко определенных средств и механизмов при условии соблюдения целей и задач системы безопасности. Эффективность системы экономической безопасности бизнеса напрямую зависит от устойчивости правовой среды, в рамках которой осуществляет свою деятельность медиахолдинг. Правовые риски в деятельности медиахолдинга следует отнести к внутренним, организационным. Цель управления правовыми рисками – минимизация возможных потерь с учетом стоимости их контроля. Весь процесс управления правовыми рисками медиахолдинга должен быть неразрывно связан с бизнес-процессами и должен быть ориентирован на поиск и принятие конкретных решений, которые позволят минимизировать возможные убытки. Основным методом минимизации правового риска, контролируемого на уровне холдинга, является разработка организационной структуры, внутренних правил и процедур таким образом, чтобы исключить или минимизировать возможность возникновения факторов правового риска. При этом особое внимание обращается на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым сделкам. 4

Методология исследования Вопросы исследования: рассмотреть современное состояние медиа-рынка России; провести анализ среды функционирования медиахолдинга; провести анализ внешних и внутренних факторов функционирования медиахолдинга на рынке; провести анализ существующих рисков в деятельности медиахолдинга; провести анализ системы управления юридическими рисками в системе экономической безопасности медиахолдинга; разработать организационные и методологические аспекты совершенствования системы управления правовыми рисками российского медиахолдинга. Методы исследования: Сравнительный анализ; Системный анализ; SWOT-анализ; PEST-анализ; Экспертная оценка. 5

Характеристика отдельных конкурентных факторов на медиарынке 6 Факторы Минимальные характеристики Шкала оценок, баллы (для каждого фактора отдельно) Максимальные характеристики Темп ростаотсутствуют+высокий Барьеры вступления на рынок отсутсвуют+вступление невозможно Уровень конкурентного соревнования невысокий+высокий Дифференциация товаровмонотовар+широкий ассортимент Качественные требования к товарам низкие+высокие Влияние поставщиковневысокое+поставщик-монополист Технологическая оснащенность Обычные технологии +высокие технологии Уровень инновацийотсутствуют+частые инновации Уровень менеджментанизкий+ современный менеджмент

Количественная оценка конкурентных факторов на медиарынке 7 ФакторОценка Власть поставщиков (партнеров)2 Власть потребителей4 Новые конкуренты5 Товары заменители5 Конкуренция в отрасли (средневзвешенное значение факторов)4 Конкуренция Появление новых конкурентов Появление новых товаров- заменителей Рыночная власть поставщиков Рыночная власть потребителей

SWOT-анализ деятельности медиахолдинга 8 Возможности: - дальнейшее продвижение на федеральный и региональный рынок, увеличение доли медиарынка - увеличение привлечения внимания потребителей за счет различных маркетинговых инструментов - расширение количества медиапродуктов - сокращение издержек на ведение основной деятельности - использование новых технологий - увеличение медиа активов Угрозы: - увеличение количества организаций-конкурентов на федеральном и региональном рынке - процессы слияния и поглощения на медиарынке, интеграция наиболее сильных участников, возрастание конкуренции - снижение экономических результатов - «потеря» внимания целевой адитории - влияние государства на медиарынок Сильные стороны: - оптимизация расходов на разработку медиапродуктов - сокращение маркетинговых расходов - качественное оборудование и технологии - высокое качество медиапродукта - корпоративное управление - стабильность деятельности - корпоративные финансы Расширение «линейки» медиапродуктов Работа с новым сегментом для более широкого охвата рынка Политика оптимизации расходов Расширение направлений деятельности, диверсификация Политика спонсорства и благотворительности Проведение различных мероприятий по повышению лояльности потребителей медиауслуг Слабые стороны: - сложность управления медиахолдингом - повышение рисков коммерческой деятельности в результате увеличения структуры медиахолдинга Стратегия роста объемов основной деятельности Формирование стратегии-культуры и персонал-стратегии Расширение доли рынка Формирование и поддержание имиджа Повышение адаптируемости к изменениям среды за счет повышения квалификации персонала Разработка программ по снижению и управлению рисками

