Информационное право как отрасль права. Понятие информации Менялось в времени: до XIX в. в значении акцент ставился на движении информации; с начала XX.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всероссийский научно-технический информационный центр ВНТИЦ - один из крупнейших информационных центров страны, формирует национальный фонд отчетов о научно-исследовательских.
Advertisements

Сведения ( сообщения, данные ), независимо от формы их представления ( Закон « Об информации, информационных технологиях и защите информации » 2006 г.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Электронные издания в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» Джиго А.А. Российская государственная библиотека ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ.
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
Федеральный закон от г. 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ - основной закон,
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Лекция 7 Электронный документооборот. 2 Документ Документ - Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЖИМУ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ДОСТУПА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Нормативная база создания и использования информационных ресурсов.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЕЁ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ ТТИ ЮФУ Коробилов Юрий Борисович.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Система юридически значимого электронного документооборота с Электронной Цифровой Подписью ГНИВЦ Курьер Москва2005.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Транксрипт:

Информационное право как отрасль права

Понятие информации Менялось в времени: до XIX в. в значении акцент ставился на движении информации; с начала XX в. – на ее содержании; Изучается философией, математикой, теорией связи, естественными науками; «Мы не можем дать исчерпывающего определения таким понятиям как материя, энергия и информация» /Штейнбух/; «Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» /словарь Ожегова/.

Легальное понятие информации информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель ;

Сравним с этим определением документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения /фз «Об обязательном экземпляре документов»/

Юридические свойства информации Субстанционально несамостоятельна /не существует вне материи/; Неисчерпаема, неуничтожима, непотребляема, что дает возможность ее неограниченного распространения; Связь с материальным носителем /две точки зрения: независима от материального носителя; не существует без материального носителя/

Виды информации Свободная Связанная Мертвая Документированная И т.д... Правовой режим можно установить только в отношении документированной информации.

Предмет информационного права 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.

Закон НЕ регулирует однородные общественные отношения Они объединены только информацией; Регулируются отношения, где объектом выступают производные от информации продукты и деятельность, связанная с ними; Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация. /словарное понятие. Легального нет/

К какой отрасли права относится информационное? К конституционному /ст. ст.: 29.4; 23.1; 23.2; 29.1; 29.3; 29.5; 33; 42; 44.1; 44.2; 48 и т.д./ К административному: регулирует отношения в сфере госуправления; К гражданскому; Комплексное

Понятие информационного законодательства и его система Из истории:1995 – фз«Об информации, информатизации и защите информации»; 1996 – фз «Об участии в международном информационном обмене»

Современное законодательство Фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Цель – рамочное регулирование

Новации Даны понятия: информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети; документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Законом устанавливается классификация информации 3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается /ст 5.3/

Ст.6 Определяет обладателя информации, его права и обязанности;

Ст.7 Дает понятие общедоступной информации: 1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. 2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. 3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Ст. 8 Право на доступ к информации Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ст. 9. Ограничение доступа к информации 1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. 3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. 5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. 6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Ст 10. Распространение информации или предоставление информации 1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. 6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ст11. Документирование информации 1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. 2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. 5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

Статья 13. Информационные системы Статья 14. Государственные информационные системы

Ст 15. Использование информационно- телекоммуникационных сетей 1. На территории Российской Федерации использование информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. законодательства

фз « О связи» Устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией РФ; Определяет полномочия органов госвласти по регулированию этой деятельности; Права и обязанности физ и юрлиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи

Фз «Об электронной цифровой подписи» Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Ст 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи 1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. 2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Ст 5. Использование средств электронной цифровой подписи 1. Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в: информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром; корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.

Глава III. УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ЦЕНТРЫ 1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.

Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ Статья 16. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе

Фз «Об обязательном экземпляре документов» определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.

Законом установлены виды обязательных экземпляров документов обязательный федеральный экземпляр - экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;

обязательный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры изготовленных на территории субъекта Российской Федерации или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации субъекта Российской Федерации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;

обязательный экземпляр муниципального образования - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;

национальный библиотечно- информационный фонд документов Российской Федерации - собрание всех видов документов, комплектуемое на основе обязательного экземпляра, распределяемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, предназначенное для постоянного хранения и общественного использования и являющееся частью культурного достояния народов Российской Федерации.

Ст 4. Цели формирования системы обязательного экземпляра комплектование полного национального библиотечно- информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия; осуществление государственного библиографического учета; организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации; использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей; государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации; подготовка и выпуск сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации в соответствии с видами получаемых документов; (в ред. Федерального закона от N 28-ФЗ)закона (см. текст в предыдущей редакции)редакции информирование общества о получаемых документах всех видов; и тд

Ст 5. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения; издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно- точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи); официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер; аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей; электронные издания - документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях;

неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно- конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы); патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности; программы для электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе; (стандарты; комбинированные документы - совокупность документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных). 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации и обязательного экземпляра муниципального образования.

Фз «О средствах массовой информации» Регламентирует отношения, возникающие в процессе организации и функционирования сми

Фз «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Фз «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

Фз «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Содержат статьи, посвященные информации Фз «О рекламе» Фз «О библиотечном деле» Фз «Об архивном деле в РФ» Фз «О почтовой связи» Фз «О естественных монополиях» Фз «О недрах»

Подзаконные акты Указы Президента: О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне; Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера и тд.