Экология обучения и развития одаренных детей : методы, технологии и условия Василевская Е. В Василевская Е. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Advertisements

Это предполагает: приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Цель использования информационных технологий: Создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Анализ педагогической деятельности (участие в конкурсе по реализации проекта «Образование») Автор: Рыбкина Н.И., учитель МОУ-СОШ 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа 4 Инновационные педагогические технологии обучения.
LOGO Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 24 р.п.Юрты ДОКЛАД Информатизация образования - современное.
«ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника.
Транксрипт:

Экология обучения и развития одаренных детей : методы, технологии и условия Василевская Е. В Василевская Е. В.

« Дидактогения » ( неблагоприятное влияние методов обучения и вообще школьной образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста ) В школу в среднем поступают 20% детей, здоровье которых ниже нормы, а выходят после ее окончания уже 80% нездоровых детей Достаточно большой процент особо одаренных детей относятся к группе риска по показателям как физического, так и психологического и даже психического здоровья

Готовы ли мы и можем ли работать с одаренными детьми, достаточно ли у нас профессионализма, чтобы обучать и развивать одаренных детей, « не насилуя природу их развития »?

экология обучения и развития одаренных детей выявление технологии среда соответствие природе развития одаренности

Основные этапы развития детей с признаками одаренности 1 этап. Выявление и отбор Требования к методикам : обеспечить возможность нахождения и отбора для данного образовательного учреждения ( программы ) « своего ученика » Методы : - наблюдения родителей и учителей, - диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам ( обычно повышенной трудности и объема ) и в данном образовательном учреждении. - Общая групповая диагностика, индивидуальная ; собеседование, пробный урок ( игра, тренинг ).

Психолого - педагогические диагностики детей с признаками одаренности с целью их отбора при приеме на обучение в конкретное образовательное учреждение : - Ю. Д. Бабаева, 1997; - Богоявленская с соавт., 2005; Л. И. Ларионова с соавт., 2001; В. И. Панов, 2001, 2002; - Психология одаренности : от теории к практике, 2000; - Рабочая концепция одаренности, 1998, 2003; - А. И. Савенков А. И., 2001; - Учителю об одаренных детях, 1997, 2002; - М. А. Холодная, 1996; - В. Д. Шадриков, 1991; - Е. И. Щебланова, 2004; - Н. Б. Шумакова, 2004; - В. С. Юркевич, 1996 и др.

2 этап. Разработка образовательных технологий для обучения и развития одаренных детей Основной метод : ранняя профилизация обучения посредством насыщения, углубления и обогащения предметного или междисциплинарного обучения Ограничение : традиционная парадигма обучения.

Поддерживающее обучение - процесс и результат такой учебной ( а в результате и образовательной ) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Инновационное обучение - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду.»

Образовательные технологии, построенные в традиционной парадигме « поддерживающего обучения » построены на принципе трансляции ( передачи ) и воспроизведении учеником готовых образцов человеческой деятельности ( развитие репродуктивных способностей ). Творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются в этой ситуации по сути стихийно.

ВАЖНО ! Ограничение развития одаренных детей углублением и обогащением предметного содержания обучения не только не способствует развитию творческого потенциала одаренных детей, НО препятствует проявлению творческой природы развития психики одаренного ребенка и проявлению и развитию его творческого потенциала ( креативности ).

ОДНАКО излишнее увлечение углубленным, обогащенным и рано профилированным ( по виду одаренности ) обучением приводит к отождествлению и подмене личностного развития одаренного ребенка развитием его предметных знаний, умений и соответствующих способностей.

3- й этап. Образовательная среда для обучения и развития одаренных детей Многопрофильное образовательное пространство : разные виды учебной и внеурочной деятельности, что предоставляет обучающимся и педагогам различные возможности и формы работы по проявлению и развитию творческого потенциала обучающихся в разных формах и видах деятельности

ВАЖНО ! Одаренные дети, способные быстро усваивать конкретный учебный предмет : - ускоренное прохождение учебной программы, свободное продвижение по классам ; - дистанционное обучение ; - свободное посещение ; - консультативные встречи с преподавателем вместо уроков ; - творческие отпуска ; - специальное индивидуальное расписание ( посещение уроков по интересующим темам в старших классах и т. д.).

ВАЖНО ! На этапе начального обучения, когда чрезмерная ориентация на формирование навыков учебной деятельности может стать барьером и для проявления творческого потенциала обучающихся и для его развития максимальное использование игровых и творческих методов обучения

Одаренный ребенок, подобно бабочке, летящей на свет, точно также стремится ко всему нашему обучению и жадно впитывает все, чему его обучают, удовлетворяя свою трудно насыщаемую потребность в познании Т. В. Хромова

Важным для одаренного ребенка является не столько учебный процесс, сколько он сам в этом процессе, он должен понять самого себя в этом процессе, его место в этом классе, в этой жизни ! Основная школа ( предпрофильная подготовка ), старшая школа ( профильное обучение ) « нефронтальные » методы обучения

4- й этап. Проблема сохранения одаренности Необходимое условие сохранения одаренности одаренных детей : подготовка их к применению своих интеллектуальных возможностей для формирования стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

Условия обучения одаренных детей Приоритет : Приоритет : - коммуникативные и проектные методики с использованием современных ИКТ ; - разноуровневое обучение ; - индивидуальные занятия - консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

Учебно - методические этапы процесса обучения в школе : 1) Мотивационный (1-4 класс ) – ребенок соорганизатор учебного процесса 2) Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности (5-7 класс ) - создание ситуаций для исследования через интересные проблемные ситуации 3) Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности (8-11 класс ) – личное и социальное развитие