PEST-анализ деятельности медиахолдинга 9 Политические факторы Влияние экономики Текущее законодательство на рынке (10) Будущие изменения в законодательстве (10) Европейское/международное законодательство (10) Регулирующие органы и нормы (10) Правительственная политика, изменение (9) Государственное регулирование конкуренции (10) Торговая политика (рекламная деятельность) (9) Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции (9) Выборы на всех уровнях власти (8) Финансирование, гранты и инициативы (8) Группы лоббирования/давления рынка (9) Международные группы давления (9) Экологические проблемы (2) Прочее влияние государства в отрасли (6) Экономическая ситуация и тенденции (10) Динамика ставки рефинансирования (8) Уровень инфляции (9) Инвестиционный климат в отрасли (9) Заграничные экономические системы и тенденции (9) Общие проблемы налогообложения (9) Налогообложение, определенное для продукта / услуг (10) Сезонность / влияние погоды (5) Рынок и торговые циклы (8) Платежеспособный спрос на рекламу (9) Специфика оказания рекламных услуг (9) Потребности конечного пользователя (аудитории) (10) Обменные курсы валют (8) Основные внешние издержки (8) Энергоносители (7) Транспорт (6) Коммуникации при ведении бизнеса (9)

PEST-анализ деятельности медиахолдинга 10 Социокультурные тенденцииТехнологические инновации Демография (8) Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы (8) Структура доходов и расходов населения (9) Базовые ценности (9) Тенденции образа жизни (10) Бренд, репутация холдинга, имидж (10) Модели поведения потребителей (9) Мода и образцы для подражания (9) Главные события и факторы влияния (8) Мнения и отношение потребителей (10) Потребительские предпочтения (9) Этнические / религиозные факторы (7) Реклама и связи с общественностью (10) Развитие конкурентных технологий для производства новых медиапродуктов (10) Финансирование исследований и разработок (6) Связанные / зависимые технологии (9) Замещающие технологии / решения (9) Зрелость технологий (9) Изменение и адаптация новых технологий (9) Информация и коммуникации, влияние сети Интернет (9) Законодательство по технологиям (9) Потенциал инноваций (9) Доступ к технологиям, лицензирование, патенты (9) Проблемы интеллектуальной собственности (10)

Рыночная доля медиахолдингов на различных рынках масс медиа (по доле аудитории), % 11 Газпром-Медиа Холдинг Проф-Медиа

Оценка рисков деятельности медиахолдинга на рынке, % 12

Схема по управлению рисками Газпром- Медиа Холдинг 13 Совет директоров Уровень 2 – КОМПАНИЯ – управление рисками на уровне медиа компании Генеральный директор Начальники отдельных подразделений компании Правление Руководство холдинга Департамент внутреннего аудита, Правовой департамент Служба внутреннего аудита, Правовой отдел, риск-менеджеры Уровень 1 – ХОЛДИНГ – определяет политику управления рисками всего медиахолдинга

Основные выводы по результатам исследования 1. Медиарынок представляет собой сложную систему, со своей структурой, иерархией отдельных элементов и их взаимосвязями. В деятельности медиахолдингов существуют положительные тенденции, позволяющие при необходимости избежать основных угроз как в финансовой, так и в основной деятельности организации. Залогом этого является корпоративная структура медиахолдинга и финансы, значительное влияние масс медиа на политическом рынке России. 2. К основным угрозам в деятельности медиахолдингов следует отнести: действия государства и региональных властей для регулирования медиарынка, которые могут привести к ухудшению условий существования медиахолдинга на рынке (налоговые изменения, правовые ограничения и т.п.); экономический кризис (сегодня существует вероятность того, что нестабильная ситуация в Европейском союзе может оказать влияние и на Россию), который может снизить результаты экономической деятельности (например, снижение доходов от рекламы и т.п.). 3. Наибольшую угрозу для медиахолдинга представляют конкурентные и политические факторы. В тоже время большие возможности дают предприятию технологические и социальные факторы внешней среды. 4. Существенное влияние на развитие медиахолдинга, рост доходов и его положение на рынке оказывают следующие тенденции: значительное влияние государства на бизнес существующих субъектов медиарынка (в т.ч. и регионального законодательства и органов власти); выход новых медиахолдингов и компаний на рынок; распределения медиарынка и его отдельных секторов между крупными компаниями и медиахолдингами; ужесточение конкуренции на медиарынке. 14

