ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Advertisements

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Это часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста комментарии к тексту.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Как писать сочинение (часть С) ( Алгоритм написания, строение, основные положения)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Методика работы с текстом Люлюкова М.Н., методист ЦПКИМР по русскому языку и литературе.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
1 Работа над исходным текстом.. 2 Исходный текст- текст, предложенный ученику на экзамене. Проблема (К1) – основной вопрос, который больше всего волнует.
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан Выполнила Бадягина Екатерина,
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Транксрипт:

ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С)

1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили речи : публицистический художественный

2. Формулируем проблему. Проблема (греч. – задача, задание) – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Перед вами рассуждение в публицистическом стиле. Композиция : тезис, доказательства, вывод. Обратите внимание на первый и последний абзацы. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней.

Внимательно перечитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может пункт А 29. Желательно, чтобы проблема была сформулирована вами именно в форме вопроса. Работать от начала до конца нужно только над одной проблемой (вопросом). На всех этапах работы ( комментарий, позиция, аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

Особенности работы с текстом художественного стиля. Проблема в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чем поразмышлять.

Поставить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения основной мысли текста. Найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

3. Переходим к комментарию. Комментарий – 1)а) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. 2) а) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо; б) информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни ( по Современному толковому словарю русского языка Т.Ф.Ефремовой).

комментарий текстуальный концепционный Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы, то есть прослеживать ход авторской мысли. Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы (отрыв от текста), и в этом трудность.

Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники. В комментарии вы можете указать разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор; что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения); какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом; на какие авторитетные наблюдения он ссылается.

При написании комментария обращаем внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, его переживания, чувства, цитаты, на которые он опирается. Таким образом, комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным. Внимание! Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленному вопросу.

4. Формулируем позицию автора. Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте ее своими словами, подтвердив цитатой из текста.

5. Выражаем свое отношение к проблеме. После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

6. Приводим аргументы. « Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». (В.И.Даль) Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Типы аргументов: - логические (факты, теории, гипотезы, аксиомы, статистические данные, законы природы и юридические документы, свидетельства очевидцев; - иллюстративные (конкретные примеры из жизни, из художественных произведений; - ссылки на авторитет (цитаты, мнения известных ученых, общественных деятелей.

Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.

7. Работаем над заключением. Последней частью вашей работы должно стать заключение, где необходимо вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Методика работы с текстом Проблема Комментарий Позиция автора Моя позиция 1-ый аргумент 2-ой аргумент Заключение Проблема Комментарий Позиция автора Моя позиция 1-ый аргумент 2-ой аргумент Заключение

Формирование проблемы 1-ый вопрос 2-ой вопрос 3-ий вопрос проблема

Поиск комментария проблема цитаты впечатления автора наблюдения автора события диалоги анализ отбор анализ отбор комментарий

Формулирование позиции автора проблема ( вопрос ) позиция автора ( ответ )

Формулирование своей позиции Позиция автора Согласен Не согласен Моя позиция

Аргументация Моя позиция Литературный аргумент Фактический аргумент

Заключение Проблема Комментарий Позиция автора Моя позиция Аргумент 1 Аргумент 2 ВЫВОДВЫВОД