ВАЖНО ПОМНИТЬ !!! Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, и делают его другим. Быть профессионально и психологически готовым работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

Профессиональный уровень учителя : виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно - компетентностный подход к обучению. Сверхзадачей педагогов не подготовка профессиональных лингвистов или специалистов конкретных профессий. Главная цель работы - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Интернет - технологии в обучении и развитии одаренных детей

1) Мотивация учебной деятельности одаренных детей - высокий уровень познавательной мотивации, НО мотивации ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ); - познавательные вопросы ( не получают ответов – негативно сазывается на развитии способностей ; - использование ИТ облегчает самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы

Методическая помощь одаренным детям и подросткам, готовым применять ИТ : составление каталогов информационных ресурсов, разработка печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовка для детей разного возраста наборов развивающих информационных блоков, дополнении списков « часто задаваемых вопросов » (Frequently Asked Questions, или FAQ) списками « нечасто задаваемых вопросов »

Цель : стимулировать познавательные интересы учащихся ; подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах 2) Легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками, что оборачивается существенным повышением сложности педагогических задач, стоящих перед учителем ВАЖНО ! одаренный школьник нередко теряет интерес к учебе.

При работе с одаренными учащимися важно дифференцировать первичные наклонности и вторичные реакции !!! При работе с одаренными учащимися важно дифференцировать первичные наклонности и вторичные реакции !!! интеллектуальные акселераты ( вундеркинды ) Для одаренного ребенка характерны критический стиль мышления и готовность подвергать все сомнению, он не склонен рассматривать мнение учителя как истину в последней инстанции. Применение ИКТ - альтернатива, способная повысить степень полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения

Электронные учебники не всегда одаренный ребенок способен самостоятельно привести знания в систему С помощью Интернета одаренные дети ищут и находят коммуникативных партнеров со сходными познавательными интересами

3) Повышенная самостоятельность одаренных детей - существенно меньший объем помощи со стороны взрослых в которой они нуждаются в ходе обучения : - ознакомление со стратегиями обучения, - обучение эффективным методам, самостоятельного поиска полезной информации, - фильтрация информационных источников, - оценка характера тех знаний, которые необходимо накопить и привлечь для поиска решений в конкретных проблемных ситуациях, - нахождении метода решения задач и т. п.

в познавательной активности одаренных детей и подростков самостоятельность проявляется - в постановке исследовательских проблем в осваиваемой предметной области, - в последовательности освоения предметной области, - в поиске решений – независимо от того, известен или нет метод, приводящий к правильному результату.

типичные направления построения одаренными детьми и подростками автономных образовательных стратегий : а ) углубленно и детально изучается некоторая, часто чрезвычайно узкая, тема из перечня школьных предметов, при этом частично или полностью игнорируются другие, даже близкие темы - ориентация на узкую специализацию, отрицание цели всестороннего образования

б ) происходит ознакомление, нередко поверхностное, с max доступным объемом информации по различным разделам изучаемой предметной области, НО при этом не проявляется углубленный интерес к конкретному разделу - приобретается определенная эрудиция, граничащая с поверхностностью

в ) Глубоко изучаются избранные разделы, которые имеют отношение к определенной интересующей одаренного ребенка или подростка проблеме, НО данный отбор я часто не имеет логики, производится субъективно или на основе случайных рекомендаций других людей. Результат : выбранный для глубокого освоения материал может охватывать весьма разнообразные предметные области, в т. ч. далекие от исходно заинтересовавшей школьника проблемы.

г ) Постепенное, тщательное и углубленное освоение предметной области, выходящей за рамки школьной программы + специализированные вузовские курсы. Это хорошо, если цель - высокое качество освоения знаний !!! Выработавший и реализующий самостоятельную стратегию обучения ребенок нуждается в понимании и доброжелательном отношении

Современные ИТ - большие возможности в порождении и использовании саморегуляционных стратегий обучения Интернет и аспекты индивидуализированного обучающего процесса : 1) Свобода в выборе предметов познания, форм и способов осуществления познавательной деятельности 2) в любой момент ребенку может быть предоставлена необходимая помощь со стороны обучающей системы

3) компьютер - помощник, советчик, НО не строгий и авторитарный наставник. Диалог ребенка со взрослым интериоризируется в качестве обучающей техники. Результат : Результат : постепенно происходит переход от контроля со стороны окружающих к самоконтролю. Использование ИТ в обучении существенно меняет условия и формы реализации учебной деятельности ребенка.

НО Интернет может и негативно влиять на работу учащихся ( в т. ч. одаренных ) по подготовке самостоятельных докладов и сообщений ( плагиат ) ВАЖНА ПОМОЩЬ ! Выработка учителем - этикета, определяющего правила использования информационных массивов, - системы стимулов, побуждающих учащихся к творческой и самостоятельной работе с готовыми знаниями.

4) Креативность. Актуальность проблемы изучения возможностей и методов стимуляции творчества в условиях информатизации Интернет - технологии могут выполнять функции своеобразных творческих лабораторий. Интернет расширяет коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности :

- тематическое разнообразие конкурсов и олимпиад ; - изобразительное искусство ( компьютерная графика, дизайн, анимация ; посещение знаменитых музеев и т. п. ), НО - вместе с тем поглощенность компьютерной музыкой, графикой и анимацией может впоследствии обернуться для художественно одаренных детей жизненной неудачей

5) Перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполняемой деятельности - невозможность достигнуть поставленной цели порождает стрессы (« совершенству нет предела », а « лучшее – враг хорошего ») ИТ не облегчают, но и усложняют реализацию действий : безгранично расширяют доступные каждому информационные, вычислительные и даже художественные ресурсы.

Педагогу важно найти творческое применение ИТ на уроке и в домашней подготовке учащихся