Основные выводы по результатам исследования 5. В деятельности Газпром-Медиа Холдинга руководством выделяются следующие основные категории рисков: рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности, операционный риск, риск влияния. 6. Цель управления рисками, как составной части процесса управления – обеспечение устойчивого развития холдинга в рамках реализации стратегического плана. Руководство Газпром-Медиа Холдинг не выделяет правовые риски в отдельную существенную категорию рисков. При этом в качестве одного из перспективных направлений развития холдинга руководство рассматривает определение принципов управления юридическими рисками. В холдинге не существует отдельного подразделения по управлению рисками. 7. В 2010 году ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» внедрил единую учетную систему, которая интегрирована с операционными системами, применяемыми в холдинге. Таким образом, правовые риски были минимизированы за счет корпоративной системы управления с едиными стандартами в области подготовки документов, юридического сопровождения договоров, внесения оперативных коррекций в случаях изменений законодательства. 8. Для минимизации правовых рисков в холдинге и дочерних компаниях используется информационно-правовая система «ГАРАНТ», что позволяет сотрудникам правовых отделов (Департамента, юристам), финансовым и бухгалтерским отделам (специалистам) и руководителям получать доступ к актуальным изменениям законодательства и организовывать повседневную деятельность на их основе. 9. В современной ситуации развития медиахолдингом существует необходимость выделения правовых рисков в отдельную категорию. Это связано с корпоративной структурой Газпром- Медиа Холдинг, различными сферами деятельности компаний холдинга, что приводит к многообразию совершаемых сделок. 15

Направления и мероприятия совершенствования управления юридическими рисками медиахолдинга Учитывая, что в медиахолдингах (определено на основе оценки деятельности крупнейшего медиахолдинга - Газпром-Медиа Холдинг) не выделяются правовые риски в отдельную категорию риска и вопросы управления рисками находятся только в стадии выработки принципов их минимизации, необходимым выглядит осуществление следующего: Определение цели, задач и принципов управления правовым риском. Определение причин возникновения правового риска. Определение этапов и методов управления правовым риском. Определение принципов и подходов к оценке правового риска. Разработка Положения об организации управления правовым риском, которое будет включать обозначенные выше подходы. Реализация соблюдения Положения об организации управления правовым риском во всех структурных подразделениях (отдельных медиакомпаниях) холдинга. Закрепление полномочий по управлению правовыми рисками холдинга за отдельным подразделением медиахолдинга. Контроль и коррекция системы управления правовыми рисками холдинга (порядок осуществления контроля за эффективностью управления правовым риском). 16

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий Основной целью системы параметров управления правовым риском является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения в отношении определенного направления деятельности холдинга (дочерней компании) по снижению влияния правового риска на холдинг в целом. Для оценки уровня правового риска предлагается использовать следующие параметры: возрастание (сокращение) количества жалоб и претензий к холдингу (дочерним компаниям); увеличение (уменьшение) случаев нарушения законодательства РФ, в том числе о рекламе, коммерческой тайне и ограничении монополистической деятельности; увеличение (уменьшение) числа и размеров выплат денежных средств холдингом (дочерними компаниями) на основании постановлений (решений) судов, решений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством РФ, а также соотношение числа и размеров судебных исков, по которым произведены выплаты холдинга и в пользу холдинга; применение мер воздействия к холдингу со стороны органов регулирования и надзора, динамика применения указанных мер воздействия. 17

Спасибо за внимание!